Форум » Эвристическое обучение » Личностная и продуктивная ориентация эвристического обучения » Ответить

Личностная и продуктивная ориентация эвристического обучения

admin: Возможно ли обучать всех по-разному? Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика?

Ответов - 16

Разумова А.Г.: admin пишет: Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика? А что понимать в этом случае под образовательным продуктом? Если я веду урок компьютерной графики, и мой ученик в результате изучения темы создает некий творческий проект, то все понятно. А если в результате общения с прекрасным он вырабатывает собственную оценку, то будет ли она считаться образовательным продуктом? С моей точки зрения - да. Это виртуальный продукт, причем сугубо личностный. Но как его оценить, в каких количественных показателях?

Одинец К.А.: Разумова А.Г. пишет: как его оценить, в каких количественных показателях? Обязательно ли сразу оценивать в количественных показателях? Иногда стоит дать ученику время на качественное приращение, осознание полученного опыта. Создание индивидуальной образовательной траектории позволит учесть и оценить со временем давнишний виртуальный продукт.

Svitova Tatiana: admin пишет: Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика? Разумова А.Г. пишет: Если я веду урок компьютерной графики, и мой ученик в результате изучения темы создает некий творческий проект, то все понятно. А если в результате общения с прекрасным он вырабатывает собственную оценку, то будет ли она считаться образовательным продуктом? С моей точки зрения - да. Это виртуальный продукт, причем сугубо личностный. Но как его оценить, в каких количественных показателях? Любое обучение,на мой взгляд,завершается (действительно, а что значит "завершается"? - согласна с Юлией Владимировной) образовательным продуктом.Причем он может быть не только количественый и качественный, но также "положительный" и "отрицательный"( под "отрицательным"я имею ввиду то, что даже если у ученика ничего не получилось).Важно иметь опят деятельности.А отсутствие результата - это тоже результат. Кроме того,этот результат действительно не всегда материальный. Я,например, музыкант.Что у меня будет являться образовательным продуктом?Если за образовательны йпродукт взять интерпретацию музыкального произведения, как можно его оценить? Даже с качественной стороны:сколько людей-столько и мнений.Одному понравилось,другому - нет.Здесь очень остро встает вопрос о критериях оценивания этого к тому же "нематериального"продукта


Orij: admin пишет: Возможно ли обучать всех по-разному? По сути - это неоходимо 1. У людей разные миссии, мечты, мета-цели в жизни 2. У людей разные способности 3. Имеются и объективные половые особенности, тенденции, специфики Технически - нужно строить несколько образовательных линий, или блоки, как в конструкторе, сочетаемые между собой общими ПРИНЦИПАМИ Плюс - в более затратном варианте - когда ведущий - классный мастер, он может вести ученика более индивидуально, а значит углублённо, а значит эффективно. Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика? В смысле "должна ли" или "возможно ли гарантировано добиться такого результата"? Уважаемый admin, пожалуйста, если можете, немного попроще и попонятнее стройте фразы - Если под образовательным продуктом имеется ввиду творческая работа-проект, созданная учеником на основании усвоенных знаний, умений, навыков - то я думаю что это может быть заложено в курс. Но лучше если такие проекты, имеющие практическое применение будут разрабатываться учащимся в процессе всей учёбы.

Скрипкина Ю.В.: admin пишет: Может ли обучение всегда завершаться образовательным продуктом ученика Тогда и еще один вопрос - что значит "завершение" обучения? На конкретном курсе (5 - 10 дней), на конкретном уроке (45 минут), в ходе изучения цикла (Русский язык, 5 класс) и т.п.? Продукт - нечто, созданное самим учеником? Но ведь продукт может быть и внешним, и внутренним? Тогда это ведь и суждение, и мнение, и новая цель, и конкретный проект, и решение задачи. Видимо, если ученик на уроке присутствует и не остался полностью равнодушен, то он так или иначе выработает некий продукт - хотя бы мнение о том, что полученных знаний совсем не достаточно, положим, для достижения каких-то его целей, или, наоборот, что полученные знания ему в жизни никогда не пригодятся.

А.В.Хуторской: Скрипкина Ю.В. пишет: если ученик на уроке присутствует и не остался полностью равнодушен, то он так или иначе выработает некий продукт - хотя бы мнение о том, что полученных знаний совсем не достаточно Да, продукт есть у любой деятельности. Так же как, например, А.В.Брушлинский считал, что любое мышление творческое, потому что другим оно не бывает. Вопрос здесь состоит в том, чтобы определисть эти образовательные продукты ученика, которые он создает. Отделить их от внешней чужой информации. Сделать продукт осознанным достоянием, а не скрытой вещью в себе. Тогда и проверять, и оценивать результаты образования надо будет именно по реальным созданным продуктам. Это позволит также преодолеть отчуждение в образовании, когда продукт создается один, а проверяется совсем другое. Так что речь идет не о том, что любое обучение продуктивно, а о том, как сделать образовательный продукт ученика проектируемым, осуществляемым и проверяемым.

Galanov: admin пишет: Возможно ли обучать всех по-разному? Можно. А вот, обучать всех одинаково не получается. Каждый ученик ВСЕГДА выстраивал индивидуальный образовательный путь. Сейчас принимается попытка этот процесс (выстраивания индивидуальной образовательной траектории) сделать управляемым, научно-обоснованным.

Кулешова Г.М.: Galanov пишет: Каждый ученик ВСЕГДА выстраивал индивидуальный образовательный путь. Сейчас принимается попытка этот процесс (выстраивания индивидуальной образовательной траектории) сделать управляемым, научно-обоснованным. Александр Борисович! Вы года два назад об этом тоже говорили, имея в виду содержательную сторону: один запомнил больше, другой меньше. Об этом я прочитала и в другой теме нынешнего форума под видом интериоризации. Дело ведь не в этом. Что же вы понимаете под индивидуальной образовательной траекторией?

Galanov: Кулешова Г.М. пишет: Дело ведь не в этом. Что же вы понимаете под индивидуальной образовательной траекторией? Уважаемая Галина Михайловна! То, что я говорил года два назад или больше не изменилось и сегодня. Сводить мою мысль только к тому что "один запомнил больше, другой меньше" тоже не нужно. Но и 10 лет назад ученик выстраивал свою образовательную траектории индивидуально, например, посещая кружки в школе, факультативы, кружки в системе дополнительного образования и т.д. Или я что-то путаю? Повторюсь, но и на уроках ученик отбирал то, что считал нужным или на что хватало сил. Да, я говорю о содержании учебного материала. А что этот компонент не учитывается при выстраивании индивидуальной образовательной траектории? Только за это время (два года, о которых Вы говорите Галина Михайловна) чаще к понятию "индивидуальной образовательной траектории" стало добавляться понятие "образовательный маршрут". Это тоже интересно. Так что я сам до конца не уяснил, что нового в этих понятиях. Вот тут на форуме и пытаюсь разобраться и определить для себя, в чем я ошибаюсь, и ошибаюсь ли. С уважением, А.Б. Галанов.

Кулешова Г.М.: Galanov пишет: Но и 10 лет назад ученик выстраивал свою образовательную траектории индивидуально, например, посещая кружки в школе, факультативы, кружки в системе дополнительного образования и т.д. Или я что-то путаю? Александр Борисович! Согласна, это тоже определяется как траектория, но в значении индивидуализированный образовательный маршрут, в т.ч. как интеграция общего и дополнительного образова-ния. Это «просто индивидуальное движение ученика на фоне общих, заданных извне целей». Существенный момент! Galanov пишет: к понятию "индивидуальной образовательной траектории" стало добавляться понятие "Образовательный маршрут". Это тоже интересно. Нами выделена схожесть понятий индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), что выражается в создании условий для проявления позиции субъектности и педагогической поддержке. Однако семантический анализ слов «траектория» и «маршрут» позволяет разделить эти понятия. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такие определения: «маршрут-путь следования», « траектория- путь движения какого-нибудь тела или точки. Линия полета» . Язык разделяет эти понятия, вкладывая субъектность в понятие траектории и подчеркивая некоторую объектность понятия маршрут. Так маршрут чаще всего составляется для чего-то\кого-то и кем-то, а не самим путешественником. На-ми выделяется также и важность процессуальной стороны образовательного маршрута, в отличие от выработки механизма самодвижения в осуществлении траектории. Готова отвечать на вопросы, Александр Борисович! Полезны Ваши вопросы и мне! С уважением, Кулешова Г.М.

Galanov: Кулешова Г.М. пишет: Это «просто индивидуальное движение ученика на фоне общих, заданных извне целей». Существенный момент! Момент может быть и существенный, но бездоказательный. Когда я был учеником (пример реальный, рассматриваем как доказательство – опровержение), то мне цели по индивидуализации извне никто не задавал, о чем писал выше. А она (индивидуализация) была, была и индивидуальная образовательная траектория. Так вот, может быть, надо говорить не об «индивидуальной образовательной траектории» ученика как о чем-то новом, а о том, как помочь ученику выбрать эту индивидуальную образовательную траекторию, помочь пройти по ней и т.д.? Как реализовать Вашу теорию, или теорию на которую Вы опираетесь, в школе? Может, так должен быть сформулирован вопрос? Я не знаю. Но ссылки на Ожегова не впечатляют.

Дементьева М.Н.: Galanov пишет: Возможно ли обучать всех по-разному? ВОЗМОЖНО КАК ПРАКТИЧЕСКИ ТАК И ТЕОРЕТИЧЕСКИ. ВЕДЬ КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫЙ ЧЕЛОВЕК (УЧЕНИК) ВОСПРИНИМАЕТ ОДИНАКОВО ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ТОЛЬКО НА СВЫЕМ УРОВНЕ.

Озеркова: Мне кажется, что внутренний продукт можно "вытащить на поверхность" рефлексией, я просто не вижу другого способа. Внешний же - виден. Таким образом, если делать обучение продуктивным, то рефлексия становится обязательным элементом обучения каждого школьника. Вот только как этого добиться? Тем более, что внутренний продукт с учителей никто и не требует, а вот внешний...

Galanov: Озеркова пишет: что внутренний продукт с учителей никто и не требует В школах, где проводится мониторинг личностный рост ученика, а это и есть внутренний продукт, отслеживается. И с учителя требуют, да еще как! С уважением, А.Б. Галанов

Одинец К.А.: Озеркова пишет: Мне кажется, что внутренний продукт можно "вытащить на поверхность" рефлексией, я просто не вижу другого способа. Надо ли "вытаскивать"? Быть может, набравшись терпения, подождать? Ускоренное получение результата "здесь и сейчас" не всегда оправдано.

Витевская М. И.: Разумова А.Г. пишет: А что понимать в этом случае под образовательным продуктом? Я под образовательным продуктом понимаю не только результаты деятельности ученика, которые можно прочитать, пощупать (стихи, сочинения, решенные задачи, изготовленные поделки и нарисованные ребенком рисунки). Результаты мыслительной деятельности ученика, его осознание нужности, важности полученных знаний, его осмысление пройденного материала, его вопросы, которые появились, даже его неудовлетворенность и недовольство уровнем своих знаний или уровнем преподавания - тоже образовательные продукты. Главное - чтобы ученик не остался равнодушен. Если урок не вызвал у ребенка никаких эмоций, никак не впечатлил его, значит урок прошел зря - образовательный продукт не получен. Другое дело, что оценить колличественно ( по бальной системе) такого рода образовательные продукты невозможно. А может этого и не нужно? Оценка должна быть только качественная, и учитель из анализа итога работы ученика ( в чем помогает очень рефлексия) должен делать для себя выводы.



полная версия страницы