Форум » Педагогический эксперимент в школе » Индивидуальная программа школьника: как её составить? » Ответить

Индивидуальная программа школьника: как её составить?

Жандармова И.В.: Каждый ученик уникален. Как помочь ему развиваться в большой школе по своей индивидуальной траектории? Как грамотно составить его программу обучения? Как оценивать эго достижения?

Ответов - 67, стр: 1 2 All

Никитина.Е.В: ВЫ правы каждый ученик уникален, но не каждый учитель хочет замечать это.Каждый считает именно свой предмет главным, самым лучшим и пытаясь доказать это нагружает ребенка по "полной". А у него еще в среднем 12-15 предметов и по всем что - то требуют. Психологи давно определили типы детей совы, жаворонки, гуманитарии и тд. Вопрос хотим лм мы, учителя поити на встречу таким детям, или будем биться о стену непонимания , но добиваться 100 процентного качества.Этого в общеобразовательныхь классах небудет никогда. Спасибо государству, которое открывает профильные классы, по возможности школы.Если ученик владеет вашим предметом на твердую три, но он кандидат в мастера спорта, вы уже должны им гордиться, а не ставить его достижения ему в укор.Я уверенна, что в классе есть 3-4 человека, которые хотят знать ваш предмет на пять и они будут его знать, так как у них есть цель и дальше двигаться в этом направлении.Приглядитесь к детям, и они ответят вам тем же.

А.В.Хуторской: Ирина Владимировна, вы что, собственно, хотите? Чтобы кто-то ответил на актуальные для вас вопросы? Разве вас устроят односложные ответы? Или обсудить проблему - тогда какую? Я вот увидел такую у вас проблему. Жандармова И.В. пишет: Как грамотно составить его программу обучения? Вы хотите составить ученику его программу? Помните, есть такой мультфильм, где были "Двое из ларца, одинаковых с лица"? Они делали всё за тебя. Мальчишка попросил их пироженых, мороженых, а они их не только создали, но и есть за него сами стали. Вы хотите за ученика составить его индивидуальную программу? Тогда вам в этот ларец дорога. Третьей будете

Жандармова И.В.: Уважаемый Андрей Викторович, конечно я помню мультфильм, тем более он про Вовку (моего сына). Да, у меня есть мечта, что мой сын будет учиться по своей индивидуальной программе, которую в более старшем возрасте он будет может строить и сам, а пока никто у нас так не учится и программ таких мы в глаза не видели. Поэтому мне хотелось узнать кто имел с ними дело, то есть помогал своим ученикам их составлять. С какими проблемами сталкивались? С чего стоит начинать? и т.д.


А.В.Хуторской: Жандармова И.В. пишет: С чего стоит начинать? Начинать надо с отказа составить ученику индивидуальную программу его образования.

Одинец К.А.: Жандармова И.В. пишет: Поэтому мне хотелось узнать кто имел с ними дело, то есть помогал своим ученикам их составлять. С какими проблемами сталкивались? Первая проблема - оглядка ученика на авторитет учителя. Я напишу то, что вы ожидаете. Стоит большого труда переориентировать ученика на свои цели, а не запросы учителя и программы. Особенно если эти цели не совпадают с программой.

Svitova Tatiana: Одинец К.А. пишет: Стоит большого труда переориентировать ученика на свои цели, а не запросы учителя и программы. А КАК это сделать практически? Если начальство по программе требует порой то, что не то что не совпадает, а откровенно противоречит твоим взглядам? Этот животрепещущий вопрос возникает постоянно, как только с этими требованиями сталкиваешься, а ответ так и не найден.

Одинец К.А.: Svitova Tatiana пишет: А КАК это сделать практически? Для начала сам педагог должен ясно представить себе, для чего он что-либо делает. Естественно, это не касается абсурдных требований. Например, в белорусской программе по МХК для 14-летних детей предлагается рассматривать музыкальные транскрипции. Думаю, автор (авторы?) с едва ли представлял, как дети общеобразовательных школ будут разбираться с этим понятием. Но и здесь можно найти и сформулировать определенную цель и задать вектор ее развития. Формулируя цель по отношению к ученику, учитель не определяет ее за ученика. Я хочу, чтобы он усвоил понятие, а он хочет понять, для чего мне это нужно, к примеру.

warwara: Можно постараться вовлечь ребенка в исследовательскую работу, работу над проектами.Это расширяет кругозор и коммуникативность ребенка.

Кулешова Г.М.: Жандармова И.В. пишет: пока никто у нас так не учится и программ таких мы в глаза не видели. Поэтому мне хотелось узнать кто имел с ними дело, то есть помогал своим ученикам их составлять. С какими проблемами сталкивались? С чего стоит начинать? Ирина Владимировна! Есть примеры и таких программ, и работы, и самое главное, проводящихся сейчас исследований, которые посвящены именно этому. Упомяну о своем опыте и об опыте многих участников дистанционного курса "Индивидуальная образовательная траектория" (правда, это опыт разработческий). У меня и моих коллег есть материалы по экспериментальной работе в своей Школе менеджеров с учениками общеобразовательных школ города на курсе "Менеджер своего образования". Есть разработанный и дважды проведенный мной в прошлом учебном году курс для учащихся "Моя образовательная программа: как составить", есть и курс для педагогов " Как сопровождать индивидуальную программу ученика". Все курсы находятся в состоянии постоянного развития. Свои образовательные программы наши ученики уже защищали и в "Эйдос-классах". Так что есть о чем говорить. Начать надо с собственной переоценки ценностей и подходов. Замечено, что большинство приходящих на курсы педагогов основательно пересматривают свои позиции по отношению к ИОТ и ИОП. С уважением, Галина Михайловна Кулешова

Svitova Tatiana: К сожалению, эти слова о педагогах-новаторах. «К сожалению» - потому что большинство детей и студентов учится у обычных педагогов, которым порой чужды инновации, начиная с самого этого термина. Конечно, я не знаю ситуации во всех образовательных областях на всех уровнях, но то, что я реально наблюдаю вокруг, и в своей (музыкальной) сфере в том числе, их крайне мало. И в школах особенно (в творческих вузах еще что-то теплится). В дистанционном образовании – да, согласна. Но как мне кажется, туда идут те, кто сами хотят повысить качественный уровень своей работы. А основная масса остается «за бортом» - мол, это не для нас, либо принимают участие, но для «галочки», либо вообще все валят на отсутствие каких-либо способностей у детей! Вероятно, я не права. Как Вы – как ведущая курсов – оценили бы мотивацию педагогов-участников (например, по соотношению внутренняя – внешняя)? Этот вопрос я хотела бы адресовать всем ведущим.

Кулешова Г.М.: Svitova Tatiana пишет: Как Вы – как ведущая курсов – оценили бы мотивацию педагогов-участников (например, по соотношению внутренняя – внешняя)? Об этом будет мое выступление на конференции, в котором я рассматриваю проблемы целеполагания в процессе реализации ИОТ ученика. Может быть, что-то прояснится. С уважением, Кулешова Галина Михайловна

Svitova Tatiana: Эвристическое обучение предполагает отсутствие конкретной заданности. Это касается и ИОП. Но как быть, когда учащийся НЕ МОЖЕТ САМ сформулировать своё мнение (мне кажется, эта проблема встречается даже больше у студентов, нежели у детей)? Ему легче выбрать из предложенного. Для одного это будет подсказка (выбор из вариантов допускается), а другого это может подсознательно «загнать» в рамки. Зная учащихся, можно индивидуализировать "каркас" программы для каждого. А если пришел новичок и мы не знаем пока его уровня? Пробовать разные «уровни» составления ИОП? Эвристично ли будет каждый раз предлагать варианты, ведь это может настроить на пассивное отношение?

Kuleshova G: Svitova Tatiana пишет: Зная учащихся, можно индивидуализировать "каркас" программы для каждого. А если пришел новичок и мы не знаем пока его уровня? Пробовать разные «уровни» составления ИОП? Эвристично ли будет каждый раз предлагать варианты, ведь это может настроить на пассивное отношение? Думаю, надо не от массы вариантов идти, чем, кстати, славится дифференциация, а от базового алгоритма деятельности! И тогда любой ученик, осознавший логику, сможет составлять свою собственную программу, начав с образца. Алгоритм прост: смысл-цель-задача-план-контроль-самооценка. И это всё представляет цикл!

Одинец К.А.: Kuleshova G пишет: Думаю, надо не от массы вариантов идти, чем, кстати, славится дифференциация, а от базового алгоритма деятельности! Да, Галина Михайловна! Сожалею, что так и не попала на Ваши курсы, потому что ко всем этим "открытиям" приходишь все равно, но с большими потерями не только времени, но и ресурсов, прежде всего человеческих. Именно предоставление алгоритма, позволяющего каждому реализоваться на своем уровне. Но вы не включили сюда момент настройки- мотивации. Если не произведена эта настройка, то при выполнении алгоритма возможна профанация. Или я неправильно понимаю?

Kuleshova G: Одинец К.А. пишет: Но вы не включили сюда момент настройки- мотивации. Если не произведена эта настройка, то при выполнении алгоритма возможна профанация. Или я неправильно понимаю? Конечно, Карина Аскеровна! Я согласна с Вами, мотивация пронизывает весь процесс. Так же, как и рефлексия! И для начала ИОТ, "запуска", "импульса"её, а также появления ИОП она крайне необходима. А как Вы опишете действия педагога (сначала очного, а потом дистанционного) по мотивации ученика? Что должен делать педагог?

Одинец К.А.: Kuleshova G пишет: А как Вы опишете действия педагога (сначала очного, а потом дистанционного) по мотивации ученика? Что должен делать педагог? Очный педагог изучает степень мотивированности учащихся по своему предмету на основе различных методик, самое простое - контент-анализ. Ранжированные ответы анализирую, делаю график, на основе которого представляется "карта" мотивов. Этот материал становится основой для создания интриги урока (остальное - секреты кухни не для форума). Дистанционный педагог работает с визитками участников - там фиксируются проблемы и цели (зачастую - обмен опытом, получение материалов курса, получение образцов). На основании анализа целей выстраивается карта мотивов участников. Вот как потом вывести людей с потребительски-репродуктивного уровня? Это пока для меня проблема.

Kuleshova G: Одинец К.А. пишет: самое простое - контент-анализ Карина Аскеровна, а это не секреты "кухни"? Научите!

Kuleshova G: Одинец К.А. пишет: Вот как потом вывести людей с потребительски-репродуктивного уровня? Это пока для меня проблема. ВЫ об этом говорили- о шоковой терапии? Это как одна из методик?

Одинец К.А.: Уважаемая Галина Михайловна! Вас я вряд ли смогу научить по этому вопросу чему-то новому! В нем Вы - ас! И боюсь, что контент-анализ я делаю не профессионально, а скорее интиутивно, хотя этот метод предполагает интуитивный уровень, который потом переводится на осмысленный. Разнообразием приемов тоже не могу похвастаться. Чаще всего - это структурно-семантический анализ текстов и высказываний. С текстом написанным работать легче - он перед глазами, к нему можно возвращиться. Что узнаю? Для начала выясняю сенсорную типологию, конечно, в общих чертах, чтобы знать, на что ориентироваться в данной аудитории. В класс кинестетиков я не приду со словами "представьте", у них я люблю погурманичать! Импрессионизм, например, подается с рецептами салатов. Интересна лексика, связанная с выражением ощущений, слова, передающие определенные сигналы, использование клише - все это информация о человеке. Я, например, знаю, какую информацию обо мне несут миру бесконечные модальные слова Kuleshova G пишет: ВЫ об этом говорили- о шоковой терапии? Да, шоковая терапия применима для выведения субъекта из привычной системы координат с целью создания условий для стимулирования мыследеятельности. Надо шокировать, удивить, обескуражить. Но иногда результаты получаю непредсказуемые - не умею дозировать. Вот, кажется, знаю класс, знаю, чего от них ожидать и даю порцию шока, и результат получаю неплохой, а потом вдруг: "Зачем Вы такие вещи нам показываете? Я теперь спать не смогу спокойно!" (Это о картине Э.Нольде "Вход Христа в Иерусалим"). Все отреагировали в пределах, прогнозируемых мной, а одна девушка (11 класс) чуть в депрессию не впала,стала стихи на эту тему писать. Вроде бы и творить начала, но такой ценой не хочу. Поэтому надо очень серьезно подходить к этому вопросу, учиться гомеопатически дозировать такого рода сюрпризы. К одному из приемов "выбивания" можно отнести периодическую смену декораций урока. Например, не объявлять тему, закрутить на этом интригу, предложить тему сформулировать самостоятельно по мере погружения в материал. Самостоятельно записанные темы на определенном этапе урока озвучиваются, сравниваются между собой и темой, которую сформулировал учитель. Возникший диалог - эвристическая образовательная ситуация. Это так, вкратце.

Kuleshova G: Svitova Tatiana пишет: В дистанционном образовании – да, согласна. Но как мне кажется, туда идут те, кто сами хотят повысить качественный уровень своей работы. А основная масса остается «за бортом» Татьяна Викторовна! Может, тогда стоит разобраться, а что такое индивидуальная образовательная программа в ДО? С уважением, Кулешова Галина Михайловна

DeryshevaIE: Жандармова И.В. пишет: Поэтому мне хотелось узнать кто имел с ними дело, то есть помогал своим ученикам их составлять. С какими проблемами сталкивались? С чего стоит начинать? Могу коротко описать опыт работы в направлении создания ИОТ учащихся в Железногорской санаторно-лесной школе № 180. Сразу хочу сказать, что администрация школы должна быть заинтересована в ИОТ и ИОП и способствовать развитию этого направления не только моральными поощрениями, но организационно. И, конечно, оплачивать дополнительную нагрузку соответствующим работникам. На одном энтузиазме стабильного результата добиться невозможно, мне кажется. В школе № 180 введены ставки классных воспитателей, в функции которых как раз и входит совместное с учеником составление его образовательной траектории. Как и следует ожидать, сами учащиеся, особенно на первых порах, не знают, чего они хотят. Поэтому классный воспитатель проводит анкетирование, тестирование, бесены с ребенком и его родителями с целью выявления склонностей, интересов, увлечений, психологических и личностных особенностей. Все это помогает ребенку осознать себя, свои устремления. Далее вместе с ребенком классный воспитатель подыскивает в школе, учреждениях дополнительного образования, центрах дистанционного образования те кружки, секции, факультативы, курсы, которые отвечают интересам ребенка и работают на его развитие. В рамках учебного плана, к сожалению, не удается организовать обучение по индивидуальной программе, т.к. это свящано со многими организационными и финансовыми проблемами. Но администрация настраивает педагогический коллектив таким образом, что учителя должны обращать внимание на развитие способностей ученика и углубление программы (в рамках урока или домашней работы), если он (ученик) появляет способности и желание глубже изучать этот предмет. Весь процесс отслеживает классный воспитатель. О же вместе с учеником тщательно фиксирует все исследования и динамику в личной папке ученика. И самое главное положительный результат такой работы есть! Ребята выбирают согласно их способностям и возможностям интересующие их направления, а в дальнейшем и профессии.

Мельникова Н.А.: DeryshevaIE Уважаемые коллеги! Наша гимназия уже третий год работает по индивидуальным образовательным программам в 10 - 11 классах. ИОП имеют также отдельные учащиеся 5 - 11 классов. Следует отметить, что дистанционные образовательные проекты создают необходимую вариативность в формах, методах и содержании образования. У нас 85 % обучающихся охвачены дистанционным образованием. Они - постоянные участники олимпиад, конкурсов. В этом процессе задействованы кл. руководители, учителя - предметники, родители, заместители директора по научно - методической и информационным технологиям. Данная технология находится в стадии совершенствования. ИОПы создаем в 3 экземплярах: для администрации, учащегося и родителей, классного руководителя. Конечно, хлопот прибавляется у всех участников образовательного процесса. Но овчинка стоит выделки: поступление на бюджетные места в престижные ВУЗы свыше 50%. Одновременно с учащимися мы привлекаем к участию в разного рода конкурсах педагогов. Без этого никак нельзя.

Жандармова И.В.: Мельникова Н.А. пишет: Уважаемые коллеги! Наша гимназия уже третий год работает по индивидуальным образовательным программам в 10 - 11 классах. ИОП имеют также отдельные учащиеся 5 - 11 классов. Спасибо за информацию, но хочется узнать, с чего у Вас всё началось? Кто был инициатором? С чьей подачи Вы пришли к таким результатам? С уважением, Жандармова Ирина Владимировна

Мельникова Н.А.: Жандармова И.В. Уважаемая И.В.! Предлагаю Вам алгоритм по работе над разработкой ИОП. Мы не претендуем на совершенство. Мы еще новички в данном деле. 1. Изучение администрацией нормативно - правовой базы по формам организации профильного обучения в том числе и по ИОП. 2. Организация семинаров для педагогов по изучению н/п базы. 3. Проведение классных часов для учащихся с целью разъяснения, что такое ИОП. 4. Проведение родительских собраний с той же целью, что и кл. часов для учащихся. 5. Формировнаие творческой группы педагшогов по разработке проекта формы ИОП. 6. Утверждение проекта формы ИОП на НМС гимназии. 7. Проведение классных часов по разъяснению методики заполнения ИОП. 8. Постоянные индивидуальные консультации педагогам, учащимся и родителям по методике заполнения ИОП. 9. Заполнение ИОП в совместной деятельности ученик - родитель - педагог. Администрация координирует эту работу. 10. Индивидуальные собеседования завуча с учащимися по ИОП. 11. Заполнение ИОП в 3 экземплярах: для классного руководителя, учащегося, администрации. 12. Отслеживание эффективности работы по ИОП. 13. Создание банка информации по ИОП. 14. Создание богатой образовательной среды для того, чтобы каждый учащийся мог реализовать свою ИОП. 15. Привлечение дистанционных ресурсов для того, чтобы расширить, обогатить образовательную среду. 16. Создание локальной нормативно - правовой базы для поддержки ИОП. 17. Проведение зимней сессии для 10 - 11 классов. Сейчас мы разрабатываем форму зачетной книжки для учащихся 10 - 11 классов.

Kuleshova G: Мощно! Конечно, для образовательной школы, родителей да и самих учеников важны результаты поступления на бюджетные места в вузы, но мы обсуждаем вопросы несколько иного уровня. В Научной школе человеко-сообразного обучения ИОП рассматривается как этап образовательного пути самого человека, который самостоятельно при ненавязчивой и корректной поддержке сам реализует себя в образовании. Традиционный же подход обрушивает бюрократический арсенал на голову ученика, на давая ему возможности сделать это по-своему. Вся эта мощь может и должна, на мой взгляд, идти на другое:прояснение смыслов образования. Вижу по своему опыту плоды. Но так же ощущаю и то, как трудно это сделать, неминуемо становясь в позицию инноватора...

olga-sorokina: Kuleshova G пишет: В Научной школе человеко-сообразного обучения ИОП рассматривается как этап образовательного пути самого человека, который самостоятельно при ненавязчивой и корректной поддержке сам реализует себя в образовании. Традиционный же подход обрушивает бюрократический арсенал на голову ученика, на давая ему возможности сделать это по-своему. Более того, есть такие ученики, которые способны учиться только по индивидуальной программе и никак больше. Традиционный подход разрушает в них личность, интерес, любознательность. Есть у меня сейчас ученик, совершенно не способный просто высидеть 40 минут урока, но уровень его начитанности, быстроты реакции, развития логики и лидерские качества поражают. Обидно, когда учитель видит в нем только нарушителя дисциплины, а не то, что он перерос в интеллектуальном плане своих одноклассников, что требует иного подхода. Уже в 5 классе он серьезно увлекся химиеей, сам выучил таблицу Менделеева. Разве не логично было обучать его этому предмету как раз в это время? Но ведь программой это не предусмотрено! Для таких детей на любом уроке нужно планировать индивидуальную работу.

Kuleshova G: DeryshevaIE пишет: оплачивать дополнительную нагрузку соответствующим работникам DeryshevaIE пишет: Далее вместе с ребенком классный воспитатель подыскивает в школе, учреждениях дополнительного образования, центрах дистанционного образования те кружки, секции, факультативы, курсы, которые отвечают интересам ребенка и работают на его развитие. DeryshevaIE пишет: Весь процесс отслеживает DeryshevaIE пишет: в функции которых как раз и входит совместное с учеником составление его образовательной траектории. Это один из традиционно понимаемых подходов. Главная "головная боль" - у учителя и администрации. В рамках Научной школы ведутся исследования в несколько ином направлении: как мотивировать и организовать работу самого ученика? Что нужно для этого сделать? Причем, чтобы было интересно, полезно, значимо и комфортно всем субъектам. Это сложнее уже по-другому.

Полищук С.Г.: Здравствуйте! Я еще не очень хорошо ориентируюсь в этом материале, хотя стараюсь читать все что найду в журнале и на форуме. Если можно посоветуйте печатный источник. Вопрос такой: Насколько я поняла индивидуальная программа повлечет за собой некоторое увеличение нагрузки на школьника, которая итак не маленькая. Как избежать перегрузки ученика? Как работать с мотивационным компонентом деятельности? Не возникнет ли у ученика "откат" перед такими объемами работы? Различается ли работа с успевающими и слабоуспевающими учащимися?

Хисаметдинов А.А.: Kuleshova G пишет: Для того, чтобы подготовить такой обширный массив данных на учителя -предметника должен работать целый штат сотрудников, предоставляющий учителю достоверную, обоснованную информацию (это психологи, дефектологи, медики как минимум). Зачем!!! Какие дефектологи?! Любой педагог должен обладать компетенциями для создания ИОП!?Полищук С.Г. пишет: Вопрос такой: Насколько я поняла индивидуальная программа повлечет за собой некоторое увеличение нагрузки на школьника, которая итак не маленькая. Как избежать перегрузки ученика? Скажите пожалуйста в каком месте нынче перегрузка то? Физика с математикой давно в загоне! Откуда могла взяться перегрузка?! СССР-а с его политинформацией, разнообразными участиями в "Миллион-Родине" давно уже нету, самодеятельности в различного рода выступлениях тоже, группы продленного дня у кого есть?! Откуда взялся тезис о перегруженности?! Или все подверженны "магии министра" который озвучивает эту проблему?

Витевская М. И.: Составление ИОП учащегося - дело трудоемкое. Оно требует в идеале наличие у учителя огромного массива данных по каждому ученику ( психологические, педагогические, данные по здоровью, по зоне ближайшего развития, по уровню обучаемости учащегося и т. п.). Для того, чтобы подготовить такой обширный массив данных на учителя -предметника должен работать целый штат сотрудников, предоставляющий учителю достоверную, обоснованную информацию (это психологи, дефектологи, медики как минимум). В противном случае, имея отрывочную информацию, подход к составлению ИОП учащегося представляется мне дилетантским. Но в отсутствие полной базы данных, подготовленной специалистами, боьшинству из нас-учителей приходится довольствоваться фрагментарными данными собранными самостоятельно, в лучшем случае - с помощью школьного психолога. В составлении ИОП немаловажным является и то, чтобы сам ученик был соавтором своей индивидуальной образовательной программы, чтобы она была прочувствована им, а не спускалась сверху учителем. Безусловно, составление ИОП, если к нему не подходить формально - очень времязатратный процесс. Где же брать время? Кто будет в массовой школе осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, создавать единую базу данных по каждому ученику? Пока для подавляющего большинства школ - это большая проблема.

Kuleshova G: Уважаемая Мария Ивановна! Мы же уже говорим не в первый раз на этом форуме, что важнее научить самого ученика, чем всей армии педагогов и психологов "тратить" время! Я думаю, что ИОП -это, в конечном итоге, осознание учеником алгоритма деятельности! Он сам себя и будет узнавать- чего городить-то!!!

Витевская М. И.: Kuleshova G пишет: Я думаю, что ИОП -это, в конечном итоге, осознание учеником алгоритма деятельности! Он сам себя и будет узнавать- чего городить-то!!! Согласна с Вами, что главное в ИОП - это осознание самим учеником своей деятельности, его осознание самого себя, выработка им самим алгоритма своего продвижения по пути познания. Это я понимаю и совершенно не отрицаю. Но я говорю о том, что мне, как учителю, хотелось бы в идеале максимально помочь своему ученику разглядеть в себе самом какие-то способности, которые, быть может сегодня не проявляются. Помочь ему выявить проблемы, понять их суть и выработать эффективные пути их решения. А для этого все-таки нужна помощь специалистов. Не всегда даже взрослый способен разобраться в себе и наметить для себя самостоятельно эффективный план своего развития.

Kuleshova G: Уважаемые коллеги! Приглашаю на курс "Как сопровождать индивидуальную программу ученика". Курс начнется 28 ноября http://eidos.ru/courses/themes/22011/index.htm ЦЕЛЬ Изучить, практически освоить и описать систему действий по мотивации, координированию и оценке деятельности ученика при построении им по выбранному учебному предмету индивидуальной программы ( в том числе с использованием средств ТК). ПРОГРАММА КУРСА "Векторы образовательного движения". Методика целеполагания и выбор ключевых компетенций . Индивидуальная образовательная траектория и программа ученика. Педагогическое сопровождение как система действий учителя . Критерии развития ученика, занимающегося по индивидуальной программе. Обмен мнениями в режиме форума. Чат-занятие и тест в режиме on-line.

Макарова Л.П.: Уважаемые коллеги!Как полезно то,что размещено на данной ветке,при чем все полезно.Мы завтра,вернее уже сегодня,проводим педсовет,где ключевая проблема-индивидуальный учебный план.Не знаю,за что организаторы нас иногда ругают,вот эти "живые"вопросы и разные ответы,впопад и невпопад,позволят мне дискуссию провести очень интересно.Не знаю,что получится,завтра напишу,как мы относимся к ИУП.Но очень хочется убедить коллег,что это перспективнейшее направление,основной способ реальной индивидуализации обучения.Моделей у нас гора,будем вместе с наукой выбирать рациональные и реальные.Спасибо за опыт!

Kuznetsovalv: Макарова Л.П. пишет: Но очень хочется убедить коллег,что это перспективнейшее направление,основной способ реальной индивидуализации обучения.Моделей у нас гора,будем вместе с наукой выбирать рациональные и реальные. Хочу поделиться опытом, как я на педсоветах убеждаю коллег в эффектиности (или неэффективности) каких-либо решений и действий. В самых разных вариантах, от рисунка до эссе, в обощенном виде или как было написано (нарисовано и т.п.) представляю мнение учеников (родителей) - практически постоянно, на каждый педсовет, предварительно проведя эту работу с учениками. Такие "открытия" получаются... Так, микроисследование учащихся на тему "Мне поставили двойку...." вызвало закономерный встречный вопрос учитля: а зачем я вообще ее ставлю? И очень часто даже и убеждать коллег долго не приходится, решение дается проще, а результат устраивает всех.

оданович М.В.: Составление индивидуального плана для ученика необходимо начинать с рефлекссии учеником своих возможностей, достижений, затрудненений в процессе. Роль учителя - роль тьютора, ведущего этого ученика. наверное в этом заключается организация обучение в перспективе. Хотелось, чтобы это было в ближайшем будущем, а не в прекрасном далеко.

Макарова Л.П.: Согласна,Марина Витальевна.Хотя бы для уже нуждающихся детей.Думаю,это должен быть такой же документ,как учебный план школы,только на одного ученика,составлено и высчитано все должно быть с учеником.в часах,определены преподаватели,для которых это существенная доплата.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Думаю,это должен быть такой же документ,как учебный план школы,только на одного ученика,составлено и высчитано все должно быть с учеником.в часах,определены преподаватели,для которых это существенная доплата. И Вы думаете что это реально составить на каждого нуждающегося!?

Kuleshova G: Хисаметдинов А.А. пишет: И Вы думаете что это реально составить на каждого нуждающегося!? Думаю, что Вы научились чему-то как пить дать, Азат Анварович! Думаю так же и то, что педагогической общественности проще взвалить на себя эту ношу, чем научиться и научить самих учеников выстраивать и реализовывать ИОП!

Макарова Л.П.: Абсолютно реально.Гораздо труднее найти этих нуждающихся.Стереотипы-то куда девать? и родителей, и детей.Если учится,как все,значит, все хорошо. А если предлагают индивидуально - что-то тут не то. Думаю,здесь больше и дольше придется решать моральные, психологические проблемы.

Хисаметдинов А.А.: Сомневаюсь что такого рода стереотипы могли бы послужить препятствием для ИОП Родители уже сейчас работают с репетиторами и проблем быть не должно.

Макарова Л.П.: А у нас реальные проблемы с этим.Все хотят учиться в лицее.Слабая уверенность, а скорее никакой уверенности у родителей в том,что если учитель не будет непосредственно контролировать их ребенка,то никаких знаний сам он получить не сможет.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Слабая уверенность, а скорее никакой уверенности у родителей в том,что если учитель не будет непосредственно контролировать их ребенка,то никаких знаний сам он получить не сможет. Итак мы пришли в нашей дискуссии к такому моменту как контроль. Что такое контроль? Как при составлении ИОП его применять? Нужен ли он, ли какие виды контроля необходимы?

warwara: Дистанционное образование как ни какое другое, более подходит для современного ученика, это чудо. Потому, что только сидя в свободной обстановке, сам себе задавая цели и задачи, ученик может рискнуть выполнить то, на что в классе он бы не отважился. А сколько таких молчаливых сидит в классе? Но они очень рады пообщаться в интернете - конкурсы, конференции. однако многие выражают желание послушать лекции по интересующим их темам, пообщаться с учеными, самому что-либо предложить и узнать на каком ты уровне.Нужна настоящая дистанционная школа, где каждый может учиться ,не важно что ты - родитель, или учитель, нравиться -учись!

Kuznetsovalv: Абсолютно согласна на основе почти 10-летнего опыта работы школы по ИОТ и ИОП, что ученик САМ должен осуществлять их формирование на основе самоисследования и самоменедджмента, а небольшая армия психологов (1) и педагогов нужна в качесве консультантов и организаторов. Система алгоритмов деятельности и школьных микроисследований на 2 ступени, проектной деятельности на 2 и 3 ступенях, по опыту нашей школы, на сегодня в очном образовании дает наиболее оптимальные возможности для реализации ИОП ученика. При этом из "головной боли" остается только коррекция по отношению к возможностям ОУ и ученика, и координация тематики проектных работ.

свет1968: Заитересовать ученика, помочь разобраться что ему интересно, придумывая для него определенный круг задач,а именно делая модели из бумаги,конструктора, т.е. придумывает именно задачи, с практической напраленностью. Слабый ученик, глядя на практическую деятельностьучителя, вникает и увлекается этим.

свет1968: Здравствуйте! Я первый раз здесь.Но мне нравится материал. Тема осрая на сегодняшний день. Увидеть в ученике то,что скрыто, нужен подход особый. Думаю, практических заданий побольше. Веду исследовательсую работу по Лего-технологии, вижу азарт и рвение учеников.

Захарова Юлия: Добрый вечер! В настоящее время в нашей стране и обществе происходят большие изменения, касающиеся многих сфер деятельности. Эти изменения затронули и образовательную систему. Требования, предъявляемые выпускнику современной школы, становятся все выше. Выпускник должен быть современно образованным, имеющим высокий уровень базовых знаний, обеспечивающих дальнейшее образование; нравственным, самостоятельным, предприимчивым, ответственным за судьбу страны. И целью развития образовательной системы школы, обеспечивающей социальный заказ, является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной её достойно наследовать и приумножать. В концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Разработка программы развития школы привела к пониманию того, что стандарт образования может быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося и ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов. Учитель участвует в разработке и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику. Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов. Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых и профильных) и элективных курсов из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут. При переходе к организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам мы выделили несколько моментов. 1. Организация комплектования старших классов. Разработка индивидуального учебного плана 10 класса начинается школьниками в 9 классе с организации собрания, на котором обучающимся и родителям (законным представителям) подробно рассказывается об индивидуальном учебном плане, о процедуре его составления, о предлагаемых школой примерных учебных планах по некоторым профилям, элективных курсах. Учащимся вместе с родителями предлагается в течение недели самостоятельно составить учебный план, руководствуясь данными предложенных таблиц с возможными учебными планами, своими интересами и потребностями. При составлении учебного плана обязательно должны учитываться нормативы, содержащиеся в базисном учебном плане Москвы. В течение недели идет тщательный анализ, согласование и коррекция учебных планов, проверка суммарного количества часов. По итогам составляется сводная таблица по классам «Численность учебных групп» (в учебные группы входят учащиеся, выбравшие одинаковые программы изучения данного предмета). После проделанной работы заместитель директора распределяет предварительную учебную нагрузку учителям согласно данной таблице. К началу учебного года обязательно производится корректировка учебных планов учащихся в соответствии с набором в 10-е классы, составляется окончательная сводная таблица групп, на основании которой формируются направления обучения (профили). 2. Элективные курсы Элективные курсы играют важную роль в организации обучения по ИУП. Во-первых, они создают условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения и связанного с ним вида профессиональной деятельности. Во-вторых, они должны помочь старшекласснику, совершившему выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. Выбор или разработка учителем элективного курса может строиться на основании предпочтений учащихся. Программы элективных курсов рассматриваются на заседаниях методических объединений школы, утверждаются методическим советом школы и предлагаются на выбор обучающимся. 3. Проектная деятельность. Работа по ИУП увеличила проектную составляющую. Из всего многообразия инновационных технологий обучения метод проектов (технология современного проектного обучения) выделяется тем, что в условиях классно-урочной системы получения знаний этот метод хорошо вписывается в учебно-воспитательный процесс и позволяет достигать образовательных целей нестандартными способами и средствами, стимулирующими интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, коммуникативные качества. Метод проектов позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии. 4. Психолого-педагогическая поддержка Для осуществления и организации работы психолога в условиях формирования профильного обучения и обучения по ИУП была создана комплексная модель психолого-педагогической службы, цель которой - создание социально-психологических условий для успешной реализации предметной программы и выявления возможностей для личностного роста учащихся профильных классов. Психологическая служба включает в себя три основных блока работы: 1. Диагностический блок; 2. Аналитический блок; 3. Консультативный блок. В рамках психологического мониторинга ежегодно проводится анкетирование учащихся. По результатам анкетирования определяются их профильные предпочтения, мотивационно-смысловые стратегии и факторы выбора профиля обучения.

маринанедумова: Индивидуальная программа развития ученика - это идеальный, но, к сожалению, нереальный вариант для массовой педагогической практики. Мое мнение: нужно предоставлять широкий спектр для реализации личностных возможностей ученика. Иметь богатую информационную базу об олимпиадах. конкурсах, турнирах, мотивировать школьника, поддерживать при неудачах. Продвигать: способствовать участию ученических работ в выставках, публикации тезисов и проектов. Использовать пример школы самоопределения.

Лаптева М.А.: Индивидуальная программа развития для массовой педагогики не реальна в настоящий момент. И причина этому - отсутствие должных условий для реализации личных способностей учащихся, усредненность всего процесса обучения, ориентация на среднего ученика и, как не прискорбно, инертность основной части педагогов. Олимпиады, турниры, конкурсы - дело прекрасное, дающее прекрасную возможность для учеников с активной жизненной позицией. Но не будем забывать об уроке и о тех, кто в основном молчит или ограничивается необходимым.На мой взгляд, программа развития должна быть. Один из вариантов - так называемый "Паспорт ученика", в который входят разделы по физическому, психическому, умственному развитию, мониторинг успешности по различным параметрам. А направить воспитанника на путь самопознания, саморазвития и самовоспитания - дело педагога.

Скрипкина Ю.В.: Лаптева М.А. пишет: "Паспорт ученика", в который входят разделы по физическому, психическому, умственному развитию, мониторинг успешности по различным параметрам. Эта "успешность" измеряется относительно чего? Если ребенок, предположим, в школьной олимпиаде в прошлом году выполнил 1 задание, а в этом - 2, но все равно остался на последнем месте - это успешность?

Передериева Е.В.: Согласна со Svitova Tatiana, что ребенка, обучая по индивидуальной программе, нужно направлять. Для меня оптимальным считается тот вариант, когда ученик на индивидуальных занятиях засыпает преподавателя вопросами (здесь же рождается тема новой исследовательской работы), а учитель, используя связи в научных кругах, знакомит ребенка с учеными - специалистами, организует посещение выставок, форумов и конференций, развивая тем самым способности ребенка, поднимая его на новый уровень. У меня есть настолько увлеченный исследованием ученик, что сложно вставить комментарии, когда он о нем рассказывает. Это тот случай, когда ребенок "ведет", а преподаватель создает ему творческую атмосферу для развития.

Лаптева М.А.: Успешность ученика у нас в школе измеряется относительно его результатов. Если судить по занятым местам, то у многих пропадет желание участвовать в проектах и конкурсах (хотя и относительно занятых мест тоже имеется своя графа). Тогда есть стимул к росту. А количество рано или поздно перейдет в качество.

Передериева Е.В.: Лаптева М.А. пишет: Если ребенок, предположим, в школьной олимпиаде в прошлом году выполнил 1 задание, а в этом - 2, но все равно остался на последнем месте - это успешность? Это достижение - процесс "роста" ребенка, его нельзя еще определить как успешность, но путь к ней уже проложен. Занятые места, как правило, удерживают одаренные дети , их обогнать очень сложно. Как быть с теми, кто остается на последних местах? Стимулировать их, поощрять и искренне радоваться вместе с ними любому прогрессу. Главное - ребенок сам должен отметить свой результат.

Лаптева М.А.: В нашей школе мы уже много лет ведем мониторинг успешности школьника. В его основе лежит, во первых изучение его индивидуальных особенностей. Работа с психологом позволяет проводит корректировку развития личности. Т.К. в школе нет ставки психолога, мы приглашаем специалистов из службы социальной помощи для индивидуальной работы с детьми, на родительские собрания. Проводятся анкетирование, тестирование по различным параметрам, начиная с фихических показателй и заканчивая общественной активностью ребенка. Индивидуальные консультации дают возможность разработать план развития ребенка на ближайшее время и в перспективе

Tatarnikova_O_A: Жандармова И.В. пишет: Как помочь ему развиваться в большой школе по своей индивидуальной траектории? Как грамотно составить его программу обучения? Как оценивать эго достижения? Я считаю, уважаемая коллега,нильзя составлять никакой индивидуальной программы обучения, т.к этим вы поставите уникального ученика в жесткие рамки, а этого совершенно нельзя допускать. У творческих людей все происходит спонтанно, если на что-то направлять можно, наоборот, все испортить. Сделайте так, чтобы у учиника была возможность реализовывать все его задумки, даже кажущиеся абсурдными. Пусть он сам учится на ошибках и коректирует свой дальнейший путь.

Соловьёва О.Г.: цитата: И Вы думаете что это реально составить на каждого нуждающегося!? Я думаю, что такую прорамму нет необходимости ставить на поточный выпуск. У учеников разные интересы. И, согласна, спрос родителей может не совпадать с желанием учителя. А может, и наоборот быть.

Лаптева М.А.: На поток такие программы не ставятся по одной причине: они ИНДИВИДУАЛЬНЫ. Я много лет работаю со своими воспитанниками по индивидуальным линиям развития. Мы называем их "система три С": Создай Самого Себя. На первом этапе ребята четко определяют, какими они хотят быть. Затем идет изучение своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств. Работа идет в тесной связи с психологами. Общаемся с родителями, определяем ближайшие задачи, находим приемлемые пути их реализации и начинаем сотрудничать. На фразу родителя "Не загружайте моего ребенка, он не в то время родился, ему чеховской героиней быть должно...", отвечаем: "Ваше право". Т.Е. работа по индивидуальной программе, на мой взгляд, должно быть делом добровольным. Будущее всегда показывает, кто прав, выбирая ту или иную линию. Результаты очень хорошие. Главное, общий язык найти при достижении цели и дать возможность всем расправить крылья: ребенку, родителям, педагогу.

Передериева Е.В.: Tatarnikova_O_A. пишет: У творческих людей все происходит спонтанно, если на что-то направлять можно, наоборот, все испортить. Сделайте так, чтобы у ученика была возможность реализовывать все его задумки, даже кажущиеся абсурдными. Пусть он сам учится на ошибках и корректирует свой дальнейший путь. Мне очень близка ваша позиция, Олеся Александровна. Единственное, после коррекции ребенком своего пути, если возникает необходимость, по - моему, должна следовать мягкая и ненавязчивая коррекция со стороны преподавателя (в случае, если это приемлет ученик).

Tatarnikova_O_A: Передериева Е.В. пишет: Единственное, после коррекции ребенком своего пути, если возникает необходимость, по - моему, должна следовать мягкая и ненавязчивая коррекция со стороны преподавателя (в случае, если это приемлет ученик). На мой взгляд, учителю совсем необязательно как - либо корректировать путь ученика, даже если учитель видеть, что он затрудняется. Я думаю, будет на много лучше, когда ученик сам поймет и придет к тому, что ему нужна помощь, а учитель тогда должен не направить его в нужную сторону, потому как учитель может и не знать какой истинно верный дальнейший его путь, а просто помочь ему понять, что это он должен сделать сам, тогда он действительно будет удовлетворен своей деятельностью.

Передериева Е.В.: Tatarnikova_O_A пишет: Я думаю, будет на много лучше, когда ученик сам поймет и придет к тому, что ему нужна помощь Это все правильно, Олеся Александровна, но ведь у многих детей есть самые различные проблемы, наличие которых они могут даже не осознавать, и ситуации возникают разного рода. Ребенок, находясь в неопределенности долгое время, может потерять интерес к углубленному изучению предмета. Иногда в такой ситуации его нужно поддержать, проявить внимание.

sazonova68: Уважаемая Мельникова Н.А., считаю, что Ваш список необходимо включить анкетирование (по интересам...), наблюдение психолога, классного руководителя. Именно индивидуальное портфолио ученика способствует составлению более реальной программы развития ребёнка.

Шуванова О.В.: У меня уже есть небольшой опыт - мои ученики составляют себе индивидуальные планы по изучению темы. С технологией я познакомилась на курсах по личностно - ориентированному обучению аж в 2004 году. С тех пор "заразилась". Практикуемся, а затем знакомимся с технологией постановки "умных" целей, способами их достижения, видами образовательных продуктов. Ребята сами составляют индивидуальные планы, представляют его, работают по нему, "разбираем полеты" - рефлексируем. Выпускники говорят, что в жизни помогает здорово, особенно тем, кто устроился на работу в корпорацию, где требования аналогичные - умение ставить и достигать собственные цели, работая на благо корпорации.

Борзова О.А.: Доброго времени суток! Коллеги. Работаю практически индивидуально,так как в нашей частной школе с красивым названием "Радуга" по-другому не возможно, иначе не получишь результата - хороших знаний, умений и компетентности учеников по предмету. Для такой работы мы организуем мультипрофильные группы. Такие группы создаются по запросу учеников, их интересам к предметам, и (это уже естественно) подготовка в ВУЗы не обошла нас Группы мультипрофильные,т.к. в них по 2-5учеников. Программу составляют сами учащиеся на "нулевом модуле" по ОУУН и основным навыкам по предмету,сразу выстраивается план и темы,на которые необходимо больше времени уделить и отработать. После окончания части курса ученики составляют рефлекивное письмо с учителем и если необходимо то планируют дальнейшее обучение и продвижение к цели.

Никитина.Е.В: Ученик должен самостоятельно , осмысленно подойти к освоению той или иной программы.Причем программу он должен определить для себя сам, Вы же можете только помочь ему в том, что предложите несколько способов составления индивидуального плана (программы),намекнете, а уж дорогу оен выберет сам. И как он пойдет по этой дороге вы и будете оценивать: успешно или с препятствиями, нужна ему помощь или корректировка программы.

Абуталипова ЭН: В большой общеобразовательной школе ( и в малой тоже) должна быть создана безбарьерная среда. Любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на обучение в общеобразовательной школе по индивидуальной программе. Грамотно составить такую программу поможет психолого-медико-педагогическая комиссия и школьный консилиум. Оценивать достижения необходимо по динамике, которая впрочем не всегда будет положительной. С уважением Абуталипова ЭН

Антипина Л.А.: При составлении индивидуальной образовательной траектории: учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности. Для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.



полная версия страницы