Форум » Эвристическое обучение » Типология эвристических заданий » Ответить

Типология эвристических заданий

А.В.Хуторской: Здесь можно обсуждать различные типологии заданий для эвристических олимпиад

Ответов - 2

М.А. Липчанская: Здравствуйте, коллеги! Предлагаю обсудить такой вариант: Типология заданий дистанционных эвристических олимпиад в зависимости от вида деятельности учащихся 1. Выдвижение гипотез Суть задания: предложить как можно больше вариантов ответа на один и тот же вопрос. Педагогическая характеристика: работа над заданием раскрепощает мышление ученика, учит его видеть, понимать и сравнивать разные точки зрения. Подтипы: способы использования одного и того же предмета (свойства, явления) в разных ситуациях; способы поведения в одной и той же ситуации; факты для подтверждения или опровержения определенной гипотезы; разные варианты объяснений механизма определенного явления. 2. Эмпатия Суть задания: вживание в предложенный образ и оценка заданной ситуации с позиции нового образа. Педагогическая характеристика: задание позволяет ребенку четче и яснее увидеть определенные стороны изучаемого объекта (события, явления). Подтипы: «Театральный» - вживание в роль человека с заданными качествами (в качестве качеств может выступать возраст, профессия, социальный статус, принадлежность к определенной эпохе, национальности, политическому или религиозному течению); «Фантастический» - вживание в роль животного, неодушевленного предмета или фантастического существа. 3. Анализ незнания Суть задания: разработка вопросов по заданной теме, ответы на которые неизвестны учащимся. Педагогическая характеристика: задание направлено на формирование у учащихся следующих качеств: понимание границ своего незнания; умение четко сформулировать вопросы, информации для ответа на которые нет у учащегося; умение отличить значимое незнание от незначимого. Подтипы: список «неизвестностей»; вопросы к специалисту (эксперту); план изучения темы; план наблюдения за объектом. 4. Экстериоризация Суть задания: описание алгоритма хорошо знакомого процесса, о механизме которого в обычных условиях учащиеся не задумывались. Педагогическая характеристика: задание позволяет детям лучше увидеть детали рассматриваемого процесса; формирует оргдеятельностные навыки. Подтипы: описание последовательности действий для достижения заданного результата; разработка алгоритма (блок-схемы) процесса; описание (схематичное изображение) структуры явления (процесса), охарактеризовав связи между разными элементами структуры. 5. Театрализация Суть задания: представление известного объекта (процесса, явления) в необычном, «рекламном» виде. Педагогическая характеристика: работа над выполнением задания вызывает у учащихся эмоциональное отношение к изучаемому объекту, помогает увидеть личностно-значимые объекты в изучаемом материале. Подтипы: реклама; сценарий, в котором исследуемое явление предстает в необычном виде; плакат, листовка, баннер или другое графическое представление явления; слоган, афоризм, другие «малые литературные формы» (если можно так выразиться). Еще несколько типов заданий, которые я не успеваю подробно описать: модификация (изменение заданного объекта в заданном направлении); рейтинг (распределение группы заданных объектов в определенной последовательности); рецензия (выражения мнения по отношению к заданной идее, произведению); наблюдение эксперимент.

А.В.Хуторской: Коллеги, в общей форме итоги нашего семинара по типологии эвристических заданий опубликованы на сайте - http://eidos.ru/about/news/20071112/index.htm Но этим дело не завершено. Предлагаю обсудить иные варианты типологии эвристических заданий



полная версия страницы