Форум » Современный урок » Рождение знаний на уроке: создаем эвристические задания » Ответить

Рождение знаний на уроке: создаем эвристические задания

admin: Что такое эвристическое задание? Сколько может быть открытых заданий на уроке? (Открытое задание - то, у которого нет заранее известного ответа или готового решения).

Ответов - 60, стр: 1 2 All

Калинина Ирина: Косивец О.В. С удивлением ловлю себя на мысли, что креативности надо бы у детей поучиться! Это условие и предопределило жизненный путь многих педагогов. Если бы дети не пульсировали креативом, в школе делать было бы нечего. Причем это явление надо уметь замечать в самых незначительных мелочах школьной жизни, а не только организованно, на уроке. Способен ли учитель учиться креативности у своих учеников? Конечно. Постановка эвристического задания полностью является результатом этого "обучения". Среди дрессированных детей, думающих по указке, учитель не то что эвристические, элементарные задания не придумает.

Борзова О.А.: Косивец О.В. пишет: С удивлением ловлю себя на мысли, что креативности надо бы у детей поучиться! В моей работе меня больше интересует творческий процесс и развитие.Часто в своей практике использую задания,которые кто-то назвал "Вырасти извилину", наверное терминами научной школы они будут эвристическими,хотя на первый взгляд очень простые.Например, из трех найди и удали лишнее,объясни почему : кошка, помидор, солнце. И ответы по креативности у детей настолько быстро получаются и настолько неожиданные,иногда и не подумаешь,что так тоже можно было думать!!! Вот и получается что мы и ученики взаимозависимы!!!

Позднякова З.Б.: Мне нравится "Острие лезвия" ( Ефремова ), где та грань, что правильно, что неправильно!? Думаю, что витание мысли ребенка может привести к неожиданным выводам, не всегда удовлетворяющим нашим предстаслениям о чем либо...


pavlovasa: Позднякова З.Б. пишет: Мне нравится "Острие лезвия" ( Ефремова ), Видимо, вы имеете в виду все-таки "Лезвие бритвы" И.А. Ефремова?

zhuk: "Нужны ли эвристические задания на уроке? - если бы мне задали такой вопрос хотя бы месяц назад, я бы наверное ответила нет, так как они требуют много времени, создают шум на уроке. Я использовала раньше эвристические задания, но в неурочное время и только с группой ребят. Но вот выполняя конкурсное задание: составить эвристические задачи. И для меня все перевернулось. Я так увлеклась. По сто раз перечитывала тексты, сама искала ответы на поставленные вопросы, замучила свою семью соседей, учителей - коллег. Составила, отправила, а в голове кружатся мысли: "Надо было в этой задаче добавить такое-то задание, а для учащихся ... класса лучше бы предложить другую задачу". Поэтому я двумя руками за создание эвристических заданий на уроке. В течение последней недели я со своими учащимися разобрала несколько составленных мной задач. И удивительно. хватило времени, не было шума, был творческий процесс и все учащиеся были вовлечены. Я перед собой поставила новую задачу, привести все в систему.

Передериева Е.В.: Эвристическое задание - неожиданное, захватывающее, внезапно раскрывающее внутренний потенциал человека, работающего над его выполнением. На уроке при фронтальной работе с классом по - моему, лучше давать одно такое задание для достижения лучшего эффекта, а при работе в группах - каждой группе по отдельному заданию или всем одинаковое, одно, это также будет интересно при обсуждении и презентации результатов.

Архипова Т.А.: Эвристическое задание - задание открытого типа, которое не предполагает готовых ответов. Его выполнение требует проявить максимум креативности и нестандартности. Для этого и урок должен быть эвристическим. Согласитесь, что такая возможность имеется не на каждом занятии.

sazonova68: Такое задание должно быть мотивационным, чтобы ребёнку обязательно захотелось выполнить его. Для этого учителю необходимо представить себя на месте ученика (нужно быть хорошим педагогом и психологом) За урок, конечно, невозможно выполнить несколько эвристических заданий, т. к они требуют во многом, самостоятельного, обдуманного, творческого решения.

Tatarnikova_O_A: Эвристические задания- это находка! Я до недавнего времени, немогла представить себе, что это может так увлекать детей и самого учителя. Составляя эвристические задания для конкурса очень было сложно перейти от задач, которые требуют каких-либо вычислений. В точных науках-это достаточно сложно сделать. а когда я дала порассуждать детям своей группы, то немогла поверить как ухищренно может работать мозг ученика! Они выдвигали такие версии, о которых я никогда не задумывалась! Я получила такое удавольствие от рассуждений, каково на обычных уроках никогда не получала. Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Поздина Е.А.: admin пишет: Что такое эвристическое задание? Сколько может быть открытых заданий на уроке? Добрый вечер! Когда я регистрировалась на конкурсе я даже представления не имела с чем мне придется столкнуться, так как раньше с детьми никогда не принимала участие в эвристических олимпиадах. Сейчас я очень об этом жалею. Для того, чтобы составить 30 эвристических заданий для первого этапа мне пришлось перечитать очень много литературы, но я так и не уверена, что все сделала верно. Но я не унываю, ведь главное сейчас для меня это получить опыт и знания в этой новой для меня области - эвристического обучения. И я понимаю, чем больше я познаю, тем больше я осознаю, что мир методики так велик и многогранен и надо учиться и не стоять на месте.

Милованова О.М.: Добрый вечер! Я так так и вы сама не принимала участия в конкурах, не знала что такое эвристическое задание. И оказывается не все так просто! Прочитав статьи А.В.Хуторского о эврестических олимпиадах и заданиях, я постаралась составить 30 заданий без заранее готового ответа. Использование эврестического обучения на уроке буду непрепенно включать в этом году в практику своей работы, т.к. эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового и я хочу, чтобы мои ученики делали свои открытия в области информатики. Чего и вам желаю! Творить и открываться!

Крылова Н.Ю.: Эвристические задания учат детей мыслить. Это прекрасно, что нет готового ответа или единственного пути решения. Значит можно выдвигать гипотезы, доказывать, опровергать. ..Это чудесно! Эвристические задания раскрепощают детей, помогают раскрыть свой умственный и творческий потенциал.

Fomenko1957: Администратору! Спасибо за уточнение проблематики форума. Эвристические задания имеют, на мой взгляд достаточно большие приемущества в процессе организации продуктивного обучения. И тут играют роль несколько факторов. Во-первых, урок становится личностно значимым для каждого ученика. Почему? Открытое задание предполагает свободный диалог и на том уровне, который понятен учащемуся. Все знают, что если ученик не может понять тему, и ты разбился, но не можешь ему её донести, есть метод, которым я нередко пользуюсь, это подключить учеников, которые на своем уровне донесут знание, как категорию. Более того творческое задание - это возможность приблизить знание для каждого конкретного ученика, через знаковую систему, которая более понятна его сознанию. Во-вторых, в ходе решения эвристического задания ученик создает образовательный продукт. Тот самый который мы в традиционной школе пытаемся ему дать в готовом виде. Творческое задание - это, если абстракто, та самая удочка, которая поможет ученику поймать рыбу самому. В-третьих, эвристические задания - это деятельностный подход, а движение это жизнь, это творчество, мотивация, результативность, сотрудничесвто и т.д.

belochka757: Сама разбираюсь с эвристическими заданиями,т.к. не хватает теоретических знаний. Задания подобного типа использую в своей практике, но не часто на уроке.Чаще это получается на внеклассных занятиях: факультативе "Юные иссследователи природы"(5-6 кл.), на практикуме "Основы проектной деятельности"(7-8) и элективных курсах по менеджменту и маркетиинку(10-11).

Исаева О.Ю.: admin пишет: Что такое эвристическое задание? Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Предлагаю ребятам такие задания: изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ для обозначения дня недели, месяца, года.

Соколова Э. А.: С понятием "эвристическое задание" ближе столкнулась на конкурсе "Дистанционный учитель года - 2009". Но на уроках использовала данные задания уже с первых дней в своем 1 классе, просто в научную терминологию не вдавалась. Дело не в количестве данных заданий, а в качестве. Так, на уроке обучения грамоте предложила детям придумать и нарисовать в тетради такой знак, чтобы им можно было обозначить звук. Дети прекрасно справились с заданием, честно говоря, даже я не смогла бы выполнить его так творчески. У маленьких детей больше развита фантазия. Нужно только поощрять индивидуальную самобытность и креативные способности учеников.

Бородавко Е.П.: Уважаемая Эльза Аухатовна! Полностью с вами согласна. С тем, как правильно составлять эвристические задания, я поняла , участвуя в "ДУГ 2009". Хотя не скрою, что на своих ведущих предметах (технология и изобразительное искусство) такие задания являются чуть ли не ведущими. Так как сам характер этих дисциплин креативный. У детей вообще от природы очень развита творческость. Но в силу разных причин она проявляется не в полную меру. Хочется отметить, что творческое мышление не формируется от случая к случаю. Его необходимо целенаправлено, последовательно развивать и применять. Одним из направлений в работе будет использование на занятиях эвристических заданий.

Мугалимов: Добрый вечер! Использованию эвристических заданий на уроках уделяется очень слабое внимание. Учителя практически не владеют технологией эвристического обучения. Технологиям эвристического обучения мало уделяется внимания в педвузах , институтах повышения квалификации учителей. Например, педагоги нашей школы очень слабо владеют методологией эвристического обучения и методикой составления эвристических заданий. После окончания конкурса "ДУГ-2011" планирую организовать в школе временную творческую группу учителей (ВТГ) по вопросам эвристического обучения . С уважением Мугалимов Д.Т.

Скрипкина Ю.В.: Мугалимов пишет: планирую организовать в школе временную творческую группу учителей (ВТГ) по вопросам эвристического обучения Поясните, пожалуйста, каковы могут быть цели работы такой группы? Что именно Вы планируете делать с коллегами, какой результат (личный, для учеников, для уроков, для школы и т.д.) планируете получить?

Мугалимов: Добрый вечер! Определенный опыт организации временных творческих групп (ВТГ) имеется. Последние 3 года организовал ВТГ по темам: "ИКТ в деятельности учителя", "Поектный метод во внеурочной деятельности педагогов", "Интернет-технологии в образовательной деятельности педагогов". Последняя ВТГ создана в рамках работы школьного Интернет-клуба для учащихся и учителей, руководителем и координатором которого являюсь я. Да, участие в конкурсе подсказала новую тему связанную с эвристическим обучением. Уважаемая Юлия Владимировна, на счет цели работы такой ВТГ надо подумать. В общих чертах они есть. Цели: внедрение отдельных компонентов эвристического обучения в практику работы учителей школы; создание коллекции эвристических заданий (авторских и взаимствованных из интернет-ресурсов) по предметам. Задачи: осознание педагогами целесообразности применения эвристических заданий на уроке; осознание дидактических возможностей эвристических заданий; обучение разработке эвристических заданий. Ожидаемый результат: 1.Организация и проведение дистанционных конкурсов для учащихся по решению эвристических задач по различным предметам. Например, конкурсы во время школьных каникул "Цифровые каникулы", или "Эврика" ( в рамках работы ВТГ "Интернет-технологии" более 15 учителей уже имеют персональные сайты); 2. Организация мастер-класса по вопросам эвристического обучения. 3. Организация форума на базе школьного сайта по вопросам эвристического обучения; 4.Организация конкурса для учителей школы по разработке эвристических заданий по предметам.5. Организация семинаров-практикумов, открытых уроков. Но главное, работа перспективная, а для сельских школ даже инновационная. Здесь придется учитывать один, пожалуй, единственный минус, это - творчески работающих, креативно думающих педагогов в школах не так уж много. С уважением Мугалимов Д.Т.



полная версия страницы