Форум » Современный урок » Компетенции на уроке » Ответить

Компетенции на уроке

А.В.Хуторской: Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему планирования уроков? Как должны формулироваться при этом цели урока? Как избежать "модничания" и обеспечивать на уроке реальное развитие компетентностей учащихся?

Ответов - 40

natalya0128: благодарю

Котова Г.Л.: Так или иначе основной акцент делается на какую-то определенную компетенцию. Хотя на уроках иностранного языка мы и пытаемся, говоря на языке о тех или иных страноведческих моментах, направлять всё внимание на языковую и социокультурную компетенции одновременно... В прошлом году в колледже я преднамеренно назвала раздел "Культура России и стран изучаемого языка" и всё старалась давать в сравнении - чтоб не забывать и о компетенции гражданственности. Так что всё видимо возможно... но сложно...

Скрипкина Ю.В.: А.В.Хуторской пишет: Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему планирования уроков? На мой взгляд, выбирая тот или иной тип урока учитель уже создает благоприятные условия для развития той или иной компетенции (примеры с поверхности: урок-диспут - коммуникативная компетенция, поисковый урок - информационная и т.п.) Котова Г.Л. пишет: Так или иначе основной акцент делается на какую-то определенную компетенцию. Не вполне согласна. Ведь бывают комбинированные уроки (и встречаются они даже чаще, пожалуй, чем уроки какого-то одного, определенного типа), в которых доминирующей формой деятельности является не одна, а несколько, на разных этапах. Вот и получается, что на разных этапах урока происходит "переключение" с одной компетенции на другую, разве нет?


Целищева: На мой взгляд, прежде чем приступить к разработке урока (его подготовке) каждый учитель знакомится с нормативными документами по данному предмету, в которых прописаны предметные компетенции. Понятие компетентности более широкое, чем знания или умения: компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Знания - основа компетентности, необходимо научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, которые можно создавать на уроках внедряя технологию эвристической обучения.

Одинец К.А.: А.В.Хуторской пишет: Как должны формулироваться при этом цели урока? Целью учителя относительно программы является реализация ее предметного содержания. В условиях личностно-ориентированного подхода цель относительно ученика - создание условий его самореализации, организация образовательной деятельности, результатом которой становится конструирование учеником его собственного смысла. Вопрос, который мы сами не раз задавали себе, который слышим из уст своих учеников: "Для чего мне это нужно?", требует основательной проработки и ответа, зафиксированного в целях. Один из моих учеников написал: "Мне нужны знания по предмету, потому что я хочу быть умнее своего отца". Причины психологические, но решать их можно педагогическими, предметными средствами. Тогда индивидуальная программа этого ученика на первых порах будет вырабатываться, исходя из генеральной идеи - превзойти отца. Но вот дальнейшие действия необходимо корректировать, потому что цель выбрана неверная. На мой вопрос - что произойдет, когда ты достигнешь своей цели? - ученик не смог дать вразумительный ответ. После нескольких затруднительных попыток сконструировать будущее с достигнутой целью, он сказал, что начнет жить, как захочет. Причиной может быть искусственная геперболизация, идеализация образа отца, который воспринимается как некий недостижимый идеал, к которому можно стремиться, но никогда не достичь. Путем длительных и довольно непростых бесед была в конце концов извлечена более важная идея самореализации (не относительно идеала, а относительно себя) - все время совершенствоваться, быть завтра лучше и умнее, чем сегодня. Но таких "личных" историй много. Как примирить их в рамках одного классного коллектива, в рамках конкретного урока? Целищева пишет: необходимо научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях, которые можно создавать на уроках внедряя технологию эвристической обучения. Какие должны быть созданы ситуации, чтобы затронуть разных детей, с разными мотивами? Это вопрос о технологии разработки эвристического задания, когда в самом задании должны быть заложены механизмы, провоцирующие ответ, поиск решения. В программированном обучении есть интересная идея: "двигателем программы является проблема, ее горючим - конфликт". Через конфликт происходит самоопределение каждого из участников программы.

А.В.Хуторской: Одинец К.А. пишет: Тогда индивидуальная программа этого ученика на первых порах будет вырабатываться, исходя из генеральной идеи - превзойти отца. Это не генеральная идея, а скорее воплощение личностного мотива ученика на данном этапе. И вряд ли ученик будет держать перед собою эту цель при решении логарифмов на математике. Что касается предмета "психология" или т.п., то данная идея может быть взята учителем для рассмотрения, поскольку относится к теме "Мотив". К чему я веду? Не всё, что ученик скажет или хочет может стать предметом дальнейшей работы учителя. Именно пребметные (компетентностные) рамки ограничивают деятельность в ходе обучения. В вопросе "Для чего мне это нужно?" первым словом является "это", а потом уже "для чего".

Одинец К.А.: А.В.Хуторской пишет: И вряд ли ученик будет держать перед собою эту цель при решении логарифмов на математике. Если он не представляет, зачем ему нужны эти самые логарифмы, то, для того чтобы хоть как-то объяснить себе необходимось страданий, он может представить соперничество с авторитетом А вот понимание, каким образом тот или иной навык может быть востребован во взрослой жизни, само к ученику не придет. Поэтому учитель, исходя из компетентностного подхода, создает условия для такого осознания.

Charkina: Одинец К.А. пишет: В условиях личностно-ориентированного подхода цель относительно ученика - создание условий его самореализации, организация образовательной деятельности, результатом которой становится конструирование учеником его собственного смысла. Для этого эффективны не только уроки, но предоставление возможности проявить себя вне школы. Создавать условия для самопознания, а также получения знаний и навыков которые выходят за рамки темы.

А.Д.Король: Так в чем Ваши предложения по внедрению компетентностного подхода на уроке, Валентина Александровна?

Николаева В.А.: Здравствуйте, коллеги! А.В.Хуторской пишет: Как избежать "модничания" и обеспечивать на уроке реальное развитие компетентностей учащихся? У меня есть реальный опыт развития информационной и коммуникативной компетенций на уроке. Такой урок может быть проведен на любом предмете. Предполагается только, что учащиеся знакомы с методами поиска информации. Учитель ставит перед учениками задачу исследования какой-то проблемы, проблемный вопрос. Ответ на такой вопрос учащиеся ищут на сайтах Сети (так формируются информационные компетенции учащихся), предлагают пути его решения. Затем свои предложения они представляют в форме презентации. Презентацию учащиеся могут оформить в любой форме, по их выбору или по выбору учителя. На следующем уроке в форме конференции происходит защита презентаций учащихся. Так формируются коммуникативные компетенции. Проблемы, наверное, существуют в подготовке самих проблемных вопросов - они должны быть по силам учащимся. В любом случае, на основании имеющегося у меня практического опыта, такая форма проведения уроков является новой для учащихся и вызывает у них только положительные эмоции. А уж если свои презентации они видят на сайте в Интернет - и подавно! Кроме того, такие Интернет-уроки позволяют развивать интеллект и творческие способности учащихся, они видят, что в Сети можно не только играть или приятно проводить время, но и делать полезную для себя и других работу. Еще одна проблема может быть в том, что не во всех школах есть выделенный доступ в Сеть для всех компьютеров в классе. Хотя в последнее время эта проблема решается все в большем числе школ. И это радует!

Ирина Романова: Ирина Романова Мечтаю провести Интернет - урок Вот уж где развитие компетентности.Николаева Вера Александровна даёт чёткую схему такого урока:Николаева В.А. пишет: Ответ на такой вопрос учащиеся ищут на сайтах Сети (так формируются информационные компетенции учащихся), предлагают пути его решения. Николаева В.А. пишет: форме конференции происходит защита презентаций учащихся. Так формируются коммуникативные компетенции. Очень хочется всё это воплотить на уроках химии.Николаева В.А. пишет: Интернет-уроки позволяют развивать интеллект и творческие способности учащихся, они видят, что в Сети можно не только играть или приятно проводить время, но и делать полезную для себя и других работу.

Галеева Н.Л.: У меня есть предложение. Конкретное. Для того, чтобы планировать уроки на основе компетентностного подхода , следует проектировать работу над компетентностями через цели урока. Урок - социальная динамическая система. Планирование урока - этап управления этой системой. Тогда на этапе планирования урока компетентностный подход может реализоваться в трех моментах. Во-первых, учитель должен иметь в голове целостную систему компетенций ученика. Вообще-то, наш учитель уже 6 лет её имеет (Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001), но подавляющее большинство учителей не ориентируются на неё никак, считая. что система компетенций ученика - для управленцев более высокого ранга. Во-вторых. когда учитель планирует результат для учащихся как цели - в ЗУНах, он сопоставляет предметное содержание урока с системой компетенций ученика и говорит себе: содержание этого урока отлично поддерживает две из пяти компетенций. Выбирает формы деятельности детей, соответствующие развитию этих компетенций. Планирует последовательность деятельности учащихся в соответствии с выбранными целями (на этом этапе очень полезно построить интеллект - карту содержания урока). И, наконец, теперь учитель может планировать свою деятельность как управленческую, в управленческих формулировках (научить..., развить..., помочь осознать..., помочь определить отношение...). И на этом этапе ( выстраивания собственных целей от целей ученика) происходит "ревизия" качества планируемой деятельности учителя в системе "учитель-ученик": собственную деятельность учитель планирует как деятельность по раскрытию развивающего и социализирующего потенциала конкретной темы в отношении тех двух компетенций, которые учитель уже акцентировал в целях для ученика. Ничего нового - просто соединение модульной технологии планирования с компетностным подходом. Работает безотказно. Проверено на практике в течение последних 10 лет.

Кобелева: Уважаемая Галеева Н.Л., позваольте Вам выразить благодарность за конкретный и четко сформулированный совет. Галеева Н.Л. пишет: учитель должен иметь в голове целостную систему компетенций ученика Для того, чтобы эта "целостная система компетенций ученика" была не только в голове учителя, можно составить древо компетенций, в основе которого лежат ключевые компетенции, которые далее конкретизируются в общепредметные и далее в предметные. (Данная структура была предложена мне при обучении на курсах Ю.В. Скрипкиной)

Поздеева Л.С.: В нашей гимназии уделяется значительное внимание ключевым компетенциям. Не могу сказать что на уроках только делаю акцент на какую-то определенную компетенцию, нет я думаю что необходимо использовать разнообразность компетенций. Ведь формирование компетенций зависит от -деятельностного характера обучения -от самого учебного процесса, который направлен на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности -от внедрения современных педагогических технологий -от усиления практической направленности урока. И к этому надо стремиться. А учитель, который обладает педагогической компетентностью становиться 1. Предприимчивый. 2. Ответственный. 3. Коммуникабельный. 4. Творческий. 5. Умеет работать в команде. 6. Владеет методиками диагностики своего предмета. 7. Культурен и привлекателен. Поэтому он понимает, как провести такой урок и все предпринимает по выполнению требований по технике проведения самого урока, которыми являются; 1.Урок должен быть эмоциональный. 3.Темп и ритм урока должен быть оптимальным. 4.Полный контакт учителя и учащегося. 5. Смена видов деятельности. 6.Обеспечение индивидуального подхода. Такие уроки, с компетентным подходом обучения, учителю помогают развивать личностные качества ученика, такие как: 1.когнитивные качества 2.креативные 3.методологические 4.коммуникативные 5.мировозренческие Что способствует повышению качества образования и востребовательности подрастающего поколения на рынки труда.

Малышева Е.Л.: Я не первый год работаю над формированием коммуникативной компетентности учащихся. Считаю это очень важным. Каждый урок строю с опорой на то, что работаю над теми или иными компетенциями учащихся. Стараюсь включить в структуру урока моменты, связанные с работой детей в паре, группе и т.д. Умение общаться, взаимодействовать, понимать друг друг, оценивать результат работы других, сравнивать и анализировать - вот то немногое над чем можно работать на каждом уроке (даже как я, в начальных классах)

А.В.Хуторской: Малышева Е.Л. пишет: Я не первый год работаю над формированием коммуникативной компетентности учащихся. А я, например, не первый год говорю прозой... Ну, и что? Важно не то, что это происходит (в самом деле, у любого учителя, надеюсь, дети в той или иной степени осуществляют коммуникацию), а вот что, например: 1) какие элементы этих самых компетенций устанавливаютсяч в качестве зоны внимания учителя, 2) как диагностируется начальный и текущий уровень развития данных элементов, 3) какие способы их развития применяются, 4) какова специфика развития коммуникаций у детей разного типа, 5) когда, кем и как оценивается индивидуальное приращение учащихся в коммуникативности, 6) как влияет развитие данного качества на другие образовательные результаты - усвоение понятий, решение задач и т.д. Всё-таки, уважаемая Малышева Е.Л., мы находимся на форуме научной школы. Давайте пробовать излагать наши суждения с применением соответствующего аппарата. Для начала, предлагаю вам сформулировать содержательные ответы на приведённые мною вопросы.

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: 1) какие элементы этих самых компетенций устанавливаются в качестве зоны внимания учителя, 2) как диагностируется начальный и текущий уровень развития данных элементов, 3) какие способы их развития применяются, 4) какова специфика развития коммуникаций у детей разного типа, 5) когда, кем и как оценивается индивидуальное приращение учащихся в коммуникативности, 6) как влияет развитие данного качества на другие образовательные результаты - усвоение понятий, решение задач и т.д. Из опыта работы: 1.Элементы компетенций устанавливаются в ходе пересечения двух векторв: с одной стороны прорабатывается тематическая (содержательная) линия урока, с другой стороны анализируются стартовые возможности учащихся и, соответственно, их образовательные "аппетиты". Точки пересечения становятся основными бакенами построения урока. 2. Диагностика начальной стадии компетенции проходит в ходе самооценки, взаимооценки, педагогической оценки созданного собственного образовательного продукта, а текущей и "на выходе" стадии - после знакомства с культурно-историческим аналогом, во время работы с обобщенным образовательным продуктом, используя традиционную оценочню шкалу. 3. Для развития элементов компетенций необходимо выстраивать комплексную систему работы педагогического коллектива с классом. т.е. приращение полученное на одном уроке должно получать свое подтверждение на другом. 4. Специфика коммуникаций у разных детей проявляется в традициях организации образовательной деятельности учеников, стиле общения педагога с детьми. Например, дети в шумном классе просят индивидуальное задание по учебнику, в тетради, чтобы не отвлекаться на воспитательные пассажи учителя к непоседам. Ученики, имевшие опыт авторитатрного воспитания, ждут указаний к деятельности и с трудом проявляют инициативу. 5. Индивидуальное приращение учащихся в коммуникативности может быть оценено в ходе урока, направленного на фиксацию данной компетенции, например, дебаты, соревнование, концерт, отчет, экскурсия и т.д. Форма оценки: игровая, рецензирование, вообщем все виды детской и педагогической оценочной деятельности по внешним проявлениям, по результату. 6. Коммуникативность оказывает решающее влияние на все другие образовательные результаты. Коммуникация - это общение ученика и с учителем, и с учебником, и с интернетом.

Малышева Е.Л.: Исправляя свою ошибку, попытаюсь изложить свои суждения по данному вопросу должным образом и более содержательно. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления. Концепция модернизации российского образования особый акцент делает на формирование предпочтительных компетенции у учащихся. Мне бы хотелось остановиться на языковой компетенции, которая включает два основных компонента: 1. Данные речевого опыта, накопленного ребенком в процессах общения и деятельности; 2. Знания о языке, усвоенные в ходе специально организованного (школьного) обучения. Измерение языковой компетенции основано на следующих принципах: * использование ряда методик, позволяющих зафиксировать умение ребенка вычленить в составе крупных языковых единиц более мелкие; * использование методик по анализу языкового материала; * Сопоставительный анализ данных, полученных по разным методикам и построение на его основе целостной картины возрастного и индивидуального своеобразия языковой компетенции детей. Говоря о языковых компетенциях мы говорим о конкретных умениях: умении раскрывать тему и основную мысль, умение собирать и систематизировать материал, строить высказывания и отбирать языковые средства, совершенствовать написанное. Индивидуальные и возрастные особенности в развитии языковой компетенции детей фиксировались нами по следующим общим параметрам: а) успешность решения конкретных задач на языковом материале; б) характер и типы ошибок, допускаемых детьми в ходе решения этих задач; в) равномерность/неравномерность уровня компетенции относительно разных подсистем языка. Индивидуальные и возрастные особенности в развитии языковой компетенции детей фиксировались нами по следующим общим параметрам: а) успешность решения конкретных задач на языковом материале; б) характер и типы ошибок, допускаемых детьми в ходе решения этих задач; в) равномерность/неравномерность уровня компетенции относительно разных подсистем языка. Индивидуальные и возрастные особенности в развитии языковой компетенции детей фиксировались нами по следующим общим параметрам: а) успешность решения конкретных задач на языковом материале; б) характер и типы ошибок, допускаемых детьми в ходе решения этих задач; в) равномерность/неравномерность уровня компетенции относительно разных подсистем языка. Индивидуальные и возрастные особенности в развитии языковой компетенции детей фиксируются по следующим общим параметрам: а) успешность решения конкретных задач на языковом материале; б) характер и типы ошибок, допускаемых детьми в ходе решения этих задач; в) равномерность/неравномерность уровня компетенции относительно разных подсистем языка. По уровню развития языковой компетенции можно выделить 5 групп детей: * высокую (все показатели на высоком уровне) * средне - высокую, среднюю и средне - низкую ( в разной степени "западает" развитие отдельных посистем) * низкую ( все показатели на низком уровне) Дети 2,3,4 группы нуждаютсяф в коррекции отдельных подсистем, а дети 5 группы - в основательной коррекции языковой компетенции. Развитие языковой компетенции ребенка по отдельным подсистемам языка происходит независимо и неравномерно в зависимости от его индивидуального опыта; оценка по какому-то одному из показателей языковой компетенции не дает возможности предсказать уровень по остальным показателям. С первых дней обучения ставлю своей целью раскрытие творческой инициативы ребенка, пробуждение интереса к урокам развития речи, на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения. Развитие языковой компетенции веду с опорой на субъектный опыт ребенка, развивая индивидуальность ученика. Можно выделить три основных условия эффективной работы по формированию языковой компетенции учащихся начальных классов: 1) потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Это требует определённой организации коммуникативно - личностного подхода к обучению. 2) наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём - то сказать. 3) освоение ими языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у детей умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения. Для реализации названных условий используем деятельностный подход к формированию их коммуникативно-речевых умений, который предполагает, что: 1. знания приобретаются и проявляются только в деятельности; 2. за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В заключении хочу сказать, что принцип коммуникативности определяет цель обучения языку – формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность, выступая как способ обучения, предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь – вот основная характеристика коммуникативности.

Levkovskaya N.G.: Необходимо учитывать как предметные так и ключевае компетенции при планировании уроков. Например, при планировании целей курса к урокам математики: Необходимо учитывать: 1. Цели курса относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков). Получение математических знаний, умений и навыков. Приобретение логического мышления; 2. Цели курса относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): Вооружить учащихся математическими знаниями, умениями и навыками. Направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом. Формировать умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные. 3. Совместные цели для педагога и учащихся. Укрепление взаимодействия между педагогом и учащимся с цель получения качественных математических знаний. Использовать приобретенные математические знания в практической деятельности. Развитие логического мышления и творческих способностей.

nasty: Я согластна, что Levkovskaya N.G. пишет: Необходимо учитывать как предметные так и ключевае компетенции при планировании уроков. И это в перву очередь доложно отражаться в формулировки целей урока. При их планировании необходимо учитывать развитие предметных и ключевых компетенций, а также их социальную и личностную значимость. Когда планируешь урок нужно знать ответ на вопрос ученика "Зачем мне это нужно?"

Ирина Романова: *PRIVAT*

Ирина Романова: Ирина Романова :я считаю колоссальной ошибкой в системе нашего школьного образования сокращения часов естественных наук: химии. биологии. Это науки, развивающие абстрактное и конкретное мышление, логику, память. Науки, дающие знания об окружающем нас мире и о мире внутри нас, науки, в основе которых лежит умение наблюдать, ставить проблемы, делать выводы, науки, основанные на практике. Роль практических и лабораторных работ на этих уроках очень велика. Это, как правило, групповые работы, воспитывающие у ребят умение общаться, сотрудничать, совместно наблюдать, ставить проблемы и решать их. Нередко на этих уроках стихийно организуются диспуты, ребята говорят о своих вариантах решения той или иной практической задачи.Сокращение часов приводит к тому, что некоторые знания даются готовыми, вероятно чиновники увидели педагогическую целесообразность в схоластическом преподавании этих наук.У сильных учеников, любознательных и думающих, зреет протест.В этой ситуации преуспевать будет старательный ученик, всё хорошо выучивающий, не ставящий проблемы, но берущий готовые решения. Вот поэтому в условиях современного подхода к образованию наблюдается не развитие личности , а натаскивание. Повсеместное тестирование никаким образом не решает проблему компетентностного подхода к образованию Потом иы будем удивляться, что хорошие оценки в учёбе не приводят к успеху в жизни.

Белова Т. В: По моему глубокому убеждению, учитель иностранного языка должен способствовать развитию и совершенствованию лингвистической и социокультурной компетенции учащихся на уроке. Требования, предъявляемые к учащимся старших классов в современной школе очень высоки: они должны не просто владеть всеми видами речевой деятельности и языковым материалом, но и достаточно хорошо знать и страноведческий материал о стране изучаемого языка. Очевидно, что для полноценного владения предметом необходимо не только усвоение самой структуры языка, но и ознакомление с географией, историей. культурой, обычаями, существующими в стране изучаемого языка. Именно в 10- 11 классах, когда значительно увеличивается объем сообщаемой информации, делается широкое обобщение событий, углубляется оценка фактов, учащиеся должны хорошо разбираться в закономерностях исторических процессов, ориентироваться в событиях, происходящих в стране. Именно поэтому я убеждена, что социокультурная компетенция должна быть включена в планирование урока иностранного языка.

Афанасенкова Л.М.: Белова Т.В. пишет: Именно поэтому я убеждена, что социокультурная компетенция должна быть включена в планирование урока иностранного языка. Но она и включается в планирование урока иностранного языка. Мы всегда при планировании целей урока указываем цели во всех четырех аспектах: учебном, развивающем, социокультурном и воспитательном.

Скрипкина Ю.В.: Афанасенкова Л.М. пишет: Мы всегда при планировании целей урока указываем цели во всех четырех аспектах: учебном, развивающем, социокультурном и воспитательном Чьи это цели? Как они соотносятся к личными потребностями ученика? Нужно ли достижение этих целей социуму? Именно в этом суть компетентностного подхода - сочетать личную значимость и общественный заказ.

Белова Т. В: Еще хочется добавить, как раз о "модном" явлении, о котором сейчас говорят везде и все. Это- совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Это- как раз то, что призвано оценить у выпускников школы на ЕГЭ, то есть выходит- самое главное. Многое можно сказать по этому поводу. но почему- то не хочется.

Надежда Ивановна: Здравствуйте, в чем отличие компетентности от знаний, умений, навыков, а что у них общее?

маринанедумова: Организация проектной деятельности способствует формированию компетентностей на уроках. Руководимые мною педагоги -экспериментаторы включают продукты ученического проектирования в уроки. Волкова М.А. -включает семейные проекты по теме "Человек и его творения" в уроки по окр. миру. Галкина Ю.М. - включает семейные проекты (днамические таблицы) в уроки по окр. миру. Жижина И.А. - экологические проекты по здоровому питанию и др. в уроки экологии. Спиридонова Е.А., Филиппова Е.К., Галичкина Н.В. - проекты по иностранному языку в уроки английского языка Тарасова Е.Т. - включает в уроки интегрированне проекты по литературе. Учителя технологии тоже используют проекты на уроках. Перечислять можно долго. Все перечисленные виды деятелности развивают способности школьников и расширяют образоательную среду ЦО, повышают компетентности педагогов.

Тишкина Т.Н.: маринанедумова пишет: Когда планируешь урок нужно знать ответ на вопрос ученика "Зачем мне это нужно?" На мой взгляд-это самая главная "стилизованая" компетенция,касающаяся абсолютно любой образовательной области и любой возрастной группы. Какие бы цели и задачи не были вложены в тему,раскрываемую учителем и заложенную Госстандартом,мы всегда задумываемся над социальной значимостью и личностным ростом обучающихся. Единственный аспект, который может преследовать деятельностный подход к реализации ключевых компетенций учащихся,-это часто задаваемый вопрос :"Зачем мне это нужно?"-не с целью познания,а супротив-отвержения. Поэтому,в первую очередь,заходя в класс мы способствуем реализации социальной значимости "Своего Я"

Тишкина Т.Н.: Что принято понимать под понятием «компетентность»? Компетентность -новообразование , формирующееся в процессе подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей. Если не касаться той стороны компетенции, которая непосредственно касается самого учителя: компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) ...а рассматривать в области образовательного процесса направленного на обучающихся,определяются другие компетенции,вернее адаптированные на понимание и значимость отношений "Учитель-Ученик-Учитель" и направленные на методы и приемы работы в разных предметных областях.Что значит,я –как Учитель искусства и имея компетентность в сфере своей деятельности, формирую ценностно-смысловую, учебно-познавательную компетенции, выбираю приемы и методы работы для достижения цели и задач урока. …. но зачастую мы задаемся вопросом и путаем понятия: "компетентность","знания умения навыки"- (ЗУН), "обще-учебные умения навыки"- (ОУУН)- понятия эти многие аспекты объединяют: например направленность на достижение целей,постановку задач…самое главное,что их объединяет-это непосредственно направленность на их формирование,где одно вытекает из другого. Мое понимание различия этих понятий: Если представить простор пейзажа,можно распределить плановость: дальний план(можно даже сказать общий план-основной,который закладывает остальные)-«Компетентность»- ( например: Ценностно-смысловая: формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучению ИЗО и его сферам деятельности;) средний план- «ОУУН»-(например: учебно-организационные... учебно-интеллектуальные-) ближний план- «знания,умения ,навыки»-(например:- знать:роль искусства в понимании красоты природы уметь:придумать свою композиционную схему). Причем цели и задачи пролегают через всю плановость картины.Получается масштабность захватывания "процесса обучения" различает эти понятия.

Передериева Е.В.: Ирина Романова :я считаю колоссальной ошибкой в системе нашего школьного образования сокращения часов естественных наук: химии. биологии. Это науки, развивающие абстрактное и конкретное мышление, логику, память. Как преподаватель биологии совершенно с вами согласна. Биология - универсальный предмет, в процессе преподавания которого также можно: работать с текстом, выполнять математические расчеты, развивать коммуникативные навыки, расширять кругозор и т.д. Ни в коей мере при этом не умаляю значения других предметов в школьном обучении.

zhuk: Работаю в Профессиональном лицее преподавателем физики. Формирование и развитие компетенций начинаем с диагностики. Выявив проблемы, планируем формы и методы организации учебной деятельности, которые помогут их решить. Например, информационные компетенциии развиваю через задания по составлению тематических презентаций к уроку. На начальном этапе это, конечно, совместная работа: преподавателя с учащимися; учеников, владеющих компьютерными технологиями, с начинающими пользователями ПК. Дальше - уже самостоятельно выполненные проекты. Одна из проблем: как оценить динамику развития компетенций? В литературе предлагается использовать наблюдение, тесты, ситуационные задачи и т.д. Но времени на подготовку и проведение этих процедур не хватает катастрофически. Есть ли у вас опыт такой работы? Может, выход в организации совместной деятельности учителей-предметиков, работающих в данной группе (классе)?

zhuk: Мы выбрали пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании: социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная, специальная. Работаем над развитием этих компетенций третий год. И третий год спорим. Как лучше: выбрать какую-либо компетенцию преподавателю за основу и ее развивать в полном объеме или все по- немногу. Трудно найти золотую середину. конечно, в ходе работы мы все равно затрагиваем проблемы развития той или иной компетенции, но хотелось бы делать все это грамотно и с пользой для ребят. Особенно это трудно, когда поступившие к нам учащиеся не обладают ни одной из компетенций даже на начальной стадии, а таких у нас более 30%. Хотелось бы услышать полезные советы.

Правитель О.А.: А.В.Хуторской пишет: Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему планирования уроков? Планировать этап урока, где учащиеся активно самостоятельно работают с информацией: анализируют предложенный материал и преобразовывают информацию, делая выводы и формулируя тезисы. В результате такой деятельности формируем информационную компетенцию. Организация работы в группах: учащиеся объясняют; задают вопросы и отвечают на них; оценивают результаты работы оппонента, обосновывая свои действия. На этом этапе формируется коммуникативная компетенция. Этап самостоятельной работы с дифференцированными заданиями. Способствует тому, что учащиеся планируют свою работу в определенных временных рамках, учатся анализировать не только изучаемый материал, но и свою деятельность. В результате формируется учебно-познавательная компетенция.

Тишкина Т.Н.: А.В.Хуторской пишет: цитата: Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему планирования уроков? Я считаю,ключевые компетенции : социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная... учитель включает в урок непосредственно только потому, что это неотъемлемая часть образовательного процесса. Что касается предметных компетенций, то это уже идет связь с каждой темой непосредственно и выбора приемов, форм и методов обучения,типом урока.При формировании информационной компетенции-можно определить вид работы-объяснительно-иллюстративный, тип урока-комбинированный,форму урока-групповую..Так- дети,работая в группах, планируют ответ, анализируют материал,-таким образом формируется не только информационная компетенция,но и учебно-познавательная.

Милованова О.М.: А.В.Хуторской пишет: цитата: Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему планирования уроков? По моему мнению к ключевым компетенциям относятся : ценностно-смысловая компетенция, учебно-познавательная компетенция, Социокультурная комкетенция, коммуникативная компетенция, информационная компетенция, здоровьесберегающая компетенция. Мы все работаем над формированием компетенций. Тишкина Т.Н. пишет: это неотъемлемая часть образовательного процесса.И я с этим соглашусь. Я как учитель информатики, считаю что КОММУНИКАТИВНАЯ компетенция на уроках формируется в трех направлениях: 1. Взаимодействие «человек-человек». В результате этого взаимодействия обучающиеся учатся рассуждать, слушать и слышать друг друга. 2. Взаимодействие «человек-компьютер». Изучив основные компоненты компьютера и их функции, программное управление компьютером, обучающиеся учатся преобразовывать текстовую, графическую, числовую, представляя ее в виде, доступном для лучшего восприятия, понимания и усвоения ее содержания. 3. Взаимодействие «человек-компьютер-человек». Использование возможности локальной компьютерной сети для получения новых знаний. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ компетенция формируется при соблюдении требований к организации компьютерного рабочего места и соблюдении требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Основы ИКТ - компетентности учащегося закладываются на уроках информатики и подразумевают его готовность использовать в учебной и практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для: 1. доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию); 2. обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации); 3. интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление); 4. оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации); 5. создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д. Милованова О.М.

Смирнова О.Н.: А.В.Хуторской пишет: Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему планирования уроков? Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении целого ряда требований: 1. диагностические требования; 2. психологические; 3. требования к технике проведения урока; 4. к здоровьесбережению на уроке. Уроки планируются в форме: урок-лекция, урок-дискуссия, семинар, аналитическая беседа, практическая работа в группах, урок-исследование, урок-проект и др., с использованием разных образовательных технологий: проблемного обучения, личностно-ориентированного подхода, интегрированного, проектного, компетентностного обучения. Смирнова О.Н.

Файзуллина Л.В.: А.В.Хуторской пишет: Каким образом ключевые и предметные компетенции могут быть включены в систему планирования уроков? Как должны формулироваться при этом цели урока? Как избежать "модничания" и обеспечивать на уроке реальное развитие компетентностей учащихся? В докладе международной комиссии по образованию 21 века «Образование: сокрытое сокровище» исследователь В.Хутмахер сформулировал семь компетенций. Это: ученье; исследование; размышление; общение; кооперация; взаимодействие; уметь делать дело, доведя его до конца; умение адаптироваться к себе; принимать себя таким, какой ты есть. На основе этих компетенций можносформулировать полихудожественные (предметные) компетенции. Компетенции «общение», «исследование» можно объединить в одну 1-ю - «Умение мыслить языком пластических искусств» 2-я компетенция «размышление» - «Умение размышлять с карандашом в руке» 3-я компетенция «уметь делать дело, доводить его до конца» - «Умение работать разнообразными художественными материалами» 4-я компетенция – «умение адаптироваться к себе, принимать себя таким, какой ты есть - «Умение фантазировать на основе развития наблюдательности и авторского индивидуального воображения» 5-я компетенция «учение» - «Умение выстраивать траекторию своего художественно-эстетического развития под руководством педагога и самостоятельно» 6-я компетенция – «кооперация» - «Умение работать в содружестве с педагогом, и в команде». Таким образом, сочетаются ключевые и предметные компетенции. В зависимости от темы урока, от образовательного продукта, который должен получится на уроке, формулируется цель и задачи.

natalya0128: Я считаю недостатком нашего образования сокращение, а в некоторых школах и удаления из программ предмета технология (домоводство, технический труд). Данный предмет развивает абстрактное и конкретное мышление, логику, память, мелкую моторику, творчество. Роль практической деятельности на уроках велика и дети занимаются конкретным делом. Многие работы выполняются группами (командами, бригадами), что позволяет ребятам общаться, находить наилучшие пути решения. Отказ от предмета приводит к тому, что компетенции учащихся на некоторых уроках снижается: геометрия, черчение, физика.

Марина74: Скрипкина Ю.В. пишет: Так или иначе основной акцент делается на какую-то определенную компетенцию. Нет, я с Вами не согласна. Конечно, одна из компетенций будет всегда ведущей - это предметная, в силу основной обучающей цели урока- но при этом она может сочетаться сразу с несколькими ключевыми компетенциями.



полная версия страницы