Форум » Современный урок » Цели и задачи творческого урока - каковы они? » Ответить

Цели и задачи творческого урока - каковы они?

admin: Каковы особенности постановки целей креативного типа по учебному предмету (математика, информатика, русский язык, история, и др.)? Как сформулировать цели по развитию творческих способностей учеников в рамках изучаемой темы, отдельного урока?

Ответов - 48, стр: 1 2 All

Семашко Е.В.: Учитель должен не забывать, что только тогда можно достичь заданной цели, если постоянно вызывать интерес к своему предмету. Одним из таких средств является игра. Включение в процесс обучения познавательных и ролевых игр позволяет развивать и поддерживать мотивацию изучения иностранного языка. "В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития", - писал В.А. Сухамлинский.

А.В.Хуторской: Вот великолепный пример постановки цели (автор - барон Мюнхгаузен): каждый день начинать с открытия. Аналогично на урок: каждому ученику и учителю сделать своё открытие по теме урока (далее идет перечень возможных типов открытий, средств для их совершения, форм деятельности, контроля и оценки).

Романов К.М.: Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития. Это целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения. Мое педагогическое кредо: " Открывать знания вместе с детьми"


Пономарева И.Н.: Романов К.М. пишет: Мое педагогическое кредо: " Открывать знания вместе с детьми" Да, но если все открывать вместе с детьми. то какова роль учителя в этом процессе? Поясню свою мысль: учитель не должен мешать на уроке открывать детям новое. но он должен организовать этот процесс открытия так, чтобы и у детей самому поучиться. Скорее так: "Сегодня мы придумаем то, что дети откроют завтра". Ясно. что даже если умело дадим направление поиска или творчества. обучим применению инструментов. необходимых при этом, то не сможем предсказать, какой шедевр получится у детей, но можем предсказать, что ПОЛУЧИТСЯ!

А.В.Хуторской: Ахметова Г.И. пишет: Им только кидай, многие на лету ловят, а цели какие ставлю об этом нужно подумать. Я считаю данный подход непрофессиональным для учителя. Нельзя "кидать" ученикам что-либо, не понимая целей этого. Это вообще-то даже безнравственная позиция. Ничего общего с творческим подходом она не имеет. Романов К.М. пишет: Мое педагогическое кредо: " Открывать знания вместе с детьми" А могли бы вы обосновать свое кредо т.е. сформулировать смысл, цели, задачи, технологию организуемого вами педагогического процесса. Привести конкретный пример из последних ваших уроков, где назвать какое именно знание и каким образом вы открыли вместе с детьми? Кто именно из детей и что открыл? Что лично вы открыли? Надеюсь на тщательные ответы на мои вопросы, а не на ответ типа, что "об этом нужно подумать".

Elena_Toch: Педагогическое кредо? Да, это вопрос. Наверное каждый уважающий себя педагог видит смысл своей работы в заинтересованности детей к обучению. Образование, воспитание - да, это обязательно, но интерес к предмету - если он пропадает нет и остального. Удерживать интерес к предмету невозможно без творчества, совместного творчества, основанного на взаимопонимании и уважении всех участников образовательного процесса (вот вам и воспитание!). Каждый творческий урок это открытие: открывается с неожиданной стороны ученик, которого не увидишь на обычном уроке. И выполнение задания, и подходы к решению могут быть неожиданными. Всегда такой урок открытие для учителя. я со своими учениками в проектной деятельности широко использую интернет. Пока это электронная почта, но в будущем планируется создание образовательного портала.

Мурашкина И.Н.: Я считаю, основная цель творческого урока - способствовать формированию у учащихся желания думать, мыслить логически, пытаться найти решение поставленной задачи.

zk: Согласна с Вашей точкой зрения. Добавлю: важно не только развить желание думать, но и способности к этому. Также используя творческий подход, не нужно бояться экспериментировать, однако делать это нужно обоснованно, имея перед собой четкие цели и конкретный инструментарий. Творчество "просто так", без цели не имеет смысла. В своих уроках я включаю элементы творчества, но они не являются самоцелью, а гармонично дополняют общие цели конкретного урока.

А.В.Хуторской: Elena_Toch пишет: Наверное каждый уважающий себя педагог видит смысл своей работы в заинтересованности детей к обучению. Нет, Elena_Toch , не каждый. Я например, считаю, что заинтересованность детей к обучению - вообще не может быть ни целью, ни кредо. Заинтереосовать - это обычно задача НЕличностно-ориентированных, например, авторитарных систем обучения. Там детям заведомо предлагается что-то такое, что им чуждо и не нужно, например, основы наук, к которым у ребенка нет не то что интереса, но и отношения-то не выработано. Поэтому учителю остается выступать в роли массовика-затейника, чтобы с помощью разных "штучек" заинтересовать учеников делать то, что от них требуется. В системах обучения гуманно-ориентированных, человекосообразных, всё по-другому. Такую цель - заинтересовать - даже и не ставят. Заинтересованность там оказывается естественным процессом и результатом самой системы. Например, почему дистанционные эвристические олимпиады, которые мы проводим, не требуют никаких специальных средств для заинтересовывания учеников? Потому что смысл и цели этих олимпиад, их заданий - ориентированы на УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ потребности детей (к творчеству, к самореализации и т.п.). А вот целями наших педагогов является разработка такой технологии и таких заданий, чтобы они максимально способствовали реализации творческого потенциала ученика.

Глухова И.В.: А.В.Хуторской пишет: Цели и задачи творческого урока. Каковы они? Цели и задачи творческого урока. Каковы они?Прежде, чем дать ответ, необходимо выделить особенность творческого урока по отношению к традиционному уроку. Кандидат психологических наук, доцент Мельникова Е.Л. пишет: "Результатом научного творчества являются новые знания и мире. Их "Производство" - не одноименный акт, а процесс, включающий четыре основных звена. Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества - постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается второе звено - поиск решения, затем выражение решения. Творческий акт завершается реализацией продукта. Таким образом, видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатыватся многократным повторением действия. На основании чего следует вывод: проблемный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Цели и задачи творческого урока могут зависеть еще и того, какую форму урока вы применяете. Например, урок-деловая игра. Цели: развитие самостоятельности при поиске средств и способов решения поставленной проблемы, способности чувствовать новизну при обобработке информации, развитие логического мышления, интуиции, инициативности. Урок-сказка. Цели: развитие воображения при нестандарном применение предметов, самобытности, сообразительности, фантазии. Интегрированные уроки. Кроме перечисленных выше целей, можно отметить развитие способности определять межпредметные связи, видеть, строить аналогии, обобщать и ситсематизировать информацию. Все перечисленные формы уроков я применяю в образовательном процессе.

Витевская М. И.: Я считаю, что в идеале наряду с познавательными, развивающими и воспитывающими аспектами триединой цели урока учитель должен ставить и креативные цели. Развивать творческие способности детей можно на любых уроках по любым предметам. Конечно, развитие творческих способностей мы иногда включаем в развивающие цели. Как писала И. С. Якиманская "обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение". Но креативность - это несколько другое. Как считаете? Главное не ставить рамки. Мы, учителя, частенько на уроках учим детей действовать по шаблону. У нас много каких-то памяток, схем, алгоритмов, которые, на мой взгляд, ограничивают развитие творческих способностей детей. А ведь в детях от природы столько творческого потенциала. Практически по всем предметам сейчас появились рабочие тетради на печатной основе, в которой дети вынуждены выполнять задания по шаблону. Система тестирования, так широко применяемая сейчас в образовании тоже не способствует развитию творческих способностей детей. Я думаю, что наряду с алгоритмизацией обучения учителям чаще необходимо изыскивать на уроках время на творческие задания и в качестве домашних заданий давать творческие. а чтобы это было в системе необходимо грамотная постановка креативных целей и упускать это из виду нельзя. Ваше мнение?

Fomenko1957: Витевская М. И. пишет: Я думаю, что наряду с алгоритмизацией обучения учителям чаще необходимо изыскивать на уроках время на творческие задания Это хорошо, но поделитесь какие цели вы предлагаете сформулировать ученикам? Вот сформулировать тему ии задачи урока, это я с учениками делаю. А цели как-то выпадали всегда. Мы вот вчера целый час определяли, три взрослых человека, цели дебатов, которые ведем уже в течениен трех лет, и более того, наши дети выигрывают эти дебаты ежегодно, а каковы цели?

Попова Н. А.: admin пишет: Каковы особенности постановки целей креативного типа по учебному предмету (математика, информатика, русский язык, история, и др.)? Как сформулировать цели по развитию творческих способностей учеников в рамках изучаемой темы, отдельного урока? Каждый урок должен быть направлен не только на формирование общеучебных знаний, но должен быть развивающим, не зависимо от предмета. Важно, чтобы ученики открывали знания сами. Роль учителя направлять их в нужное русло.Вопрос как это делать? В процессе выполнения эврмстических, творческих и дифферицированных заданий.И цель этих заданий и будет направлена на максимальное развитие каждого ученика. И если завтра ваш ученик выберет из предложенных заданий задание среднего или высокого уровня, то вы свою цель развития выполнили.Важна не формулировка цели, а задания и конечный результат.

Шмаков А. Л.: Попова Н. А. пишет: Роль учителя направлять их в нужное русло. А что, по Вашему, значит в "нужное" русло? Кто должен определять какое из них "нужное"? Для кого оно нужное? Может учащимся предоставить множество направлений, путь определят их плюсы и минусы, проанализируют и выберут для себя, но на основе анализа. А учитель пусть поможет проанализировать и сделать выводы, пусть выполняет роль "страховочного троса" как у акробатов, а не "указателя". Попова Н. А. пишет: Важна не формулировка цели, а задания и конечный результат. Задания и конечный результат, конечно, важны. Но тогда зачем их делать (задания) если нет цели, просто так, что-нибудь сделаем - что-нибудь получим? Мне безе целей становится как-то тяжело последнее время. Может я написал немного жёстко, но такое вот у меня мнение

Макарова Л.П.: Убеждена,если на уроке нет условий для открытия,они не провоцируются учителем,это провал.Если мы не даем возможности творческого проявления ребенка в учебной деятельности,он все равно этим займется в силу потребностей.Существует же и непродуктивное творчество(расписанные парты,например).Так бывает и с нашими коллегами,что только доказывает непроходящую потребность в реализации творческого потенциала.Стремление что-то изменить,сделать не так,как у других,без наличия объективных предпосылок и субъективных оснований нередко приводит к разрушению.Это то,что называют "дурной активностью".Поэтому творить и создавать условия для творчества нужно профессионально.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Стремление что-то изменить,сделать не так,как у других,без наличия объективных предпосылок и субъективных оснований нередко приводит к разрушению.Это то,что называют "дурной активностью Совершенно согласна с Вами в том, что стремление к иному может быть деструктивным. Вопрос, по-моему и стоит так, чтоб выяснить пути, ведущие к позитиву. Если обратиться к заявленной теме "Цели и задачи творческого урока - какие они?", то следует найти такие конструктивные пути через грамотное целеполагание. Итак. Цель творческого урока, по-моему - создать образовательный результат через САМО- или оргдеятельность участников урока. Соответственно, задачи можно декларировать такие: - достижение образовательного результата учителем через грамотное планирование урока и следование технологии эвристического (творческого) урока; - создание конкретного образовательного продукта (рецензии, гипотезы, рассказа, списка рекомендаций, инструкции, антиинструкции, презентации - да мало ли ещё чего!) учеником в рамках плана урока, но с учетом творческого характера; - активное участие субъектов урока во взаимодействии друг с другом (как вертикально, так и горизонтально, а можно и с привлечением экспертов со стороны); - осуществление рефлексивной деятельности в процессе и после занятия; - планирование учителем включения данного урока в весь образовательный цикл. Не судите строго, мысли летят вперед задания. Чувствую некоторую непоследовательность:-))

Макарова Л.П.: Все самопроцессы,априори,гуманитарная парадигма в образовании,а это значит,что цели ставятся только относительно ученика:что с ним произойдет,в чем он изменится после взаимодействия с нами,предметным материалом и т.д.На мой непрофессиональный взгляд,Вы скорее говорите о средствах."Активное участие..."-это не цель,а средство,результатом что будет?(вот это и будет цель или задача,в зависимости от структуры урока)."Планирование учителем..."-условие,"Осуществление рефлексивной деятельности..."-условие,способ,а зачем?Ответ на вопрос "Зачем?"помогает нам формулировать цели,задачи.Судить я не собираюсь,не эксперт на этом пиру творчества.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Все самопроцессы,априори,гуманитарная парадигма в образовании,а это значит,что цели ставятся только относительно ученика:что с ним произойдет,в чем он изменится после взаимодействия с нами,предметным материалом и т.д тогда давайте порассуждаем, а что с ним учеником должно произойти от общения с Вами, программным материалом, условиями, средствами и пр.? В чем смысл педагогической деятельности вообще? Макарова Л.П. пишет: Ответ на вопрос "Зачем?"помогает нам формулировать цели,задачи. Зачем грамотно планировать? Чтоб получить ожидаемый результат. зачем создавать конкретный результат? чтобы обучение было адресным, нетеоретическим, неоторванным от жизни. И т.д. Макарова Л.П. пишет: Активное участие..."-это не цель,а средство,результатом что будет? Я эту фразу предполагала как задачу, которая ведет к определённому результату.

Макарова Л.П.: Рассуждать о том,каким станет ученик от общения с нами,с учебным предметным материалом мы должны перед каждым уроком,эти рассуждения и позволят правильно определить цель.С условиями и средствами он не общается,это наш инструментарий,с помощью которого мы эти цели реализуем.Вы формулируете задачи для учителя:сделаю то-то,для того,чтобы ошеломить "их",а ошеломлю для того,чтобы заинтересовать,заинтересую,чтобы мотивировать и т.д. и т.п.Почему и зачем это нам надо-это понятно,а им(ученикам)это зачем?Этим отличаются цели традиционного подхода от компетентностного.У нас уж 3 года нельзя так формулировать цели и задачи,вернее только так.Даже в рабочих программах мы должны продумывать,зачем ребенок придет на урок.Поверьте,позволяет совсем по-другому взглянуть на свой урок.Ну,можнос еще так :создать условия для активного участия...

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Рассуждать о том,каким станет ученик от общения с нами,с учебным предметным материалом мы должны перед каждым уроком,эти рассуждения и позволят правильно определить цель. Какой именно ученик? Средний? Моя основная цель - научить мыслить. А другие для меня второстепенны. Можно добавить задачи, вроде поиска информации, создания собственного продукта, развития эмпатии и пр.

Макарова Л.П.: Да мы можем сколько угодно ставить такую цель,а диагностировать ее на уроке? За урок научим?Да и это мы хотим его научить,а ему это надо?(утрирую).Вот если мы ставим цель создать условия для развития этой способности,да еще если перед каждым занятием ее конкретизируем,то есть помогаем развитию или становлению составляющих этого качества,тогда и цели технологичны,и результат.Я не сомневаюсь,что у вас мыслящие ученики.Мы часто и не знаем,что" говорим прозой".Я говорила о целеполагании компетентностного подхода.А не потому,что "свою ученость выказать хочут".А в принципе я сомневаюсь в корректности общего вопроса этой ветки.Нет уроков не творческих,каждый урок должен провоцировать детей на творчество.И для этого иногда достаточно проблему дискуссионную поднять.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: А в принципе я сомневаюсь в корректности общего вопроса этой ветки.Нет уроков не творческих,каждый урок должен провоцировать детей на творчество.И для этого иногда достаточно проблему дискуссионную поднять. Должен и есть -разные вещи. Если б тема не была значима, мы бы сюда не пришли. Значит, что-то в формулировке темы нас привлекло. Другое дело, что обсуждение идет спонтанно, стихийно. Наверное, его ценность от этого только снижается.

Макарова Л.П.: О педагогической деятельности:опуская всевозможные трактовки ,это деятельность по образованию(поддержанию) в человеке его человеческой сущности.

оданович М.В.: Цель творческого урока для ученика - обогащение его опыта реализации творческой деятельности, в способности ученика рассмотреть проблему в различных аспектах, найти отригинальный необычный способ ее решении, уметь использовать знания одного учебного предмета для решения задач другого предмета. На пример, на уроках биологии ученики узнают об адаптациях к плаванию, на уроках физики знают о законе Архимеде. Затрудняются ответить на вопрос: какие физические закономерности обеспечивают плавание рыб? Творческий урок обеспечивают получение интегративных знаний. Следовательно, одна из дидактических целей урока должна заключаться в получении знаний на основе интеграции различных дисциплин.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Творческий урок обеспечивают получение интегративных знаний. Следовательно, одна из дидактических целей урока должна заключаться в получении знаний на основе интеграции различных дисциплин. Полностью согласна, что наш предмет позволяет интегрировать многие науки. Марина Витальевна, а каким образом Вы предполагаете объединять знания на стыке наук? Я имею в виду в рамках эвристического урока?

оданович М.В.: Шулепова Т.В. пишет: каким образом Вы предполагаете объединять знания на стыке наук? Я имею в виду в рамках эвристического урока? В рамках эвристического урока это сделать очень легко. Использовали эвристического метода позволяет перед учениками поставить проблему интегративного содержания а ученикам предлагается найти свой способ ее разрешения, сделать свое открытие ("эвристику").

olga-sorokina: admin пишет: Каковы особенности постановки целей креативного типа по учебному предмету (математика, информатика, русский язык, история, и др.)? Цель эта, на мой взгляд, должна предполагать сложность достижения, трудность. Тогда и результат будет особенно значимым. Если ученик решает задачу легко, то и запомнить ему нечего, и вкус победы, успеха не ощутит, не почувствует. Но, естественно, что трудность не значит невозможность.

Макарова Л.П.: Потребность в творчестве возникает, когда в процессе обучения происходит "встреча"уже имеющегося субъектного опыта учащегося с заданной проблемой.И поскольку учение "не есть беспристрастное познание"(И.С.Якиманская),успех будет зависеть от того,насколько эта заданная нами проблема будет личностно значимой,будет иметь смысл для ребенка.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: успех будет зависеть от того,насколько эта заданная нами проблема будет личностно значимой,будет иметь смысл для ребенка. В проблеме мотивации школьников и потребностей личности мы должны исключить «долженствование» или понятие «воли», «решимости». Действительно, потребность является или должна являться явным феноменом, понуждающим к психологической, а потом физической активности. Всякие потребности, нереализованные индивидом, как и фантазии, не верифицируемы как потребности (например, в связи с отсутствием т.н. «воли»). Все, что человек желает или мечтает сделать, но не делает, не может быть определено как потребность (в экспериментальном и социальном плане). Все, что он сделал, говорит или должно говорить о его потребности. Если человек сделал то, что не сделал никто другой, говорит о специфичности его системы потребностей. В случае если человек создал какой либо творческий продукт, говорит опять о специфичности его потребностей. Отсюда - творческий человек, человек со специальным понятием о потребностях, которые сложно описать существующими теориями.

budiark: Цель учителя - помочь ученику открыть себя с новой стороны с помощью определенных знаний, предлагаемых к рассмотрению, анализу, усвоению... Особенности конкретных целей определяются кругом знаний, описываемых изучаемой наукой и интерактивностью раскрытия темы предмета. Общая задача - подбор конкретной технологии (пути) достижения потавленной цели для индивидума (группы). Макарова Л.П. пишет: Потребность в творчестве возникает, когда в процессе обучения происходит "встреча"уже имеющегося субъектного опыта учащегося с заданной проблемой.И поскольку учение "не есть беспристрастное познание"(И.С.Якиманская),успех будет зависеть от того,насколько эта заданная нами проблема будет личностно значимой,будет иметь смысл для ребенка. Полностью согласен со вторым предложением в цитате, а первое предложение я бы дополнил так:"Ясность пути реализации потребности в творчестве возникает..." Ибо, если у индивида нет изначально потребности в творчестве, то возникновение её на уроке маловероятно. Как пишет А.В. Хуторской, цели и задачи эвристических, олимпиад (занятий, уроков человекосообразных систем обучения) "ориентированы на УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ потребности детей (к творчеству, к самореализации и т.п.). А вот целями наших педагогов является разработка такой технологии и таких заданий, чтобы они максимально способствовали реализации творческого потенциала ученика." Таким образом, чтобы на уроке состоялось самооткрытие ученика, необходимо предложить ему интересную для него проблему бытия и, после осознания (узнавания) им своего места в предложенном круге бытия, пути решения ПОХОЖИХ проблем (как инфу из уважаемых им источников). Технологии решения должны быть оптимально объёмны по используемым алгоритмам. Согласованность возможных алгоритмов и личных возможностей на данный момент бытия определит успех творческих усилий ученика.

Севастьянова: Цитата.(admin) «Цель эвристических, творческих и дифференцированных заданий будет направлена на максимальное развитие каждого ученика. Важна не формулировка цели, а задания и конечный результат» Форум «Современный урок» Тема «Цели и задачи творческого урока» Меня заинтересовала цитата, так как она имеет спорные моменты. Во-первых, я согласна с первой частью цитаты. Да, при выполнении творческих заданий идет развитие: самостоятельности при поиске средств и способов решения проблем, умений творчески подходить к выполнению заданий, способность даже в стандартных заданиях применять свои творческие способности, логического мышления, интуиции, сообразительности. Все это необходимо не только для обучения, но и для дальнейшей жизни. Во-вторых, можно поспорить со второй частью цитаты. Конечно, задания и конечный результат важны, но для чего они будут важны, если не сформулирована цель. Само применение творческих заданий предполагает развитие каждого ученика, но может быть необходима конкретизация общих целей. Опираясь на формулировку цели, происходит ее реализация. Вопрос: Возможно ли использование учениками своих творческих способностей при выполнении заданий по алгоритму.

Шушакова: Известно, что личность учащегося формируется личностью учителя. А не боитесь ответственности? Одно неверное слово, движение - как это отразится на личности ребенка - неизвестно. Не страшно вам за результат такого воздействия? Считаете ли вы сами себя личностью? Что за детки от вас уходят вообще? Кто-то и не задумывается.... Может от вас больше вреда, чем пользы?

Георгий Тодоров: Семантика слова"творчество",далеко не значит только процесс создания нового продукта/в контексте интелектуального/.Ето прежде всего системма действии,которая каждый ученик должен приобрести в ход обучения.Тогда и будет нелепо называть тот или другой урок "творческим".Урок-ето времевая модель,которая терпит изменения разного типа.1.Управление информационных действии учеников.2.Апробация информационных "предложении"в ходе ретроспекции научного знания/систематическое действие/.3.Усвоение методологического действия для решения разных типов задач/на основе персонального приобретения знании,путем информационных моделей,которых каждый ученик знает и использует на основе разного характера учебного материала-пример знания о природе путем использования биологических моделей "информационного доступа".От того урок не станет творческим.Он станет нечто важнее-формирует поведенческие модели,которые стоят в основе формирования будущего "социума"детей.

Пырина Светлана: Врпрос непростой. Традиционная методика определяет три типа целей:обучающую, развивающую, воспитательную. А если творческая цель возникает на пересечении трех выше указанных областей? И в КАЖДОЕ из выше указанных понятий вкладывается принцип личностного целеполагания ученика? И все это напрвлено на личное образовательное приращение? Можно ли тогда сказать, что мы выйдем на цель креативного типа?

Шулепова Т.В.: Пырина Светлана пишет: А если творческая цель возникает на пересечении трех выше указанных областей? И в КАЖДОЕ из выше указанных понятий вкладывается принцип личностного целеполагания ученика? И все это напрвлено на личное образовательное приращение? Можно ли тогда сказать, что мы выйдем на цель креативного типа? Мне совершенно непонятно, а почему пересечение целей НЕ может находиться в контексте личностных целей ученика? По-моему, оно, наоборот, ВСЕГДА должно там находиться! Это во-первых. А во вторых, личностное образовательное приращение (а, кстати, в чем оно?) необязательно может быть связано с творчеством. Может быть, человек тренировал свою память на конкретных образовательных примерах (развивающе-обучающий результат), но делал это по давно введенной методике. Творческой компоненты в таком случае я не вижу. соответственно, и цели креативной изначально могло не быть.

Пырина Светлана: Без творческой составляющей нет урока. Натрениовать на произношение, например, тех или иных слов можно и попугая. Что имеется ввиду под конкретными образовательными примерами. Почему давно введенная методика противопоставляется творчеству?

Лизунова ю.В.: Учитель, проводя творческий урок, не может не ставить следующие цели: развитие творческого потенциала, воображения, ассоциативного мышления, креативности учащихся.

Белова Т. В: При планировании урока творчески работающий учитель всегда должен помнить о том, что основными действующими лицами на уроке английского языка ( да и не только) являются дети. Именно их деятельность, их активная работа с усваиваемым материалом на уроке должна быть в центре внимания учителя. Она и определяет эффективность урока. И именно здесь проявляются творческие способности учителя, его умение завоевать сердца детей, вовлекая их в мир иноязычной деятельности. Действительно, одну и ту же работу можно провести по- разному. Например, при изучении названий цветов, один учитель ограничивается демонстрацией только ручек и карандашей, другой , для решения этой же задачи, использует помимо ручек и карандашей, шарики, кубики, мелки и другие предметы. и при этом- артистичен, эмоционален и интересен (а от детей требовалось только ответить на вопрос What colour is it?). Он сумел вовлечь в работу даже слабых детей.

Передериева Е.В.: Образовательные цели зависят на уроках окружающего мира, природоведения и биологии от изучаемой темы. Воспитательные цели определяются, в основном, бережным отношением человека к природе, соблюдению норм биоэтики - гуманного отношения к любому проявлению жизни на нашей планете, формированию чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Развивающие цели обязательно предполагают развитие коммуникативных навыков, поиск необходимых для получения знаний источников информации, способность учеников самостоятельно определять и достигать поставленные цели и т.д.

nutego2009: Уважаемые коллеги! Огромная просьба поделиться опытом или хотя бы информацией о методике проведения так называемого "сухого" урока (или занятия без учащихся) в вузе. Лично я имею об этом способе повышения педагогического мастерства весьма общее представление: преподаватель читает лекцию в присутствии своих коллег (но без студентов) перед видеокамерой, фиксирующей весь процесс; после завершения "лекции" она просматривается и обсуждается. Заранее благодарна, Егорова Наталья Александровна, д.ю.н., профессор кафедры уголовного права Волгоградской академии МВД России, руководитель школы педагогического мастерства Волгоградской академии МВД России

Соловьёва О.Г.: Соглашусь с мнением, что нельзя "кидать" ученикам что-либо. Когда урок - открытие - это здорово. Цель должна вытекать из проблемы, которую увидели ученики. А дальше идёт работа над решением этой проблемы. И, если получится, сделают "открытие". Для постановки цели учитель должен сам увидеть проблему, которую предстоит разрешить ученикам. Конечно, ысё приходит с опытом, как учителя, иак и учеников.

zhuk: А как вообще ответить на вопрос: "Сегодня я провел просто урок или творческий?". Мне кажется, что если учитель остался чем-то недоволен, что-то захотел изменить в уроке, если ученики и после звонка продолжают задавать вопросы или пытаются дорешать задачу, продолжить спор, начатый на уроке, значит, это был творческий урок. Цель такого урока - не так важны знания, как путь их применения. Начало урока - это как открытие занавеса в театре, ученики не знают, а что за ней. конец урока - занавес опущен, но остался вопрос в глазах "А дальше, что?". Мы ставим всегда перед собой цель проведения урока, формулируем триединую задачу, формирование какой-либо компетенции, но творчество, на то оно и творчество, что всегда вносит коррективы. Главное, чтобы не увлечься, не превратить настоящие творческие уроки в фарс, в гонку за новыми идеями, за недостижимыми целями.

Соловьёва О.Г.: Совершенно верно. Поэтому стоит оглядываться на тему и цель урока. Урок тогда плодотворный, носит продуктивный характер, когда в нём имеется достаточно места для деятельности учеников, а ни для представлений учителя. Показать только свои знания пред учениками - это ничего не сделать на уроке. Вкдючить в работу, научить добывать знания - вот что является важным. Вспомните, как многие практиканты боятся сбиться во время проведения уроков. В голове ни механизм продуктивной деятельности учеников, а этапы урока. С опытом, конечно, всё меняется. Но без постановки целей и задач всё также нельзя обойтись.

Бармина С.В.: В начальной школе не может быть нетворческих уроков. Букву написал по всем правилам каллиграфии? Соединил буквы в слоги, слоги в слова. Разве не творчество! Не просто прочитал, а выразительно прочитал. Составил уравнение для решения задачи или нарисовал схему вращения Земли вокруг Солнца… и т. п. - своё творение. Одним словом, всегда есть продукт учебного труда. Как ставить цели? Постановку целей начинаю обдумывать с позиций ученика. К чему ученик должен придти в итоге. Моя задача: создать условия…., помочь (содействовать) учащимся …,организовать деятельность учащихся…,обеспечить закрепление (применение) знаний и способов…актуализировать…,проанализировать…,выявить проблемы…,определить систему упражнений...,связать полученные ранее знания с новым материалом… Советую всем педагогом перелистать "Управление образовательным процессом в адаптивной школе" Шамовой Т.И., Давыденко Т.М..

Файзуллина Людмила: Каковы особенности постановки целей креативного типа по учебному предмету ? Как сформулировать цели по развитию творческих способностей учеников в рамках изучаемой темы, отдельного урока? Цель креативного типа:развитие познавательной активности на основе поисковой или творческой деятельности. Цель, которая ставится учителем, должна быть понятна ученику, он должен знать, где может использовать практические навыки, полученные на уроке.

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Что такое креативность? Иначе можно сказать творческость. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных обастях, не только в области искусства. Креативный человек - это тот, кто обладает особым видом мышления (дивергентным). В дивергентном мышлении разум человека не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие. Что отличает творческого человека от обычных людей? У креативной личности замечательно развиты следующие качества: -оригинальность -любознательность -воображение -интуиция -творческое мышление -творческое отношение к профессии -чувство юмора и т. д. Исходя из этого, нужно и ставить креативные цели перед учащимися по какому либо учебному предмету.

oksana: Цели и задачи урока могут быть различными и варьироваться от предмета, темы, возрастных особенностей детей и т.п. Но они должны включать в себя примерно следующие моменты: развивать логическое, образное мышление, воображение, фантазию, смекалку, умение сотрудничать, пробуждать интерес к предмету через творческие задания, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно, активизировать познавательную деятельность, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Svetlana: Творчество - это в первую очередь умение переносить известные факты, знания на нестандартную ситуацию. Этому я им пытаюсь научить на своих уроках. Чаще всего, творчество - это результат совместной деятельности, поэтому часто использую групповую форму работы, а в конце урока представляю "готовый продукт" совместной деятельности - плакаты, стенгазеты, стихи, рисунки и др.



полная версия страницы