Форум » Современный урок » Анализ, самоанализ и рефлексия урока » Ответить

Анализ, самоанализ и рефлексия урока

А.В.Хуторской: Анализ, самоанализ и рефлексия урока. Часто эти понятия смешивают. Чем же они отличаются? Предлагаю обсудить следующие заметки - http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Ответов - 15

Битюцкая И.Н.: Анализируя свое занятие, педагог получает возможность взглянуть на него со стороны, осмыслить способы и приемы работы. Самоанализ занятия по определенным критериям:качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие обучающихся, необходим для повышения качества обучения. Рефлексия позволяет оценить свои сильные и слабые стороны.

Потеряева Т.А.: Рефлексия – обращение назад; на мой взгляд более сложный процесс включающий как анализ так и самоанализ урока, и синтез нового – вывод как я провел урок? Способность к рефлексии важнейшая характеристика педагога, т.к. в педагогической деятельности постоянно возникает потребность в диагностике – самодиагностики своей деятельности и диагностики деятельности учащихся, анализа своего педагогического опыта. (понять себя в происходящем и происходящее в себе) Рефлексия имеет значение не только как инструмент – способ решения учебных проблем, но гораздо большее значение в воспитании личности учащегося. Рефлексия способствует установлению соответствия между средой и личностью. Рефлексия подразумевает соотнесения себя, своих возможностей с тем, что от тебя требуют и ожидают.

А.В.Хуторской: Потеряева Т.А. пишет: Рефлексия имеет значение не только как инструмент – способ решения учебных проблем, но гораздо большее значение в воспитании личности учащегося. Рефлексия способствует установлению соответствия между средой и личностью. Рефлексия подразумевает соотнесения себя, своих возможностей с тем, что от тебя требуют и ожидают. Татьяна Алексеевна, я разделяю ваше понимание рефлексии. Но хотелось бы большего. Например, я бы предложил вам привести фрагмент собственной рефлексии (хотя бы по памяти) и на его примере пояснить: а) в чем ваша рефлексия стала инструментом решения проблемы, какой именно, б) как ваша приведенная рефлексия поспособствовала установлению соответствия между средой и личностью, в) как рефлексия помогла соотнести себя, свои возможности с тем, что от тебя требуют и ожидают". В этом случае очень полезным оказался бы размор и анализ не только вашей конкретной рефлексии, но и сам рефлексивный подход к профессиональной педагогической деятельности.


sasa795: Мне кажется, именно рефлексия является движущей силой человеческих мотивов, только она способна научить человека оценивать себя, не жалея и не щадя, и таким образом сделать так, чтобы оценка окружаюших лично Вас стала высокой или выше, чем была.

Петрова Я.Н.: Рефлексия позволяет оценить только субъективное отношение человека. Я использую рефлексию в конце каждого урока психологии, с цель отслеживания продуктивности урока для каждого учащегося, например: «Как вы считаете, что в нашем занятие было для вас полезным?», «Где вы можете применить полученные знания?» и т.д. И из своих наблюдений могу заметить, что влияющим фактором на рефлексию является эмоциональное состояние учащегося. А анализ урока – это скорее объективная деятельность учителя. Мне анализ урока позволяет отследить плюсы и минусы хода урока, подачи материала, восприятия учащимися и т.д. Самоанализ – это анализ своей деятельности, т.е. поведение, речь, отношение и д.р. и своих чувств, эмоций.

Петрова Я.Н.: Рефлексия позволяет оценить только субъективное отношение человека. Я использую рефлексию в конце каждого урока психологии, с цель отслеживания продуктивности урока для каждого учащегося, например: «Как вы считаете, что в нашем занятие было для вас полезным?», «Где вы можете применить полученные знания?» и т.д. И из своих наблюдений могу заметить, что влияющим фактором на рефлексию является эмоциональное состояние учащегося. А анализ урока – это скорее объективная деятельность учителя. Мне анализ урока позволяет отследить плюсы и минусы хода урока, подачи материала, восприятия учащимися и т.д. Самоанализ – это анализ своей деятельности, т.е. поведение, речь, отношение и д.р. и своих чувств, эмоций.

Ерофеева О.Н.: На мой взгляд рефлексия играет важную роль для мотивации учения и определения степени достижения цели. Ведь от интереса учащихся к предмету зависит и успех урока. Конечно же, одной рефлексии для определения результатов работы будет недостаточно. Поэтому учителю прийдется ее дополнить и анализом работы. К обсуждаемым Вами понятиям: рефлексия, самоанализ, анализ урока можно еще добавить взаимооценивание, т. е. оценивание учащимися друг друга.

Иванова Г.А.: Ерофеева О.Н. пишет: К обсуждаемым Вами понятиям: рефлексия, самоанализ, анализ урока можно еще добавить взаимооценивание, т. е. оценивание учащимися друг друга. Но разве оценивание деятельности других не будет так же рефлексией, если я пытаюсь оценить их деятельность соответственно своему пониманию, что они делали? А.В. Хуторской пишет: "Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях."

Калинина Ирина: А как же их не смешивать, если используются они не осознанно. Педагогу сказали: проведи в обязательном порядке анализ и самоанализ, и он, конечно, в удобной и приемлемой для него форме начнет это делать. Часто, подглядывая, подсматривая, переписывая, копируя, а как это делают другие. Яркий пример тому, национальный проект "Образование". конкурс "Лучшие учителя России". Предложена форма аналитической справки, таблица с разработанными критериями. Их составление и заполнение выливается просто в какие-то лабораторные работы. 100 тыс. стимулируют активность как никогда. Списывается не только логика изложения, ход мысли, но и целые блоки, педагогические выкладки. Что напрягаться? Я же не хуже своей предшественницы по конкурсу работаю. Рефлексию понимаю как "проживание" творческого времени, искусственное погружение еще раз в процесс, чтобы осознать, понять, а затем и...ЗАПОМНИТЬ. Качественно проведенная рефлексия теперь будет руководить моим сознанием. Я не буду вхолостую разбрасываться своей энергией, эмоциями. Я буду искать серцевину процесса, буду стремиться не пропустить главное. А самоанализ, анализ можно проводить и отдохнув от тяжких трудов, на расстоянии, методично расскладывая по полочкам вчерашний день.

Передериева Е.В.: Во всех перечисленных понятиях ключевую роль играет оценка деятельности участников образовательного процесса. Если мы посещаем уроки коллег на методической неделе с целью обмена опытом, в результате сдается анализ урока. Самоанализ проводим в том случае, если сами давали открытый урок. В методических материалах представлено много разных форм самоанализа. Рефлексия дает возможность оценить восприятие учениками материала урока, определить самооценку и наметить планы на будущее.

zhuk: Рефлексия - это анализ, осознание осуществленной деятельности, мышления, общения и своего психологического состояния в этой деятельности (остановиться, оглянуться). Подлинное изменение ученика есть самоизменение, изменение изнутри. Рефлексия развивает умение использовать свой внутренний потенциал, самосознание. Если развитие определяется извне, то даже обладающий мышлением ученик может стать неразвитой личностью. Различные виды рефлексии взаимосвязанные: предметная рефлексия (что я делаю?); процессуальная рефлексия (как я делаю?); ценностная рефлексия (для чего я делаю? каково мое отношение к сделанному?). Я использую следующие механизмы развития рефлексивных способностей учащихся: рефлексивное поведение учителя ("Каково семя, таково и племя"), поощрение рефлексивного поведения учащихся ("Браво! Продолжай"); рефлексивные вопросы ("Спроси себя"); поощрение сомнений и критики ("Давайте найдем в этом обычном что-нибудь необычное"); тестирование и анкетирование ("Свет мой, зеркальце, скажи!..."); полноэкранное видение явлений (объектов) ("Истинна многогранна"); видеть за предметом его автора( "За радио - А.С. Попова"); сотрудничество с учащимся; поощрение свободного выражения незнания ("Я не знаю и не скрываю этого"); видеть за внешними проявлениями сущностное, причинное, скрытый смысл сказанного ( "Зри в корень!"); общие подходы, способы и принципы решения учебных задач. То есть, по моему мнению, рефлексия - это более широкое понятие, включающее в себя и анализ и самоанализ.

Светлана Подсвирова: Самоанализ - это изложений только фактов: технология, её целесообразность, методы, средства, из соответствие возрасту обучающихся и задачам урока. Рефлексия - более глубокий анализ, анализ "внутренний", в основном касающийся учителя, зачем он использует такие методы, его возможности, прогнозы профессионального развития учителя.

Редько М.С.: Светлана Подсвирова пишет: Самоанализ - это изложений только фактов: технология, её целесообразность, методы, средства, из соответствие возрасту обучающихся и задачам урока. Рефлексия - более глубокий анализ, анализ "внутренний", в основном касающийся учителя, зачем он использует такие методы, его возможности, прогнозы профессионального развития учителя. А чем,в вашей практике отличается самоанализ от анелиза?

Битюцкая И.Н.: Анализируя свое занятие, педагог имеет возможность взглянуть на него со стороны, осмыслить способы и приемы работы. Самоанализ занятия проводится по определенным критериям:качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие воспитанников; оцениваются методы, способы активизации учеников,эффективность освоения материала. Анализ и самоанализ необходимы для повышения качества обучения, а рефлексия позволяет оценить свои сильные и слабые стороны.

Курочкина Н.Н.: Анализ занятия должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями педагога к самому себе. При анализе занятия педагога необходимо учитывать его индивидуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие, одинаковые рекомендации, приемы, методы. Всякие рекомендации по улучшению проведения занятий должны обязательно опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.



полная версия страницы