Форум » Эвристическое обучение » Эвристическое обучение & дошкольник - реально? » Ответить

Эвристическое обучение & дошкольник - реально?

Чемезова О.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я работаю в дошкольном образовании и благодаря "Эйдос" оказалась совсем рядом с эвристическим обучением, доселе мне известным только по паре книжек. У меня сразу созрело много вопросов : На сколько реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении? Нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Какие методы можно использовать воспитателю при работе с детьми такого возраста? Надеюсь найти ответы на свои вопросы и активно поучаствовать в их обсуждении!

Ответов - 17

zdravik: Здравствуйте Ольга Геннадьевна! Конечно реально эвристическое обучение в детском саду! с помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций , мыслить глубоко, личность будет творческой и я думаю дети смогут изобретать , что-то новое фантастическое, может быть нереальное в этом мире. В федеральных требованиях должны быть разработаны стандарты по этому вопросу. Почему? спросите вы... Отвечу... Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а если мы с вами поработаем по этому методу. я думаю мы без труда будем выходить из этих ситуаций нестандартно, по творчески, изобретательно.. Методы:Обязательно ЗАГАДКИ ,Мозговой штурм, Девятиэкранник, Внедрения различных героев сказок в другие сказки, например:(внедрение колобка в сказку Волк и семеро козлят и помочь ему выйти из различных ситуаций в данном произведении) и поверьте, всё получится.

Чемезова О.Г.: Спасибо за отзыв на мои вопросы [img src=/gif/smk/sm38.gif] ! Я так думаю zdravik, Вы работаете в дошкольном образовании, и наверно практически реализуете воспитательно - образовательный процесс в ДОУ? Почему я задала такой вопрос, потому что это чувствуется по вашему ответу: вы ориентируетесь в дошкольном образовании, в курсе изменений, и вполне конкретно называете специфичные методы дошкольного воспитания. zdravik, меня заинтересовал "Девятиэкранник" - в чем суть? А в вашем опыте есть конкретные примеры творческого мышления дошкольников? (просто хочется сравнить с нашими воспитанниками).У Вас конкретно есть результаты применения перечисленных методов?

zdravik: Метод морфологического анализа, цель которого – выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые могут быть упущены при простом переборе вариантов. Структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий и, комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире. В начале выделяют главные характеристики объекта (подсистемные признаки), затем по каждой из них записывают всевозможные варианты. Для этого строится т. н. «морфологическая таблица». Так, например, вы хотите с детьми придумать фантастическое животное (при изучении темы «Дикие животные наших лесов»). По горизонтали записываются слова – части тела животного, по вертикали записываются названия разных животных. Морфологическая таблица выглядит примерно так: В точках пересечения получаются части тела уже известных животных, а при смешении этих частей как раз и получается фантастическое животное (например, у такого животного будет голова лисы, тело – ежа, лапы – белки и т.д.). Из морфологической таблицы можно извлечь ещё более интересную информацию, выбирая элементы по диагонали и вертикали на своё усмотрение. Правил отбора нет. Перебираются все варианты, пока не родится оригинальное решение. Необходимо научить детей системному мышлению или многоэкранному мышлению (Г.О. Альтшуллер). Творческое мышление многоэкранно. Оно не замыкается на рассматриваемых объектах, т. е. человек мыслит о явлении, событии в определённой системе, при этом он осуществляет анализ не только системы, но и подсистемы, надсистемы, а также представляет явление в настоящем, будущем и прошедшем времени. Думать о будущем – значит, не делать ошибок в настоящем, а думать о прошлом – значит, не делать ошибок в будущем. Для того чтобы думать о прошлом, нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача педагога. Настоящее осознаётся ребёнком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослых в виде выдачи готовой информации о настоящем не желательна. Думать о будущем это наиболее трудный элемент мышления. В основном, здесь « работает» воображение ребёнка. Взрослому необходимо грамотно и тактично помочь детям увидеть взаимосвязь будущего с настоящим. Такой метод называется « системный оператор» и представляет собой «девятиэкранник».


Чемезова О.Г.: Спасибо большое за быстрый ответ! Из вашего поста я взяла на заметку полезный способ развития креативного мышления дошкольника. Но очень хочется услышать ответ на остальные мои вопросы в предыдущем посте!

Кислова Т.П.: Здравствуйте, коллеги! Интересно, актуально! Каждый ребёнок - целый МИР ОТКРЫТИЙ! Задача педагога - предоставить возможность малышу проявить себя. Вот здесь и приходят на помощь эвристические приёмы "Придумай счастливое продлжение печальной сказке (на примере сказки "Колобок"), "...А навстречу Красной Шапочке ... добрый Волк", "Нарисуй Бабе-Яге то, что приятно удивило бы Василису" и т.д. Ну, а теперь успевай-записывай (или запоминай!) Главное - не упустить сензитивный момент РОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 5 лет отроду...

zdravik: Да я работаю в детском саду воспитателем. в моей практике , такой опыт работы есть. Например недавно сочиняли новые необычные сказки. Открываем книгу дети пальцем указывают на любое слово закрытыми глазами,( так выбираем несколько слов из незнакомой книги) и сочиняем сказку используя эти слова (лиса, летать,курица. красота,хвост. гора). Вот что получилось у мальчика Ильи.(примерно) Жила-была лиса, она очень хотела научиться летать, но поняла. что без крыльев сделать это невозможно и пошла искать себе крылья. Навстречу ей курица. - "Одолжи мне свои замечательные крылья"- попросила лиса. Курица была доброй и охотно согласилась. Забралась лисонька на большую гору, разбежалась и упала вниз, "Но не потому я свалилась с горы, что куры не умеют летать, а потому что хвост тяжёлый и тянет вниз" - подумала она. и открыла лиса в лесу салон красоты. что бы подстригать хвосты. И пошли к ней лесные жители наводить красоту и не стало у неё времени думать и мечтать о полётах... НУ КАК ВАМ СКАЗОЧКА? НИ КРАСОТА ЛИ? Я вообще люблю такие формы работы. ИЛИ Развивающая игра «Чудесное животное» Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, придумать для дедушки Вани и бабушки Тани чудесное домашнее животное - Какие полезные части возьмем от разных домашних животных? . Дети. От коровы рога и вымя. Она будет защищаться от врагов и давать вкусное молоко -От овцы шерсть,. Бабушка будет вязать носки и рукавицы. - От лошади — длинные стройные ножки, чтобы наше животное хорошо бегало и. умело скакать. -От свиньи — туловище и пятачок пусть будет толстенькое и веселое» . -От кошки —чуткие ушки. они помогут вовремя услышать и спастись от врагов. -От собаки — хвостик, он будет весело помахивать. Воспитатель. Чем хорошо такое животное? (Ответы детей.) Чем плохо такое необыкновенное домашнее животное? (Ответы детей.) Задание. «Нарисуем чудесное животное и расскажем о нем». Дети рисуют, рассказывают о своих животных, затем рассматривают рисунки на выставке. Применяю метод фокальных объектов , который способствует активизации творческого воображения и творческого мышления детей Придумываем что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект Знакомлю детей с чем-либо новым или закрепляем ранее полученные знания, рассматриваем предмет с необычной стороны Составляем рассказ, придумываем сказку о рассматриваемом объекте, используем найденные определения на речевых занятиях. Используем на занятиях с продуктивными видами деятельности для выполнения творческих заданий. Да и что мы только не творим.... У нас в группе тарелки на колёсах, мебель ведёт разговоры, а стулья и кресла волшебные на них можно покататься, Ну короче в группе мы "бордачим"............. А ВЫ?

Заостровных Марина В: Уважаемые коллеги! Добрый вечер. Я , Заостровных Марина Викторовна, учитель начальных классов проработала в школе чуть больше двух десятков лет. Имела возможность по совместительству в течение пяти лет работать на подготовительной группе. Программу знаю не по наслышке. Поэтому со всей уверенностью заявляю, что об эвристическом обучении нужно говорить с детского сада! Ведь это такой благостный возраст! Но это требует: 1 определённый уровень образованности и интеллекта воспитателя. 2. Заинтересованность семьи ребёнка. Игровая деятельность в этом возрасте ведущая. Поэтому всё только через игру! Правы те коллеги, кто использует сказку. К сожалению, у меня в наборах и у коллег, первоклассники мало знают сказок. А когда начинаем спрашивать про героев, то и сказать ничего не могут Ведь большинство родителей сейчас не просто не желают затратить интеллектуальные усилия на своего ребёнка, но им даже это и в голову не приходит.

mamochka: Доброго здравия! Мой старший сад терпеть не может, ходит туда день через месяц. Но все же оч хочу описание Вашего "идеального родителя" детальное- какие действия максимально облегчают работу воспитателя? Какие навыки можно выработать в быту?

Чемезова О.Г.: Спасибо, zdravik, как повезло вашим воспитанникам и их родителям! Креативный воспитатель - воспитает творческих детей, мне бы очень приятно было с вами сотрудничать лично, потому что это здорово, когда тебя окружают творческие люди, постоянно стремящиеся к своему развитию! Обязательно возьму на вооружение предложенные вами методы и поделюсь ими со своими коллегами! Заостровных Марина В, Ведь большинство родителей сейчас не просто не желают затратить интеллектуальные усилия на своего ребёнка, но им даже это и в голову не приходит., к сожалению я с вами соглашусь. Действительно, есть такая категория родителей, которая убеждена в том, что если отдали ребёнка в д/с или школу, то значит только педагоги должны заботиться о развитии их чад .

Чемезова О.Г.: Благодаря обсуждению в этой темке у меня родилась хорошая идея: в своем учреждении нужно создать совместно с педагогами банк эвристических приёмов для дошкольников и активно ими пользоваться! и ещё думаю привлечь к этому процессу школьных учителей для преемственности.

Мукаева Т.М.: Я не работаю в садике, но (как учитель информатики часто к ним захожу помогать) знаю как работают наши воспитатели. Например, у нас часто переделывают сказки на новый лад, показывают эти сценки родителям на праздниках. Также любят соединять несколько сказок вместе. Например, к бабушке пошли Колобок и Красная шапочка и т.д. Одевают сказочные герои в другие одежды. То есть, даже работая только в одном направлении (театрализация) можно придумать очень много интересных заданий.

zdravik: Ольга Геннадьевна здравствуйте. Про банк это вообще здорово! Может кто- то заинтересуется этой методикой и станет нашими единомышленниками! А для преемственности обязательно надо продолжать наше общее дело, тогда мне кажется дети,( которые станут взрослыми), смогут выйти из любой сложной ситуации, изобретать умные машины, писать интересные книги и делать много полезного, нужного, необычного. про родителей// Смотря как их заинтересует воспитатель и сами дети. Мои родители в курсе того, чем мы занимаемся, поддерживают, а если не получается так как надо, всё равно стараются по своему. У нас была неделя сказок в детском саду , они для своих детей сочиняли "Сказку на ночь для своего сыночка или дочки" приняли участие все и получилось неплохо.... Просто нет с собой под рукой, привела бы пример...

Чемезова О.Г.: Мукаева Т.М. спасибо за участие в обсуждении! Zdravik - вы становитесь моим кумиром - воспитателем! У нас была неделя сказок в детском саду ,, в своём учреждении вы уже во всю реализуете комплексно - тематический подход в соответствии с новыми ФГТ ?

Чемезова О.Г.: А вообще, в "Эйдосе" оказывается уделяется время и для дошкольников: вот в этом списке можно найти замечательные дистанционные курсы для воспитателей, Zdravik, Кислова Т.П. обязательно воспользуйтесь ими!

zdravik: Спасибо! Будем знать.

Чемезова О.Г.: Сегодня в книжном магазине смотрела новую книгу "Работаем с одарёнными дошкольниками" (автора к сожалению не помню), всю пролистала и ни слова об эвристическом обучении. Сейчас, когда я сама окунулась в эту систему обучения, как никогда понимаю важность использования методов эвристического обучения для одарённых детей. Вопрос к представителям Научной школы: есть какие - нибудь книги по эвристическому обучению дошкольников? (уж очень хочется приобрести такую кладезь творчества)

Нюргуяна: Хотя сообщение было создано давно, тема не перестает быть актуальной. Эвристическое обучение не просто реально, а должно быть в обязательном порядке в дошкольном воспитании. Мы должны учить детей мыслить, отыскивать, находить новое, не давать готовые шаблоны.



полная версия страницы