Форум » Педагогический эксперимент в школе » Формы и методы педагогического эксперимента » Ответить

Формы и методы педагогического эксперимента

А.Д.Король: Проводили ли Вы педагогический эксперимент ранее? Какова оптимальная продолжительность педагогического эксперимента? Какие формы и методы педагогического эксперимента для Вас приемлемы?

Ответов - 18

Надежда Лимонникова: Может быть, я слишком самокритична, но те педагогические эксперименты, которые я проводила, мне трудно назвать таковыми. Есть даже такие, которые так и остались на бумаге. Не хватило терпения, сил, не было поддержки.

Кисина Наталья: Никогда не только не участвовала в экспериментах, но даже и не предполагала участвовать. На мой взгляд, если эксперимент проводит школа, то оптимальный срок -года три. А если отдельный учитель или группа учителей - год. Вот на этот год я планирую небольшой эксперимент. как раз хочу на этой конференции набраться опыта и получить поддержку.

Свитова Т. В.: Кисина Наталья пишет: как раз хочу на этой конференции набраться опыта и получить поддержку Уважаемая Наталья Анатольевна, думаю, Вы согласитесь с тем, что в процессе обсуждения на конференции получается не опыт, а некий спектр теоретической информации. Опытом это станет тогда, когда Вы примените эту осмысленную и преобразованную в некие знания информацию на практике. И поддержка в Вашем понимании сейчас, в этом сообщении - это есть что? Согласие и одобрение Вашей точки зрения коллегами, или квалифицированная помощь учёных?


Кисина Наталья: Свитова Т. В. пишет: И поддержка в Вашем понимании сейчас, в этом сообщении - это есть что? Согласие и одобрение Вашей точки зрения коллегами, или квалифицированная помощь учёных? А вот беседа с вами - это уже и есть поддержка. А моя точка зрения на проблему находится в стадии формирования. Под влиянием нашего общения она и формируется. По-моему - это некоторый опыт?...

Евгения Владимировна: считаю , что педагогический эксперимент-должен быть неотъемлемой частью педагога!По моему мнению , понятие "оптимальная продолжительность" для эксперимента не должна измеряться какими то строгими временными рамками.

Надежда Лимонникова: Начинать нужно с небольшого эксперимента. Возможно, даже рассчитанного на два-три месяца. Максимальный срок - 5 лет.

Скрипкина Ю.В.: Надежда Лимонникова пишет: Возможно, даже рассчитанного на два-три месяца. Максимальный срок - 5 лет. Уважаемые коллеги, так что все-таки первично? Исходя из оптимального срока планируем тему эксперимента? Или, наоборот, сначала выбираем тему, определяем цели, а уже после этого решаем, сколько эксперимент должен длиться?

Полищук С.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! А.Д.Король пишет: Проводили ли Вы педагогический эксперимент ранее? Какова оптимальная продолжительность педагогического эксперимента? Какие формы и методы педагогического эксперимента для Вас приемлемы? Педагогический эксперимент, как таковой, я не проводила, все, что было в моей практике я не могу назвать педагогическим экспериментом, были попытки, были отдельные элементы, даже были получены определенные результаты, однако до конца так ничего и не довела - когда в школе пытаешься организовать эксперимент, зачастую, не встречаешь ни поддержки, ни условий, в которых можно осуществлять экспериментальную деятельность. Длительность педагогического эксперимента напрямую зависит от того, что Вы измеряете и какой результат хотите получить в результате, какие характеристики отслеживаете, глобальность проводимых исследований. Скрипкина Ю.В. пишет: Уважаемые коллеги, так что все-таки первично? Исходя из оптимального срока планируем тему эксперимента? Или, наоборот, сначала выбираем тему, определяем цели, а уже после этого решаем, сколько эксперимент должен длиться? На мой взгляд, тема первична, в ней отражены те характеристики, которые мы собираемся отследить, или на что будет направлено наше воздействие, если я правильно понимаю, поэтому, тема - цель - сроки, ведь для разных изменений разные сроки, в одном случае об устойчивой динамике можно говорить через год, а в другом и через 5 лет. С уважением, Полищук Светлана Георгиевна.

Татьяна Смирнова: Здраствуйте, уважаемые коллеги! Скрипкина Ю.В. пишет: Уважаемые коллеги, так что все-таки первично? Исходя из оптимального срока планируем тему эксперимента? Или, наоборот, сначала выбираем тему, определяем цели, а уже после этого решаем, сколько эксперимент должен длиться? Я думаю, что в первую очередь - это поиск проблем в педагогической действительности. Исходя из найденной проблемы и нужно планировать сроки эксперимента, который гипотетически сможет помочь в ее решении. Разные проблемы - разные сроки. А тему можно в ходе эксперимента переформулировать и не один раз. С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна, менеджер очного отделения ФПК ЦДО "Эйдос".

Надежда Лимонникова: Тема первична. Эксперимент на два-три месяца может возникнуть спонтанно, исходя из потребностей учителя.

Е.О. Брицкая: Надежда Лимонникова пишет: Тема первична. Эксперимент на два-три месяца может возникнуть спонтанно, исходя из потребностей учителя. А как же цель? Согласитесь, что каждое наше действие подчинено той или иной цели. Ну, определили Вы тему, написали на бумаге, а что дальше? На мой взгляд - понятия "спонтанность" и "эксперимент", вообще, не совместимы. А как считают другие участники форума?

Свитова Т. В.: Е.О. Брицкая пишет: Надежда Лимонникова пишет: цитата: Тема первична. Эксперимент на два-три месяца может возникнуть спонтанно, исходя из потребностей учителя. А как же цель? Согласитесь, что каждое наше действие подчинено той или иной цели. Ну, определили Вы тему, написали на бумаге, а что дальше? На мой взгляд - понятия "спонтанность" и "эксперимент", вообще, не совместимы. А как считают другие участники форума? Несомненно, формулировка проблемы и определение цели первичны, но многие учителя, не имевшие ранее опыта экспериментальной деятельности и не владеющие методологией исследования, просто опасаются говорить о том, что ведут эксперимент, из-за неготовности, страха общественного осуждения "неправильности" их действий. Но при этом их деятельность, основывающаяся на реальных потребностях, носит характер экспериментальной (!). Например, можно пробовать апробировать свою находку, какой-то методический приём в собственной педагогической работе. Я бы даже уточнила, что это возникает не спонтанно (как правило, такая апробация долго "вынашивается" учителем), а просто носит эмпирический характер. Это-то как раз и нужно развивать.

Одинец К.А.: Свитова Т. В. пишет: Например, можно пробовать апробировать свою находку, какой-то методический приём в собственной педагогической работе. Думаю, что апробация методического приёма может предшествовать эксперименту. Педагог, поучившись на курсах ЦДО "Эйдос", обязательно стремится использовать полученные знания в своей деятельности. Первый опыт даёт определённые результаты, после чего возникает потребность дать научное особнование действенности метода, методического приёма. Так апробация метода или приёма становится первым шагом к эксперименту.

Chernova Sveta: "Происходящий метод обучения"- новое понятие. Поделитесь, коллеги. пожалуйста, своим опытом по применению данного метода: в чем он заключается и как его можно применить на уроах английского языка.

А.В.Хуторской: Chernova Sveta пишет: "Происходящий метод обучения"- новое понятие. Поделитесь, коллеги. пожалуйста, своим опытом по применению данного метода: в чем он заключается и как его можно применить на уроах английского языка. "Происходящий метод обучения" - это не метод обучения в привычном смысле слова. Так я назвал ситуацию рождения уникального метода учителя, который применяет ЛЮБОЙ дидактический метод обучения. Т.е. реальный метод, который происходит на уроке, всегда отличается от того, который описан в теории. Подробнее об этом: Хуторской А.В. Понятие «происходящего» метода обучения и методология ситуативной педагогики // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. науч. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.9-24. Суть инновации состоит в следующем. Любой дидактический метод меняется во время его применения в образовательном процессе. Даже скажем так, не меняется, а оживает, становясь уникальным только здесь и сейчас. Если в данном конкретном случае рефлексивно осознать применяемый метод, то окажется, что он не таков, каким он был описан в дидактике. Т.е. выявляется уникальный, практически реализуемый метод, мы назвали его "происходящий". Аналогичным образом нами введено понятие "происходящая теория обучения" (Хуторской А.В. «Происходящая» теория обучения как методологическая предпосылка инноваций в образовании // Современные проблемы педагогики: парадигма педагогики и тенденции развития образования: Материалы Всероссийской методологической конференции-семинара: В 2 ч. - Ч.1: Парадигма педагогики в контексте развития научного знания / Гл. ред. В.В.Краевский; Ред. А.А.Арламов, Е.В.Бережнова. – Краснодар, 2006. – С.129-133).

Передериева Е.В.: Учитель, создающий на уроках творческую обстановку, наверняка рано или поздно выступает в роли экспериментатора. Проблема в том, что увлеченные процессом, мы не всегда можем правильно зафиксировать этот момент. Чаще всего это случается от элементарной нехватки свободного времени. На мой взгляд, нужно своевременно изучать методическую литературу, чтобы владеть понятийным аппаратом и вовремя фиксировать результаты, сводя их в исследовательскую работу учителя.

Марина Илющихина: Я с 2005г. работаю над проблемой "Развития межпредметных связей на основе построения единого информационного пространства гимназии" При этом стокнулась с рядом проблем. 1. Разный уровень освоения компьютерными технологиями (учитель ,ученик). Данную проблему помогает решать "Научное общество гимназист" 2. Межпредметные различия в методике преподавания. Помощь в решении проблемы оказывает Методический совет гимназии. 3. Психологическое здоровье ученика. Ведется совместная работа с психологом гимназии, родителями, администрацией. Этапы реализации 2005-2012г.г. Хотелось бы узнать ваше мнение Андрей Дмитриевич. Является ли моя работа своего рода экспериментом?

Григорьева О.В.: А мне кажется, что любой учитель - это уже заведомо экспериментатор. А каждый урок - миниэксперимент. Когда я только пришла работать в школу, повсеместно внедрялась методика Занкова. Вот кладезь для экспериментатора! Не всё от той методики прижилось в школе, но самое лучшее осталось. Я до сих пор доверяю детям формулировать все определения, выводить правила и алгоритмы. А сколько было открытий, даже для меня, новых способов и правил решения! Так что главное - цель урока, а чтобы её достич можно использовать различные формы и методы эксперимента!



полная версия страницы