Форум » Эвристическое обучение » Теория эвристического обучения » Ответить

Теория эвристического обучения

А.Д.Король: В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой? Какие компоненты дидактической эвристики, на Ваш взгляд, в наибольшей степени способствуют творческой самореализации школьников? Нужно ли предоставлять учащимся возможность самостоятельно ставить цели и осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности? Каковы, на Ваш взгляд, границы применимости целеполагания в школе?

Ответов - 29

ShTA: А.Д.Король пишет: В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой? Какие компоненты дидактической эвристики, на Ваш взгляд, в наибольшей степени способствуют творческой самореализации школьников? Цель проблемного обучения, усвоение учениками материала при выполнении познавательных задач-проблем поставленных учителем. Цель эврестического обучения- создание учениками личного решения задач ,ориентированного на будущее в сопоставленн с аналогами.

Игорь Маслов: Отличие целей и смыслов эвристического обучения от традционного, думаю, в роли ученика и его возможностям по отношению к проектированияю собственного смысла обучения, развития и творческой реализации в школе.

Смирнова Т.Н.: Здравствуйте уважаемые участники конференции! Игорь Маслов пишет: Отличие целей и смыслов эвристического обучения от традционного, думаю, в роли ученика и его возможностям по отношению к проектированияю собственного смысла обучения, развития и творческой реализации в школе. Игорь Сергеевич, а если ученик выберет себе роль несовпадающую с целями учителя? Или такого в эвристическом обучении не может быть? Будет самовыражаться и творчески самореализовываться в школе, только к образованию это не будет иметь никакого отношения... С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна.


Игорь Маслов: Здравствуйте уважаемые участники! И замечательно, если у ученика иные цели. Для этого и нужен учитель, чтобы сопроводить и скорректировать ученика в нужное русло! :)

Скрипкина Ю.В.: А.Д.Король пишет: Нужно ли предоставлять учащимся возможность самостоятельно ставить цели и осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности? Я глубоко убеждена, что не просто нужно, но необходимо такую возможность давать. Но это ведь не значит, что учитель при этом самоустраняется, а ученик ставит в начале урока какую-то личную цель и самостоятельно к ней "гребет", брошенный на произвол судьбы. Однако вот тут для меня неразрешимый вопрос. Положим, ученик для себя решил, что, допустим, биология ему совершенно не нужна в жизни. И на уроке биологии он ставит себе образовательную цель - подготовиться к контрольной по математике :-) Такое целеполагание может иметь место? Ведь в реальной жизни подобные ситуации совершенно обычны.

А.Д.Король: Скрипкина Ю.В. пишет: Однако вот тут для меня неразрешимый вопрос. Положим, ученик для себя решил, что, допустим, биология ему совершенно не нужна в жизни. И на уроке биологии он ставит себе образовательную цель - подготовиться к контрольной по математике :-) Такое целеполагание может иметь место? Ведь в реальной жизни подобные ситуации совершенно обычны. Зачастую, когда речь заходит о предоставлении учащемуся возможности ставить собственные учебные цели, почему-то понимается возможность предоставления ученику свободы выбора вообще. Дескать, "выбирай - математика или футбол на уроке физкультуры". Любого ответственного человека отпугнет такой подход. На мой взгляд, следует в контексте эвристического обучения подчеркнуть необходимость обучения учащегося постановке им именно учебных целей. Во-вторых, существует целая иерархия целей: глобальные - н-р, изменить мир, школьные - н-р, выбрать тот или иной предмет или нет, предметные. Вполне естественнно, что, не обучив учащегося ставить предметные цели - н-р, научиться измерять температуру предмета, опасно учить его ставить цели глобальные. (Сказанное не означает, что ученик не должен вообще иметь глобальных целей). Эвристическое обучение вовсе не отрицает алгоритмизации деятельности ученика и учителя - от простого к сложному. Может быть и ситуация обратная - от глобальных целей к учебным. Алгоритм и творчество вполне успешно соседствуют друг с другом и даже дополняют в ряде случаев друг друга. А потому, в-третьих, не стоит забывать, что процесс целеполагания ученика организуется учителем, который не предоставит школьнику самой возможности выбрать футбол вместо математики.

Суханова Татьяна : А.Д.Король пишет: целеполагания ученика организуется учителем, который не предоставит школьнику самой возможности выбрать футбол вместо математики. Система профильной школы, невольно сама подталкивает учащегося и его родителей к выстраиванию лессенки первостепенности предметов. Сравнивая распределение нагрузки на разных профилях у них происходит распределение предметов по "важности и нужности", закладывается конфликт между целью профилизации и целью преподавателей отдельных предметов. Увы, но нередко приходится сталкиваться с аргументом "нам этот предмет в будущем не нужен", который озвучивает не только ученик, но и его родители. Отсюда и ситуация - математика вместо биологии, проблемы выбора перед ним нет.

Natal'y: Скрипкина Ю.В. пишет: Положим, ученик для себя решил, что, допустим, биология ему совершенно не нужна в жизни. И на уроке биологии он ставит себе образовательную цель - подготовиться к контрольной по математике :-) Такое целеполагание может иметь место? Ведь в реальной жизни подобные ситуации совершенно обычны. А.Д.Король пишет: процесс целеполагания ученика организуется учителем, который не предоставит школьнику самой возможности выбрать футбол вместо математики. В данных словах подразумевается обучение эвристическими методами с начальных классов или даже с детского сада, когда в ребенке не убит дух исследования и познания мира, глаза не "зашорены" знаниями "умных тетенек", которые учат жизни, но если на урок информатики приходит ученик 10 - 11 класса и в теме "Работа в Интернет" вместо поиска информации (между прочим, своей на заданную тему, со своими мыслями для остальных) откровенно просматривает порносайты! Тогда как быть? Это вам не контрольная по математике на уроке биологии...

Смирнова Т.Н.: Natal'y пишет: В данных словах подразумевается обучение эвристическими методами с начальных классов или даже с детского сада, когда в ребенке не убит дух исследования и познания мира, глаза не "зашорены" знаниями "умных тетенек", которые учат жизни, но если на урок информатики приходит ученик 10 - 11 класса и в теме "Работа в Интернет" вместо поиска информации (между прочим, своей на заданную тему, со своими мыслями для остальных) откровенно просматривает порносайты! Тогда как быть? Это вам не контрольная по математике на уроке биологии... Это очень печально. Можно предположить, что тема, по котором ученику дано задание найти информацию и высказать свои идеи, ему лично неинтересна. Наверное, стоит выявить, неужели кроме порносайтов его больше ничего не интересует? Хотя, и такое вполне может быть. Насколько я знаю, в школе сегодня к обязательному использованию предложена система фильтрации интернет-контента. У нас в школе, в кабинете информатики такие сайты просто блокируются. Правдя, блокируется и много других полезных...

Озеркова: Коллеги! А как вам такая ситуация с выбором? Фестиваль проектов. Учителя уговаривают самых умных и талантливых детей сделать проекты по их предметам. Результат. Один ребенок участвует сразу в трех проектах (по трем предметам) - одном коллективном и двух индивидуальных. На мой взгляд (общалась в течение года довольно близко) перегрузка налицо. Но не отказывать же учителям! Другой ребенок отказался от всех предложенных проектов, сделал такой, какой его волновал на тот момент, абсолютно не привязанный ни к какой программе. Половина учителей обиделась: как же так, проигнорировали и предмет и выбранные специально для этого ребенка темы и вообще результат не вписывается ни во что (работа оформлена в виде сайта, а не презентации, как у большинства, по предмету, который только еще будет изучаться и выполнена в основном с позиций образного мышления, а не логических и математических выкладок, да и вообще мама в качестве руководителя работы и младшая сестра в качестве ассистента по опытам - это на что похоже). Полагаю, вы уже поняли, что первый ребенок получил большее поощрение, чем второй, хотя вторая работа была более оригинальной. А я вот размышляю, не отбили ли в итоге желание делать проекты у обоих.

Суханова Татьяна : А вот другой выбор: учащийся победитель Всероссийского дистанционного проекта, подаем на поощрение и слышим: "Не тот ребенок! Вы что, отличника зарегистрировать не могли?" В результате награждаем отличника, активиста и просто замечательного парня, а победитель в сторонке - не тот. И что делать, регистрировать отличника или того, кто действительно может выиграть? А, что в это время думает ребенок?

valyaramz: Добрый день. Знакомая картина... Мы в таких случаях " - сражаемся". Пусть ребенок видит, что Вы сделали все, что смогли? Если у нас не получается официального поощрения, делаем неформальное, своё. А регистрировать надо, наверное, того, кто хочет...

valyaramz: В чем смысл эвристического обучения... В воспитании и обучении творцов. Почему даже в педагогическом коллективе часто 3-4 человека "везут" всю творческо-интеллектуальную работу на себе. Почему так много подражаний, римейков, перепевов идей вплоть до прямого заимствования сюжетов в массмедиа, в макулакультуре. Потому что нет в школах системы обучения творчеству. Существует ТРИЗ - прекрасно! Но многим детям это недоступно по уровню сложности... Да и часы не выделяются. Существуют приемы педагогической техники Гина, но если бы все педагоги были равны ему (автору) по уровню мышления... Существуют прекрасные работы в русле эвристического обучения у отдельных педагогов (Литовский, Белова по литературе, например), но кто о них расскажет студентам-филологам? Ученые в вузе часто склонны слышать себя и неохотно перенимают идеи других. А "Эйдос" - это выход. Дверь. Жаль только он один. Конкуренция бы и здесь не помешала.

Смирнова Т.Н.: valyaramz пишет: А "Эйдос" - это выход. Дверь. Жаль только он один. Конкуренция бы и здесь не помешала. Наверное, надо говорить не о конкуренции, а о содружестве центра "Эйдос" и учителей, которые тоже могут "дать" и, уверена, "дают" выход творческим устремлениям ребенка.

valyaramz: Добрый день! Смирнова Т.Н. пишет: Наверное, надо говорить не о конкуренции, а о содружестве центра "Эйдос" и учителей, которые тоже могут "дать" и, уверена, "дают" выход творческим устремлениям ребенка. Да, соглашусь с вами, но я имею в виду конкуренцию идей. В высоком смысле этого слова. В споре рождается истина. Научная школа А.В.Хуторского - стройная и обоснованная система. Развивающаяся. Живая. А разве плохо было бы иметь несколько таких ? Хотя, быть может, я о них не слышала...

Смирнова Т.Н.: valyaramz пишет: Да, соглашусь с вами, но я имею в виду конкуренцию идей. В высоком смысле этого слова. В споре рождается истина. Научная школа А.В.Хуторского - стройная и обоснованная система. Развивающаяся. Живая. А разве плохо было бы иметь несколько таких ? Все же, мне не по-себе от этого слова - конкуренция. Под ним скрыт экономический термин, предполагающий борьбу за рынок, противоборство (от лат. concurro - сталкиваюсь). Вот развивать систему. Да! Не случайно, Научная школа А.В. Хуторского предлагает помощь школе и учителю в виде научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности в русле своей программы. Может быть, в ходе такой деятельности и смогут выкристаллизоваться даже отдельные направления.

Суханова Татьяна : valyaramz пишет: Но многим детям это недоступно по уровню сложности... В ситуации когда творчеством занимаются 3-4 педагога в школе, проблема не в уровне сложности, а в сложившемся стереотипе работы на уроке: вопрос-ответ, и чем ближе к учебнику тем оценка выше. Все ТРИЗ, матрицы, мозговые атаки лучше идут со слабыми учениками. Недостаток книжных знаний приводит к необходимости искать ответы используя жизненный опыт, смекалку и прикладные знания, они быстрее отходят от стереотипов, свободнее рассуждают, у них нет страха перед неправильными формулировками.

valyaramz: Суханова Татьяна пишет: Все ТРИЗ, матрицы, мозговые атаки лучше идут со слабыми учениками. Спорить не буду. Потому что о ТРИЗ убедительно говорить, наверное, не имею права. Не работала в системе. Но много лет предлагаю на уроке литературы (вн.чт.), посвященном фантастике, задачку про конфигуратор из ТРИЗ. Ни разу слабый ученик не предложил достойный выход. А мыслители - дух захватывает, как нестандартно решают. Но, повторяю, спорить не стану. Почитаю-ка лучше о ТРИЗ побольше...

Суханова Татьяна : valyaramz пишет: Ни разу слабый ученик не предложил достойный выход. Слабые ученики есть разных категорий: слабый потому, что это не его вид деятельности и слаб, потому, что старается пройти с минимальными усилиями. Первая категория действительно по пути поиска идет охотно, но, как правило, к конечной точке подводит педагог, а вот вторая способна и двигаться самостоятельно, и решение найти оригинальное. Но и в первом и во втором случае может получиться весьма интересен путь, а выход, хоть и неправильный, но красивый.

Озеркова: Коллеги! Я предлагаю всем, кто в той или иной форме использует эвристические задания, собирать банк заданий (с указанием предмета, класса и автора задания) и, например, раз в год в конце учебного года пересылать к нам. А мы соберем все такие задания в сборники по предметам и тогда легче будет обмениваться опытом.

valyaramz: Озеркова пишет: Коллеги! Я предлагаю всем, кто в той или иной форме использует эвристические задания, собирать банк заданий (с указанием предмета, класса и автора задания) и, например, раз в год в конце учебного года пересылать к нам. А мы соберем все такие задания в сборники по предметам и тогда легче будет обмениваться опытом. Это было бы замечательно.

matveeva-7575: Считаю, что это просто неоходимо, а рефлексия должна быть обязательно.

Александр: Эвристическое обучение – это обучение в ходе которого решаются проблемные задачи. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю). Цель будет исходить из основных целей образования, но её трактовка будет иметь совершенно иной вид и содержать в себе смысл проблемы. Если учащиеся активно будут проявлять себя в поиске или решении проблемы, то они будут творчески развиваться.

Смирнова Т.Н.: Александр пишет: Цель будет исходить из основных целей образования, но её трактовка будет иметь совершенно иной вид и содержать в себе смысл проблемы. Можете привести пример?

Lubov: Малоэффективным является привлечение учащихся к целеполаганию и определению задач урока. Только учитель знает о целях, месте , задачах урока. Ученики же в силу специфики учебной деятельности, прежде чем определять цели и конкретизировать их, должны усвоить содержание деятельности.

Озеркова: Lubov пишет: Ученики же в силу специфики учебной деятельности, прежде чем определять цели и конкретизировать их, должны усвоить содержание деятельности. Уточните, пожалуйста, в чем по вашему мнению заключается указанная специфика. Вы считаете, что ученик сперва должен что-то сделать, а потом уже выяснять, нужно ли это было делать и зачем (если вообще выяснять)? А если он и взрослым будет поступать таким образом? Кто ему взрослому будет указывать, что и как делать?

Lubov: Традиционное обучение не дает возможности ученику самому выстраивать систему получения знаний, ему предлагают готовые пособия, где даны готовые понятия, продукт, полученный учеными, специалистами. Изучая готовую информацию. у учащихся почти нет времени для создания собственных знаний. Эвристическое обучение позваляет создавать собственные знания, если ученик обучен способам познания реальных объектов, имеет навыки добывания знаний.

natasha-col: В чем отличие целей и смыслов эвристического обучения в сравнении с традиционной школой? Эвристическое обучение- ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, тогда как в традиционном обучении ученик вначале ищет опыт прошлого, "получает знания" и лишь затем применяет их, в том числе и творчески.

lt1709: Эвристическое обучение, при котором учащиеся делат открытия для себя. Ученик ставит для себя цели и старается их реализовать. Нужно предоставлятьучащимся возможность самостоятельно ставить цели и осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности. Каждый этап деятельности должен быть целенаправлен.



полная версия страницы