Форум » Современный урок » Межпредметные связи, интегрированные уроки » Ответить

Межпредметные связи, интегрированные уроки

Передериева Е.В.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! В процессе преподавания мы часто используем межпредметные связи. Предлагаю обсудить эффективность их применения. Нужна ли нам в этом случае поддержка и консультации коллег?

Ответов - 35

Гракова : Уважаемые, коллеги! Прочитав одну из тем форума, мне бы хотелось так же выразить своё мнение, т.к. в своей практике я часто использую интегрированные уроки и считаю их очень успешными. Хотелось бы начать с того, что вообще такое интеграция и для чего она нужна современному ученику. В современной педагогике остро стоит проблема нравственности и духовности подрастающего поколения. Поэтому важно на раннем этапе обучения и воспитания сформировать у детей систему ценностей, воспитать культуру восприятия и чувств. И в этом большую роль играет межпредметная связь. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, пробуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, а также способствуют воспитанию патриотизма. В большей степени, чем обычные они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование разных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Интеграция – это объединение в рамках программы, учебника или отдельного урока материала из разных учебных курсов, изучающих общие явления, но с разных сторон и имеющих общую научную основу. Программа и учебники могут быть целиком интегративными, а могут содержать лишь элементы интеграции. Например, в Образовательной системе «Школа 2100» большая часть учебников является интегративными («Окружающий мир»- А.А.Вахрушева) или содержать элементы интеграции («Русский язык»- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, «Мои волшебные пальчики» О.П.Пронина). Интегрированными могут и должны быть отдельные уроки. Например, интегрированные уроки обучения письму и чтение, уроки чтения и музыки, синтеза искусств и литературного чтения, истории и литературы. Вот например, как я строила свою работу на отдельных уроках. Курс «Окружающий мир» А.А. Вахрушева – это интегрированный курс, но авторы его выстроили так, чтобы учитель мог сам дополнять его необходимым материалом. На уроках окружающего мира я использую материал курса «Азбука Смоленского края» под редакцией С.А.Болотовой. Такие уроки могут быть полностью интегрированными или содержать элементы интеграции на отдельном этапе урока. На уроке окружающего мира по теме «Растения и грибы» (1-й класс), на этапе «первичное закрепление», я использовала материал из курса «Азбука Смоленского края». Ребята узнали, какие грибы существую в природе, на какие группы они делятся. Из этих групп учащиеся назвали те, которые растут в нашей области и объяснили, что надо помнить при сборе грибов. Урок «Болота и их обитатели»(2-й класс) был полностью построен на материале по краеведению. Урок проводился в форме беседы. Учащиеся приготовили сообщения о болотах Смоленской области и их обитателях и, опираясь на изложенный материал, мы приступили к дальнейшему его изучению. При проведении таких уроков я старалась учитывать возрастные особенности младших школьников. В процессе обучения мне хотелось показать мир во всем его многообразии с привлечением научной литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности и воспитанию нравственности и патриотизма. В заключение хотелось бы отметить, что для меня интегрированный урок - не цель, а средство формирования личности, приобщение к новому типу мышления, простор для реализации новых технологий.

Позднякова З.Б.: Не возможно провести урок в рамках одного предмета, и всегда интересно посмотреть на работу своих коллег.

Передериева Е.В.: В биологии мы больше используем межпредметные связи, как правило по химии, ОБЖ, физике. А как это происходит при изучении других предметов?


Одинец К.А.: В чём вы видите разницу между оргинизацией уроков с межпредметными связями и интегрированными уроками?

Передериева Е.В.: Между организацией уроков с межпредметными связями и интегрированными уроками, действительно, фактически нет большой разницы. Однако понятия "межпредметные связи" и "интегрированные уроки" можно развести. В методической литературе мы можем найти более 30 определений категории «межпредметные связи». Наиболее близкое для меня понятие процитирую: "... межпредметные связи определяются как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин). Интегрированное обучение подразумевает собой форму реализации межпредметных связей (например, проведение бинарных уроков).

Одинец К.А.: Передериева Е.В. пишет: Однако понятия "межпредметные связи" и "интегрированные уроки" можно развести. Разведите, пожалуйста, на уровне постановки цели урока. Как будут сформулированы цели урока с межпредметными связями и для интегрированного урока? Каким образом должны быть структурированы эти уроки?

Васильева ОС: Я со своими коллегами работаем в эксперименте по совершенствованию системы естественнонаучного образования на основе опережающего изучения курсов физики и химии с коллективом педвуза под руководством академика РАО Усовой А.В.. в рамках это й работы проводим интегрированные семинары естественно-математического цикла. Я сама разрабатываю интегрированные семинары, но использую не только естесвенные дисциплины, но и гуманитарные. Ребята получают задания по разным направлениям (обычно по интересам, важно, чтобы ребенок сам захотел участвовать), ищут информацию, естественно помогает учитель. Обычно занятия такие проводим во внеурочное время, как тематические внеклассные мероприятия на кафедрах. Гуманитарии тоже от нас не отстают, их работа чаще всего театрализованного характера и очень интересна ребятам (костюмированные сценки из литературных произведений)!Это работа стала для нас уже обычным общим делом учителей и учеников! Важно, что материал подобран по темам, пройденным учениками и новым не изученым, мы одновременно закрепляем материал и мотивируем на новые свершения.

Передериева Е.В.: Одинец К.А. пишет: Как будут сформулированы цели урока с межпредметными связями и для интегрированного урока? Я считаю, что цель урока с межпредметными связями - это прежде всего поиск ключевых компетенций, смежных для нескольких дисциплин и их развитие. В процессе проведения интегрированного урока мы преследуем не только вышеуказанные цели, но и объединяем результаты нашего поиска. Например, во втором классе я проводила урок на тему "Вода". Первая группа ребят - "специалисты в области русского языка", выполняли задание, посвященное поиску однокоренных слов; вторая группа - "математики", решали задачу на данную тему; третья группа - "географы", разгадывали кроссворд "Водоемы", четвертая группа - "литературоведы", сочиняли текст про путешествие Капельки; пятая группа - "специалисты "экологи" - выполняли коллаж, "создавая" и "очищая" водоем; 6 группа - "специалисты в области ОБЖ" - работали с текстом, вставляя слова для справки. Структура урока: 1. Актуализация и постановка проблемы; 2. Определение темы урока; 3. Игра - опрос "Свойства и значение воды" (Да - нет); 4. Выступление ученика - постановка опыта; 4. Работа в группах; 5. Презентация работ учеников; 6. Подведение итогов урока; 7. Рефлексия.

Соловьёва О.Г.: Преподавание наук естественного цикла невозможно по сути без межпредметных связей. Объяснение процессов базируется на применении определенных законов. Главное, определить где и сколько времени уделить этому. Всё зависит от специфики предмета. Интегрированные уроки позволяют рассматривать обучающтися процесс не как отдельное явление, а понимать механизм, опираясь на факты и закономерности смежных наук.

Сухорукова Галина : Здравствуйте, коллеги! Действительно, очень многие из нас до сих пор не различают понятия: "межпредметные связи" и "интегрированные уроки". Некоторые даже и не пытаются заморачиваться этой идеей. Мне кажется, межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому учебному предмету без участия педагога-специалиста. При проведении интегрированного урока обязательно присутствие стольких учителей - предметников, сколько заявлено в теме урока. Работа их идет параллельно. и на протяжениии всегоурока. Все должно быть в унисон, тогда урок получается, как сказка. Довольны дети - рады учителя. Интегрированный урок - это гармония нескольких учителей, межпредметные связи - это эрудиция учителя, его всесторонние знания.

Низамова О. И.: Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей. Информатика, как прикладная наука, может быть связана с любым школьным предметом. Интегрированные уроки позволяют: - формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира, -повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам; -приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности; -формировать комплексный подход к учебным предметам; -учит школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач; -развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения; - участие в уроке сразу нескольких учителей позволяет провести его на более высоком профессиональном уровне, используя современные информационно-коммуникационные технологии, сделать акцент на более сложных вопросах, т.е. осуществить углубление материала; -подобные уроки оставляют сильный эмоциональный след, позволяют преодолеть "дробную" подачу материала, разобщенность учителей. По методике интегрированных уроков работаю более 10 лет. Спасибо Сухоруковой Галине за оргинальное название. Сделала подборку задач "Физика+", в этом сборнике собрано около 400 задач, связанных практически со всеми общеобразовательными предметами школы Я убеждена, что за интегрированными уроками будущее.

Fomenko1957: Сухорукова Галина пишет: межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому учебному предмету без участия педагога-специалиста. Совершенно с вами согласна, межпредметные связи на уроке истории это в первую очередь информационное поле в котором связана данная тема и паралельная например "Место России в системе мировой цивилизации", интегрированный урок - это возможность связать разнопредметную информацию, например математика и история.

zhuk: Здравствуйте, коллеги! Я также считаю, что без межпредметных связей в настоящее время не обойтись. Занимаюсь этим вопросом уже практически 5 лет. Сделала подборку задач "Физика+", в этом сборнике собрано около 400 задач, связанных практически со всеми общеобразовательными предметами школы (биология, география, химия, литература, музыка, история и т.д.). Задачи такого типа я применяю на всех этапах урока. Они помогают не только расширить представления о физике как науки, но и показывают учащимся, что без знаний того или иного предмета невозможно решить задачу. Они завлекают, они заставляют думать, мыслить, фантазировать. У А.С. Пушкина в поэме "Евгений Онегин" есть такие строки - "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Физик объяснит данное высказывание с точки зрения правила Ленца. А я хочу перефразировать слова великого поэта - "Чем больше ученика мы любим, тем меньше проблем у нас с ним!".

Передериева Е.В.: zhuk пишет: У А.С. Пушкина в поэме "Евгений Онегин" есть такие строки - "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Физик объяснит данное высказывание с точки зрения правила Ленца. Вы меня заинтриговали. Заглянула в учебник, вспомнила правило Ленца. Спасибо. zhuk пишет: "Чем больше ученика мы любим, тем меньше проблем у нас с ним!". Совершенно с вами согласна, дети всегда тонко чувствуют отношение к себе окружающих людей.

Колотеева С.В.: На вопрос интеграции можно посмотреть с двух сторон. Конечно, положителен опят, когда на уроке ставятся межпредметные связи, очень выигрышно выглядят интегрированные открытые уроки, но я категорически против, когда стремятся ввести интеграцию с целью оптимизации всей образовательной системы.

zhuk: Мы говорим, что межпредметные связи, интегрированные уроки необходимы, так как они расширяют кругозор учащихся, углубляют их знания по предметам, развивают способности, формирует его представления о мире в целом. Это говорим мы, учителя, а надо ли это учащемуся здесь и сейчас, какую пользу это принесет ему, его развитию. Я считаю, что надо. Так как это позволит учащемуся раскрыть свою личность, свои интересы и способности. Например, учащийся любит историю, но не понимает физику. На интегрированном уроке физика+история он сможет показать свои знания в комфортной для него обстановке и в тоже время убедиться, что его знания по истории смогут ему помочь в овладении знаний по физике. Такие уроки нужны, но их не должно быть много, главное показать учащимся с помощью таких уроков единство мира, взаимосвязь между предметами.

Передериева Е.В.: Можно значительно повысить мотивацию к обучению ребенка, если объединить привычные для него понятия в нечто новое и увлекательное. Например, тема "Бионика", на мой взгляд - прекрасная возможность для проведения интегрированного урока в области биологии и математики.

Закирова Э.И.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень интересный вопрос. На данном этапе развития современной школы, внедрения инновационных технологий, очень важна поддержка учителей-предметников, ведь на уроках хочется чтобы учащиеся заинтересовались преподаваемым им предметом, сейчас ребятам навятся те учителя, которые умеют пользоваться современными технологиями, развивающееся не только в одном направлении, умеющие мыслить творчески и разнообразить урок. Не всегда можно осущуствить интеграцию предметов, присутствием нескольких педагогов, но интегрировать предметы можно и одному учителю, например: английский язык в начальной школе можно совместить с математикой, с помощью примеров при узучении числительных, а так же с музыкой и рисованием, что позволяет повысить интерес учащихся. Поэтому, можно сказать, что иногда нам нужна консультация коллег по работе, а поддержка важна всегда, ведь если ее нет очень сложно творить!

Матвеева О.В.: Здравствуйте! Я преподаю английский язык уже 7 лет! Очень часто я провожу интегрированные уроки с различными дисциплинами! Студентам очень нравятся такие уроки! Основными целями интеграции английского языка с различными учебными предметами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения. Такие уроки мотивируют речевую деятельность студентов, поскольку они оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, поэтому центром внимания учащегося становится содержание беседы, что является положительным фактором. Студенты наглядно убеждаются, что язык можно использовать как средство общения. Интегрированные уроки дают студенту достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

belochka757: Люблю, когда интеграцию возможно осуществлять без "притягивания за уши".С коллегами всегда советуюсь и прошу подробную консультацию после того когда сама изучу этот вопрос. Интегрированнные уроки провожу не часто, но интересно.

Соловьёва О.Г.: Здравствуйте, коллеги! Интегрированные уроки, согласна с Вами, интерсны для учеников. Они дают возможность интересно представить учебный материал. Подготовка к таким урокам, действительно, большая как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Чаше всего, конечно, мы интегрируем уроки одного цикла. А предложенные коллегами интегрированные уроки разных циклов - это весьма интересно. У каждого из нас, наверное, есть уроки, которые больше запомнились. Поделитесь, пожалуйста. Мне, например, понравился проведенный интегрированный урок (химия +биология) "Суд над металлами". Ученики много нового узнали про один и тот же металл: роль в клетках, роль в промышленности. Пришлось, конечно, им посидеть в библиотеке, в Интернете. Но слушать было очень интересно, что сами ребята отметили.

Озеркова: Уважаемые коллеги! А я бы поставила вопрос так: как разграничить естественную и искусственную интеграцию? Как грамотно организовать межпредметные связи? Ведь не секрет, что тема-то является в педагогике одной из модных. Даёшь интеграцию всё равно какую! А потом я читаю учебник (обязательный для применения в округе) для восьмого класса по информатике - "а об этом говорится в учебнике химии 8 класса (тема примерно через полгода)", "а об этом в учебнике физики 11-го", "а об этом в учебнике астрономии" (которого у детей вообще нет) и т. п. И так весь параграф! Проверяла понимание текста школьниками. Практически нуль. По мне - педагогический абсурд. Аналогично - применение ИТК на уроках любой ценой. Итак, как сделать, чтобы абсурдом не было, а было осмысленно, целесообразно и полезно?

Передериева Е.В.: Озеркова пишет: "а об этом говорится в учебнике химии 8 класса (тема примерно через полгода)", "а об этом в учебнике физики 11-го", Есть такая проблема. Как правило, сначала нужно составить разговор на эту тему с учителем, который преподает химию, например. Вдруг он посчитает целесообразным заявить эту тему немного раньше, может быть на уровне факультативного занятия? Если действовать сообща, многое получится.

фахреева А.И.: На уроках истории обучение невозможно без использования межпредметных связей: литературы, истории и культуры Башкортостана, физической, экономической, политической географии России и своего региона, экономики, МХК и др. Сейчас актуально интегрировать школьное образование, дополнительное, самообразование. Новые образовательные стандарты требуют от учителя вооружения детей умением учиться, использования метапредметных подходов в обучении, когда учитель и ученик вместе становятся исследователями. Учитель, который не занимается самоообразованием, повышением своей квалификации, не сможет использовать метапредметные подходы.

Заостровных Марина В: Добрый вечер, коллеги! В начальной школе нельзя провести интересным урок без межпредметных связей, особенно литературное чтение, окружающий мир. А ещё без этого не будет полноценного развития у ребёнка кругозора и интеллекта . В этом я вижу эффективность межпредметных связей. А нужна -не нужна консультация у коллег, это зависит от образованности учителя, от того с кем работаешь. Если уж говорить об этом, то нужно задать вопрос: В чём должна выражаться компетентность педагога, который использует метапредметные связи?

Фогель О.Л.: Воспитать всесторонне развитую личность невозможно без использования межпредметных связей. Являясь учителем физики и математики постоянно опираюсь на жизненный опыт ученика (он в любом возрасте имеется!), на знания по географии, биологии, ОБЖ, химии. Используются ЗУН практически всех предметов. Очень удобно развивать творческий потенциал ученика при выполнении творческих домашних заданий, например в 7 классе при изучении темы "Силы" дети сдают рисунки с изображением различных сил в быту и природе, а в 10 классе творческую работу " Мой день глазами физика"

Гадельшина В.Г: На уроках информатике мы изучаем информацию, это значит, ученик развивается всесторонне. При программировании на разных языках высокого уровня учащиеся должны часто вспомнить формулы по математике, геометрии, физики, стандартные функции итд. А интегрированные уроки доказывают особенности именно этих знаний.И здесь выражается компетентность педагога.

Гадельшина В.Г: На уроках информатике мы изучаем информацию, это значит, ученик развивается всесторонне. При программировании на разных языках высокого уровня учащиеся должны часто вспомнить формулы по математике, геометрии, физики, стандартные функции итд. А интегрированные уроки доказывают особенности именно этих знаний.И здесь выражается компетентность педагога.

Пищева Г. Н. : Здравствуйте, коллеги! О важности интегрированных уроков знают все. В основном, это история и литература, обществознание и литература (среди гуманитарных наук); А мы попробовали провести интегрированный урок литература+биология. Было очень интересно и неожиданно.

oksana: Считаю, что интегрированные уроки очень эффективны. Дети на таких уроках чувствуют себя раскованней, уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие благодаря чему у них формируются более прочные глубокие знания.

Ира: Преподаю литературу. Все сильнее убеждаюсь, что нельзя замыкаться в преподавании литературы на анализе текста. Классику без опоры на историю - вобще невозможно изучать. А у нас сейчас новый предмет есть - этика - огромное множество точек соприкосновения.

А.В.Хуторской: Интегрированные уроки - это компенсация предметной детализации. Мир един, человек - тоже. Науки дифференцирваны для удобства, учебные предметы - тоже. Но если нет интегративных курсов, учебных метапредметов, то детализация будет преобладать над целостностью, и ученики не будут получать возможность гармоничного познания и развития. Поэтому, необходима связка "предметы - метапредметы". Секгодня даже в новых стандартах эта задача не реализована. Метапредметность продекларирована, но не реализована. НЕаша научная шкорла системно и много лет ведёт исследования в области метапредметного содержания образования. Это основа интеграции уроков и не только.

Svetlana: Я, как учитель ОБЖ, могу сказать, что интегрированный урок - это эффективное средство формирования межпредметных связей и других универсальных учебных действий. Мой предмет имеет связь почти со всеми предметами. Но хочу отметить, что можно на таком уроке испорльзовать имеющиеся у обучающихся знания по смежному предмету или средства обучения этому предмету. И, ни в коем случае, не учителя этого предмета! Для детей это будет выглядеть либо как спектакль, либо признак того, что учитель не владеет полностью материалом, и берёт в помощь другого педагога, при этом требует от учащихся знаний по обоим предметам. На таких уроках лучше говорить: вспомним математику..., давайте вспомним из биологии..., на физике вы должны были уже изучать... и т.п.

Мугалимов: Добрый вечер! Я работаю учителем информатики и ИКТ в профильных физико-математических классах, где информатики 4 ч. в неделю. В этой связи у меня очень большие фвозможности для реализации на практике межпредметных связей. Связь с математикой - изучаем все программы: Math Cad, MathLab,Advanced Graphier,WiseCalculator и пр.Физика, биология - моделируем процессы в средах программирования Bisual Basic, Excel и пр. В какой-то степени информатику можно считать метапредметом и она хорошо пошла бы для интегрированного изучения с другими предметами на уровне уже дидактического синтеза. С уважением Мугалимов Д.Т.

Файзуллина Л.В.: Передериева Е.В. пишет: Нужна ли нам в этом случае поддержка и консультации коллег? Я, как учитель ИЗО и МХК, часто провожу интегрированные уроки. Просто эти предметы сложно не интегрировать. Так как я изучала методику преподавания этих предметов и теорию этих предметов, я не нуждаюсь в консультации коллег. Но если взять интеграцию с музыкой, когда дети должны выразить своё отношение через музицирование, то здесь я уповаю на помощь учителя музыки. Когда мы с ребятами изучали золотое сечение, то была интеграция с математикой. Когда математик рассказывал о ломанных линиях, мы рисовали их на уроках ИЗО, проигрывали на уроках музыки. Моя программа по МХК интегрирована с историей. Мы идём с преподавателем истории ноздря в ноздрю. Дети знакомятся с историческими событиями, экономическими и социальными условиями эпохи, и в это же время знакомятся с архитектурой, скульптурой, живописью, литературой и модой этого периода. Возникает целая картинка. Было бы в идеале, чтобы сразу преподавалась география и литература в этом же контексте. Но нет предела совершенству. Всё ещё впереди. Мне кажется, что мы доросли до метапредметности, которая прописана в стандартах образования второго поколения.



полная версия страницы