Форум » Эвристическое обучение » Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? » Ответить

Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе?

Скрипкина Ю.В.: Вопрос обладает уникальным свойством – он содержит и знаниевую часть (предпосылку вопроса), и творческую, направленную на отделение знания от незнания. Поэтому и объем содержащегося в вопросе знания может быть разным. Познакомьтесь со статьями А.Д. Короля о методе эвристического диалога: http://eidos.ru/journal/2007/0222-6.htm http://eidos.ru/journal/2005/0518.htm http://eidos.ru/journal/2002/0418.htm Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? Проведите небольшое исследование на эту тему. Во время участия в форуме вам необходимо выполнить две различные функции – участника обсуждения и организатора обсуждения. Соответственно, Вами решаются две разные задачи: Организатор обсуждения: сформулируйте не менее двух собственных проблемных вопросов, которые помогли бы вам в исследовании. Выскажите свои собственные суждения в отношении поднятых вами вопросов: сформулируйте «за» и «против» в них. Попытайтесь организовать выявление, постановку проблем, сопроводите их обсуждение в качестве его организатора. Участник обсуждения: выступите рецензентом высказываний других участников форума: найдите схожесть вашей позиции с позицией другого участника, и опровергните ее (найдите уязвимые места).

Ответов - 202, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Rec: Согласна с вами, но как оценить этот ученика в условиях школы? Философские ответы трудно оценить! Что в нём правильно, а что нет? Как это сделать правильно, при этом не навредить ребёнку

lena: Как правило, в вопросе содержится большее знание, чем в ответе. Грамотно сформулированный и заданный вопрос может свидетельствовать о компетентности, либо о ее отсутствии у того, кто этот вопрос задает. Вопрос открытого типа может предполагать ответ закрытого типа?

Nika: lena пишет: Как правило, в вопросе содержится большее знание, чем в ответе. Грамотно сформулированный и заданный вопрос может свидетельствовать о компетентности, либо о ее отсутствии у того, кто этот вопрос задает. Я абсолютно согласна с этим высказыванием, на своих урока я учу детей задавать вопросы, и, зачастую ответить на вопрос гораздо легче, чем правильно и грамотно его задать... Мои малыши уже понимают это.


Людмила Миронец: lena пишет: Как правило, в вопросе содержится большее знание, чем в ответе. Грамотно сформулированный и заданный вопрос может свидетельствовать о компетентности, либо о ее отсутствии у того, кто этот вопрос задает. Ребенок может быть и не компетентен в той или иной области, но отвечая на вопрос, учитель должен быть компетентен в ответе. И даже если вопрос задан не правильно, необходимо выяснить, о чем именно он хотел спросить. Тем самым научить ребенка задавать вопросы.

lena: Вопрос2.Вопрос-это свидетельство компетентности корреспондента или респондента?

Rec: Anyuta Я думаю, что в умном вопросе всегда есть ответ! Нужно только уметь задавать такие вопросы или творчески, нестандартно думать о том, что ответить на задаваемый ответ! Нужно увидеть его суть и тогда вы всегда правильно ответите на него хотя на 50%

chernysh: ИМХО, вопрос нельзя оценить количественно, можно только качественно

mery: впрочем как и ответ. но здесь еще один момент: качество понятие очень и очень относительное

John: mery пишет: впрочем как и ответ. но здесь еще один момент: качество понятие очень и очень относительное Конечно относительное. Качество не только в вопросах разное но и в оценивании ответов. Мы все прекрасно понимаем, что оценка знаний разными учителями разная у одних «3» стоит как «5» у других.

chernysh: Есть же определённые критерии оценивания ответа. Если следовать им, то большого расхождения быть не должно.

chernysh: mery пишет: впрочем как и ответ. Тут позвольте с Вами не согласиться. Ответ можно оценить количественно. Что и делается на уроках. С качеством, действительно, труднее. Тут преобладают эмоции.

mery: но может ли количественная оценка, даваемая ответу на уроке считаться объективной, правильной, адекватной или еще как-нибудь так? "пятерка" "пятерке" рознь. а если уж говорить об оценках на уроках, то кто вам мешает таким же образом как ответ оценить и вопрос? поставьте "три" за вопрос, отвте на который знает троечник в вашем классе, а "пять" - тому, на чей вопрос ответит только отличник. и никаких проблем

John: Абсолютно с вами согласен.

larisa: Многое зависит от природы вопроса. Например: На улице идет дождь? Для чего существует зонт? Где можно спрятаться от дождя? Что нужно одеть, чтобы не промокнуть? Категории вопросов очень многогранны. Так и полученные ответы, несут за собой определенный багаж знаний.

Anyuta: Лариса, а какие категории вопросов Вы выделяете? Да, есть репродуктивные, есть эвристические. А что подразумеваете Вы?

chernysh: Качественная оценка вопроса зависит от близости вопроса к обсуждаемой теме и, в то же время, от возможности увидеть предмет обсуждения с другой стороны. Например: "Какова целесообразность построения моста с точки зрения щуки?". (Автора не помню, из головы вылетела фамилия)

larisa: Ребенок маленький задает очень много вопросов, в начальной ребенок еще пытается задавать вопросы на уроках, в средней школе - редкие случаи задавать вопросы. А в старшем звене лишь единицы задают вопросы. Что происходит? Почему чем старше ребенок, тем меньше он задает вопросы? Может быть ребенок пытается сам найти ответы на вопросы своими силами, используя литературу, справочники, Интернет, пытается сам изучить объект теми способами и методами, которые ему знакомы. С другой сороны, ребенок уже не хочет получать новые знания об объекте(ему уже достаточно) или отбили желание задавать вопросы.

AlenaM: larisa пишет: Ребенок маленький задает очень много вопросов, в начальной ребенок еще пытается задавать вопросы на уроках, в средней школе - редкие случаи задавать вопросы. А в старшем звене лишь единицы задают вопросы. Что происходит? Почему чем старше ребенок, тем меньше он задает вопросы? Может быть ребенок пытается сам найти ответы на вопросы своими силами, используя литературу, справочники, Интернет, пытается сам изучить объект теми способами и методами, которые ему знакомы. С другой сороны, ребенок уже не хочет получать новые знания об объекте(ему уже достаточно) или отбили желание задавать вопросы. На мой взгляд, взрослые "убивают" у ребенка желание задавать вопросы. Ведь бесконечное "почему" плюс бесконечные бытовые, личные и т.д. проблемы посто побуждают желание у взрослых прекратить череду вопросов-почемучек, что как следствие вырабатывает у ребенка модель "вопросы-ответы": раз взрослые "отмахиваются" от ответов на вопросы, значит нужно меньше их задавать или взрослые сами не знают ответы на них.

chernysh: Присоединяюсь. Ну и классно-урочная система вносит своё. Приходится излишне любопытного (не по теме) ученика просить подождать с такими вопросами до перемены, но дети ждать не могут. Им нужно сейчас и немедленно. Два-три таких случая и ученик перестанет задавать вопросы даже по теме.

AlenaM: Уважаемые коллеги! Всем приятного вечера! Рада, что в нашем мире ести люди, которым важны не только свои проблемы, но и желание участвовать и обсуждать темы более широкого и глубокого смысла. На мой взгляд, во-первых, главное - это желание задавать и отвечать на вопросы. Согласитесь, ведь если у человека нет желания задавать вопросы, то ему не интересен мир и он не живет, а проживает жизнь. Во-вторых, оценить где больше знаний, наверно, трудно, да и зачем, ведь до сих пор, никто однозначно не доказал, что первично, мнения расходятся, и это прекрасно. В-третьих, достаточно трудно понять, а тем более оценить правильный вопрос или неправильный. Ведь ребенок, задавая вопрос, не "заморацивается" правильный вопрос не правильный, глупый не глупый, он просто задает и ждет ответа и главное нужно ответить.

larisa: AlenaM пишет: Согласитесь, ведь если у человека нет желания задавать вопросы, то ему не интересен мир и он не живет, а проживает жизнь. Согласна С Вами Алена. Задавая вопросы и получая на них ответы, человек "растет", получая новые горизонты для своих открытий, для получения опыта. Но важно, чтобы новые знания стали ступенькой нового открытия.

mery: larisa пишет: Согласитесь, ведь если у человека нет желания задавать вопросы, то ему не интересен мир и он не живет, а проживает жизнь. не соглашусь. просто в тот момент, когда вы беседуете с учеником (т. е. на уроке), он не хочет этого делать: ему не интересна тема, ему не интересны вы, ему не интересны одноклассники... сфера его интересов в другом месте, на другом объекте и с другими собеседниками... особенно остро это проявляется в подростковом возрасте. вы ведь не видите ученика 24 часа в суткии не можете знать где, кому и когда он задает вопросы и что это за вопросы. а вот наша задача сделать так, чтобы он удивился на нашем уроке и стал задавать нам вопросы. тогда процесс обучения на нашем уроке пойдет более продуктивно

John: AlenaM пишет: Уважаемые коллеги! Всем приятного вечера! Рада, что в нашем мире ести люди, которым важны не только свои проблемы, но и желание участвовать и обсуждать темы более широкого и глубокого смысла. На мой взгляд, во-первых, главное - это желание задавать и отвечать на вопросы. Согласитесь, ведь если у человека нет желания задавать вопросы, то ему не интересен мир и он не живет, а проживает жизнь. Во-вторых, оценить где больше знаний, наверно, трудно, да и зачем, ведь до сих пор, никто однозначно не доказал, что первично, мнения расходятся, и это прекрасно. В-третьих, достаточно трудно понять, а тем более оценить правильный вопрос или неправильный. Ведь ребенок, задавая вопрос, не "заморацивается" правильный вопрос не правильный, глупый не глупый, он просто задает и ждет ответа и главное нужно ответить. Уважаемая Алена. Конечно надо отвечать на вопросы, но самое главное как. В разное время, по разному и при этом как бы продолжая в правильном русле. Вот на пример: « Корень квадратный из «-1» чему равен? В школе обычном классе говорим, что он не существует, а вот в ВУЗе говорим, что он существует. Конечно самое главное не отпугнуть ответом на вопрос, желание ребенка познавать свой мир.

larisa: John пишет: самое главное не отпугнуть ответом на вопрос Уважаемый Джон. Я поддерживаю Вас. Овечать ребенку на вопрос надо в "рамках" его развития и немного приоткрывая дверцу в новое и неизведанное.

AlenaM: John пишет: Конечно надо отвечать на вопросы, но самое главное как. В разное время, по разному и при этом как бы продолжая в правильном русле. Вот на пример: « Корень квадратный из «-1» чему равен? В школе обычном классе говорим, что он не существует, а вот в ВУЗе говорим, что он существует. Конечно самое главное не отпугнуть ответом на вопрос, желание ребенка познавать свой мир. Согласна, коллега. Для взрослого человека, а тем более в вопросах "специальных" областей, уменее отвечать - это искусство, которое приходит годами на протежении всей жизни и путем кропотливых и усердных исканиях. Главное отвечая на "такие спецмальные" вопросы не убить желание познавать мир, а обнадежить ребенка, посеять веру в него, что все ваших руках: ищите, стремитесь, спрашивываете и пытайтесь на свои вопросы найти сами ответы.

Vera: AlenaM пишет: достаточно трудно понять, а тем более оценить правильный вопрос или неправильный. Ведь ребенок, задавая вопрос, не "заморацивается" правильный вопрос не правильный, глупый не глупый, он просто задает и ждет ответа и главное нужно ответить. Дорогая АленаМ, предлагаю выйти из плоскости правильный-неправильный. Давайте перейдем в плоскость: есть вопроос-нет вопроса. Согласитесь, хуже, если нет. А если вопрос у ребенка (человека) возник, значит в этот момент у него в этом есть потребность, этот вопрос призван удовлетворить эту потребность.

chernysh: Вопрос не может быть правильным или неправильным. А вот правильно или неправильно сформулированным-вполне. Значит, путём наводящих вопросов надо добиться правильной, понятной, но не искажающей первоначальный смысл формулировки и ответить.

Vera: Проблема: Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, как мало я знаю? Гипотеза: Если обозначать возникшее противоречие (нестыковку с тем, что знал и тем, с чем сталкиваюсь в настоящем) или проблему (недостаток чего-то в знаниях, умениях и т.д.) через формулирование вопроса(ов) (специальным образом оформленное высказывание), то можно расширить поле своего знания. Почему форма вопроса? Думаю, это продолжение мыслелеятельности. Это показатель включенности в процесс осознанного познавания, действительности, моя личностная заинтересованность в новом, могущем дать мне преимущества в социуме.

John: Vera пишет: Проблема: Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, как мало я знаю? Гипотеза: Если обозначать возникшее противоречие (нестыковку с тем, что знал и тем, с чем сталкиваюсь в настоящем) или проблему (недостаток чего-то в знаниях, умениях и т.д.) через формулирование вопроса(ов) (специальным образом оформленное высказывание), то можно расширить поле своего знания. Почему форма вопроса? Думаю, это продолжение мыслелеятельности. Это показатель включенности в процесс осознанного познавания, действительности, моя личностная заинтересованность в новом, могущем дать мне преимущества в социуме. Очень редко люди задают ,как вы говорите правильные вопросы, они их задают потому что им что то интересно, почему так а не иначе. Все знать в нашем динамично развивающемся мире нельзя, а вот многое можно и это в той области которая именно вам интересна на данном этапе вашей жизни.

chernysh: Пока до свидания. Всем приятной беседы. К сожалению, у нас уже глубокая ночь.

Valeriya: Всем добрый вечер, желаю присоединиться к вашему разговору:)) Надеюсь вы догадались кто это??

mery: ну вот 11-ти месячная дочь призывным "ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ" задал главный вопрос текущего момента "мама, а где еда?" (у нас уже 11 часов вечера, а мы ночью на грудном молоке спим). посему откланиваюсь честному народу. желаю всем найти ответы на свои вопросы и пусть они (ответы) вас не разочаруют. а я пошла давать ответы главному человеку свой жизни. пока

Anyuta: Спокой ночи всем участникам и огромное спасибо за то, что не оставались равнодушными! В учительском сообществе осталось немного поистинне заинтересованных людей! Многие превратилист в машину "дать урок - проверить тетради", кто-то ушел в "бутик мерчендазером". А как же дети, те, ради кого всё и свершается: задаются вопросы и ищутся нестандартные ответы. Наверное, можно долго и много обсуждать все затронутые аспекты заявленной темы, но главное, на мой взгляд, - не оставаться равнодушным к вопросам маленьких (или не очень) человечков, искать и находить ответы, чтобы они не разочаровались в окружающем их мире!!!!!

юлия: Здравствуйте, коллеги и друзья. Я считаю, что для того, чтобы ребенок интересовался окружающим миром, тем предметом, который мы ему преподаем, педагог должен создать проблемную ситуацию, при которой у ученика возникнет потребность в вопросах, к учителю и к самому себе

Ирина Степановна: Добрый вечер! Прочитала вашу дискуссию, уважаемые коллеги, очень интересно. Я считаю, что в некоторых вопросах есть большее знание, чем в ответе. Примеры таковых вопросов: Почему кузнечик зелёный, а божья коровка красная? Почему, когда человеку холодно, он дрожит? Почему стекло бьётся? Видят ли микробы друг друга? А вот вопрос "Почему?" не содержит большего знания. чем ответ на него, поэтому, когда мои ученики задают такой вопрос , я предлагаю им рассуждать или конкретно делать что-то, дабы получить ответ самому на этот вопрос или получить ошибки, на которые тебе укажет учитель. Несмотря на то, что я учитель по математике, сегодня ученица мне задала вопрос "О чём роман "Война и мир"?", аргументируя тем, что учителю по словесности она боится задать вопрос. Я предложила ей назвать сюжетные линии романа и плавно рассуждая, она сама ответила на свой вопрос.Не знаю как вам, но мне очень нравится, когда ученики задают вопросы, это значит их ещё что-то интересует. Практически каждый урок мы начинаем с вопроса "Есть вопросы по домашнему заданию?" Чего больше в этих вопросах? Конечно, знаний, и если вопросы задаются из середины задачи, из рассуждений при выполнении домашнего задания, а если просто сказать , что у меня не получилась задача и не показать как она не получилась, то вопрос не будет содержать никаких знаний. Нашим ученикам, да порой и учителям трудно задавать правильные и даже красивые вопросы. Уже несколько лет я наблюдаю, как некоторрые мои коллеги умеют задавать красивые и умные вопросы, если так их можно назвать.А наблюдаю я за этим во время конференции по творческим работам учащихся.Мы пытаемся учить учеников задавать вопросы. Но задать его грамотно, чтобы ученик смог отвечая, развернуть целую линию рассуждений- это талант. А ещё я люблю задавать провокационные вопросы по своему предмету и считаю, что в них то же больше знаний, чем в ответе. А вы как считаете?

Матвейчук Н.Н.: Коллеги, спасибо за возможность окунуться в такой насыщенный мир рассуждений! Столько хороших, добрых мыслей о ребенке, его развитии. Еще ярче высветилась нужность и необходимость продолжать учить детей задавать вопросы. Учить формировать свои ответы, проговаривать их, задавать вопросы другим и, в первую очередь, себе. Мне видится, если человек научится задавать вопросы себе, в этой жизни он всегда найдет свое достойное место. И для нас и других станет грамотным, интересным собеседником, другом, женой-мужем, специалистом. Ведь мы же и об этом?

Алина: Согласна с Ириной Степановной, что иногда вопрос ребенка дает нам больше представлений о нем, его мире, о том, что его интересует. Поэтому тоже стараюсь учить своих маленьких учеников задавать вопросы. Конечно у учеников младших классов их и так много, и это радует, но мне хочется, чтобы вопросы были осмысленные, чтобы ответы на них что-то значили для ребенка.И мои ребята находят эти вопросы, а все вместе мы пытаемся на них ответить, занимаясь проектами и исследовательскими работами. И конечно меня волнует то, что ребята средней школы, особенно семиклассники, мало задают вопросов, им вообще мало что интересно. Стараешься, используешь все возможности ИКТ, предлагаешь им интересные фильмы, разные виды деятельности, но задеть их души не можешь. И вроде бы они тебя уважают, и предмет им нравится. Но как-то все обыденно, без эмоций, главное оценка. А дискуссии им не нужны. Нет блеска в глазах, как у малышей. Почему?

Ирина Степановна: Алина, вы обращали внимание, что у людей старшего возраста глаза вообще становятся тусклыми(я имею ввиду 75-80 лет) ? Когда я это обнаружила, то задумывалась над этим, конечно, я могу строить гипотезы, но истины не знаю. Думаю, что теряется энергетика человека, задор. Ведь обратите внимание, как мало стало детей с положительной энергетикой, детей, настроенных на позитив. Поэтому и трудно "достучаться " до учащихся, и если у нас это получается, то мы счастливы.А как мы их "тормошим"? Конечно, же вопросами, которыми можно "разбудить" ученика, а это можно сделать только вопросами, в которых знаний больше,чем в ответе.Тормошите,Алина, тормошите. Может быть вести больше индивидуальной работы, вопрос-ответ один на один, они становятся другими.Только терпение может разрушить эту стену. Успехов Вам!

Nika: lena пишет: Как правило, в вопросе содержится большее знание, чем в ответе. Грамотно сформулированный и заданный вопрос может свидетельствовать о компетентности, либо о ее отсутствии у того, кто этот вопрос задает. Я абсолютно согласна с этим высказыванием. На своих уроках я учу детей правильно и грамотно задавать вопросы. Учащиеся начальной школы понимают, что задать вопрос бывает гораздо сложнее, чем на него отвечать.

Nika: А какие виды вопросов вы задаёте ученикам?



полная версия страницы