Форум » Современный урок » Как развивать ребенка творчески в школе, если ребенок не ориентирован на творчество? » Ответить

Как развивать ребенка творчески в школе, если ребенок не ориентирован на творчество?

Склярова: Как развивать ребенка творчески в школе, если ребенок не ориентирован на творчество?

Ответов - 50, стр: 1 2 All

Фогель О.Л.: Я понимаю, что в образовании и воспитании быстро получить результат невозможно. Какой бы поток энергии не исходил от учителя, очень трудно достучаться до каждого ребенка, если этот ребенок учится в 9 классе и ты работаешь временно в этом классе 2 месяца. Ждать, когда что-то получится через какое-то время - невозможно, уже очень скоро выпускной экзамен (обязятельный!) по математике. Радуюсь, когда часть ребят все-таки "включается" в процесс, но часть все еще просто "отбывает срок" до звонка. Творить в таком классе очень трудно, увлекаются единицы.

Шушакова: Для того и нужно. А так... у каждого есть хоть какой-то творческий потенциал. А интересные задания увлекают всех, никому не в напряг. Просто здорово! Даешь творческость!! Всем и каждому!!

Озеркова: Первое - поставить себе такую цель. Не поставите, само по себе творчество ниоткуда не берется. Второе - проанализировать сильные стороны учащегося. Они есть, надо их только найти. Творчество формируется с опорой именно на сильные стороны. Третье - постепенность. Не следует сразу требовать творчества во всех областях - не получится, и ученик только огорчится своей мнимой неумелостью. Четвертое - последовательность. Развитие творчества следует делать системой. Кроме того посмотрите, не отбил ли уже кто-то когда-то (не вы?!) у учащегося желание самостоятельных действий. Например, однажды он высказал на уроке собственное мнение о программной книге, а ему ответили: "почитай критиков", а потом высказывайся. Пятое - будьте сами творческим человеком. Подобное притягивается подобным - этот тезис алхимии в педагогике очень актуален. Шестое - ознакомьтесь с эвристической системой обучения - она ориентирована в первую очередь именно на развитие творческих способностей. Седьмое - не теряйте оптимизма. Не все сразу получается. До первого действительного результата может пройти и не один год.


Тагирова И.А.: Озеркова пишет: Кроме того посмотрите, не отбил ли уже кто-то когда-то (не вы?!) у учащегося желание самостоятельных действий. Например, однажды он высказал на уроке собственное мнение о программной книге, а ему ответили: "почитай критиков", а потом высказывайся. Ребенок, сам по себе очень творческая личность (у каждого есть свое творческое начало!). Это видно в детстве: все дети рисуют, фантазируют. В школе же учителя не дают возможности дальнейшему развитию творческих наклонностей детей. Давайте будем повнимательнее к детям подходить индивидуально.

Косивец О.В.: Тагирова И.А. пишет: В школе же учителя не дают возможности дальнейшему развитию творческих наклонностей детей. Не думаю, что все так плохо. Начальная школа нацелена на развитие и воспитание. Дети как правило по-настоящему творят и с радостью воспринимают все новое и необычное. А вот переход в среднее звено... Это кризис. С детьми вдруг перестают играть и предлагать творческие задачи. Вместо одного заботливого учителя появляется сразу несколько "других". И дай Бог, чтобы они понимали как тяжело ребятам дается переход в 5 класс! Я не претендую на оригинальность, эта проблема давно существует и остается нерешаемой. Никак не находится рецепт здорового баланса между творческой начальной школой и буквально "средними" 5-7-9 классами. Преемственность - это то, в чем заинтересованы учителя начальных классов, дети и их родители. Но среднее звено, мягко говоря, к этому стремится менее активно.

Иванова Г.А.: Косивец О.В. пишет: А вот переход в среднее звено... Это кризис. И здесь решающей является роль классного руководителя. Если он не потеряет творческие способности детей во внеклассной работе, то у детей они будут проявляться и на уроках - будет видно влияние классного коллектива. В таких классах легко и интересно работать - дети хотят участвовать в разных конкурсах, мероприятиях, сами ищут дополнительную литературу, открыты, приветливы.

Ооржак А.В.: Творчество есть у каждого.Только таких детей направить правильно и это качество формируется с детства.Для таких детей подходит эвристическое обучение, чтобы были развиты логические мышления и творческие инициативы. Для этого учитель сам должен быть творчески развитым. Надо только быть оптимистичными, светлыми мыслями идти вперед и не останавливаться на достигнутом. Я ставлю перед собой цель не только вложить знания в головы учеников, но развить в них творческое начало.

Тодоров: Интелектуальный компонет творческого акта,анализирован впервые представителями Вюрцбургской школы/О.Кюльпе,Н.Ах/.И.П.Калошина вносит в творчестве "нормативный интелектуальный компонент",еще в 1983 году.Пят, механизмовтворческого акта:1.Поиск путем анализа через синтез 2.Поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия интуитивного и логического начал 3.Поиск с помощю ассоциативного механизма 4.поиск с помощю евристических методов и приемов 5.Поиск с помощю конструктивистких технологиях.Я,думаю,что всех етих компонентов обединяет алостерический метод обучения/путем информационного и дейностного открытия/JordanqR.R./А,если дети попробуют учить нетворческим путем?

Лобанова Л.В.: Учитель находиться в постоянном поиске, применяя на уроке различные методики: Применение дидактического материала, проблемное обучение и модульное обучение. Эти методики ориентированы на активную учебную деятельность детей, освоение приемов быстрого и качественного усвоение содержание материала, развивает у учащихся самопланирование, самоанализ, самоконтроль, взаимоконтроль; Работу индивидуально, в парах, в группах.

Камышлова Е.П.: Склярова пишет: Как развивать ребенка творчески в школе, если ребенок не ориентирован на творчество? Трудно пройти мимо такой фразы. В любом ребёнке заложен творческий потенциал. Надо создать условия, помочь ребёнку раскрыться. Думаю, что ребенок "не ориетирован" на творчество на том уроке, к которому у него нет интереса.

Косивец О.В.: Камышлова Е.П. пишет: Думаю, что ребенок "не ориетирован" на творчество на том уроке, к которому у него нет интереса. Мне кажется точнее будет применить это высказывание к учителю. Творить можно на любом уроке. Только не всякий учитель к этому готов и стремится. Я все же склоняюсь к тому, что творческую личность лепит зодчий-учитель. И губит тоже, к сожалению, он

Келина П.: Склярова пишет: Как развивать ребенка творчески в школе, если ребенок не ориентирован на творчество? Я думаю, что любой ребенок ориентирован на творчество. Если ребенок не развивается творчески, то это проблема учителя, а не ребенка. Любое задание можно преподнести творчески, тем самым открывая творческий потенциал ребенка. В школе можно и нужно развивать ребенка путем таких заданий, как придумать ..., нарисовать..., представить и др. Кроме того, существует возможность участия в дистанционных курсах, таких как "Проверь свои творческие способности". Ну и не стоит забывать об олимпиадах "Эйдос".

Надежда Лимонникова: А как на счёт того, что сам ученик может придумывать свои задания? это будет называться творчеством? Или только учителю дозволено применять свои методы и придумывать интересные задания?

Абакумова Т.А.: Надежда Лимонникова пишет: А как на счёт того, что сам ученик может придумывать свои задания? это будет называться творчеством? Или только учителю дозволено применять свои методы и придумывать интересные задания?По настоящему творческий процесс - это когда ученик самостоятельно определяет цель, план, методы и средства своего творчества. Нельзя навязать творчество. К творчеству можно только смотивировать. А для этого учителю необходимо знать своих учеников, их потребности, интересы и цели. Тогда любой ребенок будет творить. Главное его направить и научить. А еще мое мнение:ребенок не ориентирован на творчество только у нетворческого учителя. Если учитель горит своим предметом, невозможно не влюбиться и не творить.

Косивец О.В.: Абакумова Т.А. пишет: Если учитель горит своим предметом, невозможно не влюбиться и не творить. Действительно, учитель без искры не может "зажечь". Другой вопрос: как зажечь учителя? Как ЕГО привлечь к творчеству? Мы у себя в школе проводим различные проблемные семинары и педсоветы, где "горящие" учителя пытаются зажечь коллег своими готовыми рецептами. И знаете, ведь лед все-таки топится. Это все еще репродукция, до творчества пока не близко, но уже не пресная рутина на уроке!

Косивец О.В.: Надежда Лимонникова пишет: А как на счёт того, что сам ученик может придумывать свои задания? это будет называться творчеством? Конечно, это творчество. Каждый ученик проходит через желание кого-нибудь учить. А если учитель умело на этом сыграет и предложит конкурс (фестиваль) необычных задач. Чем не мини-эвристическая олимпиада? Вернее, подготовка к ней.

Дубина О.А.: Младшие школьники по своей натуре - творцы. Просто нужно подобрать "ключик". Кто-то с детства рисует, сочиняет стихи. А кто-то не любит это, но прекрасно решает задачи, головоломки. А кто-то любит конструировать. Учителю необходимо продумывать творческие задания с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Большое поле деятельности - дистанционные мероприятия "Эйдос". Мне кажется, здесь есть место любому ребенку.

НечаеваС.Н.: Думаю, что учитель должен предложить обучающимся сотворчество, то есть творческая работа должна быть интересна как детям, так и учителю. И важно быть не только наставником, но и позволять себе учиться у ребят, видеть новое и необычное в их работе. Нельзя гасить инициативу, в другой раз могут и не откликнуться на творческое задание.

Калинина Ирина: НечаеваС.Н. пишет: творческая работа должна быть интересна как детям, так и учителю Замечательная мысль. Всегда с ней выхожу на все конкурсы и прожекты. Дети великие психологи, они чувствуют состояние "творческости" своего учителя. Их не обманешь.

Nadya: Психологи утверждают, что возраст детей начальной школы самый подходящий для развития основных коммуникативных и творческих навыков. Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется то, что сейчас называют креативностью. Но вопреки детской природе система обучения в начальной школе строится преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление того или иного навыка. Я привлекаю таких деток к методу проектов. Работаю с ними во внеурочное время. Им это очень нравится, а когда еще есть зритель (они выступают перед учениками других классов) это все. В них просыпается второе Я!

Калинина Ирина: Nadya пишет: Психологи утверждают, что возраст детей начальной школы самый подходящий для развития основных коммуникативных и творческих навыков К сожалению, творчески развитые в "началке", а еще точнее, в детском саду, детки остаются без поддержки в среднем звене. Это касается и метода проектов, и исследовательской деятельности. В средем звене этими "вещами" занимаются единицы педагогов.

Nadya: Калинина Ирина пишет: Это касается и метода проектов, и исследовательской деятельности. В средем звене этими "вещами" занимаются единицы педагогов. По поводу исследовательской деятельности в моей школе существует такая практика: мы начинаем работать с детьми начальной школы и продолжаем в среднем и старшем звене. Это конечно не целые классы, но на параллели это получается прилично (по 5 учеников). Метод проектов на уроке - это привычная работа. Наверное из 50 педагогов нашей школы 70 % - это творческие, ищущие, талантливые люди.

Озеркова: Существует ошибочное, но распространенное мнение, что творчеством могут заниматься только "сильные" школьники. Мои наблюдения показывают, что это вовсе не так. Например, при составлении презентаций типа "мультфильм" (то есть основанных на графике) младшими школьниками работы "сильных" и "слабых" отличаются в основном объемом, но никак не уровнем сложности замысла и исполнения. При этом работы последних часто даже более оригинальны, чем у "средних", а то и "сильных" учащихся. Между тем большинство учителей предлагает делать проекты только отличникам, а не троечникам. Возможно, стоит обсудить, как отличается работа по развитию творчества для детей с разным уровнем подготовки (если она действительно отличается).

Беликина Е.: На мой взгляд творчество должно действительно прежде всего исходить от учителя, а ученики все личности творческие, просто мы где-то что-то проглядели и не заметили настоящий потенциал ребенка. Хотя у нас в гимназии в начальной школе классы по 30 человек, иногда трудно к каждому найти свой "ключик", но возможно. А проекты необходимо предлагать всем ученикам, и "сильным" и "слабым". Подход к выполнению проекта должен быть разный. Отвечая Озерковой, я думаю, что "работа по развитию творчества для детей с разным уровнем подготовки" должна отличаться обязательно, вопрос как это сделать...Это стоит обсудить. А как насчет внеклассной работы по предмету? Там себя могут показать все, главное учителю учесть возможности каждого ребенка. А первый успех может "зажечь" даже если ученик и не особенно-то творчески настроен на предмет.

Лилия Григорьева: Как зажечь учителя? Школа задыхается без молодых учителей! 20 лет назад я шла в школу, как на праздник. Сейчас всё устоялось, всё привычно. Дети с молодыми учителями более открыты, у них больше общих интересов, легче понять друг друга. Кроме того администрация должна сама быть творческой и зажигать остальных. В прошлом году в нашей школе был бум творчества: все участвовали в конкурсах, проектах, олимпиадах. И всё почему? Был эксперимент по подушевому финансированию, платили премии за результаты работы. Это давало стимул. В этом году с введением НСОТ зарплата понизилась, премиальный фонд то ли будет, то ли нет, то ли весь уйдёт на доплаты. Работать на энтузиазме мы привыкли. Но, согласитесь, в 50 лет (а наши учителя как раз в этом возрасте) не у всех остались силы на бескорыстное служение родине.

Передериева Е.В.: Лилия Григорьева пишет: И дай Бог, чтобы они понимали как тяжело ребятам дается переход в 5 класс! Ребенок, не ориентированный на творчество...Как это печально звучит. Я работаю с пятиклассниками с первого класса. За время работы с ними было немало успехов. Но сейчас, в пятом классе, им настолько сложно, что пришлось на время отказаться от выходов на конференции. Проблем в процессе адаптации ребят появилось очень много - начиная от выполнения домашних заданий, заканчивая проявлениями травматизма. Ученик, не ориентированный на творчество, скорее всего не успешен как в процессе обучения, так и в межличностном общении. Наверняка этому способствуют определенные причины. Мне очень нравиться книга Ш. Амонашвили "Без сердца что поймем", в ней освещаются ответы на поставленные нами сегодня вопросы. Внимания и терпения можно посоветовать в данном случае, и ребенок это обязательно оценит, и учитель получит результаты своего труда.

Соловьёва О.Г.: Соглашаюсь с мнением, что только творческий учитель может развить творчство ученика. Ведь в творчестве человека просматривается, как говорят "неформат". И. если, говорить про учеников "нетворческих", вероятно методика должна быть противоположной данности. Творческий человек мыслит и чувствует по- особому. Занчит. и выход в решении этой проблемы способен найти творческий учитель. Важно понять какие творческие способности нужно развивать. Коллеги, а что вы понимаете под творчеством в образовательной деятельности? Прведите примеры, если имеются. Спасибо.

Исаева О.Ю.: Соловьёва О.Г. пишет: в пятом классе, им настолько сложно, что пришлось на время отказаться от выходов на конференции. Проблем в процессе адаптации ребят появилось очень много - начиная от выполнения домашних заданий, заканчивая проявлениями травматизма. Период адаптации в пятом классе очень сложен для ребенка, но скорее всего мы-взрослые приписывает некоторые проблемы и заостряем на них внимание. Я на тоже работаю с пятиклассниками и они готовы пробовать все новое не смотря на трудности. Творческое решение вопросов помогает решить проблемы конструктивно и самое главное совместно со всем коллективом, что очень важно в данный период. В каждом ребенке заложена способность к творчеству просто надо терпение и время для их проявления. Вера в возможности ребенка не дает ему стоять на месте. Я не сомневаюсь , что творческий педагог в каждом ребенке видит его изюминку и способен помочь ему стать творческим.

Соловьёва О.Г.: Уважаемы коллеги! Говоря о развитиии творческих способностей учеников, важно не забывать о приемственности в этом направлении средней и начальной школ. Мы , как правило, уделяем внимание приемственности школ на уровне ЗУНов. А вот о том, каких творческих успехов достигли ученики начальной школы мало . Представьте себе, если будет выстроен общий план развития ученика от начальной школы и дальше. У кого имеется такой опыт?

Передериева Е.В.: Исаева О.Ю. пишет: скорее всего мы-взрослые приписывает некоторые проблемы Дело в том, что у наших гимназистов углубленные курсы программ практически по всем предметам. Поэтому я стараюсь в первом полугодии 5 класса уменьшить нагрузку (если ребенок говорит, что устает, не успевает выполнить домашние задание - мы не торопимся с презентацией работ, при этом исследования не прекращаем).

Соловьёва О.Г.: А Вы уже определяетесь с исследованием в первом полугодии? Что предшествует этому? Какая диагностика или работа?

Соловьёва О.Г.: А Вы уже определяетесь с исследованием в первом полугодии? Что предшествует этому? Какая диагностика или работа?

Передериева Е.В.: Соловьёва О.Г. пишет: Вы уже определяетесь с исследованием в первом полугодии? Что предшествует этому? Какая диагностика или работа? Мне очень повезло в том плане, что уроки у этих детей я вела с 1 класса (начинали с работы в группах со 2 полугодия). Систематически работали над проектами. Со 2 класса у нас работал "Клуб Почемучек", с 3 класса несколько детей начали исследовательские работы. В 4 классе мы были участниками конференции для младших школьников "Я - исследователь", заняли 2 место на школьной конференции с работой "Гусеобразные Приморского края", участвовали в IV Дальневосточной экологической конференции, были отмечены как самые юные участники. Тем для исследований много - например, на мой взгляд, перспективна работа "Жевательная резинка".

Соловьёва О.Г.: Передериева Е.В. пишет: Тем для исследований много - например, на мой взгляд, перспективна работа "Жевательная резинка". Добрый вечер! Я бы хотела скзать о том, что темеа "Жевательная резинка" уже становится избитой. Не отговариваю. Просто по опыту знаю, участвовали с детьми в различных конференциях и было много работ по этой теме. Но вот интересный поворот получается: развитие творчества посредством исследовательской деятельности. А что именно способствует развитию творчества ученика при выполнении исследовательской работы? Можно ли считать подход к решению проблемного вопроса развитием творческих способностей?

belochka757: Есть плановые темы исследований, которые "отпочковываются" от предыдущей работы.Иногда рабочая тема рождается неожиданно как у учителя , так и у ученика.

Булдыгина И.Ю.: А я начала работу по развитию творческих способностей первоклассников уже в первой четверти.Дело в том, что мои ребята находятся в школе до 16 часов(минимум).Поэтому в группе продлённого дня очень хорошо проводить уроки творчества. Конечно, очень тяжело работать целый день, но ведь получаешь удовлетворение. Теперь я, действительно, имею возможность проводить всю намеченную работу пошагово, а не наскоками,как было раньше. Ведь ЗУНы никто не отменял. В прошлом году я выпустила класс, где все дети занимались спортивной гимнастикой. Вот эти дети действительно не были ориентированы на творчество.Ведь с 4 лет их учили выполнять определённые упражнения, преодолевая себя. При этом творческий подход не приветствовался. И мне пришлось приложить немало усилий для развития этих ребят. При чём тренера просили, чтобы детей освободили от таких предметов как музыка, ИЗО, технология. А ведь как без этого?! Я считаю,что ребёнка надо развивать всесторонне и гармонично, ведь никто не знает, какую дорогу он себе выберет в дальнейшем в жизни. И ещё,я согласна,что обязательно должна быть преемственность со средней школой,которой, к сожалению, в этом вопросе пока нет. Так что, развивая своих первоклассников сейчас, я думаю на эту тему сегодня. Возможно, действительно, есть где-то такой опыт. Коллеги, поделитесь!

Тишкина Т.Н.: Склярова пишет: Как развивать ребенка творчески в школе, если ребенок не ориентирован на творчество? Что необходимо понимать под выражением:- "неориентирован на творчество" ? Уже при рождении ребенку даны задатки абсолютно в любом направлении и любой области, все зависит от того-кто(родители,воспитатели,учителя..) когда( чем раньше,тем лучше) в какой области (искусство,спорт, гуманитарий...) заметят наиболее проявляющиеся качества, так как они еще имеют свойства передаваться по наследсву и БУДУТ СОДЕЙСВОВАТЬ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ. Непосредственно в школе,мы -как учителя-сами творческие личности и "мастера детских душ" должны, работая с детьми уже имеющими творческие проявления предполагать и выстраивать свою работу на дальнейший рост- допустим давать задания, которые предполагают не только творческое решение практической стороны (нарисовать портрет друга графическими материалами), но поставить проблемную задачу поискового плана (найти композиционное решение таким образом,чтобы вид был-анфас, ростовой портрет) задать исторический аспект работе (изобразить в одежде эпози возрождения...) Таким образом мы задаем творческому потенциалу траекторию и рост. А что касается общей массы учащихся, то не может такого быть, чтобы ребенок не был ориентирован совершенно ни на какое творчество-может он не может рисовать, но будет уметь петь,танцевать, лучше всех считать, сочинять.... Это непосредственно индивидуальной направленности работа учителя, не только на уроках,но и вне его. Болше давать ребенку возможность выступать на аудиторию, выставлять работы на выставки,отправлять задания на конкурсы, приобщать к участию в олимпиадах, конкурсах- может быть первый раз случайно повезет и работа займет призовое место-всякое бывает, но это положит начало росту таланта.

Файзуллина Людмила: Развивать творчество необходимо в разном возрасте, всеми возможными способами, на любых уроках. План развития творческих способностей у каждого учителя свой. Продумывание этого плана, его реализация - это тоже творческий процесс. Мне очень нравится план, предложенный Шпикаловой Т.Я. в её программе по изобразительному искусству: сформировать необходимые навыки, затем предложить вариации на заданные темы, а в последующем уже выполнение различных импровизаций на эти темы.

Передериева Е.В.: Соловьева О.Г. пишет: тема "Жевательная резинка" уже становится избитой Спасибо, очень приятно было получить ваш совет. Ценность исследовательской работы, на мой взгляд, состоит в первую очередь, в актуальности изучаемой проблемы и практической значимости результатов исследования. Дело в том, что у нас в городе "жевачный бум". Возможно, ваши дети это уже пережили и за вас можно порадоваться? А нам с учениками хотелось бы в этой ситуации что - либо изменить, нужен именно результат, а не просто работа про состав жевательной резинки (и награды, честно сказать, не настолько важны). Важно найти область, в которой ребенок сможет проявить свои творческие способности. Не успешен ученик в учебе, но великолепно играет в КВНе; подает надежды в спорте и т.д. Мы часто обсуждаем с детьми биографии гениальных людей - "неуспешных" в учебе в детском возрасте, не проявлявших свои творческие способности.

Колотеева С.В.: В смысле, не ориентирован на творчество? Это задача учителя развивать, воспитывать и обучать творчески.



полная версия страницы