Форум » Эвристическое обучение » Содержание и средства эвристического обучения » Ответить

Содержание и средства эвристического обучения

А.Д.Король: Эвристические ли у нас стандарты? В чем проблемы наполнения эвристическим содержанием регионального компонента образовательного стандарта? Может ли личностный компонент учебника (например, работы самих учащихся) найти место в учебнике? CD-учебники и учебник эвристического типа: сходства и различия.

Ответов - 9

Суханова Татьяна : А.Д.Король пишет: Может ли личностный компонент учебника (например, работы самих учащихся) найти место в учебнике? Может, но нужно ли? Пока вопросы организации проектной деятельности игнорировались учебниками, разброс выбранных учащимися тем был огромен, причем не ограничивался темами учебника технологии. Работая над своим проектом учащийся взаимодействовал с несколькими педагогами, часто по ходу образовывались разновозрастные группы, можно было сказать, что в проектной деятельности участвовала вся школа и результаты были весомыми - победы в практических конференциях районного, областного, регионального уровня. С точки зрения педагога координировать такую деятельность было очень трудно, но того стоило. В новых учебниках отводится место под творческие проекты и следом примерные темы. Слово "примерные" видит только учитель, для большинства учащихся это руководство к действию, а для остальных пример для подражания (формулировка темы меняется, а суть остается). Проблема, конечно решаемая, на часть детей все равно теряется.

Завьялова О.А.: Суханова Татьяна пишет: Слово "примерные" видит только учитель, для большинства учащихся это руководство к действию, а для остальных пример для подражания (формулировка темы меняется, а суть остается). Проблема, конечно решаемая, на часть детей все равно теряется. Согласна, это один из парадоксов (или свойств восприятия?) официального учебника. Приводимые темы и вопросы воспринимаются не как "дверь" которая позволяет выйти на новые уровни, а как "рамка" которая ограничивает. И если эвристическими заданиями "разбавить" учебники, они не "выстрелят" так, как это происходит на олимпиадах. Только новый, осмысленный(!) подход к обучению. Наполненный многими смыслами - не только предметными, учебными, но и философскими - для педагога и для ученика. Только тогда эвристические задания не будут восприниматься как инородные по отношению к цели обучения какому-то предмету. Позиция Фантазера, Исследователя, Автора которые открываются для ученика (и учителя!) в эвристическом обучении - их надо прочувствовать, понять роль для развития личности и ее становления. Механическое включение эвристических заданий в учебники не даст качественного изменения обучения. Хочу ли я чтобы творчество было занесено в Стандарт? Скорее нет, чем да. Нет, потому что в некотором роде оппозиционное учение имеет больше стимулов для саморазвития. Нет, потому что "загонять палкой" стандартов в творчество нельзя. Нет, потому что у детей в разные периоды открывается "творческий этап". Но - "да", как официальное разрешение тем, кто сомневается...

Озеркова: Завьялова О.А. пишет: Механическое включение эвристических заданий в учебники не даст качественного изменения обучения. Вы правы, однако констатация этого факта не решает проблему. Я думаю, что через какое-то время эвристические учебники появятся. Напишем. Сами. И эвристические задания будут включены как один из элементов системы, а не просто "нечто для творчества". Тогда они и не будут казаться чем-то инородным. А работы учащихся лучше всего собирать, действительно, в электронном виде. Поэтому надо создать нормальную базу данных, чтобы ей было удобно пользоваться. В простом наборе файлов ориентироваться трудно.


Nadejda: А.Д.Король пишет: Эвристические ли у нас стандарты? Я бы сказала, что это риторический вопрос. Образовательные стандарты и сформулированные компетенции не предполагают эвристических методов обучения. В первую очередь это отрицает форма итогового контроля - ЕГЭ. Поэтому учителя часто применяют эти методы не системно, а как элемент обучения на дополнительных уроках (спецкурсы), а на традиционном уроке занимаются классической дидактикой. А.Д.Король пишет: CD-учебники и учебник эвристического типа: сходства и различия. Я не знаю по своему предмету (я историк) учебников эвристического типа. Этот тип, по моему мнению, исключает госстандарт. Если я не права - поправьте меня.

Завьялова О.А.: А.Д.Король пишет: Может ли личностный компонент учебника (например, работы самих учащихся) найти место в учебнике? Учебники таких манипуляций не предполагают, а вот рабочие тетради - пожалуйста. Но рамки учебных тетрадей - опять же воспринимаются как рамки! Так не хочется жертвовать сутью эвристики в угоду "причесанности", и так хочется увидеть методически обеспеченную систему. Что-то надо делать с этим противоречием! На мой взгляд личностный компонент хорошо бы вписался в электронную версию эвристического учебника - за несколько лет учитель получил бы целый "пласт" творческих работ по теме, а ученики увидели культурно-исторические аналоги теперешних старшеклассников или студентов.

matveeva-7575: Есть вопрос. Где найти эти стандарты, чтобы убедиться эвристические они или нет

А.В.Хуторской: matveeva-7575 пишет: Где найти эти стандарты, чтобы убедиться эвристические они или нет Действующие стандарты для школы здесь - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ Сейчас подготовлен проект второго поколения стандартов.

Иванова Г.А.: Теперь в очередной раз у нас уже приняты новые стндарты и реально ли в ближайшие 5 - 10 лет их замена на другие, наполненные эвристическим содержанием?

Косивец О.В.: А.Д.Король пишет: Эвристические ли у нас стандарты? Стандарт - это так называемые квалификационные требования. Можно ли говорить об их эвристичности? Если буквально, то да. В стандарте по информатике есть, например, прямое целеполагание: "развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов" Другое дело, что учитель это может видеть по-своему. Один требует "прочитай-перескажи", а другой предложит ученику представить себя процессором... Скорее вопрос ваш можно отнести к действующим учебникам. Особенно любопытно изучать учебное пособие, рекомендованное МО РФ, но далекое от того же стандарта. Вот где пища для размышлений



полная версия страницы