Форум » Современный урок » Как сохранить и развить индивидуальность ученика? » Ответить

Как сохранить и развить индивидуальность ученика?

Китура Татьяна : Без знаний психологии сегодня учителю работать нельзя. Меняется мир, общество- следовательно и наши дети. Если педагог - предметник начинает учитывать в своей работе хотя бы одну индивидуальную особенность ученика - темперамент, характер, тип мышления,способности, особенности внимания, памяти и т.д., то он добъётся лучших результатов: знания его учениковстанут болле эффективными, удастся предупредить и избежать ряднегативных явлений в успеваемости учащихся и во взаимопонимании с ними. Вот это есть мера мастерства учителя и в этом суть инноваций всех технологий. Способов много, но один который я использую чаще заключается в следующем: один и тот же вопрос задаю разными способамиэ Например:сравнить плотность твёрдых тел Дать решение используя экспериментальную установку(методика прилагается). Решить количественную задачу (алгоритм даётся). Провести исследовательскую работу (алгоритм даётся). Решить качественную задачу. Выполнить творческую работу по данной теме (выбрать правильный ответ в тексте и сделать анализ). Напмсать стихи по данной теме и т.д. Главное создать условия выбора для ребёнка и быть с ним рядом. Китура Т.С.

Ответов - 27

Чемезова О.Г.: Прочитала коллеги ваши рассуждения и вдруг пришла мысль - индивидуальность ученика начинается с индивидуальности учителя! Эта фраза наверное может ответить на многие здесь возникшие вопросы. Вы согласны коллеги?

оданович М.В.: Как сохранить индивидуальность ученика, создать условия для реализации учеником своей индивидуальности. если игдивидуальность выступает в качестве гоавной ценности, а счастье преподносится ребенку, как считает профессор О.С. Гребенюк, "как свобода выбора и независимость от общественного мнения, условностей и стереотипов." Наше педагогическое требование "Запрещается!", заменяется на "Рекомендуется". когда ребенку в спокойной форме преподносится спектр возможных последствий. Другой вопрос все ли мы готовы работать так?

Хисаметдинов А.А.: оданович М.В. пишет: игдивидуальность и личность ученика может неправильно истолковать О.С. Гребенюка в его трактовке счастья "как свобода выбора и независимость от общественного мнения, условностей и стереотипов." и гоавной ценности может стать просто нигилизм анархического разлива. Вам так не кажется?


Макарова Л.П.: Индивидуализация образования предполагает дифференцированный подход к построению процесса.Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы при освоении знаний каждый ученик смог выработать собственные смыслы. Содержание обучения несводимо только к его научному компоненту.Оно непременно дополняется обыденными,субъектными смыслами и только благодаря этому создает возможность для личностного переживания изучаемого знания.Поэтому должны быть различные, даже альтернативные трактовки изучаемых явлений, способы и средства их познания разнообразными.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Поэтому должны быть различные, даже альтернативные трактовки изучаемых явлений, способы и средства их познания разнообразными. С другой стороны необходимо очень строго следить за корректностью трактовок, положений. Инструмент познания должен быть универсален для любой теории, лишь в этом случае содержательно-научный компонент будет преобладать, иначе лженаучное объяснение теории займет место научности.

ткебучава: Основные принцыпы общения с ребенком - безусловное принятие ребенка: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами,бедами. Сохраняйте свою самооценку и подкрепляйте самоуважение ученика. Старайтесь заменять " Ты - высказывания" на "Я - высказывания": " Я к тебе хорошо отношусь, но смогу зачесть твою работу только при условии дальнейшей доработки", Я понимаю почему ты так поступил, но не одобряю. Думаю, что в данной ситуации нужно сделать ..."

burcew: Индивидуальность - это прежде всего собственное мнение и умение отстоять его. Особенности и качества личности которые отличают его от других. На занятиях нельзя давать оценку поведению ребенка учителем или другими учениками, необходимо выяснить причину этого поведения и подойти к решению этой проблемы учитывая индивидуальные особенности данного ребенка. Например, он может хорошо петь, но плохо танцевать. Чего не хватает в российской системе образования по сохранению и развитию индивидуальности?

Матвейчук Н.Н.: burcew пишет: Чего не хватает в российской системе образования по сохранению и развитию индивидуальности? Думаю, что терпимых к этой индивидуальности учителей. И еще, наверное, считающих индивидуальность ценностью. То есть гуманистически ориентированных. Если для учителя индивидуальность ученика - ценность, то он и слушать ребенка захочет. и понимать будет учиться. А уж если нет, тогда сложные взаимоотношения гарантированы!

Меховых: Все участники форума схожи во мнении, что для сохранения и развития индивидуальности ученика, необходимо безусловное принятие ребенка со всеми его отрицательными и положительными качествами. Для учета особенностей ребенка можно использовать дифференцированный подход к построению учебного процесса. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ученик мог сам сформировать собственные мысли, суждения. Но в то же время обучение не должно терять научного смысла и должны быть различные трактовки изученных явлений. В процессе обучения необходимо сохранять свою и поддерживать самооценку учащихся. Мое предложение к решению данной проблемы таково: необходимо использовать дифференцированное обучение, и при возможности дистанционное обучение, особенно с использованием компьютерных технологий и сети Интернет. Мне кажется, что результат во много раз превзойдет все затраты. Мой вопрос участникам форума: как помочь молодому учителю учитывать индивидуальные особенности учащихся для его более эффективной работы? Вопрос участника форума: Не кажется ли Вам, главной ценностью личности может стать нигилизм анархичного разлива? Мой ответ: Нет, я считаю, что это зависит от позиции учителя и от позиции окружающих.

Прокопенко М. Л.: Меховых пишет: Мой вопрос участникам форума: как помочь молодому учителю учитывать индивидуальные особенности учащихся для его более эффективной работы? Для молодого учителя путь один – это диагностика, анкетирование, тестирование, не только детей, но и родителей. Не просто проведение, а получение результата. Подведешь итог, сделаешь вывод, увидишь реальную картину класса. Хорошо бы подружиться со школьным психологом. Он поможет в трудной ситуации, не завтра, а сейчас. Полученные данные донести до родителей, учителей, учеников (если старшеклассники).

KuzminVA: Прокопенко М. Л. пишет: как помочь молодому учителю учитывать индивидуальные особенности учащихся Читать больше метод. литературы. Действовать как Хуторской в молодости! Увлеченности! И всё получится!

Зиятдинова Оксана: Как сохранить и развивать индивидуальность ученика? Индивидуализация в обучении довольно актуальна в современном обществе. Думаю, для сохранения и развития индивидуальности каждого ученика возможно применение различного рода творческие задания по интересам, проводить презентации этих работ перед определенной аудиторией: классом, группой учеников и родителей, коллективом учителей школы и т.д. Для развития индивидуальности я бы предложила применять задания различного уровня сложности, чтобы ученик мог уделять больше времени на развитие наиболее развитых способностей, а не загружал себя работой, которая не принесет пользы в его самореализации. Не стоит управлять учеником как игрушкой, не надо давать готовых решений всех учебных проблем. Оставьте возможность высказать свое мнение, ВЕДЬ ОНО МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫМ, ЧЕМ МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ… Вопрос: Почему в современной школе индивидуализация обучения применяется довольно редко?

Степанько С.Н.: Да, действительно, без знаний психологии сейчас работать трудно. Надо быть психологом и в работе с родителями и в работе с учащимися. Знание возрастной психологии помогает учителю в общении с детьми. Ведь мы призваны не только давать знания, но и быть детям людьми, к которым они хотят идти, верят им, могут ожидать помощи. Мы не урокодатели, а профессионалы, способные понять ребенка. Только когда мы будет это реально понимать и знать, что уважение к нам складывается их успехов и побед над собой (прежде всего, ведь порой идти и работать в некоторых классах нет желания, а есть слово "надо") и побед учеников, когда мы ими гордимся в олимпиада, НОУ, конкурсах, только тогда можно добиться успеха и знать, что учащихся и их родители будут помощниками в нашем нелегком учительском труде. Увидеть плоды своей работы на хороших учениках легче, чем на плохих, а вот победа над трудным учеником, когда он поймет, что ему надо учиться и что о нем заботятся и беспокоятся, вот это стоит гораздо дороже, чем просто хорошие отметки учащихся.

Пастухова Ольга: Принцип общения с ребенком. В современной педагогике существует множество принципов, направленных на реализацию основных задач образования и воспитания. Какие же из них будут являться эффективными в общении с ребенком? Я согласна с тем, что принятие ребенка таким, какой он есть, «со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами» - это очень важный элемент в системе принципов построения общения с ним, ведь для того чтобы осуществить общение и достичь коммуникативной цели, необходимо учесть индивидуальность собеседника и, безусловно, принять ее в исходном виде. И только в этом случае можно будет понять и принять все взгляды и суждения ученика, а значит, и построить сам процесс общения. С помощью каких принципов можно сохранять и подкреплять самоуважение ученика?

Пастухова Ольга: Принцип общения с ребенком. В современной педагогике существует множество принципов, направленных на реализацию основных задач образования и воспитания. Какие же из них будут являться эффективными в общении с ребенком? Я согласна с тем, что принятие ребенка таким, какой он есть, «со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами» - это очень важный элемент в системе принципов построения общения с ним, ведь для того чтобы осуществить общение и достичь коммуникативной цели, необходимо учесть индивидуальность собеседника и, безусловно, принять ее в исходном виде. И только в этом случае можно будет понять и принять все взгляды и суждения ученика, а значит, и построить сам процесс общения. С помощью каких принципов можно сохранять и подкреплять самоуважение ученика?

Каримова Зарина: Тема: Как сохранить и развить индивидуальность ученика. Ни один человек на нашей планете не похож на другого, все мы разные! Кому, если не учителю нужно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Нам как будущим педагогам необходимо знать психологию и физиологию учащихся на разных возрастных этапах. Чтобы достичь хороших результатов, нужно уметь определять акцентуацию характера, темперамент, особенности восприятия, память. Например, зная темперамент можно направить учащегося на нужное русло учитывая особенность его темперамента: флегматик своей высокой работоспособностью может выполнить большое количество заданий. Учитель должен находить индивидуальный подход к каждому ученику, подбирать индивидуальные задания на карточках, учитывая уровень знаний. Дифференцированность заданий- один из главных условий современного урока ,т. е. каждый ученик, по мере своих способностей должен знать на что он способен и на какую отметку он претендует. Таким образом учитель развивает у учащихся самостоятельность и адекватную самооценку, что играет немаловажную роль в становлении личности человека. Именно эти качества помогают человеку «выжить» в современном мире.

zhuk: Каримова Зарина пишет: Учитель должен находить индивидуальный подход к каждому ученику я считаю также. Да, в настоящее время в классах 25 и более учащихся, но необходимо найти минуту, мгновение на уроке для каждого ученика, учитывая его индивидуальные качества и способности. Для этого я использую групповую работу, работу с компьютером, с доской, с соседом по парте, с книгой, с приборами. Важно дать ученику такое задание, чтобы ему было интересно получить результат, чтобы у него возник вопрос: "Как это сделать?", чтобы у него появилсь желение: "Я хочу это сделать!". Такая форма работы дает возможность проявить свои личностные качества, желание развиваться дальше.

Шушакова: Индивидуальность все равно либо есть, либо... есть, но не любит себя проявлять Она не может не быть. Она лицо человека. И не надо за нее переживать. Хотя бы так сильно. просто дайте деткам понять, что их мнение чего-то стоит. Делов-то. В остальном они сами справятся. Уж разбирутся со своим собственным "Я"

Пырина Светлана: Идивидуальность ученика можно сохранить и развить, если через образование будет реализовываться сохранение и развитие всего, что заложено в данном человеке природой и социальной средой.

КанзычаковаАН: Китура Татьяна пишет: Без знаний психологии сегодня учителю работать нельзя Знание психологии ребенка позволяет реализовать гуманистический принцип в обучении. Принцип требует учета приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизации их интересов. Процесс обучения становится гуманистичен к личности. Принцип гуманизации заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку.

Кокоткина И. А.: Вспомните себя в детстве: рядом со многими была мама, которая всегда закрывала от проблем, помогала в трудные минуты, знала, почему у её малыша грустные глазки, а в школе? Вместо мамы учителя. РАЗНЫЕ учителя. Мне кажется, для того чтобы сохранить и развить индивидуальность ученика, нужно найти "ключик" к каждому ребёнку, как бы это тяжело для учителя не было! Быть заинтересованным в победах своего ученика, переживать проблемы и неудачи вместе с ним и радоваться его новым начинаниям. Учитель должен быть не над ребёнком, а РЯДОМ!

Хайдорова С.И.: Китура Татьяна пишет: Главное создать условия выбора для ребёнка и быть с ним рядом. Ответьте, как бы вы использовали представленный Вами метод в классе, где примерно 25-30 учащихся?

Передериева Е.В.: Хайдорова С.И. пишет: Ответьте, как бы вы использовали представленный Вами метод в классе, где примерно 25-30 учащихся? Мне, как учителю - предметнику, очень помогала организация работы в группах. Здесь видны все индивидуальные качества детей: умение работать в команде, убедительно отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению участников групповой работы, принимать решение сообща, презентовать результаты своей работы и т.д. Погружаем детей в заданную обстановку и получаем очень много интересных наблюдений. Естественно, учителю приходится решать многие проблемы. Если не получается работать в группах часто - можно организовать 1 - 2 группы на фоне фронтальной работы с классом. Единственная проблема - ученики 10, 11 классов менее активны в групповой работе, поэтому - идеальный вариант - начать такую деятельность в начальной школе и продолжить в средней звене.

Закирова Э.И.: Чтобы сохранить и развивать индивидуальность ученика ее сначала надо выявить, ведь все дети разные: одни активны и проявляют себя, а другие скрытые, но они тоже индивидуальны, им просто надо время и помощь для раскрытия своего "Я". Да, как уже сказали, группавая форма работы помогает разглядеть ученика, его роль в группе, особенно если задание творческое, но иногда лидеры групы затмевают всех, кому-то так хорошо, а кому-то нет, самое главное разглядеть такого учащегося. В данном случае можно дать ребенку то же здание, но индивидуально, возможно он и расскроет себя и свой талант!

Передериева Е.В.: Закирова Э.И. пишет: но иногда лидеры групы затмевают всех, кому-то так хорошо, а кому-то нет, самое главное разглядеть такого учащегося. Для того, чтобы не было подобных повторяющихся ситуаций: 1. мы работаем с детьми в группах сменного состава; 2. ребенку, как вы совершенно правильно подметили, иногда такая ситуация не нравиться - он просится в другую группу и мы разрешаем ему работать там, где будет наиболее комфортно.

belochka757: Каждый ученик- индивидуален.Когда мы готовимся к очередному уроку, нам бывает очень сложно учесть все их индивидуальности.Мне в этом уже который год помогает т использование учебных стилей.

Элла: Давать ребёнку возможность проявиться. Особенно важно заметить таких учеников "тихеньких". Любить, принимать,понимать, протягивать руку помощи. Если не я, то кто? Быть самому Личностью с большой букы.



полная версия страницы