Форум » Современный урок » Дифференциация на уроке: плюсы и минусы. » Ответить

Дифференциация на уроке: плюсы и минусы.

Борзова О.А.: Дифференциация на современном уроке! Необходимая составляющая или лучше заниматься индивидуальной траекторией ученика? Хотелось пообсуждать плюсы и минусы дифференциации на уроках, как используют такой подход в обучении и воспитании коллеги.

Ответов - 13

Новикова Г.Г.: Я думаю, что это необходимая составляющая, которая позволяет заниматься в дальнейшем идивидуальной траекторией ученика. И в каждом классе есть отличники, хорошисты.троешники потому, что каждый выполнил задание на своем уровне, по своим силам. Это многих ребят мотивирует на высшие результаты.

Борзова О.А.: Новикова Г.Г. пишет: в каждом классе есть отличники, хорошисты.троешники А если не делить по степени обученности, а поделить по типу восприятия материала,как вы с этим работаете? например есть дети ,которые лучше слушают,есть те кто лучше зрительно воспринимают,и еще те ,кто лучше запоминает при мышечном движении. Если у вас такой опыт дифференцированных заданий. Поделитесь опытом внедрения. Всем спасибо!

Мукаева Т.М.: Считаю, что дифференциация необходима. Например, на информатике я использую задания различного уровня сложности. Обычно делю на три уровня и каждый выбирает по своему усмотрению. Группирую задания и по типу восприятия. Например, одна группа выполняет на листочках, другая за компьютером, третья около интерактивной доски, четвертая группа работает с учителем. Группу ребята тоже выбирают по своему желанию.


Борзова О.А.: Мукаева Т.М. пишет: Группирую задания и по типу восприятия. Например, одна группа выполняет на листочках, другая за компьютером, третья около интерактивной доски, четвертая группа работает с учителем Спасибо за ответ,а критерии отметки какие при такой дифференциации?

Заостровных Марина В: Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я считаю, что на современном уроке нельзя обойтись без дифференцированного подхода. Это и составляющая урока и одна из возможностей дать ученику самому определить свою индивидуальную траекторию. В начальной школе это можно и нужно начинать тогда, когда дети научатся работать самостоятельно. А этот процесс происходит не скоро. Ввожу дифференциацию с работы над ошибками. При закреплении материали готовлю задания трёх уровней. По критериям оценивания у меня тоже возникал вопрос. Но думаю, что оценку ставить нужно за результат выполненной работы. Практика преемственности показывает, что если в начальной школе этим занимались не формально, то в среднем звене ребята спокойно воспринимают эту форму работы. Начиная эту работу с индивидуальных заданий, затем постепенно перехожу на парную работу и групповую.

Боечко О.С.: Дифференциация на современном уроке! Необходимая составляющая или лучше заниматься индивидуальной траекторией ученика? В дополнительном образовании нельзя обойтись без дифференциации, так как нам часто работаем с детьми, которые в силу физиологических причин не могут овладеть высоким уровнем достижений. Но чаще мы ее применяем на начальных этапах работы, чтобы определить не только возможности ребенка, но и его предпочтения, а дальше больше внимания индивидуальной траектории. Это позволяет не только развиваться ребенку, но и самоопределиться с выбором будущей профессии.

Тануркова Е.И.: Модульная система обучения (к сожалению редко применяется вшколе) ориентирована на модульные программы разного направления и содержания: обучающие по отдельным предметам, специальные (профильные); интегрированные (метапредметные, исследовательские); дифференцированные (по уровню развития). Дифференцированные программы предусматривают два важных аспекта: - обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктиваного к творческому); - обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя: работа по образцу, инструктаж, до полной самостоятельности). Необходимо отметить перспективность применения в общем образовании модульного обучения, которое характеризуется дифференцированным подходом, учётом индивидуальных особенности обучающегося, гибкостью, возможностью самообразования, саморазвития, ответственностью за результаты труда самих обучающихся.

svetlanna: Тануркова Е.И. совершенно с вами согласна, коллега. Хочется отметить что к сожалению реальность порой заставляет задумываться о том что многие педагоги особенно старшего поколения не используют модульное обучение, а ведь это абсолютно новый способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Он отличается от других систем обучения тем, что вся информация представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Русинова И.А.: Здравствуйте, коллеги! svetlanna пишет: способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Он отличается от других систем обучения тем, что вся информация представляется в информационных блоках Как вы относитесь к тому, чтобы учащиеся самостоятельно разрабатывали блоки? Является ли такой прием дифференцированным?

Русинова И.А.: Дифференциация - нужная и полезная вещь, могучий инструмент в руках учителя. Хорошо, если ещё учитываются индивидуальные особенности детей (мышление, быстроты выполнения и т.д.). Чаще использую дифференцированные задания на уроках закрепления, систематизации, повторения. Использую и карточки с разных количеством заданий, электронные тренажеры, Интернет-ресурсы в режиме он-лайн. Иногда сама распределяю, кто с чем работает, иногда предоставляю выбор сделать самостоятельно. Все зависит от класса, точнее от психологической обстановки на текущий момент. Конечно, учитываю поочередность предложенных заданий. В такой учебной ситуации каждый работает для себя, сам определяет объем, степень трудности и т.д.

svetlanna: Русинова И.А. отношусь конечно же положительно, но пока не практиковала это, детям надо привыкнуть в этим изменениям, думаю со втрой четверти начну, а вы практикуете?

Кирьянова О.Н.: Считаю, что на уроках обязательно должны быть дифференцированные задания. Нельзя детей всех ровнять, тогда и качества образования не будет. Будем работать на потенциального троечника. Дифференцированные задания, это я думаю забытое старое. Еще 35 лет назад, когда я училась в школе, учителя работали на ученика, применяя дифференцированный подход. В классе было 43 ученика, из них 3 отличника и 15 ударников вплоть до 8 класса. А в наше время 25 и ударников меньше 10, отличники вообще редкость.

Салогуб М.И.: Согласна, что дифференциация на уроках необходима. Ведь обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. И в этой ситуации, безусловно помогают дифференцированные задания.



полная версия страницы