Форум » Педагогический эксперимент в школе » "И один в поле воин..." Можно ли в одиночку начать экперимент? » Ответить

"И один в поле воин..." Можно ли в одиночку начать экперимент?

Одинец К.А.: Есть среди учительства отчаянные! Им все нипочем: непонимание окружающих, отсутствие морального и материального вознаграждения. Они готовы за идею нести свой крест. А может и не крест, а флаг. Или спокойно внедрять в практику идеи творчества, созидания, открытия. Кто окажет помощь учителю-экспериментатору? Где найти методическую поддержку? Как научно обосновать эксперимент? Как грамотно оформить результаты его апробации?

Ответов - 84, стр: 1 2 3 All

Макарова Л.П.: Начиная любое исследование,эксперимент,первым делом необходимо найти научного руководителя.Как бы грамотны и мотивированы мы ни были,ученые всегда находятся над ситуацией,могут оценивать правильность направлений нашей работы,ее целесообразность,можем ли мы получить новый продукт(знание,модель и др.)в результате эксперимента.Только темы,даже самой модной и актуальной,совсем не достаточно.чтобы это называлось экспериментом.Без научной концепции-это просто передовой педагогический опыт.Программа развития,опытно-экспериментальной работы-это совсем не привычный нам план работы.Мы должны кроме актуальности для педагогического сообщества темы эксперимента,обосновать гипотезу(предполагаемый результат).Достижение результата должно быть обеспечено кадрово(программа переподготовки педагогов по проблеме эксперим.),методически,нормативно(разработка лок.актов и т.д.),ресурсно.Необходимо отслеживать промежуточные результаты(от констатирующего эксперимента на входе до диагностического -на выходе),презентовать опыт-публиковать материалы исследования,представлять его не только на учительских .но и на научных форумах и еще много всего.В школах,к сожалению,мы чаще имеем нечто похожее на обобщение передового педагогического опыта.И результат должен быть не отчетом о любой работе,а профессиональный продукт,технологично представленный,чтобы был полезен и понятен коллегам.Если рпбота ведется умело,в результате еще есть несколько диссертаций,до ста публикаций в научных сборниках и др.Как же это все можно без научного руководителя осилить,который скажет:"Верной дорогой идете,товарищи!".

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: А как же пионерные отрасли? да и так ли нужно одобрение другого человека? Что делать тем педагогам, да и просто исследователям, если нет "под рукой" готового доктора или кандидата наук? Неужели наука должна превратиться в элитно-столичную отрасль? Да нет не обязательно. Например в нашей республике с этого года организуются следующие конкурсы "Педагог-исследователь" и "Мастер-класс" Любой желающий попадающий под критерии участия может представить свои исследовательские наработки на широкий суд организаторов конкурса, в случае если тема эксперимента проходит эксперимент начинается, продолжительность 3 и 5 лет соответственно. Разумеется опека со стороны инсттитута образования будет присутствовать. Есть и материальная заинтересованность - 25% надбавка за счет администраций муниципальных образований .

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Любой желающий попадающий под критерии участия может представить свои исследовательские наработки на широкий суд организаторов конкурса, Хорошая инициатива. Еще б инициативы были известны широкой общественности!


Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Хорошая инициатива. Еще б инициативы были известны широкой общественности! Известны! Но как Вы правильно заметили существует некое предубеждение. Хотя это довольно таки странно , на самом деле столько можно из любого предмета выделить тем для исследовательской работы. У нас например в г.Уфа один ученик сделал изумительное исследование по популяции ворон в своем микрорайоне, все исследование проводилось по пути в школу Фактически (утрируя разумеется) он считал ворон. Получил если мне помнится грант, то ли республиканский, то ли российский (по телевидению показывали) Это я к слову о тематике в биологии если что(совершенно без сарказма кстати)

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: на самом деле столько можно из любого предмета выделить тем для исследовательской работы. Причем, довольно легко! Был бы пытливый ум. Главное, грамотно провести исследование и представить результаты. Любому человеку хочется, чтоб его работу оценили, даже если его исследование не подтвердило гипотезы, например. Часто бывает так, что последний вариант исследования не оценивается по достоинству

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: первым делом необходимо найти научного руководителя.Как бы грамотны и мотивированы мы ни были,ученые всегда находятся над ситуацией,могут оценивать правильность направлений нашей работы,ее целесообразность,можем ли мы получить новый продукт(знание,модель и др.)в результате эксперимента. А если он не нашелся? Гасить в себе интерес? Пилотный эксперимент можно начать и самому. Хватило бы времени и сил. Есть у меня небольшое предубеждение к науке. Знакома со многими научными деятелями, замученными неустроенностью быта или собственным авторитетом. Каждому бы экспериментатору по настоящему руководителю...

Одинец К.А.: Шулепова Т.В. пишет: Пилотный эксперимент можно начать и самому. Хватило бы времени и сил. И начать можно, и сил хватит, но... Шулепова Т.В. пишет: Есть у меня небольшое предубеждение к науке Тут не предубеждения выставлять надо, Татьяна Владимировна, а искать возможность дать научное обоснование проекту. Сколько учителей, как слепые во мраке, ищут наощупь правильные пути, делая при этом по пути непростительные ошибки, а ошибаемся мы на самом хрупком материале - на детях. Много ли учителей, внедряя ту или иную технологии, рефлексируют по поводу каждого удачного или неудачного хода? Я таких не часто вижу. Зато почти каждый день слышу: "Я для них то и то сделала, а они, неблагодарные, не оценили". А еще лучше услышать на открытом уроке: "Дети, мы сегодня будем работать по такой-то технологии ". Пока я не пойму, что у меня получилось, благодаря чему, в чем причина моей удачи или неудачи, я не имею права двигаться дальше. Иначе каждое действие будет случайным. Вы писали выше о результатах опроса. Учителя внутренне согласны, что надо что-то менять, но дальше они находят внешние, надуманные причины невозможности осуществления перехода. Ищут внешние, потому что страшно себе признаться: Я не знаю! У меня нет системных знаний! Много ли молодых учителей приходит в школу со сложившимися знаниями? Бог с ней, с методикой, которую мало где прилично преподают, знаний по предмету нет. На одном из факультетов педвуза пятикурсникам дали контрольную по профилирующему предмету для 11 класса. Только единицы справились на 4-5, зато двоек было больше половины...

Шулепова Т.В.: Да это не предубеждение, это боль от того, что не только проектная, но и любая иная деятельнсость учителя зависит от такого количества внутренних и внешних причин, что успешность понижается значительно. На самом деле, я считаю, что для внедрения любого крупного проекта следует четко выполнять определенные этапы и условия создавать. 1 этап - разработка проекта, его узаконивание. 2 этап - подготовка УМК для успешного выполнения, апробация, регистрирование, получение разрешений (утверждение). 3 этап - подготовка специалистов. 4 этап - внедрение программы на пробной, затем на большей территории (оценка результатов, качества внедрения) 5 этап - завершение внедрения проекта (программы) Этапы 1,2 - подготовительные. Этап 2 - необходимый. Этап 4 - основной. В зависимости от задач проекта может включать: пре-тестирование, отработка в экспериментальной группе и отслеживание в контрольной, контроль со стороны организаторов за соблюдением технологии программы, пост-тестирование, качественная оценка участниками (рефлексия). 5 этап - сравнительный анализ контроля и экспериментальной площадки, оформление результатов. Понимаю, что пересекаются с исследованием, но проект предполагает конкретную практическую значимость, достижение которой возможно только при условии технологичности, системности и научности.

Федорюк Л.В.: Одинец К.А. пишет: Пока я не пойму, что у меня получилось, благодаря чему, в чем причина моей удачи или неудачи, я не имею права двигаться дальше. Может быть, Вы и правы. Но ,к сожалению, экспериментируя (внедряя те или иные технологии), мы пытаемся хоть как-то проверить на опредленном этапе уроке. Просто нужно оценить возможности (маленького эксперимента) ученика, в любом случае повернуть так, чтобы не навредить детям.

olga-sorokina: Макарова Л.П. пишет: Как же это все можно без научного руководителя осилить,который скажет:"Верной дорогой идете,товарищи!". Может быть, мне "везет", но все эксперименты, которые мы ставили с моими детьми, все исследовательские работы, написанные ими под моим руководством, были сделаны без такого руководителя, а иногда и вопреки их мнению. Иногда со стороны представителей некоторых высших учебных заведений мы, школьные педагоги, видим только высокомерие и сарказм. Видели бы вы, с каким выражением лица сидели в жюри районной НПК люди, имеющие ученые звания? Такое высокомерие и уверенность в том, что только они способны сделать что-нибудь стоящее! А ведь большинство ученических работ, представленных на конференцию, были лучше многих студенческих, где эти люди являются руководителями. Более того, сейчас пишем с дочерью работу по английскому языку. Так вот, есть у нас научный руководитель - преподаватель вуза, только роль ее формальная: на обложке будет "ученое" имя, а практически помочь она нам ничем не пожелала.

Макарова Л.П.: Мы говорим об исследовании педагога,о его или школьном эксперименте.А то,что грамотный педагог способен руководить учебно-исследовательским проектом школьников,никто не сомневается.Эксперимент же педагога не прикрыт должен быть именем ученого,а обязательно должен основываться на науке,ведь результаты наших экспериментов связаны всегда с детьми,и мы не имеем права на ошибку.Без науки все может превратиться либо в повтор того,что есть(а зачем тратить время на изобретение колеса),или будет напоминать"самодеятельность",хорошо если не "дурную активность".Без науки мы рискуем экспериментировать по принципу"мне так кажется".

olga-sorokina: Согласна, что права на ошибку у нас нет. Но разве Ваша память не сможет подсказать Вам примеры, когда наука ошибалась?

Хисаметдинов А.А.: olga-sorokina пишет: Но разве Ваша память не сможет подсказать Вам примеры, когда наука ошибалась? Таковых очень много разумеется. Но вот Ольга Анатольевна, когда мы говорим об эксперименте можно ведь сказать что любая ситуация может дать поле для эксперимента, недаром ведь дают за рубежом премии за самые бездарные научные исследования. (что то про ректальную стимуляцию в этом году дали)Думаю что педагоги практики не будут заниматься подобной ерундой

Макарова Л.П.: Да"есть многое на свете,друг Горацио,что и не снилось нашим мудрецам",и что? А сколько учительниц испортили жизнь детям,может,тогда никому и в школу не ходить?Конечно,можно экпериментировать на уровне апробации известных технологий применительно к другому классу,к определенной категории учащихся,к другому предмету-это все достойно и ново,и,наверное.можно без ученых.Но вот кто проведет грамотную диагностику,полезно ли было это детям?Или хотя бы - не вредно ли?Мы сверх уважительно относимся к нашим научным руководителям.И не видим никакого снобизма,хотя это 2 профессора,возятся с нами с величайшим почтением.Благодаря им у нас 7 канд.наук и.тд.Приезжайте к нам на педчтения,убедитесь,какие у нас умницы учителя под руководством науки.

Хисаметдинов А.А.: И Ольга Анатольевна и Вы Людмила Петровна правы. Просто существует сейчас позиция некоторых представителей научного сообщества высказанная Сорокиной О.А. и все. У учителей куча обязанностей, а у представителей науки так же дело обстоит или же иначе? Прояснить бы это.

Макарова Л.П.: Если речь идет о желании учителя экспериментировать, то он найдет время. Естественно, это дополнительная работа. Но эксперименты мы проводим для того, чтобы найти более оптимальные способы работы. Или нет? А если да, то напряжемся сначала, потом будет легче. Эксперимент - это добровольное и только добровольное дело.И работа с ученым не предполагает работу ученого за вас, он консультирует, направляет, помогает методологически, но никогда не будет с вами делать домашнюю работу. Мало того,вы должны его не разочаровать, т.е.быть годными для ведения эксперимента. Это совсем не каждому по силам.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Эксперимент - это добровольное и только добровольное дело. Никто и не спорит с этим. Макарова Л.П. пишет: Но эксперименты мы проводим для того, чтобы найти более оптимальные способы работы. Или нет? Эксперимент к тому же дополнительно оплачивают Макарова Л.П. пишет: Мало того,вы должны его не разочаровать Поэтому все таки и очный контакт необходим!

оданович М.В.: Для этого должна быть взаимопонимание, стремление сотрудничать друг с другом. С научным руководителем можно работать и дистанционно.

Хисаметдинов А.А.: оданович М.В. пишет: Для этого должна быть взаимопонимание, стремление сотрудничать друг с другом. С научным руководителем можно работать и дистанционно. Да работать можно, но очный контакт просто необходим.

Хавкина Т.А.: Одинец К.А. пишет: "И один в поле воин..." Можно ли в одиночку начать экперимент? Можно и нужно! Все когда то начиналось. И редко инновации начинают внедрять хором. Всегда есть первые ласточки. Важно не обрезать им крылья и дать возможность добиться результатов. Когда есть положительная динамика, то и "ласточек" будет больше. А насчет трудностей - не надо забывать, что в нашем менталитете присутствует консервативный подход, и революционные изменеия не приветствуются. Когда школа заинтересована в своем росте, силы администрации направлены на стимулирование творческой работы педагогов, то происходит не революция, а эволюция образовательно процесса.

Шулепова Т.В.: Хавкина Т.А. пишет: Когда школа заинтересована в своем росте, силы администрации направлены на стимулирование творческой работы педагогов, то происходит не революция, а эволюция образовательно процесса. Вы знаете, так много "если"... Вот и разговор о том, как может одиночка преодолеть все НО. По-моему, только силой характера. Застрельщиков часто застреливают. Или руки им обрубают. Мотивация внутренняя должна быть сильная.

Хавкина Т.А.: Шулепова Т.В. пишет: Мотивация внутренняя должна быть сильная. Или просто желание развиваться, учиться новому и учеников своих учить этому. Одинец К.А. пишет: Или спокойно внедрять в практику идеи творчества, созидания, открытия. Когда у педагога сформировано твердое убеждение в том, что работать надо именно так, а не иначе, то и работать с таким внутреннем состоянием и легче и спокойнее. Зачем кому-то что-то доказывать?

Надежда Лимонникова: На мой взгляд, работа педагога в принципе невозможна без эксперимента. Педагог всегда находится в процессе экспериментальной деятельности, только не оформляет её как экспериментальную. Например, когда берёт новый учебник, изучает новую технологию, даже просто добросовестно отслеживает результаты своих учеников. В школе из всего можно сделать эксперимент. Чтобы понять процесс экспериментальной работы, я начала с маленького эксперимента: просто стала проводить в начале урока по русскому языку игру-соревнование, результаты которой в конце года отследила, сделала выводы, рассказала коллегам.

Одинец К.А.: Надежда Лимонникова пишет: Педагог всегда находится в процессе экспериментальной деятельности, только не оформляет её как экспериментальную. Что для вас экспериментальная деятельность? Как вы отличаете плановую работу по предмету (изучение нового учебника) от работы в эксперименте? Какие необходимые условия эксперимента следует соблюсти?

Надежда Лимонникова: Для меня экспериментальная деятельность - это введение чего-либо нового в свою работу (учебник, методы работы, технология), создание своих материалов по предмету, изучение эффективности примененённого, анализ результатов и выводы (стоит ли дальше применять? достигают ли цели такие действия). Условия эксперимента: осознать, что существует проблема, которую очень хочется преодолеть, просто сил уже нет никаких жить с этой проблемой, придумать, как её решить, выдвинуть гипотезу, составить план действий, подготовить материалы для проведения эксперимента, разработать диагностику, провести диагностику входящую, осуществить задуманное, опять провести диагностку, сделать выводы и за новый эксперимент.

А.В.Хуторской: Надежда Лимонникова пишет: Условия эксперимента: осознать, что существует проблема, которую очень хочется преодолеть, просто сил уже нет никаких жить с этой проблемой, придумать, как её решить, выдвинуть гипотезу, составить план действий, подготовить материалы для проведения эксперимента, разработать диагностику, провести диагностику входящую, осуществить задуманное, опять провести диагностку, сделать выводы и за новый эксперимент. Могли бы вы кратко описать здесь по данной схеме какой-нибудь ваш небольшой локальный педэксперимент?

Надежда Лимонникова: А.В.Хуторской пишет: Могли бы вы кратко описать здесь по данной схеме какой-нибудь ваш небольшой локальный педэксперимент? Описываю эксперимент. Предмет: русский язык, 6 класс. Проблема: ослабевающий интерес к изучению предмета, однообразие форм и видов работы. Решение проблемы: попробовать проводить вначале урока мини-игру "Самый умный". Гипотеза: если вначале урока проводить игру соревновательного типа, это заинтересует учащихся и настрой игры сохраниться до конца урока. План действий: 1. Разаработка правил игры и материалов к ней. 2. В качестве диагностики использовались индивидуальные результаты игры в начале и в конце проведения, анкетирование. 3. Проведение игры в течение двух четвертей. 4. Анализ эксперимента. Суть игры заключалась в следующем: За одну минуту нужно ответить на 10 вопросов. Самым умным становится тот, кто ответит на большее количество вопросов. Результаты подсчитываем всем классом. Результат эксперимента: Игра понравилась детям. Помогла им в игровой форме запомнить правила не только орфографические, но и правила литературного произношения. Настрой игры сохранялся до конца урока. Были высказаны предложения и по другим предметам проводить такую игру. Предложила составить вопросы по русскому языку и литературе. Анкетирование показало, что большинство детей приняли игру. Индивидуальные результаты повысились у всех, даже у неуспевающих, особенно старались те, кто в чувствовал себя неуверенно во всём.

Levkovskaya N.G.: Считаю логичным следующий алгоритм проведения экспиремента: I этап – теоретический имеет цель разработки концепции исследования, гипотезы и способов ее экспериментальной проверки. В ходе исследования на этом этапе необходимо провести анализ и обобщение информации по проблеме исследования. II этап – организация диагностического эксперимента На этом этапе продолжалось изучение и обобщение передового педагогического опыта, проводится опытно-экспериментальная работа, уточняется концепция исследования, разрабатывается модель конечного результата. III этап – Проведение формирующего эксперимента. На IV этапе– систематизация, обобщение и оформление полученных результатов.

Гриневич Л.А. : *PRIVAT*

КащееваО.П.: На мой взгляд эксперименты в школах идут вяло. У учителей нет мотивации, особенно внешней- это всевозможные добавки. Соглашается всегда небольшая кучка педагогов, которые, как правило ,наиболее активные.И получается противоречие, внутренее с самим собой, внешне с ресурсами, а как быть ?Подскажите?

Порозов Г.А.: КащееваО.П. пишет: На мой взгляд эксперименты в школах идут вяло. У учителей нет мотивации, особенно внешней- это А на мой вгляд, они вообще не идут. Одна видимость. Время от времени. Ради аттестации или для привлечения ученического "контингента". А внешняя мотивация слабее любой внутренней.

Давыдова Анна: Как вы правы! Я еще пока тоже молодой педагог, и знаний в сфере педагогики у меня маловато. Но их не сравнить с первым годом моей работы в школе, когда я на все смотрела огромными испуганными глазами. Сейчас я в поиске новых идей, предложений, технологий. Применяя новые технологии мы понимаем, что получилось, а что нет, и делаем определенные выводы: использовать ее дальше или переработать на себя, на своих учеников. Я не буду жаловаться на руководство нашей школы, т.к. они, и зауч и директор, очень сильно за нас, учителей, болеют. Пытаются нам помочь в любом начинании, и словом и делом. А как же иначе. Наша школа является районной экспериментальной площадкой по теме: "Проектно-исследовательская деятельность школьников", и без новых идей и экспериментов нам не обойтись.

вил: *PRIVAT*

Кочкина Е.Н.: Лимонникова пишет: В школе из всего можно сделать эксперимент. Если учитель или группа единомышленников, изучив новую технологию, начинают её применять - это и есть начало эксперимента ( хотя изучение нового и мечта его внедрить - уже начало эксперимента). В одиночку начать можно всё, но для продолжения, нужно одобрение и помощь кого-то, более сведущего. Много лет назад, когда я задумала в одиночку изучить и применять технологию индивидуального обучения, было трудно. Если бы не помощь и поддержка учителя из Перми Макарова Ю.А., я бы не осилила это новое дело. Теперь я убеждена, начать-то можно, а вот продолжить и внедрить без поддержки почти невозможно.

Галимуллина и.: Кочкина Е.Н. пишет: Если учитель или группа единомышленников, изучив новую технологию, начинают её применять - это и есть начало эксперимента [/quote Создание творческих групп-эффективный путь для проведения эксперимента. И, конечно же, поддержка администрации. Инициатива(обоснованная) в нашей школе поддерживается. Это из опыта.

Блохина Е.А.: Учителям сначала следует разобраться в том, нужен ли эксперимент, для чего он проводится и чего можно ожидать от экспериментальной деятельности? Педагоги по-разному отвечают на эти вопросы. Одни педагоги от эксперимента ждут: - повышения статуса; - повышения зарплаты, социальной защищенности; - научного подтверждения новаторской методики преподавания; - качественно иных результатов обученности; - решения конкретных педагогических проблем и затруднений и т.д. Хотя мотивы, побуждающие педагога начать эксперимент, различны, решившись на него, каждый должен действовать профессионально. До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом. По завершении каждого этапа эксперимента необходимо анализировать полученные результаты; при необходимости, вносить и учебный процесс коррекцию (контролируемые изменения); а также - оформлять результаты в виде комментированного отчета, аналитической справки, доклада, заметки, статьи и т.д. Поэтому первым шагом в разворачивании индивидуального эксперимента является — мотивационный, вторым — самоопределенческий, третьим - проектировочный, связанный с разработкой программы эксперимента, четвёртым — исполнительский, связанный с осуществлением самой деятельности, пятым - аналитический, связанный с рефлексией уже осуществленного эксперимента.

Калинина Ирина: Эксперименты в школе идут, да еще как. Другой вопрос, кто их и как организует и отслеживает. Рефлексивная деятельность здесь должна стоят на первом месте, а также необходимо все это подогревать внутренней и внешней оценкой. Иначе произойдет топтание на месте. А уж коли взялись за эксперимент ( мы трудимся над использованием технологии "Социальная практика"), так подумайте, как будете использовать его результаты.

Калинина Ирина: Эсперимент внашей школе проходит в рамках опорности. С одной стороны транслируем накопленный опыт как опорное учреждение "Муниципальный центр гражданского образования"на муниципальную систему образования, не раз представляли на краевом и всероссийском уровне. С другой стороны, чтобы не закиснуть в собственном развитии объявили эксперимент по внедрению новой технологии "Социальные практики". Роль научного руководителя важна как внешнего эксперта, но все мониторинги, замеры проводим сами.

Колотеева С.В.: Одинец К.А. пишет: Есть среди учительства отчаянные! Им все нипочем: непонимание окружающих, отсутствие морального и материального вознаграждения. Так ведь благодаря таким людям у нас хоть что-то продвигается. Такие люди слава богу еще остались! Честь им и хвала! К сожалению, консерваторов и скептиков в нашем обществе больше. Они то и ставят "палки в колеса". Хотя "один в поле не воин" без команды, без поддержки руководства любая идея рухнет на корню.

Передериева Е.В.: Колотеева С.В. пишет: без поддержки руководства любая идея рухнет на корню Совершенно верно, повышению профессиональной компетентности преподавателей также способствует творческая среда. Если она создается руководством, тогда у творчески одаренных преподавателей есть больше шансов стать талантливыми. Главное - "загореться" идеей, найти единомышленников и привести весомые аргументы прогнозируемых результатов своей деятельности руководству.



полная версия страницы