Форум » Педагогический эксперимент в школе » Содержание и научно-консультационная поддержка эксперимента » Ответить

Содержание и научно-консультационная поддержка эксперимента

А.Д.Король: Нужна ли педагогу научная и консультационная поддержка эксперимента? Что именно и в каких дистанционных формах я хотел бы взаимодействовать с учёными и специалистами в области современных образовательных технологий?

Ответов - 20

Надежда Лимонникова: Научная и особенно консультационная поддержка нужна каждому учителю и на всех этапах эксперимента. Должен быть человек, который будет поддерживать педагога своими знаниями и опытом, да и функция контроля подспудно будет выполняться. К сожалению, в школах коллектив мало интересуется тем, что делает коллега и поддержать на должном уровне никто никого не собирается, а иногда просто не в состоянии. На сегодняшний день своё взаимодействие с учёными и специалистами я могу организовать на форуме, в чате. Надо осваивать скайп. Консультационная помощь в основном нужна теретическая, моральная и методологическая.

Скрипкина Ю.В.: Надежда Лимонникова пишет: Консультационная помощь в основном нужна теретическая, моральная и методологическая. Как Вы полагаете, какова должна быть периодичность таких консультаций? Они должны быть запланированы в течение всего эксперимента (например, раз в неделю), или быть тематическими (как сопровождение каждого отдельного этапа эксперимента), или по запросу учителя-экспериментатора?

Надежда Лимонникова: Такие консультации могут быть как запланированными тематическими по конкретным этапам эксперимента, так и по запросу педагога в случае затруднения. Не думаю, что их нужно проводить еженедельно. В зависимости от этапов может получиться когда-то раз в неделю, когда-то раз в два месяца.


Свитова Т. В.: Уважаемая Надежда Валентиновна! Надежда Лимонникова пишет: в школах коллектив мало интересуется тем, что делает коллега и поддержать на должном уровне никто никого не собирается, а иногда просто не в состоянии. На сегодняшний день своё взаимодействие с учёными и специалистами я могу организовать на форуме, в чате. Вы совершенно правы в том, что можно организовать взаимодействие со специалистами на форуме и в чате. Это можно сделать также на курсах и семинарах посвященной тематике педагогического эксперимента, а такие есть в расписании Центра "Эйдос". Более того, Вы можете представлять свои разработки не только коллегам очно, в школе, но и публиковать их в печати, как ценный экспериментальный опыт. Одним из таких способов является публикация в Интернет-журнале "Эйдос", а также в сборниках, регулярно издаваемых Научной школой. Тогда коллеги и администрация будут видеть уже зафиксированные результаты работы, к которым проявлен интерес со стороны учёных и специалистов, что может поднять авторитет учителя.

Кисина Наталья: Мне конкретно нужна помощь для грамотного планирования эксперимента, особенно для отбора критериев, диагностики. Конкретный вопрос: можно ли в рамках этой конференции решить мою конкретную проблему?

Свитова Т. В.: Кисина Наталья пишет: Мне конкретно нужна помощь для грамотного планирования эксперимента, особенно для отбора критериев, диагностики. Конкретный вопрос: можно ли в рамках этой конференции решить мою конкретную проблему? Уважаемая Наталья Анатольевна! В рамках конференции можно обсудить проблему в форуме, в откликах на доклады участников коференции, которые публикуются в рассылках Оргкомитета. Это обсуждение, несомненно, поможет Вам определиться. Однако, грамотное планирование любой деятельности, думаю, не может базироваться только на полученных мнениях. Да, исходя из анализа практической деятельности, конкретную проблему можно сформулировать самому, а для грамотного консультирования уже обратиться за сопровождением-поддержкой. Планирование, отбор критериев, диагностика являются, например, одним из начальных этапов комплексного научно-методического сопровождения экспериментальной работы школы со стороны ЦДО "Эйдос".

Евгения Владимировна: Взоимосвязь с учёными и специальстами необходима.Ведь мы ведём эксперимент с детьмии над детьми!Любой наш шаг должен быть спрогнозирован грамотно.Взоимодействовать хотелось бы в реальном времени.Или проводить например, экспериментальные занятия -телемосты!

Надежда Лимонникова: Евгения Владимировна пишет: Ведь мы ведём эксперимент с детьмии над детьми! Не могу согласиться, что мы ведём эксперимент над детьми. Если они субъекты образования, тогда мы ведём эксперимент вместе с ними, выясняя эффективность того или иного метода, приёма, материала и т.д.

Татьяна Смирнова: Евгения Владимировна пишет: Ведь мы ведём эксперимент с детьмии над детьми! Уважаемые коллеги, мы не ведем эксперимент над детьми. Давай быть точнее - мы ведем эксперимент над организацией образовательного процесса. Но, организация образовательного процесса крайне важная задача, которая требует научного, грамотного подхода. Поэтому, по моему глубокому убеждению, просто необходима интеграция действий учителя и научного руководителя с целью обеспечения грамотного сопровождения экспериментальной деятельности. С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна, менеджер очного отделения ФПК ЦДО "Эйдос".

Кисина Наталья: Вот еще конкретный вопрос тем, кто может ответить. Цитата: "уравниваемыми условиями проведения эксперимента называются условия, обеспечивающие сходство и неизменность протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных классах. К уравниваемым условиям обычно относятся: состав обучаемых (примерно одинаковый в экспериментальных и контрольных классах или группах); учитель (один и тот же учитель ведет занятия в экспериментальных и контрольных группах); учебный материал (одинаковый круг вопросов, равный объем); равные условия работы (одна смена, примерно одинаковый порядок следования занятий по расписанию и т.д). " Вопрос: можно ли проводить эксперимент, если в школе один 10 класс, а другой класс - в другой школе?

Надежда Лимонникова: Что-то мне не нравятся контрольные и экспериментальные классы. Можно и без контрольного класса проводить эксперимент замечательно. Для этого достаточно провести в экспериментальном классе диагностику до начала эксперимента и после. Динамика итак будет. Хотя как быть в вашем конкретном случае с учебником истории, трудно сказать.

Полищук С.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Надежда Лимонникова пишет: Что-то мне не нравятся контрольные и экспериментальные классы. Можно и без контрольного класса проводить эксперимент замечательно. Для этого достаточно провести в экспериментальном классе диагностику до начала эксперимента и после. Динамика итак будет. Хотя как быть в вашем конкретном случае с учебником истории, трудно сказать. Динамика-то будет, она будет и без проведения эксперимента, другое дело, какую разницу в динамике Вы получите в сравнения двух выборок, тогда можно будет говорить, что динамика наблюдалась именно в результате проведения эксперимента. Поэтому контрольный и экспериментальный класс необходим. Так же как при выращивании растений: в одинаковых условиях, на одинаковой почве они вырастут и без эксперимента, но вот будут ли относится полученные Вами свойства растения к оказываемому Вами воздействию, или растение и так бы вырасло точно такм же - в этом разница.

Татьяна Смирнова: Кисина Наталья пишет: Вопрос: можно ли проводить эксперимент, если в школе один 10 класс, а другой класс - в другой школе? Да, эксперимент проводить можно. Отличие педагога-экспериментатора от обычного педагога-практика состоит в том, что педагог-практик только констатирует факт того или иного изменения, которое произошло с учеником в ходе учебного процесса. Педагог-экспериментатор исследует как и за счет чего произошли те или иные изменения в ученике, т.е. достигнут результат. Поэтому, исследование можно запланировать и на одном 10-м классе, и на двух 10-х классах в разных школах. Педагог-экспериментатор ставит гипотезу, что в результате такого-то педагогического воздействия можно получить такой-то резулдьтат. Эта гипотеза должна быть новой для педагогики. Тогда в результате эксперимента, если он этот результат получил, то гипотеза подтверждается и без контрольной группы. С уважением, Смирнова Татьяна Николаевна, менеджер очного отделения ФПК ЦДО "Эйдос".

А.Д.Король: Уважаемая Наталья Анатольевна! Кисина Наталья пишет: Вопрос: можно ли проводить эксперимент, если в школе один 10 класс, а другой класс - в другой школе? Ответ на вопрос:"можно" или "нельзя" зависит от форм эксперимента, точнее дистанционных форм эксперимента. Информационно-коммуникативное образовательное пространство предоставляет равные возможности для проявления индивидуальности учащихся, учителей, родителей - основных субъектов образовательного процесса и потенциальных участников эксперимента. Например, возможности пребывать одновременно на одном и том же образовательном форуме, участвовать в защите творческих работ, обмениваться образовательными продуктами. Географическая принадлежность школы или класса нивелируется техническими возможностями. Примеры: проводимые "Эйдосом" регулярно конкурсы "Дистанционный учитель года", "Дистанционная школа года", "Дистанционная педагогическая практика студентов и молодых преподавателей". Ученики, студенты-практиканты, педагоги самых разных школ задают вопросы друг другу и участвуют в совместных дискуссиях. (Вы принимали участие в подобных конкурсах? Ближайший уже через 2 месяца!) Те же информационно-педагогические возможности и в отношении педэксперимента.

Кисина Наталья: А.Д.Король пишет: Ответ на вопрос:"можно" или "нельзя" зависит от форм эксперимента, точнее дистанционных форм эксперимента. Я уже всюду сообщила, какой эксперимент имею в виду. По внедрению в практику обучения новых учебников. Ситуация: в районе 4 школы их получили. В 2-х учебники по истории, в 2-х по обществознанию. А класс везде один. Детей-то у нас мало. Корректно ли сравнивать результаты?

Свитова Т. В.: Кисина Наталья пишет: Детей-то у нас мало. Корректно ли сравнивать результаты? Наталья Анатольевна, результаты всегда сравнивать корректно. Эксперимент может вестись и при малом количестве участников, и при индивидуальном обучении. Конечно, статистическая значимость результатов выше при больших выборках (количестве участников экспериментальных групп), но это не мешает сравнивать результаты. Даже для диссертационных исследований возможны небольшие численности, в зависимости от исследуемых параметров. Гланое - найти причины изменений.

Озеркова: Составьте диагностические материалы по нужным вам параметрам (обратите внимание, что разные методики работы с учебником влияют на разные параметры), проведите диагностику на начало и конец эксперимента и действуйте. Результаты сравните. Не забудьте их обработать с точки зрения математики, так как бывают отклонения в результатах, вызванные случайными причинами (например, в школе полгода готовились к юбилею школы и это сказалось на внимании к учебе). Эксперимент возможен.

Кисина Наталья: Коллеги, вопрос был не совсем о численности. Корректно ли сравнивать результаты. полученные двумя разными педагогами, работающими в разных школах, в разных классах? И какие факторы при этом нужно учитывать?

Кисина Наталья: Пишет Калашникова Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия №23, г. Челябинск. "Какие проблемы возникли в ходе эксперимента? 1. Несовершенство критериальной шкалы (непонятно, как присваивать какой-либо уровень) 2. Необъективность оценки (мы считаем, что недостаточно только педагогического наблюдения, можно ещё добавить рефлексию и оценку одноклассниками) 3. Неясность критериев (а это может привести к формальному подходу)" В связи с этим вопрос: какие критерии можно выбрать для определения, например, гражданских качеств учащегося? Как их диагностировать? И вообще как выглядит диагностическая карта учащегося, которая часто упоминается в докладах?

Кисина Наталья: Ходякова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры информатики и математики Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград пишет о диагностике результатов эксперимента: "Вопрос, адресованный педагогам-методологам: есть ли альтернатива такому «субъективному мониторингу» в педагогическом эксперименте по развитию личности? " Присоединяюсь. Этот вопрос возникает самым естественным образом. А также спасибо Красноперовой Т.В. за доклад О ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИИ (см. Последнюю рассылку №10), а главным образом за вопросы, которые она поставила перед нами. Они заставили меня задуматься. постараюсь на них ответить, хотя бы сама для себя.



полная версия страницы