Форум » Педагогический эксперимент в школе » Темы и направления эксперимента » Ответить

Темы и направления эксперимента

А.Д.Король: Какие темы и направления эксперимента востребованы? Что актуально именно для Вас?

Ответов - 17

Кисина Наталья: Для меня актуально решение вопроса об учебниках нового поколения, как образовательных ресурсах, способствующих осуществлению компетентностного подхода в обучении. А короче, нам в 4 школы района дали новые учебники по истории (Филиппова и др.) и обществознания (Полякова) и сказали: "внедряем". Наш ИПК и ПРО их продвигает. Вот как бы определить: они реально "нового поколения" или...

Евгения Владимировна: Я думаю, что в настоящее время востребованы темы, связанные с внедрением эвристики;компетентностный подход.И для меня это актульно.Сейчас использую эвристические методы.Советую всем, попробуте и не пожалеете.

Кисина Наталья: Компетентные люди, подскажите пожалуйста, можно ли так сформулировать цель эксперимента? Цель эксперимента: Выяснить, является ли учебник нового поколения средством формирования ключевых навыков для успешного освоения современного мира.


Ирина Ларисова: Я считаю, что сегодня образовательное учреждение должно опережать запросы учащихся, общества, чтобы ученик получил разнообразный социальный и практический опыт, испытывал ситуацию успеха, самоутверждался социально адекватным способом и в результате смог раскрыть свои возможности и способности, т.е. самореализоваться. Для меня актуальна проблема творческой самореализации подростков, а также готовность педагога к обеспечению и организации данного процесса.

Свитова Т. В.: Ирина Ларисова пишет: Я считаю, что сегодня образовательное учреждение должно опережать запросы учащихся, общества А как "рассчитать" это опережение? Как диагностировать эти запросы, предвидеть их траекторию? Ведь это не просто чуткое педагогическое, индивидуальное сопровождение, а разработка программ целого образовательного учреждения. Какими Вы видите методы воплощения этой позиции? Ирина Ларисова пишет: Для меня актуальна проблема творческой самореализации подростков Что Вы уже делаете для этого в реальном педагогическим опыте? Какие элементы своего опыта, решающие эту проблему, Вы можете назвать (или - как планируете решать)? Ирина Ларисова пишет: а также готовность педагога к обеспечению и организации данного процесса Что Вы включаете в понятие "готовность", в чём она состоит?

Одинец К.А.: Кисина Наталья пишет: можно ли так сформулировать цель эксперимента? Цель эксперимента: Выяснить, является ли учебник нового поколения средством формирования ключевых навыков для успешного освоения современного мира. Любая цель должна соответствовать ряду критериев: конкретность, достижимость, определённость во времени, реалистичность. Хорошим ходом является - представить, что будет, когда вы достигнете цель. Если вы ставите выяснение соответствия учебника запросам времени, то представьте себе конечный результат. А вдруг вы выясните, что учебник не является средством формирования ключевых навыков? Каков тогда будет продуктивный результат эксперимента? Что в итоге получат ученик, педагог, школа?

Кисина Наталья: Одинец К.А. пишет: А вдруг вы выясните, что учебник не является средством формирования ключевых навыков? Каков тогда будет продуктивный результат эксперимента? Что в итоге получат ученик, педагог, школа? А вот это как раз и будет результат. В итоге мы не будем учиться по этому учебнику, а подождем пока появится другие, которые будут отвечать нашим запросам. А то ведь мы берем те учебники, которые нам "дают", хотя кто из учителей не мечтал бы об учебнике действительно приносящем пользу и удовлетворение и нам и детям?

Скрипкина Ю.В.: Кисина Наталья пишет: В итоге мы не будем учиться по этому учебнику, а подождем пока появится другие, которые будут отвечать нашим запросам. А детям-то что делать? А вдруг и следующий не соответствует? Две параллели таким образом пострадают? Почему не заявить активную позицию, в результате своей экспериментальной деятельности не адаптировать учебник для своих целей, не создать такую образовательную среду, где учебник займет свое скромное место? В конце концов, разве учебник определяет степень формирования навыков, а не учитель с его системой методов и форм, системой заданий и подходов? Все в ваших руках!

Кисина Наталья: Скрипкина Ю.В. пишет: А детям-то что делать? А вдруг и следующий не соответствует? Две параллели таким образом пострадают? Дети не пострадают. Мы же всю жизнь учимся по учебникам "старого поколения", да и мы с вами учились. А в данном случае учебник является дополнительным. По основному мы и так учимся.Скрипкина Ю.В. пишет: разве учебник определяет степень формирования навыков, а не учитель с его системой методов и форм, системой заданий и подходов? Не согласна. Учебник играет не основную, но одну из важнейших ролей в обучении. Недаром сейчас активно стараются создать учебники нового поколения. Да что-то не очень получается!

Е.О. Брицкая: Кисина Наталья пишет: А вот это как раз и будет результат. В итоге мы не будем учиться по этому учебнику, а подождем пока появится другие, которые будут отвечать нашим запросам. Нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Согласна с Юлией Владимировной, что без активной жизненной позиции, самодвижения на опережение- нет никакой надежды на результат. Кисина Наталья пишет: Дети не пострадают. Мы же всю жизнь учимся по учебникам "старого поколения", да и мы с вами учились. А в данном случае учебник является дополнительным. И Вы считаете, что это хорошо? Страдают именно наши дети, целые поколения! От ожидания того, что кто-то что-то изменит, спустит сверху, потом учитель, возможно, учебник проанализирует и прийдёт к мысли, что он не соответствует, и снова будет ждать.

Свитова Т. В.: Кисина Наталья пишет: Дети не пострадают. Вы начинаете искать способы улучшения какой-либо ситуации - а раз Вы дискутируете, "сопротивляетесь" ненужному учебнику, значит, Вы знаете, что Вам необходимо другое, более качественное, значит, ищете выходы. А не пострадает ли сам учитель, желая найти этот заветный выход, но когда его не предлагают? Ожидая появления следующих учебников, учитель становится неудовлетворённым результатами собственной деятельности. Кисина Наталья пишет: Не согласна. Учебник играет не основную, но одну из важнейших ролей в обучении. Недаром сейчас активно стараются создать учебники нового поколения. Да что-то не очень получается! А не очень-то получается - скорее всего потому, что не определена роль,место этого важного учебника! Один педагог считает эффективным один учебник, другой - другой, и в этом множестве можно потеряться. Распоряжение "сверху" тоже имеет целью продвижение той или иной программы, потому и обязует проходить её по конкретным учебникам. Но если посмотреть на эту проблему с точки зрения интересующей Вас темы (соотношение учебника нового поколения - компетентностный подход)? Какие компетенции Вы будете развивать у учащихся, и как это заложено в применяемом Вами учебнике? Если речь идет об общеучебных или личностных компетенциях, то в предметном материале по истории это вряд ли заложено. Значит, это может реализоваться на уровне методов, через творческие задания. Определить, как работать с этой информацией, чтобы не просто передать знания, а действительно развить компетенции (и предметные по истории в том числе). А информации - много, и самой противоречивой, вплоть до того, что один учебник противоречит другому. Вряд ли учитель захочет, чтобы ученик ориентировался в жизни тем или иным способом, потому что "в учебнике так написано" (даже нового поколения). Отсюда я хочу вывести ту мысль, что учебник нового поколения - это всё же образовательная среда. И она несомненно - обязательный элемент образования, педагогической технологии. Поэтому от того, какими методами учитель работает с этим учебником (ничуть не умаляя его роли, но осознавая его как одно из средств, но не как цель), как он его преподносит детям, тоже зависит степень и качество развития компетенций.

Кисина Наталья: Коллеги! Особенно те, кто преподает общественные науки! Главная идея новых учебников по нашим предметам - выполнить ГОСЗАКАЗ. А заказ состоит в том, чтобы формировать граждан таких, каких этого требует ГОСУДАРСТВО. В общем-то это вполне естественно. Озеркова пишет: Что именно вы хотите оценить в новом учебнике? Содержание? П Содержание конкретно "моего" учебника существенно отличается от действующей программы. Учебник уже прошел апробацию Оценивать содержание -такую цель я не ставлю. Свитова Т. В. пишет: Какие компетенции Вы будете развивать у учащихся, и как это заложено в применяемом Вами учебнике? Учебник претендует не только на "формирования знаний о современных процессах в обществе, но и гражданской позиции и творческого патриотизма школьников". Вот как бы это проверить?

Одинец К.А.: Кисина Наталья пишет: Учебник претендует не только на "формирования знаний о современных процессах в обществе, но и гражданской позиции и творческого патриотизма школьников". Вот как бы это проверить? Достаточно проанализировать содержание учебных статей и заданий. Надо ли для этого проводить эксперимент? Учебник - всего лишь одно из средств. Наталья Анатольевна, как вы думаете, а без учебника можно сформировать гражданскую позицию? Попробуйте посмотреть на проблему под другим углом: какие компетенции необходимо развивать для воспитания гражданина? И какую помощь сможет вам оказать упомянутый учебник?

Озеркова: То, что учебник нужен и важен, сомнений не вызывает. Большинство учебников являются простым хранилищем информации, и это факт. Я сама работаю по учебникам, спущенным сверху, что не амешает мне думать о том, каким с моей точки зрения доолжен быть учебник. Что именно вы хотите оценить в новом учебнике? Содержание? Посмотрите программу, по которой он написан и сравните стандарт, программу, учебник. Методику? Тут интереснее. Конкретно те учебники, по которым Вы работаете, я не знаю (не историк), но что надо сделать с точки зрения методики, чтобы повысить эффективность работы по учебнику, его творческий потенциал, я знаю. Хотите сотрудничать? А может, в итоге у вас получится создать свой, действительно устраивающий вас учебник? Поставьте чётко цель, которую вы хотите достичь при работе с учебником: например, сформировать культуру работы с учебным текстом, а проблема, как это сделать наилучшим способом. Такая цель диагностируется. Ибо если ты умеешь делать, одно, второе, третье и выбрать именно то, что нужно, и регулярно этим пользуешься, то это факт, а не разговоры о нём. Или вы хотите использовать его для развития творческих способностей? Тоже возможно, если, например, в качестве средства диагностики (не единственного) использовать мониторинг участия в дистанционных олимпиадах. Чётко зафискируйте проблему, ставьте конкретную, наиболее важную для Вас цель, и обращайтесь к нам в "Эйдос" за НМР. Мы поможем Вам.

Васильева Е. М.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! А.Д.Король пишет: Какие темы и направления эксперимента востребованы? Что актуально именно для Вас? Тема эксперимента нашей гимназии "Содержание и организация индивидуальной образовательной траектории ученика в условиях гуманитарной гимназии" актуальна для нас. Проводим эксперимент под руководством ЦДО "Эйдос". В ходе эксперимента появилась идея, что необходимо учиться строить индивидуальную образовательную траекторию не только ученика, но и самого учителя. Тема, думаю, тоже актуальная. Много говорят сейчас об инициативе президента "Новая школа", забывая при этом, что без подготовки Нового учителя Новой школы не построить.

Соколова Э. А.: Здравствуйте, Андрей Дмитриевич. Данный вопрос меня заинтересовал, так как в нашей школе ведется опытно - экспериментальная работа учителей кафедры начальных классов экспериментальной площадки по проблеме: «Использование современных образовательных технологий в начальных классах в условиях поликультурного образовательного пространства». Я являюсь руководителем одной из творческих групп. Для меня актуальна проблема внедрения образовательных технологий. Думаю, что использование на уроках современных образовательных технологий является одним из необходимых условий повышения качества обучения, организации активной познавательной деятельности детей, развития обучающихся.

Передериева Е.В.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень хотела бы создать экспериментальную площадку в области энергосбережения в нашей гимназии. Есть единомышленники и поддержка администрации. Достигнуты значительные успехи. Но как зарегистрироваться? Если кто - нибудь поделиться со мной своим опытом, очень буду благодарна.



полная версия страницы