Форум » Педагогический эксперимент в школе » Для каких целей предназначен педагогический эксперимент? » Ответить

Для каких целей предназначен педагогический эксперимент?

А.Д.Король: Каково влияние эксперимента на рост а) личностных; б) профессиональных качеств учителя? Что дает эксперимент: а) учебному заведению; б) ученику; в) родителю. Как в школе организовать эксперимент по внедрению человекосообразного обучения? Что для этого требуется?

Ответов - 17

Кисина Наталья: Уже месяц я обдумываю предстоящий эксперимент и стараюсь подучиться. Это уже расширило мой кругозор. Думаю, если эксперимент все-таки случится, то профессиональный рост мне будет обеспечен. Хотя бы в плане теории.

Свитова Т. В.: Кисина Наталья пишет: Думаю, если эксперимент все-таки случится, то профессиональный рост мне будет обеспечен. Хотя бы в плане теории. Полагаю, Наталья Анатольевна, что при Вашем желании и стремлении найти методы и способы организации эксперимента и его содержательного проведения, он у Вас обязательно случится! И при этом рост Вы обеспечиваете себе сами, прежде всего сильной внутренней мотивацией. А проведение экспериментальной работы будет способствовать и росту в плане практики (включитесь в неё в самом начале, ведь анализ уже осуществляемой деятельности - это уже практическое погружение и Ваше личное начало эксперимента)!

Надежда Лимонникова: Личностные качества педагога тоже развиваются в процессе проведения эксперимента. Это и самодисциплина, собранность, уверенность в себе, расширение кругозора. Учебное заведение получает активного педагога, но не всегда он становится удобным для учебного заведения. Особенно, когда коллектив оставляет желать лучшего. Такое ощущение, что ушёл далеко, а вокруг никого.


Кисина Наталья: Надежда Лимонникова пишет: Такое ощущение, что ушёл далеко, а вокруг никого. Не грустите, коллега. Нас немало, только мы неравномерно распределены по территории страны!

Ирина Ларисова: Организация и проведение экспериментальной работы в школе "не терпит суеты"! Для эффективности необходимо определить комплекс благоприятных педагогических условий, чётко фиксируемых и контролируемых. Без помощи научных руководителей не обойтись, а такое сотрудничество пойдёт на пользу всем субъектам образовательного процесса. Жаль, что не все это понимают. Может, не хотят?

Свитова Т. В.: Ирина Ларисова пишет: Без помощи научных руководителей не обойтись, а такое сотрудничество пойдёт на пользу всем субъектам образовательного процесса. Жаль, что не все это понимают. Может, не хотят? Уважаемая Ирина Ларисова, думается, что педагоги, которые пришли на эту конференцию, уже это понимают и хотят . Поэтому наиболее целесообразно начинать уже здесь и сейчас содержательную работу. Например, в данной ветке форума - определиться с тем, какие результаты могут быть получены в итоге проведения педагогического эксперимента? Для чего он проводится? Вы можете предположить диапазон возможных целей, а также проанализировать и обозначить свои собственные.

Кисина Наталья: Борисова Марина Валерьевна, зам. директора по УВР, учитель экономики и обществознания ГОУ СОШ №1040 г. Москвы Попова Марина Александровна, учитель информатики и ИКТ ГОУ СОШ №1040 г. Москвы Коллеги, в вашей школе эксперимент идет. Как вы писали Положение об эксперименте. И нельзя ли его как-то почитать?

Надежда Лимонникова: А меня в докладе "Педагогический эксперимент в ГОУ СОШ №1040" задела фраза: Умный учитель может изменить текущее планирование - в конечном итоге результата важнее. Почему задела? После комплексной проверки школ района и города у нас завуч требует, чтобы в планировании всё было чётко от и до. Вплоть до соответствия тематического планирования, формулировок программы и записей в журнале. Доходит вообще до абсурда. Таким образом мы якобы выполняем заказ государства, стандарты и никакая проверка нам не страшна. Что важнее: результат или планирование или человеки?

Свитова Т. В.: Здесь опять-таки встает вопрос соотношения и определения взаимосвязей этих понятий. Планирование выполняется не просто так, это - последовательные шаги для достижения результата. Если Вы определили цель Вашей экспериментальной работы, Вы к ней движетесь, все Ваши действия направлены именно на её достижение. Хотите проверить эффективность методики? Развиваете компетенции, определенные качества? Повышаете мотивацию через применение определенных элементов обучения? Однако, следует разделять две цели - цель образовательного процесса и цель экспериментальной работы. Переопределение, корректировка целей в образовательном процессе - естественное явление, оно свидетельствует о развитии, появлении нового. В зависимости от того, как это новое привлечь для эффективности работы, Вы можете корректировать (не изменить!) средства, обновлять образовательную среду. Педагог сопровождает движение ученика по его образовательной траектории. Но Вы при этом же не меняете исследуемые в эксперименте параметры? Можно сохранять тематическое планирование согласно ГОСТу, но разносторонне раскрывать содержание образования, гибко применять методы обучения - и это будет сообразно человекам!

Надежда Лимонникова: Татьяна Викторовна, а как вы считаете, в календарно-тематическом планировании должен быть отражён ход эксперимента? Какие-то действия, запланированные педагогом-экспериментатором? Или всё-таки соприкосновений не должно быть?

Васильева Е. М.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! А.Д.Король пишет: Как в школе организовать эксперимент по внедрению человекосообразного обучения? Что для этого требуется? Как наша гимназия вступила в эксперимент? Процесс этот был небыстрый, выстраданный. ! Участие в эвристических олимпиадах, а потом в проектах и конкурсах все больше нас сближало с "Эйдос". 2. Появился интерес: как на уроке можно применять, использовать, а в будущем и самим (!?) создавать эвристические задания? 3. Следующий шаг - учеба на дистанционных курсах ЦДО "Эйдос" для педагогов. Сначала мы учились по одному, потом целые команды - по 10 человек. Азарт, радость, взаимопомощь, другой мир, постоянные обсуждения - просто праздник! 4. Вот и будущая экспериментальная команда педагогов появилась, остановить нас было уже невозможно: мы хотели внедрять, проверять, учить по-новому. 5. Начало эксперимента (чтение литературы по педагогическому эксперименту вообще, проникновение идеями человекосообразного образования и выбор научного руководсва). Надежда Лимонникова пишет: Что важнее: результат или планирование или человеки? Главное - человек, но без планирования деятельности не получается достойный результат. По поводу Календарно-тематического планирования: составление его часто носит формальный характер (соответствие строчек программы строчкам в журнале - мы давно так делаем, хотя понимаем, что тема урока звучит несколько по-другому). Тем не менее, и эвристической ситуации, и образовательным продуктам есть место на уроке. И никакое КТП не изменит методы работы на уроке.Теперь нам принесли новое КТП - будет называться Рабочая программа, в которой должны быть расписаны компетенции, с которыми мы работаем на уроке. Может, именно в этом пункте и отразится ход эксперимента? Пока не знаю. С уважением, Васильева Екатерина Михайловна.

Свитова Т. В.: Надежда Валентиновна, спасибо за вопрос, возможно, я не очень точно сформулировала мысль - имелось ввиду, что экспериментальные цели и образовательные цели не дублируют друг друга, но это не означает, что они не соприкасаются. Если Вы имеете возможность варьировать последовательность изучения тем в календарно-тематическом плане, то Вы имеете возможность и отразить в нём и особенности эксперимента. Например, Вы вводите на уроках эвристическую технологию, а согласно теории эвристического обучения, реальные объекта окружающего мира изучаются ДО знакомства с известными сведениями о них. Почему в таком случае не организовать сначала лабораторную работу учителю-физику (конечно, с алгоритмом деятельности учащихся!), а затем - изучение теории, которая будет выступать уже культурно-историческим аналогом для личного продукта ученика? Или не сходить в музей, увидев "живьём" и проанализировав экспонаты, а затем изучать параграф по истории, краеведению? Или не посетить художественную выставку или концерт (как аналог - может быть презентация с репродукиями и видео-аудиозаписи), затем постигая культурную эпоху через параграф учебника (точнее, уже не постигая, а сопоставляя со своими впечатлениями и мыслями)? Это возможно планировать в рамках времени и сроков, отведённых программой, но при этом во главу угла поставить личную причастность учащихся к изучаемому через реальные объекты материалы. И цель эксперимента будет достигаться, не рассогласовываясь с программой. В рамках темы этой ветки форума я задам вопрос: какие цели могут быть у педагогического эксперимента по внедрению эвристического обучения?

Надежда Лимонникова: Свитова Т. В. пишет: какие цели могут быть у педагогического эксперимента по внедрению эвристического обучения? Цель: повышение продуктивности обучения на уроках истории и обществознания в результате применения эвристических методов обучения.

Скрипкина Ю.В.: Надежда Лимонникова пишет: повышение продуктивности обучения Сразу хочется уточнить, что подразумевается под продуктивностью. Часто под продуктивностью понимают некую численную эффективность (число разбираемых на уроке задач увеличилось на 20%), однако в эвристическом обучении по продуктивностью понимают нечто иное - создание собственного образовательного продукта учащимися.

Надежда Лимонникова: Именно создание образовательного продукта учащимися и понимается мною под продуктивностью.

Надежда Лимонникова: А.Д.Король пишет: Как в школе организовать эксперимент по внедрению человекосообразного обучения? Что для этого требуется? Чтобы действительно организовать эксперимент по внедрению человекосообразного обучения, необходима очень долгая подготовка, так как в школьном педагогическом коллективе должна пройти внутренняя перестройка. Конечно, один педагог тоже сможет провести такой эксперимент, но его будут "утягивать" назад все остальные учителя, которые о человекосообразном обучении ни слухом ни духом. Поэтому от одного учителя толку будет мало. А хочется много этого толку. Нужна работа с личностью педагога, которая вернула бы ему человеческий облик. А то всё больше российский учитель похож на загнанную лошадь. Обречённость приводит к послушанию, которое вообще-то человеку не свойственно. В общем, для начала нужно работать с людьми, раскрывать их, пробуждать устойчивый интерес к себе самим, к жизни, к профессии.

Передериева Е.В.: Надежда Лимонникова пишет: Нужна работа с личностью педагога, которая вернула бы ему человеческий облик. По - моему, здесь инициатива должна исходить в первую очередь от педагога, как бы ему сложно не приходилось. Поиск творческих идей и обреченность, на мой взгляд не совместимы.



полная версия страницы