Форум » Современный урок » Интернет на уроке как способ самореализации учащихся » Ответить

Интернет на уроке как способ самореализации учащихся

А.Д.Король: Может ли глобальная сеть Интернет способствовать индивидуализации процесса обучения? Как именно организовать на уроке учет личностных особенностей учащегося посредством сети Интернет?

Ответов - 31

Мугалимов: Добрый день! Использование на уроках сетевых технологий (локальная и глобальная сеть) должна и обязана индивидуализировать процесс обучения. На уроках мои ученики часто разрабатывают мини-проекты и большие(долгосрочные) с использованием интернет-ресурсов. Темы разные от история происхождения мобильных телефонов, смайликов до нанотехнологий. Результат проекта представляют в виде буклета ( MS Publisher), презентации (MS Power Point) и web-страниц. Ребятам очень нравяться уроки-проекты с использованием интернет-ресурсов, просто они горят. Проводит уроки с применением интернет-технологий (интернет-сервисы, интернет-инструменты), особенно когда под рукой учащихся компьютер подключенный в локальную и глобальную сеть, на каждом компьютере Skype- связь с чатом и пр. На мой взгляд, одним из технологий эвристического обучения, является метод проектов с использованием интернет-технологий. Именно в процессе работы над проектом ученик открывает для себя новое, интересное, порою непонятное. С уважением Мугалимов Д.Т.

Хожаинова Светлана: В настоящее время в сети Интернет существует огромное количество дистанционных конкурсов, олимпиад, проектов. Участвовать в них может любой ученик, в то время как в обычных очных олимпиадах участвуют лучшие, как правило, хорошо успевающие дети. Интернет же дает возможность каждому проявить себя, заявить о себе на всероссийском, международном уровне, а значит развиваться как личность. Затрудняюсь ответить на второй вопрос. Единственное, что приходит в голову - организовать тестовую проверку знаний по теме с какого-нибудь сайта в интерактивном режиме. Но для меня, учителя информатики, это трудно реализовать из-за бесконечных технических сбоев связи, низкой скорости работы в сети. Что уж говорить о других учителях-предметниках.

Горшкалёва Г.В.: Хожаинова Светлана пишет: Затрудняюсь ответить на второй вопрос. Единственное, что приходит в голову - организовать тестовую проверку знаний по теме с какого-нибудь сайта в интерактивном режиме. Но для меня, учителя информатики, это трудно реализовать из-за бесконечных технических сбоев связи, низкой скорости работы в сети. Что уж говорить о других учителях-предметниках. В школе использование Интернета сильно затруднено из-за низкой скорости и по различным техническим причинам, которые довольно часто возникают. Бывает, дома всё спланируешь, подготовишься, а в школе с Интернетом - проблемы: то "завис", то сервер отключили, или ещё что-нибудь!Вот и получается, если хочешь провести урок с испоьзованием новых технологий, то подготовка к самому уроку, да ещё и к непредвиденным ситуациям, занимает оень много времени.А подготовка не однаю Конечно, эти проблемы мешают работе с Интернетом. Лучше,всё-таки, ИКТ-уроки.Надёжнее. Хотя с развитием, наверно, такие проблемы отпадут и уроки с использованием Интернет можно будет проводить регулярно.


Надежда Лимонникова: С помощью Интернет можно организовать учёт индивидуальных способностей учащихся. Например, ресурсы интернет дают возможность визуалам усвоить материал, используя наглядность, которой очень много, главное, выбрать нужное.

Курышева С.Н.: Конечно может. Работаю учителем в начальной школе и активно использую сеть Интернет на своих уроках. Например: зайдя на сайт математических Олимпиад для школьников "Сократ" можно подобрать задания по разному уровню сложности, задания постоянно обновляются. На уроках ИЗО заходим в Необыкновенную картинную галерею, в игровой форме знакомимся с шедеврами мировой живописи. Опять же есть задания с подсказками для детей с ещё несформировавшимися знаниями. Сайт "Государство и детство" - находка для воспитания патриотизма с младшего возраста. А энциклопедические сайты помогают развивать познавательный интерес к предметам. Важно правильно составлять задания: посильные и дифференцированные.

Игорь Маслов: Сеть, думаю нкиак. А вот учитель - да.

Давыдова Анна: Интернет может все, но нужно все дозировать. Сильные перегрузки тоже не нужны и даже вредны для детского сознания.

Исаева О.Ю.: Использование сети Интернет на уроке способствует повышению Икт компетенции учащихся, повышает мотивацию ( так работа с Интернетом - это занятие престижное среди детей), возможность индивидуального подхода. При работе с детьми классов КРО , зная особенности ребенка есть возможность подобрать индивидуальные развивающие задания. Кто развивает память, а кто орфографическую зоркость. Так же можно провести консультацию по вопросам профориентации. Так есть порталы с он-лайн тестированием, а по готовому результату можно и провести собеседование. Как говориться по горячим следам. Интернет можно использовать по разному, но самое главное целенаправленно, обдуманно и не нарушая требований Сан Пина, здоровье детей прежде всего.

Горшкалёва Г.В.: А.Д.Король пишет: Может ли глобальная сеть Интернет способствовать индивидуализации процесса обучения? Конечно! Сильные ученики, стремящиеся к получению знаний, работающие над своим оразованием, используют Интернет как дополнительный источник знаний,что развивает их, дополняя их знания, вырабатывая умения самостоятельно добывать знания, эрудированность и уверенность в своих знаниях. Повышается самооценка.Умный ребёнок может заниматься как самостоятельно, так и под руководством или с участием педагога. Для слабых учеников Интернет также является помощником в обучении, особенно если педагогом составлен план работы с таким учеником, направленный на индивидуальную работу с ним по ликвидации пробелов в знаниях.

Фадеева С.А.: Конечно можно, только надо направить своих учеников по правильному пути. Ведь исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность и в этом помогает интернет

Kuleshova G: Фадеева С.А. пишет: Ведь исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность и в этом помогает интернет Уважаемая Светлана Александровна! Приведите, пожалуйста, пример организации исследовательской деятельности учащихся вашего класса на каком-либо уроке с помощью ИНтернет-технологий. Возможно, есть опыт у других Ваших коллег, и Вы об этом хорошо знаете?

Фадеева С.А.: Kuleshova G пишет: пример организации исследовательской деятельности учащихся вашего класса на каком-либо уроке с помощью ИНтернет-технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в исследовательскую деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. В основном, я использую уроки-исследования по окружающему миру. Например, при изучении раздела "Родной край - часть большой страны" 4кл. ,изучается тема "Животные и растения Кемеровской области, занесённые в Красную книгу". Класс по желанию делится на 2 группы: 1-ая - изучает и готовит материал о животных, 2-ая - о растениях. Одним из условий при выполнении работы является использование Интернет-ресурсов.

Савастьянова О.Ю.: Существует огромное количество дистанционных конкурсов, олимпиад. Участвовать в них может любой ученик, в то время как в обычных школьных олимпиадах участвуют лучшие. Интернет же дает возможность каждому проявить себя, заявить о себе на любом уровне, быть замеченым, и развиваться как личность. Задача взрослых - правильно сориентировать ученика на "правильные" сайты.

Титкова И.С.: Недавно в новостях показали сельскую школу, где нет учителя иностранного языка. Тем не менее дети, в частности, учащиеся старших классов, с помощью сети Интернет, имеют прекрасную возможность изучения предмета, причем в индивидуальном порядке, так как у каждого, как и положено, есть в школе персональный компьютер. Вот в этом случае уже возможно вести речь об индивидуализации процесса обучения, когда учитываются, в том числе, личностные особенности. Пока же большинство школ в менее выгодном положении. Финансовые трудности!

Калинина Ирина: Титкова И.С. пишет: Пока же большинство школ в менее выгодном положении. Финансовые трудности! Мы эти трудности тоже переживаем . В школе 1 кабинет информатики, в нем единственный выход в интернет. Дистанционное обучение, пользование интерент - только во второй половине дня, иногда поздним вечером, почти ночью, ну и, естественно, все выходные. Поэтому - полное игнорирование законодательства о рабочем времени и СанПин. Спасают также домашние компьютеры учителей и детей. У меня с некоторыми детьми и педагогами установлена стабильная связь. Школьный ресурс существует условно. В таких условиях говорить о системе интерент-уроков просто смешно. Мы проводим интерент-пробы: каждый год дистанционные уроки, викторины, регулярно участвуем в олипиадах "Эйдос". Но, при этом, осознаем, подключение интерент хотя бы в 2-3 классах школы в корне изменит технологию проведения обычного урока. Появятся новые возможности импровизации на уроке, расширится диапозон ресурсов, будут отработаны новые формы деятельности детей... Хотя от "классики" никогда не отказывались и отказываться не собираемся.

Валеев Загир Забитов: А можно ресурсы связанные с интернет-уроками???

Калинина Ирина: Валеев Загир Забитов пишет: А можно ресурсы связанные с интернет-уроками??? Представляю этот диапозон так: использование электронных баз учителя, привлечение методических копилок учителей сетевого сообщества, возможности динамичной независимой экспертизы в течение урока, параллельное творчество учащихся - а затем совместная рефлексия.

Юлия Якимец: Интернет на уроке? При "Живом" учителе. Не представляю себе, как это можно реализовать. Вот использование различных интернет-ресурсов, в том числе школьного сайта, во внеурочное время - это, на мой взгляд, очень даже рационально.

Гусева Е.В.: Сеть Интернет и есть средство индивидуализации обучения. Исхожу из личного убеждения: ребёнок не может быть полностью неуспешным при изучении того или иного учебного предмета. Объясняю на примере математики: один ученик - прекрасно решает задачи, а другому не даются эти задачки, но он может приготовить замечательный доклад из истории развития математики и т.п. Как можно при этом организовать процесс обучения? Первому даю электронный адрес, где он может найти задачи повышенного уровня сложности, пройти интерактивный тест и т.д. А второму рекомендую зайти на сайт, материал которого поможет ему при подготовке доклада или где можно посмотреть образцы решённых заданий. Можно использовать Интернет и на уроках, реализуя при этом принцип дифференцированного обучения. Допустим, урок проходит в компьютерном классе, где с каждого компьютера есть выход в Интернет. Одна часть учащихся решает задачи, отрабатывая алгоритм их решения, а другие ученики, успешно справившиеся с этим заданием, пересаживается за компьютеры, заходят в Интернет по указанным адресам и выполняют индивидуальные задания, предложенные учителем. Это могут быть задания повышенной сложности, или знакомство с теорией новой темы, или знакомство с историческими сведениями. В конце урока или на следующем уроке эти ученики отчитываются о проделанной работе. Конечно проведение такого урока требует от учителя большой подготовки. Да и техника не подвела бы.

Каляева Н. А.: Конечно ресурсы Интернета позволяют индивидуализировать обучение. В этом нет сомнения. Учитель, на мой взгляд, должен проделать огромную предварительную работу по переработке материала для обучающихся.

Скрипкина Ю.В.: Каляева Н. А. пишет: Учитель, на мой взгляд, должен проделать огромную предварительную работу по переработке материала для обучающихся. Не вполне тогда понятно, в чем же индивидуализация, если материал перерабатывает учитель? Почему работой с Интернет-ресурсами не могут заняться сами ученики?

ЕрмаковаЛВ: В результате моей личной деятельности по использованию в очном учебном процессе телекоммуникационных технологий и эвристических методов в течение четырех последних лет можно отметить, что наблюдаются следующие изменения у детей, постоянно участвующих в дистанционных мероприятиях: - повышение мотивации обучения; - развитие таких качеств личности учащегося, как: - творческие способности - способность к самостоятельной постановке целей, анализу средств и методов решения задачи - настойчивость в достижении целей - уверенность в себе - осознание себя как личности и как члена коллектива, ответственного за общую работу - способность к самоанализу - приобретение учащимися навыков работы с информацией и опыта владения ИКТ применительно к любой области деятельности. Интернет может применяться ограниченно, как вспомогательное средство в ходе урока, но могут быть организованны и целые Интернет – уроки в компьютерных классах, позволяющие взаимодействовать учителю и ученику опосредованно, через глобальную сеть, когда все преимущества информационной технологии проявляются в полной мере, а недостатки классно-урочной системы и личного контакта с педагогом сглаживаются. Например, я провела такой урок «В гостях у портала «Русское слово ». Не каждый ученик может себе позволить иметь словообразовательный, орфоэпический словарь, синонимов, фразеологизмов, да и просто орфографический. Использование электронных словарей на уроках, при выполнении домашних заданий (как по литературе, так и по русскому языку) позволит решить эту проблему. В каждое домашнее задание включаю увлекательную работу со словарями: составить кроссворд из слов, заимствованных только из английского языка; сочинить сказку, используя только словарные слова; снять небольшой ролик для «Ералаша», используя как можно больше фразеологизмов; подготовить литературоведческий диктат и выступить на следующем уроке в роли учителя. Обращение к словарю должно стать для учащихся рефлексом. И словари обязательно появятся в электронной библиотеке наших детей, если мы просветим родителей (а они - наши первые помощники в формировании информационной культуры учеников), покажем необходимость использования Интернет ресурсов в обучении и систематически будем проводить словарную работу. Тогда и результаты ЕГЭ по орфоэпии, морфемике, словообразованию, лексике будут намного выше. На Интернет-уроке использую средства электронного тестирования, включенные в сетевой курс, они позволяют избежать субъективизма в оценках знаний, что, в свою очередь, позволяет улучшать и упрощать диагностику уровня подготовки учащихся. На Интернет-уроках учащиеся на компьютерах (работая в паре) самостоятельно выполняют упражнение портала «Грамота.Ру» с электронной проверкой, сообщают мне полученные баллы, работая с компьютером и используя материалы портала «Русское слово», оформляют карточку-тренажер, готовят устное сообщение, пишут выборочные интерактивные диктанты с выполнением грамматического задания, выполняют упражнения портала «1Сентября», заканчивают выполнение взаимопроверкой, вставляют пропущенные буквы, пользуясь электронными словарями, подбирают синонимичные пословицы. Провожу интерактивные диктанты, используя материалы «GRAMOTA.RU», у школьников такой вид работы вызывает большой интерес. Многие с удовольствием и дома проверяют свои знания по уже пройденным темам. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это — элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернете открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющимися в учебнике, в справочниках. Обмен индивидуальными письмами по электронной почте даёт уникальную возможность вести реальный диалог с читателем, проверить свою письменную речь, умение выразить себя, проверить, правильно ли понял партнёра, запросить дополнительную информацию. Создаётся положительный эмоциональный фон в ходе общения, учащиеся знакомятся с мнением своих сверстников. Так мы работали при подготовке к читательской конференции по книге. Работаю через электронную почту индивидуально с учащимися, занимающимися научной деятельностью. Интернет - технологии позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как компьютерные конференции, благодаря которым все участники обмениваются письменными сообщениями, создаются образовательные ресурсы, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Так мною была проведена конференция на форуме по теме «Сленг или литературный язык?». Видеоконференция – это дву- или многосторонняя связь для передачи звука и изображения, которая может использоваться для всех типов совещаний, когда в дополнение к передаче звука необходима визуализация. С целью дополнения имеющихся знаний учащихся новыми сведениями я предложила послушать сообщение специалиста из газеты по теме «Публицистический стиль» и задать ей вопросы. Так на конференции «Литературный Алапаевск» учащиеся общались с библиотекарями города. Я проанализировала работу по организации телекоммуникаций с сентября 2010г. Для этого выбраны были экспериментальный и контрольный класс. Обучение в экспериментальном классе отличалось введением такого фактора, как экспериментальная методика обучения с использованием средств телекоммуникаций. Глубина усвоения и степень осознанности знаний учащихся проверялись на основе анализа ответов во время занятий, анализа результатов срезовых контрольных работ, тестов, зачетных мероприятий. Более детальное сравнение результатов обучения в исследуемом классе произведено на основе прироста творческой познавательной самостоятельности по результативным критериям. Основанием для вывода о повышении эффективности обучения учащихся исследуемого класса являются количественные и качественные показатели, подтверждаемые результатом выполненных ими Интернет-заданий. В ходе эксперимента было выявлено, что занятия в экспериментальной группе, вследствие использования в самостоятельной деятельности учащихся телекоммуникационных средств, намного шире по содержанию, их также характеризует большее разнообразие приемов, методов и средств обучения. Они разноплановы и неординарны. Об эффективности предложенной методики можно судить по следующим результатам: - обнаружено значительное повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся экспериментальной группы, где использовались средства телекоммуникаций, по отношению к учащимся контрольных групп; - установлена прямая зависимость между самостоятельной работой учащихся в сети Интернет и числом случаев разнообразного выполнения учащимися заданий; - отмечена положительная динамика познавательных интересов учащихся, которая проявляется в осознанности учебного материала, проявлении самостоятельности в исследованиях на более высоком уровне, творческой направленности деятельности и ее мотивах. Кроме этого, из рефлексии учащихся видно, что этот вид деятельности привлекает их. Рефлексия становится спутником обучающегося на каждом этапе организации учебной телекоммуникационной деятельности и должна "применяться в случае возникновения затруднений, ибо без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели". Калугина Екатерина, ученица 9А класса, рефлексирует свою деятельность: «Мне очень нравятся уроки-телеконференции. Это что-то новое, непривычное. Если не впускать новизну в свою жизнь, она станет скучной и серой. На расстоянии общаешься с человеком, узнаешь многое, можешь тут же задать вопрос и не тратить времени после уроков». Богаткина Дарья, 9 "А" класс: «Я участвовала в форуме, научилась выкладывать свои мысли, высказывать, что я думаю, и главное не стесняться. Раньше я боялась что-то сказать, боясь ошибиться, а теперь поняла, что не надо закрываться в самой себе, а говорить, что ты думаешь!» Ханталина Ксения, 9А класс: «Очень нравятся Интернет-уроки, столько информации получаешь, столько заданий выполняешь за урок! Приходишь домой и хочется все доделать, что не успела, не посмотрела, не осмыслила.»

Лешков О.А.: Лариса Викторовна, хотелось бы узнать, какие коммуникативные модели урока вы предпочитаете чаще всего использовать и почему? Какие предпочитают Ваши ученики? Как вы достигаете консенсуса в этом?

ЕрмаковаЛВ: Урок литературы – это коммуникативное событие, оно должно учитывать дискурсивный характер художественного произведения, с которым мы работаем на уроке, специфику учебной коммуникации, в рамках которой происходит понимание произведения читателем-школьником и включать в себя вторичные коммуникации, когда в роли субъекта выступает адресат, в свою очередь отправляющий сообщение по поводу осмысленного им текста. Эти три составляющих и определяют структуру коммуникативной модели урока литературы.Характеризуя блок художественных коммуникаций в модели урока литературы, необходимо иметь в виду, что литературный текст – это совокупность монологов, диалогов, реплик, высказываний, принадлежащих автору-повествователю, рассказчику, героям, все они имеют своих адресатов и определённые жанровые характеристики. В данном случае мы имеем дело с изображённой коммуникацией. Специфика коммуникативных отношений, представленных в художественных текстах, у каждого автора своя, а разворачивающиеся на страницах литературных произведений коммуникативные ситуации могут стать предметом самого пристального анализа на уроках литературы.

Лешков О.А.: Как я понимаю, Лариса Викторовна, на уроке литературы Вы используете модель урока-диалога. Согласно это модели, в уроке присутствует триада модельных вопросов: Что? Как? Почему? Это соответствует структуре эвристического диалога. Что? Учащиеся в художественном произведении оьнаруживают признаки коммуникативной ситуации. Как? Вычленяют авторскую позицию, выразительно-изобразительные средства. Почему? Определяют ее место в произведении и роль. Как же учитываются личностные мотивы изучения коммуникативного ресурса? Индивидуальные результаты школьника в это образовательной деятельности? Возможно ли это делать с использованием Интернета?

РычковаСБ: Уважаемые коллеги, а можно ещё задать один вопрос -зачем? На основе Интернет ресурсов вы проводите эвристические диалоги, в связи с этим какие группы лексических средств порекомендуете для 5-6 классов.

Лешков О.А.: Светлана Борисовна, я так понимаю, вы спрашиваете, зачем нужны Интернет-ресурсы для организации эвристического диалога? Какие группы лексических средств порекомендуете? По первому вопросу могу ответить следующее: речь не идёт только о сетевом или дистанционном общении. На мой взгляд, очный диалог краткосрочен, фрагментарен. С помощью Интернет-ресурсов можно этот диалог продолжить. Кроме того, не каждый ученик (я думаю, у вас на уроке такое бывает) активно включается в диалог: кто-то "отсидится", кто-то "промечтает". Не каждый может высказать открыто свою точку зрения. Так вот электронные ресурсы, где Вы можете зарегистрироваться под Ником, где ребёнок просто не будет робеть перед авторитетом учителя или "сильного" ученика, помогают ему реализовать свой коммуникативный потенциал. Вот этом есть потребность детей. Вчера на педсовете Вы, наверное, слышали, что у уч-ся 5-х классов (по результатам мониторинговых исследований) ведущим мотивом является мотив общения. Достаточно проанализировать любую социальную сеть. До 90% детей в каждом классе общаются в сетях. Думаю, чтобы быть для детей актуальным, необходимо эти ресурсы использовать. Думаю, тогда приобретённые знания будут носить личностный характер. Второй вопрос мне не очень понятен. Что вы имеете в виду под лексическими средствами? Учителя литературы - синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д. Что Вы под этим подразумеваете?

Русинова И.А.: Здравствуйте! Первый опыт использования Интернета в реализации индивидуального подхода состоял в переписке через электронную почту с учениками: задание - вопросы- ответ - редактирование и т.д. В этом есть и плюсы, и минусы. Все зависит от психологических особенностей человека. Лешков О.А. пишет: Вы можете зарегистрироваться под Ником, где ребёнок просто не будет робеть перед авторитетом учителя Вам не кажется, что это низким - идти на умышленный обман?

Русинова И.А.: Считаю, что учитель и ученик должны друг другу доверять. Мои ученики регистрируются на различных образовательных сайтах, часто это происходит на уроке, знают ники друг друга, отслеживают успехи или неудачи, рассказывают о допущенных ошибках, получают необходимые рекомендации. В использовании любых методов и средств нужно, прежде всего, стремиться к открытому сотрудничеству. Современный учитель, особенно использующий в своей работе Интернет, должен быть добрым помощником, советчиком, консультантом. Тогда и ученик с легкостью и радостью будет делиться своими находками, а не прятаться за ником.

РычковаСБ: Олег Анатольевич. зачем нужны ? - с точки зрения практической направленности . Что касается сетевого и дистанционного общения абсолютно согласна, т.к. именно те ученики, которым не хватает общения может быть дома, не всегда есть возможность пообщаться в школе, пытаются с нами пообщаться в соцсетях, Лексические средства мне необходимы с точки зрения возрастных особенностей.Это- причины и следствия, порядок изложения, сопоставление, дополнение, уточнение, ссылки, обобщение, введение новой информации, иллюстрация сказанного.

amina: Я работаю в городе, Норильске, где царит очень суровый климат. В связи с тем, что дети достаточно много пропускают занятия в школе в актированные дни, мы в интернет используем как электронный дневник. В нашей школе разработана программа "Актировка", где каждый ребенок может выполнить не только домашнее задание в актированные дни, но и выполнить самостоятельные работы по карточкам, размещенные на сайте школы. Это очень удобно и позволяет оценить работу ребенка даже тогда, когда он не посещает школу.



полная версия страницы