Форум » Эвристическое обучение » Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? » Ответить

Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе?

Скрипкина Ю.В.: Вопрос обладает уникальным свойством – он содержит и знаниевую часть (предпосылку вопроса), и творческую, направленную на отделение знания от незнания. Поэтому и объем содержащегося в вопросе знания может быть разным. Познакомьтесь со статьями А.Д. Короля о методе эвристического диалога: http://eidos.ru/journal/2007/0222-6.htm http://eidos.ru/journal/2005/0518.htm http://eidos.ru/journal/2002/0418.htm Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? Проведите небольшое исследование на эту тему. Во время участия в форуме вам необходимо выполнить две различные функции – участника обсуждения и организатора обсуждения. Соответственно, Вами решаются две разные задачи: Организатор обсуждения: сформулируйте не менее двух собственных проблемных вопросов, которые помогли бы вам в исследовании. Выскажите свои собственные суждения в отношении поднятых вами вопросов: сформулируйте «за» и «против» в них. Попытайтесь организовать выявление, постановку проблем, сопроводите их обсуждение в качестве его организатора. Участник обсуждения: выступите рецензентом высказываний других участников форума: найдите схожесть вашей позиции с позицией другого участника, и опровергните ее (найдите уязвимые места).

Ответов - 202, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Алевтина Валентиновн: Алгоритм постановки проблемного вопроса: Изучите информацию: выделите основные моменты события, задачи, точки зрения, теории…; Выделите главное: мысли, идеи, особенности условия, выявите противоречия, несогласованность, неубедительность аргументов…; Определить суть противоречий; Сформулируйте проблемный вопрос, который должен содержать три обязательных элемента: Указание на объект изучения, указание на направление изучения объекта, противоречие

fil: Вопрос – это свидетельство познавательного бесстрашия ребенка, но в традиционной знаниевой парадигме мы это не только его не развиваем, но даже губим. Может, следует и самому учителю иногда задавать познавательные вопросы ученикам с намерением не только узнать о мере их познания по предмету, но и показать, что в какой-то области знаний они лучше разбираются и их ответы могут обладать для него некоторой новизной.

Матвейчук Н.Н.: Вопрос – это свидетельство познавательного бесстрашия ребенка, но в традиционной знаниевой парадигме мы это не только его не развиваем, но даже губим. Может, следует и самому учителю иногда задавать познавательные вопросы ученикам с намерением не только узнать о мере их познания по предмету, но и показать, что в какой-то области знаний они лучше разбираются и их ответы могут обладать для него некоторой новизной. Мне видится, уважаемая fil, любой вопрос - это составная часть нашего общения. Общение между ребенком и взрослым должно строиться таким образом, чтобы присутствовала хотя бы некоторая часть комфорта. Комфорт ребенку в образовании может обеспечить только педагог. Осознанно общаясь с ребенком как с субъектом общения, учитель намеренно будет выстраивать вопросы так, чтобы ученик мог предъявлять не только положенные "от сих до сих знания", но и мог говорить о том, в чем он более силен, нежели учитель. Это и развитие самооценки. и обосновании своей позиции в обществе. Я, например, с удовольствием консультируюсь у студентов по вопросам компьютерных технологий. :)


mery: В свою очередь хота бы поделиться некоторыми мыслями относительно заявленной проблемы. Чтобы расуждать о знаниях в вопросе и ответе необходимо понять что такое "знание"? сложность данного понятия еще более запутывает вопрос

Елена: На обучении этим приёмам построено проблемное обучение. Но начинать использовать его методы нужно с начальной школы. Когда берёшься за это с восьмого класса, вряд ли достигнешь успеха .

mery: Прежде чем рассуждать на тему где больше знаний в вопросе или ответе на него давайте зададимся вопросом: "А что такое знание? О каком знаниии идет речь?" Согласно БСЭ "Знание,проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека" Такой подход к знанию не может дать ответа на поставленный вопрос, так как вызывает оргомное количество новых вопросов: кто проверит знания о незнании (ведь именно они формируют вопросы)? если это незнание, то является ли оно результатом познания действительности? и так далее. Мне кажется, что если говорить о знании в вопросе и знании в ответе, то они для разных участников диалога будут различными: для вопрошающего большее количество знаний находится в его вопросе, для отвечающего - в ответе, ведь каждый владеет несколько большим количеством информации, чем высказывает

mery: Мне кажется что рассмотрение данной проблемы надо начинать с ответа на еще один очень важный вопрос: "Что такое знание?" Согласно БСЭ "Знание,проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека." Но и тут вопросы не заканчиваются: как определить достоверность незнания (ведь именно оно формулирует вопрос)? как соотносятся незнание и практика, если я ничего практически не далала? и так далее. Коллеги, поогите мне в решении данной проблемы. Что же касается основной темы, то мое мнение таково. Мне кажется, что и вопрошающий и отвечающий владеют большим количеством информации по обсуждаемой теме, чем они предлагают своему соебседнику. И тогда для каждого количесвто знания и в вопросе и в ответе будет разным

Nats: Считаю, что для каждого школьного предмета подходит метод вопросов и ответов, просто нужно продумывать, где они необходимы, и где мнение ученика будет отлично от других, и он сможет выразить свое мнение. Вопрос: Нужно ли давать каждому ребенку высказаться, или слушать мнение некоторых?

chernysh: Nats пишет: Вопрос: Нужно ли давать каждому ребенку высказаться, или слушать мнение некоторых? Ответ: "Если не дать возможности задать вопрос, то следующего вопроса от этого ученика можно и не дождаться." (ИМХО)

Алевтина Валентиновн: Какой вопрос на ваш взгляд является с точки зрения педагогики показателем развития ребёнка как личности?

Елена: Я думаю, что вопрос "почему" это и есть тот самый показатель. Он проливает благодать на душу педагога!

chernysh: Елена пишет: Я думаю, что вопрос "почему" это и есть тот самый показатель. Он проливает благодать на душу педагога! Тут согласен. Вопрос: "Что?"-это начальный уровень познания. а вопрос: "Почему?" говорит о достаточно высоком уровне знания по теме и о стремлении узнать ещё больше.

inconvenient: Само умение задать вопрос является показателем развития ребенка как личности. Какой вопрос задаст ребенок, зависит от того, какой материал, какую пищу для размышлений вы ему дадите. Если вы просто пришли в класс и сказали: «А ну-ка, дети, задайте мне какой-нибудь проблемный вопрос», ничего не получится. Дайте ему проблемный текст и попросите сформулировать проблему – вот тогда вы увидите, насколько развита данная личность. Если вопрос формулируется так: «Что сказала мама, когда сын пришел домой?» - это вряд ли вопрос зрелой личности. Вопрос «Почему молчат родители, когда их дети употребляют наркотики?» говорит о том, что его задал человек мыслящий и неравнодушный. Но, возвращаясь к теме нашего обсуждения: содержится ли в данном случае в вопросе большее знание, чем в ответе? Думаю, что нет. Вопрос лишь ставит проблему, решение проблемы, хотя бы частичное, все-таки в ответе. Уметь отвечать на вопросы и решать проблемы не менее важно, чем их искать.

Светлана Вершинина: Не стоит отрицать тот факт, что задать хороший вопрос намного сложнее, чем ответить на не менее хороший вопрос. Для ответа необходимо владение информацией из определенной области. Немного добавить своего собственного отношения по данному вопорсу и идеальный рецепт ответа готов. Ещё бы подать его неплохо, и тогда все будут поражены вашей эрудицией. А что нужно для того, чтобы задать вопрос? Мало его просто сформулировть, хотя это тоже очень сложно, а надо обработать большой объем информации, чтобы поставленный вопрос не был банальным. Ведь оценить человека можно лучше не по ответу, его может найти каждый, а по вопросу, который включает в себе некий творческий подход.

chernysh: Светлана Вершинина пишет: Не стоит отрицать тот факт, что задать хороший вопрос намного сложнее, чем ответить на не менее хороший вопрос. Вот тут как раз должен проявиться Учитель, который должен за доли секунды поймать суть вопроса, суметь его перефразировать, чтобы вопрос стал понятен всем.

inconvenient: Уважаемые участники форума, у меня три вопроса в связи с данной темой. Поделитесь идеями! Что может быть объектом эвристического (проблемного) вопроса при преподавании иностранного языка? Иностранный язык отличается от других школьных предметов тем, что в основе его лежит не знаниевая парадигма, а компетентностный подход. Соответственно, объектом проблемного вопроса должно быть не какое-то научное понятие или явление. Хотя в начальном и среднем звене это могут быть какие-то грамматические явления. В старшем звене это социальные и нравственные проблемы, в ходе постановки и обсуждения которых на английском языке формируется личность старшеклассника и развиваются его основные речевые и коммуникативные компетентности. Такова моя точка зрения. Как считает вы? Почему наши ученики не умеют задавать вопросы? Наверное, потому что этого не умеем делать мы, педагоги. Много лет нас обучали по системе «Сиди и смотри». Вы пробовали когда-нибудь задавать вопросы на курсах повышения квалификации? Я пробовала. Много шишек набила. Именно поэтому мой ник «Миссис Неудобная». Ученики боятся быть осмеянными. Задавать вопросы – это значит признаваться в своем незнании. До сих пор это было не престижно. А ваши ученики умеют задавать вопросы? Почему? Как научить учеников задавать вопросы? Я думаю, вначале собственным примером. Вначале поработать в технологии дебатов, критического мышления, дать готовые проблемные вопросы для упомянутых выше технологий и эссе. Потом «переложить свои обязанности на учеников» и предложить им самим сформулировать проблемные вопросы. И, наверное, выработать определенные правила общения, чтобы человек не боялся быть осмеянным. Ваши возражения, предложения, дополнения?

Vera: Согласна с Вами, миссис Неудобная, в том отношении, что потенциал предмета "Иностранный язык" помогает формировать личность старшеклассника через обсуждение общечеловеческих проблем и вопросов. Практика показывает, что часто ученики не задают вопросы на уроке иностранного языка не потому, что они затрудняются с подбором языковых средств, просто с ними эти вопросы/проблемы раньше не обсуждали, не предлагали задуматься. Своих учеников я всегда стимулирую на активное "вопрошание". Стыдно не незнание, стыдно не спросить. Совершенно согласна, научить можно собственным примером, не боясь задавать вопросы из тех областей знаний, в которых наши ученики более осведомлены, например в веб-конструировании и пр.

Anyuta: Привет всем участникам!

Елена: Пока мы с вами тут сидим дорогие коллеги, какой-то вопрос находит ответ, а какой-то ответ становится вопросом, потому, что подвергается сомнению или опровергается экспериментально. Считаю, что объем знаний в вопросе и ответе постоянно меняется с развитием науки, и эти логические понятия можно считать приблизительно равными по объёму знаний. Согласна с mery, проблема: а в чём измерить знание?

Светлана Вершинина: Знание не может взяться из ниоткуда! Т.е. когда Учитель отвечает на вопрос ученика, он должен обладать знанием, содержащимся в вопросе ученика ещё немножко знания,чтобы ответить. Значит знание содержащееся в ответе состоит из знания содержащегося в вопросе и дополнительного знания, что больше, чем просто знание, содержащееся в вопросе. В то же время, если Учитель задает вопрос ученику из области знаний, которой совершенно не обладает ученик, то в вопросе Учителя будет содержаться больше знания, чем в ответе ученика, ведь знание ученика=0, т.е. ответа нет.Это единственный случай,когда вопрос содержит больше знания, чем ответ, ведь знание ответа = 0!

Anyuta: Содержится ли в вопросе человека большее знание, чем в его ответе? На мой взгляд, умение задать вопрос намного важнее умения ответить на него. Задавая вопрос, мы может проанализировать свои знания, вычленить актуальное на данный момент и сформулировать вопрос, грамотно, без логических ошибок. Вопрос больше объективен. Ответ субъективен, даёт возможность порассуждать, выразить собственное мнение. Не даром, часто на уроке возникает ситуация, когда дети всё понимают, но сформулировать вопрос не могут.

chernysh: Интересно бы узнать: а дети тоже так думают, прежде, чем задать вопрос?

Светлана Вершинина: Сформулируйте алгоритм постановки проблемного вопроса?

Anyuta: Уважаемые участники! Предлагаю 2 вопроса для обсуждения: почему задать вопрос чаще становится сложнее, чем дать на него ответ? И второй: вопрос рождает ответ или ответ порождает вопрос? Мои собственные суждения в отношении поднятых вопросов. Спрашивающий обладает меньшим количеством информации, поэтому ему трудно понять, о чём стоит спросить, а о чём не стоит. С другой стороны, спросить можно о чём угодно, не думая об отвечающем. Задать вопрос детям становится сложнее и потому, что умение слушать и слышать - не одно и то же. Обладание навыками критического мышления позволяет справиться с задачей задать вопрос, но все ли им обладают?

mery: ответ на первый ворос. чтобы задать качественный вопрос, нужно не только знать что-либо об объекте, но и знать хотя бы вектор будущего ответа, то есть поле своего незнания. когда дается ответ на вопрос, то уже понятно где его искать (направление содержится в вопросе) и вопрошающий сам может его найти. ответ на второй вопрос. это из серии что появилось раньше: курица или яйцо? ответ: яйцо, но не куриное.

Anyuta: Наверное, не совсем из этой серии. Ведь новорождённый о мере роста начинает задавать вопросы, и только потом рождаются ответы.

Anyuta: Наверное, не совсем из этой серии. Ведь новорождённый о мере роста начинает задавать вопросы, и только потом рождаются ответы.

Anyuta: Наверное, не совсем из этой серии. Ведь новорождённый о мере роста начинает задавать вопросы, и только потом рождаются ответы.

chernysh: ИМХО, вопросы надо задавать всегда. При получении ответа можно первоначальный вопрос скорректировать и получить от отвечающего искомое.

Елена: Обсуждаю вопрос заданный Anyuta. Иногда, на мой взгляд на уроке и ответ дать непросто. Ведь ответ тоже должен быть стимулом, заставляющим мыслить, генерировать новые вопросы, которые шаг за шагом приближают к истине.Кстати, это суждение возможно и ответ на второй вопрос. Задавать вопросы и искать на них ответы это движет человечеством.

Матвейчук Н.Н.: почему задать вопрос чаще становится сложнее, чем дать на него ответ? ПОчему? Не совсем понятна логика постановки проблемы. Ответ же тоже может быть разным... Конечно ответ "я не знаю" - это тоже ответ. Вот только в чем легкость? В том, что он которок, в личностной составляющей или в чем?

Anyuta: Человек спрашивает, ищет ответ на вопрос — значит, думает. Об этом знаем мы, взрослые. А дети чаще спрашивают из любопытства. Они задают массу вопросов почти с того момента, когда начинают говорить. А потом они приходят к нам на уроки, и мы “вдруг обнаруживаем”, что вопросов дети либо задают мало, либо совсем не задают. И тогда уже мы себя спрашиваем: что же случилось?

mery: согласна. куда-то девается их любопытство. но помните приговорку: сначала детей учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать.

mery: и все-таки, как будем измерять знание? предлагаю вариант: записывам знание в документ WORD сохраняем файл и измеряем его как это делают информатики в битах... или другой вариант: замеряем количество фактов в вопросе и в ответе...

Vera: mery пишет: все-таки, как будем измерять знание? предлагаю вариант: записывам знание в документ WORD сохраняем файл и измеряем его как это делают информатики в битах... или другой вариант: замеряем количество фактов в вопросе и в ответе... Шутить изволите, уважаемая mery. Измерять знание будем вопросами, но не всеми, а только теми которые приятно удивляют, показывают определенное приращение в знаниях ученика.

chernysh: Vera пишет: Измерять знание будем вопросами, но не всеми, а только теми которые приятно удивляют, показывают определенное приращение в знаниях ученика. Т.е. вопрос-мера знания? Интересный подход, надо обдумать.

irina: Чтобы научить ребенка задавать вопросы, мы сами должны задавать им "правильные" вопросы. т.е. вопросы направленные не на проверку фактических знаний (как это обычно делается в школе), а на побуждение мысли. Если ребенок задает вопрос, значит ему интересно, значит он мыслит. И это повод для учителя задуматься над содержанием своих уроков и качеством задаваемых уроков.

chernysh: Anyuta пишет: Человек спрашивает, ищет ответ на вопрос — значит, думает. Об этом знаем мы, взрослые. А дети чаще спрашивают из любопытства. Они задают массу вопросов почти с того момента, когда начинают говорить. А что, дети не думают? Моё мнение, что "Почемучки" засыхают не получая ответов. Особенно, если спрашиваемый отмахивается от вопроса. Как изменить систему образования, чтобы у учителя была возможность ответить на вопросы, а не "гнать программу"? Хорошо при домашнем или индивидуальном обучении. Мои дети задавали масу вопросов раньше, задают и теперь. Но это дома. А как быть в школе?

Anyuta: Уважаемый! Есть ещё школы. где учителя не равнодушны к детям, задают интересные вопросы, требующие креатива и наличие собственного суждения.

Алевтина Валентиновн: Уважаемые коллеги! Представляю на ваше обсуждение насколько проблемных вопросов: Почему ученики не могут аргументировать свой ответ? Почему ученики не могут дополнить ответ примерами? Почему не могут отвечать без наводящих вопросов?



полная версия страницы