Форум » Эвристическое обучение » Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? » Ответить

Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе?

Скрипкина Ю.В.: Вопрос обладает уникальным свойством – он содержит и знаниевую часть (предпосылку вопроса), и творческую, направленную на отделение знания от незнания. Поэтому и объем содержащегося в вопросе знания может быть разным. Познакомьтесь со статьями А.Д. Короля о методе эвристического диалога: http://eidos.ru/journal/2007/0222-6.htm http://eidos.ru/journal/2005/0518.htm http://eidos.ru/journal/2002/0418.htm Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? Проведите небольшое исследование на эту тему. Во время участия в форуме вам необходимо выполнить две различные функции – участника обсуждения и организатора обсуждения. Соответственно, Вами решаются две разные задачи: Организатор обсуждения: сформулируйте не менее двух собственных проблемных вопросов, которые помогли бы вам в исследовании. Выскажите свои собственные суждения в отношении поднятых вами вопросов: сформулируйте «за» и «против» в них. Попытайтесь организовать выявление, постановку проблем, сопроводите их обсуждение в качестве его организатора. Участник обсуждения: выступите рецензентом высказываний других участников форума: найдите схожесть вашей позиции с позицией другого участника, и опровергните ее (найдите уязвимые места).

Ответов - 202, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Lubava: Не могу согласиться с Вами, что лучшие вопросы те, из которых можно вытащить информацию из описания ситуации, предваряющей вопрос. Не лучше ли научить логично отвечать на вопросы. Вожможно нужно выделить алгоритм обучения логичным отвеам на вопросы. А может быть этот алгоритм уже существует ?

Елена: Ответ должен быть только логичным или правильным? И существуют ли абсолютно правильные ответы?

Светлана Вершинина: Кто-то утверждал, что можно дать абсолютно правильный ответ на любой вопрос. "Когда люди спят в сыром месте, они зарабатывают люмбаго. Но это не относится к рыбам. Жизнь на деревьях может быть неудобной и опасной, но это не относится к обезьянам. Так чью среду обитания можно назвать абсолютно правильной: рыбы, обезьяны или человека? Люди едят мясо, буйволы - траву, а деревья получают питание от земли. Чей вкус абсолютно правильный?" Поэтому совершенно правильных ответов не может быть


Тундра: да, тут есть о чем задуматься, Елена. Логика и истина не всегда дружат. Абсолютно правильные ответы, пожалуй, свойственны точным дисциплинам.

margo: Елена пишет: И существуют ли абсолютно правильные ответы? Абсолютно правильных или абсолютно неправильных ответов, на мой взгляд быть не может... Относительно созданных нами же правил и норм мы оцениваем, следовательно, появляется стремление к категоричности: абсолютно да или абсолютно нет.

Marina: Наверное, соглашусь с вашей позицией. так как. задавая вопрос. мы предполагем получить ответ на предмет своего незнания. Поэтому не всегда в вопросе больше знаний. сем в ответе.

chernysh: Однако, этот вопрос будет именно: "Почему?". Т.е. ученик хорошо понял, о чём идёт речь, прояснил уровень понимания и хочет узнать подробности.

fil: Я согласна с 1 и 2 утверждением Надежды Лимонниковой, но утверждение №3 о том, что односложный ответ не несет в себе никакой информации, можно считать спорным вообще и в частности тоже. Так как ответ «Интернет», информативен для ребенка, и сам автор доказывает это системой вопросов, которые он сформулировал от имени ребенка. с уважением fil

takmakova: Я считаю, что в вопросе все-таки содержится больше знание, чем в ответе. Ведь уже в самом вопросе есть какая –то мысль, которая поддерживается знаниями о том же человеке, которому Вы собираетесь задать этот вопрос. Хотя с другой стороны, если человек ответил не односложно, а полным развернутым текстом, то тогда получается, что в ответе содержится больше знаний. Все-таки всё зависит от формулировки вопроса: либо это уточняющий, либо восполняющий.

Н.В. Лимонникова: Здравстуйте, коллеги! На мой взгляд, сам вопрос подразумевает наличие определённых знаний у человека. Даже такой элементарный вопрос, как "что это", содержит в себе массу знаний. Он означает, что 1. человек встретился с чем-то неизвестным, среди имеющихся знаний этого объекта было не нашлось; 2. он может определить, что это не живой объект, иначе вопрос был бы задан другим образом; 3. ответ может быть односложным и не нести всей информации. Например, что это? - Интернет. Ну и что, что Интернет. Для пятилетнего ребёнка это не несёт никаких знаний, потому что ему придётся задать ещё массу вопросов: зачем он нужен? что с ним делать? а мне он нужен? а играть с ним можно? Получается, что дейстительно в вопросе больше знаний, чем в ответе. А как вы считаете? Есть ли в моей теории несоответствия? Какие?

chernysh: Н.В. Лимонникова пишет: На мой взгляд, сам вопрос подразумевает наличие определённых знаний у человека. Даже такой элементарный вопрос, как "что это", содержит в себе массу знаний. ИМХО, не только подразумевает, но и прямо указывает на уровень знаний по данной теме. Т.е. человек хочет узнать что-то бОльшее, чем он знает. Отвечающему необходимо в ответе отталкиваться от этого начального уровня. Следовательно, вопрос "Что это?" даст больше знаний отвечающему о том, кто спрашивает, чем спрашивающему о теме вопроса. А вот ответ даст знания спрашивающему.

larisa: Добрый день! Я, согласна, что для открытия чего-то нового у человека уже есть определенный багаж знаний. Маленьккий ребенок, открывая для себя мир, задает вопросы: что это? кто это? как? почему? В самом вопросе заложена ступень знакомства с предметом, его свойствами, функцимями. Если ребенок недостаточно "знаком" с объектом, то он продолжает задавать вопросы дальше.

rolan80: Я могу частично согласится с предыдущим участником, так как вопрос не всегда несет больше информации, нежели ответ по той простой причине, что вопрос сам по себе это способ получения знаний. Когда мы задаем вопрос? В том лишь случае, когда у нас нет тех знаний, с помощью которых можно описать объект или действие. Да и само слово вопрос всегда связывают с неизвесным. Другое дело наводящий вопрос. Здесь человек, который задает вопрос изначально знает ответ. Этот вопрос служит толчком для получения знаний другим человеком.

dimon_1: rolan80, тоже примерно согласен. ведь вопрос это прежде всего вопрос и он должен призывать к поиску, анализу и систимотизации своих знаний.

Dima: Я с вами согласен, но ведь вопрос можно задать, так что и получить более полный ответ чем в вашем примере.

Uchitel: Я считаю что вопрос не несет больше информации не детям ни взрослым. Задавая вопрос - что это? Я могу подрузомевать ни только предмет, но и какуе либо действие. Односложный ответ, также как и ребенку, может не дать взрослому полной информации.Также я ни вижу в этом вопросе никакой проблемы.

Uchitel: Вопрос Что это? Если вопрос проблемный то какая в этом вопросе проблема?? Её просто нет. Во вторых - утверждают, что это не живой объект, но также это может быть и действием. Тогда какая в этом информации. В третьих - также как и для ребенка ответ может не принести никаких знаний и взрослому! Также утверждают что человек встретился с чем то неизвестным, но это не всегда ни так, может просто этот вопрос прозвучал как уточнение.

Елена: На мой взгляд каждое действие должно рассматриваться с точки зрения содержащейся в нём смыслововой компоненты: А зачем задают вопросы? Чтобы утвердиться в собственном мнении? Чтобы узнать мнение других? Чтобы узнать то, что тебе неизвестно? Чтобы побудить других людей тебя услышать? А зачем задают риторические вопросы? Это выразительный оборот речи или крик души?

Тундра: Вопрос "каким образом?"позволяет вскрыть причино-следственные связи, дойти до сути,связать воедино разрозненные представления. "О чем это говорит?"Помогает сформулировать выводы, объяснить непонятные явления .Мне помогают в исследовании именно эти вопросы.

Елена: Считаю, что нужно рассматривать соразмерность знаний содержащихся в вопросе и ответе с точки зрения целей, для которых они задаются или даются. С какой целью был задан вопрос? Чтобы узнать что-то неизвестное? lЧтобы вместе найти ответ на вопрос? Чтобы показать, что ты знаешь больше иных? Чтобы тебя услышали? А зачем задают риторические вопросы?

Светлана Вершинина: А зачем задают риторические вопросы? Эти вопросы ни чем не отличаются обычной любознательности просто затрагивают глобальные темы, роль риторических вопросов заключается в усилении выразительности твоего восклицания, а не в том, чтобы получить ответ.

Yaroslavna: Риторический вопрос активизирует познание, он действительно бесконечен, но ведь именно в споре рождается истина. Грани вопросов настолько многообразны, что можно составляя логические цепочки получать продукт - готовую завершенную мысль

ardnaskella: Всегда ли вопрос содержит большее знание, чем ответ? А если рассматривать в качестве примера «маленьких почемучек» - детей, вряд ли знаниевая часть их вопросов шире предполагаемого ответа. Ведь если под ответом иметь в виду не короткую брошенную фразу или словосочетание, то ответ должен быть полным и исчерпывающим, и даже возможно охватывать смежную зону вопроса. Таким образом о таком ответе нельзя сказать, что он содержит меньшее знание нежели вопрос.

ирsен: ardnaskella те же "маленькие почемучки" и ответ вряд ли исчерпывающий дадут. если ребёнок задает вопрос даже как отрывок или брошенную фразу, это тоже даёт много информации, почему именно это область знаний интересует его и почему именно эти слова в брошенной связи прозвучали, возможно здесь игра смыслов у ребёнка, это еще интересней

stras-t: Вопрос, по моему мнению, имеет куда больше знаний , чем ответ, поскольку любой вопрос предполагает некоторое колличество ответов.Из этого следует, что даже самые простые и легкие вопросы могу навести человека на глубокие размышления. Хотела бы поинтересоваться у участников форума-Для каждого ли школьного предмета или конкретнього урока подходит метод вопросов и ответов?

ardnaskella: Я думаю метод вопросов и ответов можно использовать с целью раскрытия творческих способностей детей, основываясь на их жизненом опыте задавать вопросы которые заставили бы их думать шире того что они уже знают. Например, "А что было бы если бы воздух был цветным?". Думаю в таком случае адаптируя этот метод к конкретному предмету, его с успехом можно применять!

Елена: Считаю, что вопрос- инструмент развитияи обогащения обеих сторон: и задающего и отвечающего. Ведь "хороший вопрос" заставляет отвечающего думать, в то время как "плохой"- вспоминать

EkaterinaCh: Полностью согласна с участником fil.

lyudmila_kallio: Вопрос: Каждого ли ребенка следует обучать приемам ответа на эвристические вопросы? И есть ли вообще эти приемы?

Lubava: Дать возможность попробовать отвечать на эвристические вопросы нужно каждому. а вот оценивать эти ответы нужно осторожно, не у всех эвристический потенциал одинаков. Иногда можно не снижать оценку за такие ответы, чтобы не травмировать ребенка.Он сам увидит, насколько разные варианты у своих одноклассников и найдет для себя идеал.

fil: мне кажется, что вы хотели сказать отметку, потому что словесная оценка вопроса - это анализ как возможность для понимания, куда двигаться и как можно еще сформулировать вопрос, а уж конечно, словенсная оценка всегда должна быть корректной

chernysh: Lubava пишет: Дать возможность попробовать отвечать на эвристические вопросы нужно каждому. а вот оценивать эти ответы нужно осторожно, не у всех эвристический потенциал одинаков. Однако, количественно вопрос оценивать нельзя, только качественно. А при возможности-"перевести стрелки", попросить ответить другого ученика или даже самого спрашивающего.

inconvenient: Не могу сказать по поводу приемов ответа на эвристические вопросы, но задавать проблемные вопросы нужно каждому ребенку. Если ребенок застенчив и боится показаться смешным, можно дать ему возможность ответить письменно. Основной прием обучения ответам на эвристические вопросы – участие в эвристических олимпиадах типа «Эйдос» и «Познание и творчество». Результаты бывают непредсказуемые, Дети раскрываются совершенно с неожиданной стороны. Свежий пример: получила в нынешнем году слабо подготовленную группу десятиклассников, у которых нет шансов побеждать в стандартных олимпиадах с неэвристическими вопросами по грамматике. После успеха на олимпиаде «Эйдос» десятиклассница стала успешно справляться со стандартными тестовыми заданиями. Появилась уверенность в себе, повысилась самооценка.

Uchitel: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Это действительно один из самых проблемных вопросов, на счет которого идет много споров и диспутов. В этом вопросе, по моему мнению, содержится больше творческой части чем знаниевой. Для ответа на этот вопрос у человека безграничное число фантазий и суждений и вряд ли когда мы получим ясный и четкий ответ с которым будут согласны все. А как думаете вы?

stras-t: Люди разных поколений могут понять друг-друга.Этот вопро с содержит больше жизненных знаний.Чтобы ответить на него необходимы суждения, но четкого ответа , веоятно, получить нельзя.Хотелось бы задать вопрос- Можно ли каждого ребенка обучить умению правильно поставить вопрос, и существуют ли такие приемы?

Елена: На обучении этим приёмам построено проблемное обучение. Но начинать использовать его методы нужно с начальной школы. Когда берёшься за это с восьмого класса, вряд ли достигнешь успеха

fil: Отвечая на вопрос Светланы Семич, я бы сказала, что учить задавать вопросы необходимо, но не стала бы рассматривать их с позиций умных или недостаточно умных. Глупых вопросов просто не бывает, я полагаю, что у учителя нет права оценивать вопрос с этой точки зрения. Хотя Светлана Семич, вероятно, имела ввиду вопросы познавательные, и как подход к организации познавательной деятельности, это весьма современно и продуктивно.

Uchitel: Вопрос:Как правильно поставить проблемный вопрос, так чтобы он нес и знанивую и творческую часть?

Светлана Вершинина: Как правильно поставить проблемный вопрос, так чтобы он нес и знанивую и творческую часть? Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ. В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала мы установили, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

inconvenient: Наверное, надо спросить у учеников, что они хотят знать и прибавить к этому, что хотите знать вы, как педагог.



полная версия страницы