Форум » Дистанционное обучение: теория, методика, практика » Меняют ли телекоммуникации смысл и цели образования? » Ответить

Меняют ли телекоммуникации смысл и цели образования?

admin: Происходит ли изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций? Если происходит, то что именно и как меняется?

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Galanov: Вопрос вызывает встречный вопрос: разве средства обучения могут менять цели общего образования? Если мы телекоммуникации будем рассматривать только как средство обучения, то цели обучения не изменятся. На мой взгляд, телекоммуникации в общем образовании могут решить те проблемы, которые не удается решить традиционным способом. Например, на дистанционном уроке по физике учеников по вопросам элементарных частиц консультируют ведущие специалисты. Действительно, трудно собрать аудиторию юных физиков из разных регионов России и провести с ними консультацию. Вот тут и пригодились телекоммуникации. Цель образования не изменилась. Конечно, телекоммуникации несут определенные дидактические функции. В рассмотренном примере видно, что усиливается мотивация к изучаемому предмету и т.д. Но вопрос был не об этом.

А.В.Хуторской: Galanov пишет: разве средства обучения могут менять цели общего образования? Образование - это система. Изменение любого элемента системы всегда меняет всё систему, в том числе и влияет на другие её элементы. Об этом и речь: как меняются\должны измениться цели образования при введении в него телекоммуникаций? Т.е. какие цели были, а какие будут? Это ключевой вопрос педагогической инноватики, от ответа на него зависят те действия, которые необходимо предпринять, чтобы ввести телекоммуникации в образование. Если этого не делать, то так и будет всё оставаться на уровне "телекомуникации полезны, но учителя не хотят их применять".

Galanov: А.В.Хуторской пишет: Образование - это система. Изменение любого элемента системы всегда меняет всё систему, в том числе и влияет на другие её элементы. С этим можно согласиться. Но если телекоммуникации рассматривать именно как «коммуникации», то в этом случае они выступают не элементом системы, а связью элементов системы. В любой системе элементы выступают не сами по себе, а во взаимосвязи. На мой взгляд, цели образования зависят все же от социального заказа, запроса учеников и т.д. Это может быть: развитие творческих способностей личности, формирование человека успешного (А.В. Хуторской) и т.д. А телекоммуникации помогают лишь быстрее, эффективнее достичь цели.


Кулешова Г.М.: Galanov пишет: разве средства обучения могут менять цели общего образования? Уважаемые коллеги! Остановлюсь на некоторых моментах дискуссии. 1. Обратившись к определению телекоммуникацией, мы найдем –ТК-"передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств».То есть ТК это не только средства-это процесс. 2. Следующее- информация. Что передавать с помощью этих средств? И вот здесь, я думаю, и содержится главное. Можно просто опять-таки передавать информацию как в классе по схеме: оправитель-соообщение-получатель. И тогда это опять традиционный монолог. Важнее же схема другая: отправитель-сообщение-получатель-обратная связь. И здесь уже диалог. Компьютерные ТК позволяют этому диалогу состояться. 3. Третье. Считаю, что, говоря о смысле и целях общего образования при введении в него телекоммуникаций, мы должны сменить акценты. Если в схеме общения часто отправителем является учитель, а получателем ученик, то в инновативной педагогике может произойти смещение и сопряжение: и ученик, и учитель могут быть одновременно в разных ролях, а кроме того сам ученик может научиться управлять собственным обучением. То есть целью можно назвать образно- научиться самому стать менеджером своего образования, то есть выстраивать собственную образовательную траекторию. 4. Кстати, именно дистанционное обучение с использованием средств КТК может помочь ученику и учителю создавать собственную образовательную историю, которая будучи зафиксированной в рефлексии, дает и учителю и ученику момент осознания собственного продвижения. 5. Ради чего? Вот это понятие пути, продвижения, развития мне кажется очень важным для понимания смысла. Мне понравилась и просто «легла» на мои размышления мысль философа М.К. Мамардашвили о том, что «человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий». Именно этот смысл и можно признавать: от познавательного интереса- к интересу к самому себе как создающемуся в своем образовании человеку. И именно КТК способствуют, более чем традиционное обучение, этому осознанному продвижению и созданию. А как думаете вы? С уважением, Галина Михайловна Кулешова

А.В.Хуторской: Кулешова Г.М. пишет: Если в схеме общения часто отправителем является учитель, а получателем ученик, то в инновативной педагогике может произойти смещение и сопряжение: и ученик, и учитель могут быть одновременно в разных ролях, а кроме того сам ученик может научиться управлять собственным обучением. То есть целью можно назвать образно- научиться самому стать менеджером своего образования, то есть выстраивать собственную образовательную траекторию. Итак, вы считаете, что один из аспектов изменения целей образования в связи с введением ИКТ становится появление цели ученика выстраивать свою траекторию. Чем вы можете доказать это утверждение? Только ли ИКТ является причиной этого? И только ли к этому приводит внедрение ИКТ? Эти вопросы особенно актуальны в свете грядущей массовой интернетизации школ. Правительство планирует за 2 года подключить все школы к Интернет. Так вот какие изменения в образовательных целях этих школ произойдут/должны произойти? От решения этих вопросов будет зависеть многое.

Кулешова Г.М.: А.В.Хуторской пишет: Итак, вы считаете, что один из аспектов изменения целей образования в связи с введением ИКТ становится появление цели ученика выстраивать свою траекторию. Чем вы можете доказать это утверждение? Только ли ИКТ является причиной этого? И только ли к этому приводит внедрение ИКТ? Считаю, что прояснение целей, направленных на собственную активность и ответственность ученика в образовании, необходимо и без внедрения ИКТ- это просто "приоритет в приоритете". Работа по проектированию и реализации ИОТ ученика способствует этому. Однако по моим наблюдениям и исследованию, которым я занимаюсь, именно использование ИКТ вносит новый импульс в эту работу и по-видимому делает её более эффективной. Если коротко, то ИКТ позволяют создать уникальные условия для осуществления ИОТ ученика, а именно: возможность педагогического сопровождения дистанционным педагогом, исповедующим данную технологию; открытая организация учебного пространства... Кроме того именно ИКТ позволяют эффективно заниматься подготовкой очных педагогов по этому направлению, создавая таким образом возможности для интеграции очной и дистанционной форм обучения. ВЫбор учеником того или иного дистанционного мероприятия ( ДЭО, курсы, Эйдос-классы, проекты) можно рассматривать как элемент личностного начала и импульс образовательного движения. Работа в том или ином мероприятии может считаться как реализация индивидуальной образовательной программы с её основными компонентами: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов. Из суммы выполненных работ складывается портфель достижений на том или ином курсе или олимпиаде, причем, осознанно развиваются те или иные способности ученика ( особая роль принадлежит коммуникативным, информационным, креативным и самоорганизации). Именно за счет письменной фиксации как внешних, так и внутренних результатов (рефлексивного осмысления) идет сохранение и создаются возможности для эффективной работы по коррекции, самоанализу и педагогическому сопровождению, чего в таком проявлении нет в очной форме. Я вкратце рассмотрела некоторые вопросы, связанные с ИОТ с использованием ИКТ в дистанционной форме. Конечно же, я не утрирую их роль. Траектория (в нашем понимании) может реализовываться и без использования телекоммуникаций, но в силу особенностей последних: отдаленность, вынужденность и достоинства общения, интерактивность, письменная фиксация, гипертекст, открытость и т.д.-делать это можно и ученику и учителю более профессионально. Внедрение ИКТ и "массовая интернетизация" школ могут привести к чему угодно, как всякое внедрение. Я уже писала о целях в статье о инновациях:http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm То есть целью любого учебного заведения должно быть удовлетворение от учебы, радость от образовательного продвижения. Именно эта цель должна быть долговременной. Всякая иная ничего не гарантирует, если человек не хочет учиться и жаждет побыстрее избавиться от школы, вуза и т.д. Работа по реализации ИОТ ученика- в русле этих размышлений. А Ваше мнение? С уважением, Кулешова Г.М.

Одинец К.А.: Кулешова Г.М. пишет: Внедрение ИКТ и "массовая интернетизация" школ могут привести к чему угодно И школа должна опередить негативное влияние "интернетизации". Научить ученика не только "плавать" в огромном потоке информации, но и оперировать различными навыками ее обработки, уметь извлекать информацию из контекста, формирование информационной компетенции возможны с внедрением ИКТ. И звучит совсем парадоксально: телекоммуникации позволяют уделить больше индивидуального внимания очному ученику. Обсуждение хода работы, консультации, информационная поддержка перешли в режим электронной почты и компенсировали нехватку времени для очного общения.

Кулешова Г.М.: Одинец К.А. пишет: Научить ученика не только "плавать" в огромном потоке информации, но и оперировать различными навыками ее обработки, уметь извлекать информацию из контекста, формирование информационной компетенции возможны с внедрением ИКТ. Совершенно верно, Карина Аскеровна! А есть ли у Вас соображения, как это можно сделать в дистанционной образовательной деятельности? Можете ли Вы предложить своеобразные алгоритмы, которые можно использовать в каждом дистанционном курсе, например? И еще какие составляющие можно привести для определения содержания информационной компетенции, то есть что в неё входит- от простого-к сложному? Заранее благодарю за ответ. С уважением, Галина Михайловна.

Одинец К.А.: Кулешова Г.М. пишет: есть ли у Вас соображения, как это можно сделать в дистанционной образовательной деятельности? По-моему, все дистанционные курсы, разрабатываемые по оргдеятельностной методике, так или иначе уже содержат в себе основные элементы обработки информации. Поэтому необходимо лишь упорядочить, привести в определенную форму уже готовые алгоритмы. Кулешова Г.М. пишет: Можете ли Вы предложить своеобразные алгоритмы, которые можно использовать в каждом дистанционном курсе, например? Примерный алгоритм анализа художественного произведения представляет собой схему обработки информации: описание – что? О чем?; осмысление – почему?; объяснение – какими средствами?; интерпретация – если бы …, то … Исходя из определения понятия «информация» как «совокупности количественных, качественных и структурных изменений, произошедших в системе приемника информации в результате воздействия на него источника информации», можно предположить, что основным критерием взаимодействия с источником (источниками) информации является перемена состояния приемника информации. В образовательном процессе это может быть перенос полученного знания на другие объекты, создание нового на основе образца, творческая или исследовательская работа. Кулешова Г.М. пишет: И еще какие составляющие можно привести для определения содержания информационной компетенции Информационную компетенцию можно определить как умение находить, анализировать и использовавть информацию; способность человека в самостоятельно ставить цели, с соответствии с ними проектировать объекты и процессы, находить, обрабатывать, организовывать, представлять, передавать информацию. Способность толковать смысл знаков и символов, раскрывающих сущность определенных контекстов. Вспомните гениальные комментарии Лотмана к "Евгению Онегину", "Заметки на полях "Имени розы" Эко.

Кулешова Г.М.: Одинец К.А. пишет: По-моему, все дистанционные курсы, разрабатываемые по оргдеятельностной методике, так или иначе уже содержат в себе основные элементы обработки информации. А вот замечала (особенно на курсах для педагогов), что этих элементов, данных в алгоритмических предписаниях, например, не замечают, либо не придают им значения и сетуют то на малое количество информации, то на огромный объем.Одинец К.А. пишет: Примерный алгоритм анализа художественного произведения представляет собой схему обработки информации: Может быть, целесообразно на каждом дистанционном курсе создавать специфический алгоритм работы с информацией? Делается ли это уже сейчас, коллеги?Одинец К.А. пишет: Информационную компетенцию можно определить как умение находить, анализировать и использовавть информацию; способность человека в самостоятельно ставить цели, с соответствии с ними проектировать объекты и процессы, находить, обрабатывать, организовывать, представлять, передавать информацию. Способность толковать смысл знаков и символов, раскрывающих сущность определенных контекстов. А можете показать, например, умение находить информацию по уровням развития? Какие ваши ключевые слова или действия ученика будут относиться к тому или иному уровню? Ведь если мы говорим о реализации и развитии личностных качеств и способностей, то нужно научиться их диагностировать, фиксировать и предлагать ориентиры для дальнейшего развития и совершенствования.

Одинец К.А.: Кулешова Г.М. пишет: этих элементов, данных в алгоритмических предписаниях, например, не замечают, либо не придают им значения Думаю, Галина Михайловна, это связано с установкой многих курсантов на получение информации, а не создание своего. Часто на лекциях в ГИУУ можно услышать: "Вы нам лучше разработки дайте, уроки готовые". Поэтому информация представляется в виде застывшего продукта, который можно "давать" и "брать". Именно поэтому на уроке ученику приходится выслушивать монологи учителя, напичканые информацией по теме. Кулешова Г.М. пишет: Может быть, целесообразно на каждом дистанционном курсе создавать специфический алгоритм работы с информацией? Считаю, что этому вопросу следует уделить особое внимание. Пока в этом направлении иду интуитивно, возможно, открывая велосипед с ромбовидными колесами. Мы работаем с информацией в режиме он-лайн, поэтому должны учиться различать виды информации, оперировать, и учить этому своих учеников, различными приемами обработки. На последний вопрос частично ответила. Серьезного обоснования с учетом возрастных особенностей, уровней развития, основанных на диагностике, нет. Это та сфера деятельности, которой я только начала заниматься и по ней имеется только эмпирический опыт и интуитивные находки.

Скрипкина Ю.В.: Введение телекоммуникаций как минимум, на мой взгляд, ведет к возникновению новых целей. По крайней мере - должно вести. Одна из целей, как я думаю, - помочь человечку ориентироваться в потоке информации, критически ее оценивать. Не ограничивать поток информации (часто можно услышать, в том числе и от педагогов, о негативном влиянии на подрастающее поколение телевидения, Интернета, о вреде виртуального общения), а "возглавить".

Скрипкина Ю.В.: Вот такая мысль пришла, на историчесокм материале... С развитием книгопечатания, популяризацией печатных изданий "умение читать" как одна из целей получения образования появилась в явном виде и окрепла. Если уйти совсем далеко в историю, то ранее у образования были несколько другие цели. Тогда могу предположить, что возникновение средств коммуникаций и их прочное вхождение в жизнь также приведут к тому, что "владение телекоммуникациями" станет одной из целей. Да и сейчас в контексте целей говорят о "развитии современной гармоничной личности", "привитии информационной культуры"...

Прохожий: Странно. Неужто появление шариковых ручек (или иных пишущих приборов) ИЗМЕНИЛО цели обучения? Воспринимайте телекоммуникационные средства как ещё одну "шариковую ручку". Да. Конечно надо научиться писать ручкой, но ставить это целью образования.... нонсенс.

А.В.Хуторской: Прохожий наверное забыл известный фантастический сюжет о том, что наступив в прошлом на бабочку, человек до неузнаваемости изменил будущее. Прохожий пишет: Конечно надо научиться писать ручкой, но ставить это целью образования.... нонсенс. Речь не идет о том, чтобы ставить целью научиться писать ручкой, хотя такая цель вообщем-то уже стоит, а о том, как авторучка (её введение вместо карандашей) повлияла на изменение целей образования. Скрипкина Ю.В. убедительно пишет: С развитием книгопечатания, популяризацией печатных изданий "умение читать" как одна из целей получения образования появилась в явном виде и окрепла. Т.е., безусловно, новые средства влияют на имеющиеся цели образования, меняют их. Вопрос, ради чего. Иногда, и особенно сегодня среди информатиков идет мощная тенденция изменять цели образования ради того, чтобы "перетянуть одеяло на себя", т.е. поставить образование на службу информатики, соответствующих технологий, техники, бизнеса. Я об это недавно говорил на заседании в РАО и написал об этом Куда ты мчишься, информатика? Так что проблема есть и серьезная - обоснованность происходящих изменений в целях образования. Ради чего эти изменения?

А.Д.Король: Телекоммуникации являются порождением и символом современного общества, отражают ускорения темпа времени, все возрастающих объемов информации, ее дифференциацию. Естественно, вышеперечисленные «новые веяния» общества западного культурного типа сказываются на человеке, порождают разобщенность, дистанцирование людей друг от друга, растрату духовно-нравственных основ человека, а, значит, воздействуют на сложившуюся тысячелетиями культуру общения человека, его психику. Данные общественные изменения не могут не затрагивать и образование, кризис которого заключается в том, что в век доминирования ценностей западной цивилизации человек все более и более удаляется от своих истоков и духовных потребностей. Ученик уже не может справиться с огромными объемами информации, которую пытаются ему передать извне для усвоения, чтобы "знал и умел", не учитывая его культурные, психологические и др. особенности. Изменение времени затрагивает и изменение расстояния, дистанции, делая востребованной систему дистанционного образования. Дистанционное образование, телекоммуникации, как противоядие, которое присутствует в любой болезни, способно пробудить воображение, скрытые резервы психики, воссоздать цельный первообраз человека, возродить духовно-нравственные основы человека. Поэтому все вышесказанное требует изменения основных структурных компонентов образования – смыслов, целей, содержания, и, конечно же, форм и методов обучения.

Красноперова Т.В.: А.Д.Король пишет: Дистанционное образование, телекоммуникации, как противоядие, которое присутствует в любой болезни, способно пробудить воображение, скрытые резервы психики, воссоздать цельный первообраз человека, возродить духовно-нравственные основы человека. Уважаемый Андрей Дмитриевич! Готова с Вами согласиться, что такое возможно лишь в идеальных и редкостных случаях. Однако реальная жизнь преподносит нам совершенно иную картину. Информационные потоки действительно захлестнули наше общество, а тем более ещё недостаточно образованного школьника. Он, как в морской пучине, пока не имеет возможности выбраться на тот островок, который бы стал для него тихой обителью, в которой бы рождались его новые смыслы и цели о предстоящем будущем. На мой взгляд, те самые здравые смыслы и цели общего образования возможны лишь в том случае, если ученик осознанно, а главное с пониманием дела будет владеть полученной им высокохудожественной информацией. Умение просеять и найти те самые жемчужины в том огромном океане информационного потока, довольно непросто, а значит необходимо и важно учить школьника именно этому. Введение телекоммуникаций – это ЗДОРОВО, АКТУАЛЬНО, СОВРЕМЕННО, главное СВОЕВРЕМЕННО! Совершенно очевидно, что полученная информация с помощью телекоммуникаций напрямую, без посредников, будет способствовать изменению смысла и целей общего образования у каждого человека, который её принял. Данный процесс влечёт за собой большой переворот в сознании каждого человека, в результате этого меняется и сам человек, его взгляд на окружающую действительность, а может быть и отношение к СЕБЕ, к МИРУ. Его личностный смысл, при этом, приобретает и носит сугубо индивидуальный характер, что позволяет принимать человеку определённое решение. Однако, на мой взгляд, в этом есть несколько опасный момент для ребёнка, поскольку он ещё не научился правильно пользоваться и выбирать необходимую ему информацию, полученную с помощью телекоммуникаций. Поэтому на данном этапе я бы стала говорить не столько о введении телекоммуникаций, сколько об умении правильно пользоваться и выбирать необходимую информацию, полученную с помощью тех самых телекоммуникаций. Думаю, что на данном этапе первоочередной задачей должно стоять формирование медиакоммуникативной образованности не только школьника, а также всех субъектов образовательного процесса.

Е.В.Пушкарева: Согласно определению "под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)." Поэтому смысл образования, на мой взгляд, не может измениться благодаря использованию тех или иных средств, включая и телекоммуникацию. Изменить смысл образования может только политика государства (и мы все знаем такие примеры из истории), направленная на воспитание умного, самостоятельно мыслящего человека или на создание общества послушных исполнителей. В настоящее время, мы можем принять участие в воспитании мыслящего гражданина, используя возможности дистанционного образования. Но и для наиболее рационального использования необходимо пересмотреть структуру школьных занятий, чтобы дать возможность ученикам совмещать очные занятия с дистанционными курсами. Еще одним из условий успешного совмещения является наличие в школе ОБУЧЕННОГО освобожденного локального координатора.

Николай: Е.В.Пушкарева пишет: "под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)." в этом контексте, появление "шариковой ручки", или ТК не может повлиять на смысл и цель ОБРАЗОВАНИЯ в целом. Другой разговор, что возникают промежуточные цели: обучение эффективному использованию ТК для самообразования; развитие информационной компетентности, как умению анализировать, отбирать, находить, обрабатывать необходимую информацию и т.д. Давайте-ка вспомним сколько раз за нашу историю менялись цели и смысл образования? Вот так, чтобы "менялись"?

bel: В образовательном процессе главное - это дидактические и познавательные цели, а информационно-телекоммуникационные технологии - суть средства реализации дидактических задач и целей. И с этим ничего не поделаешь! Умение владеть средствами ИКТ (не "знание" средств, а умение владеть ими), использовать в той или иной области, например, в педагогике НЕ могут изменить глобальный смысл образование и тем более цели воспитания. Конечно, инновации, в частности ИКТ, будут влиять на расширение (в смысле списка) образовательных целей и задач. То есть, кроме владения ручкой, придеться научиться и пользоваться средствами телекоммуникации. Более подробно можно было ответить на поставленный вопрос, если провести анализ того, что положительного и отрицательного было внесено той же заменой пера на авторучку. И все станет ясно.

Гр2 МОУ шк№88: Цели сформированы социальным заказом. Меняют ли телекоммуникации смысл образования? Да, меняют. Телекоммуникации несут определенную дидактическую функцию. Телекоммуникации дают возможность ученику построить свою траекторию, рост которой зависит от смысла, целей, задач, темпов, форм и методов образования. Отталкиваясь от данной траектории, учащийся будет переходить от познавательного интереса к интересу к самому себе, как создающемуся в своем образовании. Отсюда формируется, инициативность, самостоятельность и ответственность. Создается ситуация успеха за собственный результат.

RCDO: Обретение знаний - это построение информационных моделей самим человеком, в своем сознании. Добавим сюда умения и навыки - тоже модели поведения и действий, но уже на другом, чувственном, уровне (оргдеятельностная методика для их выработки очень кстати, в том числе и дистанционно см. выше Одинец Карина Аскеровна). Не рискну назвать целью, но одна из задач образования (современного образования) - научить адекватно и быстро строить модели знаний соответствующих предметных областей. Здесь, пожалуй, полезны телекоммуникации во многих отношениях. Из информационной массы символов, графики и звуков во взаимодействии с наставником (а для детей все же лучше не дистанционно) надо сложить по возможности стройную структуру. Ее построение и ее познание сопровождает масса вопросов, а вовремя полученный ответ повышает ценность образовательного процесса. (Умению задавать вопросы тоже надо учить и поддерживать любознательность с детских лет. Олимпиады и научные сообщества, в т.ч. дистанционные, имеют бесспорный положительный потенциал)

ruffy: RCDO пишет: Обретение знаний - это построение информационных моделей самим человеком, в своем сознании. Добавим сюда умения и навыки Наверное, не только пресловутые ЗУНы( знания, умения, навыки) являются целью любого обучения, сколь важня они не были. Цели обучения много Выше и разностороннее. Не могу не согласиться с Николаем, что одной их частных задач обучения становится овладение коммуникацией на новом уровне при помощи интернета в том числе.

RCDO: ruffy пишет: Наверное, не только пресловутые ЗУНы( знания, умения, навыки) являются целью любого обучения, сколь важня они не были. Цели обучения много Выше и разностороннее. Ни в коей мере не хотелось бы замыкаться в трегольнике этих понятий (ЗУН), но, согласитесь, говоря выше, разносторонне и не говоря конкретно в чем мы ничего не добавляем нового, а педагогу (особенно начинающему, важны порой конкретные понятия). В структуре образованной личности хотелось бы выделить ИНТУИЦИЮ и ТВОРЧЕСТВО но эти неформализуемые понятия пока, увы, ближе к психологии, чем к педагогике...

Кугунуров В.: Мне кажется будет слишком категорично утверждать, что телекоммуникации не изменяют цели образования. Ведь изобретения шариковой ручки, затем книги и наконец интернета это не просто изменение средств коммуникации, это величайшие социальные, культурные открытия человечества, соотстветственно они одновременно могут влиять на содержание и смысл образования.

Озеркова: Если рассматривать общие цели образования, то телекоммуникации не могут их изменить ни в коем случае. Цель образования для человечества - сохранение человека как социального вида - никак не изменяется, цель образования для общества - получение на выходе из школы социально-полезной личности - тоже никуда не делась (другое дело, что понятие того, что составляет эту социальную пользу, время от времени изменяется). Но вопрос в том, что в связи с развитием телекоммуникаций возникает экспоненциальный рост информации. Поэтому цели типа "передать учащимся всю сумму знаний предшествующих поколений" становятся недостижимыми в принципе. А так - телекоммуникации только хорошее средство в руках грамотного человека и ничего больше. Не следует слишком фетишизировать такие вещи. Аналогичная ситуация была в науке середины 20 века с искусственным интеллектом (а на бытовом уровне сохранилась и сейчас).

Макарова Л.П.: Цели,видимо,не меняются,поскольку не могут измениться ориентиры ,определяющие цели:по окончании любого обучения человек должен готовым решать современные задачи,для этого он должен обладать обширными и одновременно фундаментальными знаниями,уметь применять их,уметь работать автономно и коллективно,быть способным осваивать новые технологии(заметьте,не иметь желание и потребность,а уметь делать обязательно и быстро),обладать навыками самообразования, способностью осуществлять творческую и исследовательскую деятельность.Смыслы,возможно,изменяится.Вернее,процесс осмысления ценности образования.Если понимать смыслы как интериоризованные ценности( образования в частности),то именно возможность выбора(Платность курса сделает его ответственным)поможет осмысленно участвовать в ДО.

Хисаметдинов А.А.: В случае хорошей программы психологической службы школы направленной на предоставление школьникам психологических знаний о себе. Предусматривающей прохождение различных психодиагностических процедур, по результатам которых они получат развернутые психологические характеристики, для облегчения процесса самообразования и профессионального самоопределения, то осмысленное целеполагание появится и без телекоммуникаций. А если таковой нет, то тогда в Интернет, предварительно пройдя курс или чемпионат по поиску информации. Если спросите почему? Потому что многообразие информации породит и смысл.

Макарова Л.П.: Ну,многообразие(количество)-вряд ли.Нужно еще условия создать,специальные ситуации,чтобы внешнее слово стало внутренней речью,породило смыслы.Компьютер находится рядом,знание о том,что в нем несметные возможности.экономия времени и проч.,имеются,а реально обратилась к нему,когда это стало личностно значимым.Причина - катастрофическая ситуация с подготовкой срочного и важного дела.Увидела,как ребенок в 5 мин.нашел мне то,на что я попусту потратила уйму времени.А теперь еще конкурс.Кто бы сказал,что буду ждать любой возможности сесть к компьютеру,не поверила бы.А педагогическая ситуация может и не то.

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Потому что многообразие информации породит и смысл. Азат Анварович, позвольте спросить, а какое многообразие Вы имеете в виду? Или может быть, улучшенные возможности для поиска информации? Возвращаясь к теме:Происходит ли изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций? Если происходит, то что именно и как меняется? Мне кажется, чтовсе же есть некое изменениеесли не смысла, то сущности образования. Поясню примерами, что имею в виду. Инженер 19 века был специалистом широкого профиля, он должен был разбираться практически во всех аспектах научной технической мысли того времени. Меняется объем и качество информации, меняется профессиональная подготовка инженеров. В настоящее время огромное количество инженерных специальностей. Если мысль о количестве и качестве перенести на ученика (студента), то можно предположить, что смыслом образования на раннем этапе была передача ограниченного количества знаний субъекту учения (ученику). На более позднем - передача части знаний в определенной отрасли, формирование конкретных умений. Полагаю, что в настоящее время наблюдается и будет наблюдаться все большая специализация обучения (профильность) и все меньшее количество и объем общих знаний. Обратила внимание, например, что учебники биологии минимизируют объем материала. А телекоммуникации рассматриваю как средство повышения информационной культуры, как новый метод обучения. Как новый вид коммуникаций. Телекоммуникации тоже специализируют знания (если так можно выразиться корректно). Макарова Л.П. пишет: Нужно еще условия создать,специальные ситуации,чтобы внешнее слово стало внутренней речью,породило смыслы. А вотэти смыслы в 15 см между ушей!)) Внутренняя потребность должна быть. хотя для определенной массы людей - это элемент престижа. Грешно не ездить на машине, непрестижно не использовать телекоммуникации.

Макарова Л.П.: Какие же Вам попадаются ученики,если ВЫ в это не верите?А как работать педагогом,если не верить в человеческое в человеке?Вся педагогика,психология,независимо от концепций,утверждает,что в каждом человеке изначально есть духовные ценности,светлое начало,образ Божий.От тех ситуаций,в которых он оказывается,зависит актуализация абсолютных ценностей,станут ли они смыслами.В том числе,даже в большей степени от педагогических ситуаций.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Какие же Вам попадаются ученики,если ВЫ в это не верите?А как работать педагогом,если не верить в человеческое в человеке?Вся педагогика,психология,независимо от концепций,утверждает,что в каждом человеке изначально есть духовные ценности,светлое начало,образ Божий. Ученики мне попадаются отличные, и в человеческие качества верю на все 200%! И печать божественного есть у каждого. Я говорю о том, что педагогические ситуации бывают достаточно сложными. И смыслы из них рождаются разными. Но я не думаю, что от использования телекоммуникаций должны смениться смыслы образования. Это говорю, возвращаясь к теме.

Макарова Л.П.: Так и я о том же.Но смыслы тоже всякие бывают.Высший смысл(онтологический)задан природой человека и характером человеческой культуры.Он связан со способностью человека наследовать культурный опыт,т.е.учиться.Личностный смысл каждый человек открывает для себя сам.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Он связан со способностью человека наследовать культурный опыт,т.е.учиться. Просто вообще, сейчас этот культурный опыт так велик, что требуется классифицировать, что, впрочем, делается всю историю человечества, искать новые варианты передачи опыта (дистанционные, как пример), но эти способы передачи и воспроизведения должны быть личностно значимыми. Для меня телекоммуникации - отличное средство получать и передавать опыт. да и просто общаться, услышать и быть услышанной.

Макарова Л.П.: Да,для себя я тоже понимаю ценность этого способа обучения.Необходимо,на мой взгляд,продумать такие технологии применения медиатехнологий,которые позволили бы не изменить настоящим целям нашей деятельности,создание образа человеческого в человеке.Эти цели не может изменить никакая новинка в телекоммуникации.Если мы разумно будем ее использовать.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: продумать такие технологии применения медиатехнологий,которые позволили бы не изменить настоящим целям нашей деятельности,создание образа человеческого в человеке. Ой, Людмила Петровна, это почти как вдохнуть жизнь в железяку. Эмоциональная составляющая, конечно, есть, но воспитывающие моменты в медиатехнологиях должны быть так тонки и неосязаемы, чтоб не стать навязчивыми. Ибо интернет-страницу (почту, чат, и пр.) можно просто выключить, оставить на потом.

Макарова Л.П.: Но содержание этого чата,почты,интонации останутся.Это в ситуации ДО может способствовать или препятствовать реализации основных задач.Мы же сами в рамках дискусии тоже чувствуем интонации друг друга:дружеские,назидательные,менторские,поучающие,вопрошающие,досада,восхищение,удивление и т.д.

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Эмоциональная составляющая, конечно, есть, но воспитывающие моменты в медиатехнологиях должны быть так тонки и неосязаемы, чтоб не стать навязчивыми. Где уловить эту грань! Пытаюсь применить тонкости на форуме курса.

Макарова Л.П.: Можете не сомневаться,что Вам это удается лучше многих.Вы,без сомнения,самая заметная фигура на форуме.Вот и пример,как заинтересовать ученика своей личностью и индивидуальностью.Тут же и интерес к предмету,который предлагает интересный учитель,и доверие к нему,и желание идти за ним в обучении,а значит,и в развитии,становлении.Слово стало значимым для ребенка-это гарантия нашего положительного влияния.Письменное слово-стократ сильнее влияет:его можно осмыслить спокойно,насладиться им,использовать в своей речи.Сравните:"Слово не воробей:вылетит - не поймаешь"(как же успеть уловить смысл?-трудно)и "Написано пером-не вырубишь топором"(в том числе и иэ памяти ученика).

olga-sorokina: Думаю, что телекоммуникации не могут кардинально изменить смысл всего образования. Возможно, добавляют новые цели и задачи, связанные с умениями пользоваться этими телекоммуникациями. Но в конечном итоге цели образования должны остаться прежними.

Хисаметдинов А.А.: olga-sorokina пишет: Думаю, что телекоммуникации не могут кардинально изменить смысл всего образования. Смысл как сущность конечно нет, но процедура обучения изменится кардинально. Даже Нострадамусом не надо быть.

никитина: Введение телекомунизации не влияют на смысл и цели общего образования.

Петряева Наталья: В результате вверения телекоммуникаций смысл и цели общего образования не меняются, они только дополняются. Телекоммуникации организуют дистанционное обучение. Дистанционное обучение является актуальным в наше время, ведь оно направленно на творческую самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каждой из образовательных областей, на формирование у них пространственного мировоззрения. Телекоммуникации позволяют расширить возможности очного образования, дополнить его, также увеличить возможности передачи опыта удаленных друг от друга учеников, учителей, специалистов и др. Все ли предметы в образовании можно изучать с помощью дистанционного обучения?

А.Д.Король: Здравствуйте, уважаемая Наталья! Петряева Наталья пишет: В результате вверения телекоммуникаций смысл и цели общего образования не меняются, они только дополняются. Телекоммуникации организуют дистанционное обучение. Дистанционное обучение является актуальным в наше время, ведь оно направленно на творческую самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каждой из образовательных областей, на формирование у них пространственного мировоззрения. Телекоммуникации позволяют расширить возможности очного образования, дополнить его, также увеличить возможности передачи опыта удаленных друг от друга учеников, учителей, специалистов и др. Все ли предметы в образовании можно изучать с помощью дистанционного обучения? Информатизация образования в XX веке явилась своего рода механическим проникновением технического компонента производства в образовательную среду и совпала по времени с личностно-ориентированным образованием. Причем подобное совпадение было закономерным: обращение к личности учащегося как к субъекту (а не объекту) явилось во многом результатом все усиливающихся противоречий в системе «человек-социум». Не является секретом, что мы можем различать два процесса информатизации образования. В первом случае он носит трансляционный, передаточный характер, который главенствует в "очной" системе. Однако, словосочетание информационные технологии уже ограничивают роль информатизации в образовании, определяя его трансляционный характер на уровне форм и методов. По сути, этот этап информатизации определяется доминирующим главенством целей государства, а не декларируемых и неподкрепленных содержательно личностных целей учащегося. Вторым шагом на пути построения личностно-ориентированной парадигмы в образовании является возможность предоставления учащемуся самому избирать свой образовательный путь с учетом его психолого-культурно-исторических особенностей. В стандартах, учебных программах предусматривается постановка личностных целей учащихся, возможность создания ими творческих продуктов, осуществления рефлексии собственной ученической деятельности. Данный тип личностно-ориентированного обучения (когда вектор направлен от учащегося, которому принадлежит приоритет в выборе своего образования) является уже не традиционным передаточным монологом, а его эвристическим диалогом с внешним миром. И информационные технологии начинают играть здесь КАЧЕСТВЕННО ИНУЮ роль. Благодаря ИТ обучение становится индивидуальным, продуктивно-креативным (предусматривает создание учащимся своего образовательного продукта) и др. Здесь педагогика органически оказывается сопряженной с телекоммуникациями, что находит свое выражение в деятельности ЦДО "Эйдос" - эвристчиеские олимпиады, курсы, проекты успешно дополняют очное обучение. Поэтому, если учесть реалии, что постепенно количество информационного компонента переходит в е его качественную роль в образовнии, то уже это вызывает острую необходимость в смене направления образования - не передавать ему опыт, накопленный человечеством (при этом особенности ученика в рассчет не идут), а помочь ему создавать свое образование, сопоставлять его с эталонным, а на основе сравнения вырабатывать обобщенный продукт.

Целищева: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Король А.Д. пишет: В стандартах, учебных программах предусматривается постановка личностных целей учащихся, возможность создания ими творческих продуктов, осуществления рефлексии собственной ученической деятельности. Я работала и работаю по различным авторским программам по физике и примерным программам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Ни в одном из этих документов, по моему мнению, не прописана рефлексия собственной ученической деятельности. Поэтому очень часто учащиеся не умеют ее проводить, нуждаются в помощи учителя. И здорово, если учитель владеет этим этапом.

оданович М.В.: уважаемые коллеги( Может быть даная проблема и не нова для участников фнаучного форума.Мне бы хотелось обсудить вопрос Каковы возможности Интенет-технологий для формиррвпания смыслов деятельности для детей разного возраста. Роль Интернет технологий в формировании личночстной позиции ребенка?

оданович М.В.: Использование Интернет технологий может происходить без удаленности учителя и учеников как средсьво обучения. Формирование личностно-смысловой сферы происходит в результате взаимодействия трех компонентов процесса (Учитель, сеть Интернет, ученик). Если расиматривать возможность Интернет технологий для самообразования ученика, когда только дуэт (ученик, сеть Интернет). Каким образом в этом случае будет склпдываться личностная сфера ребенка по отношению к себе как субъекту учебно-познавательной деятельности, в которрой происходит овладение српособами нравственного и жизненного самоопределения.

Полищук С.Г.: Добрый вечер! оданович М.В. пишет: Если расиматривать возможность Интернет технологий для самообразования ученика, когда только дуэт (ученик, сеть Интернет). Каким образом в этом случае будет склпдываться личностная сфера ребенка по отношению к себе как субъекту учебно-познавательной деятельности, в которрой происходит овладение српособами нравственного и жизненного самоопределения. На мой взгляд, если самообразование ненаправлено, то и личностная сфера будет складываться под воздействием той информационой среды, в которой самообразовывается ученик. Можете ли вы с уверенностью сказать насколько положительную информацию она будет нести?

оданович М.В.: Полищук С.Г. пишет: На мой взгляд, если самообразование ненаправлено, то и личностная сфера будет складываться под воздействием той информационой среды, в которой самообразовывается ученик. какова степень этой напрвлености со стороны педагога. Хотим мы этого или не хотим,но ИНтернет становится все больше и болльше для ученика источником. Как осуществить единство внешней направлености и внутренимих сыслов ребенка?

Барышева Л. В.: Одинец К. А. пишет: Научить ученика не только "плавать" в огромном потоке информации, но и оперировать различными навыками ее обработки, уметь извлекать информацию из контекста, формирование информационной компетенции возможны с внедрением ИКТ. А разве книги, журналы, средства массовой информации не предоставляют нам огромный поток информации. Ученику приходилось и приходится работать и с такими источниками информации. Разве здесь не формируется информационная компетентность у учащихся?

Барышева Л. В.: Одинец К. А. пишет: Научить ученика не только "плавать" в огромном потоке информации, но и оперировать различными навыками ее обработки, уметь извлекать информацию из контекста, формирование информационной компетенции возможны с внедрением ИКТ. А разве книги, журналы, средства массовой информации не предоставляют нам огромный поток информации? Ученику приходилось и приходится работать и с такими источниками информации. Разве здесь не формируется информационная компетентность у учащихся?

pavlovasa: Организация обучения на основе информационных технологий достойна большего, чем просто использование возможностей современных коммуникаций и мультимедийных средств представления информации. Иначе — топором бреемся и микроскопом гвозди забиваем. Большинством учителей инновации используются исключительно, как вариант визуальной подачи информации. Ежедневные презентации способны превратить процесс обучения в скучный и однообразный. Что именно меняется в дистанционном обучении? Максимально приблизить дистанционный процесс обучения к очному, конечно, можно, когда речь идет о людях с ограниченными возможностями. В чем смысл дистанционного обучения? Научить получать любую нужную информацию? Поделитесь Вашими мыслями, уважаемые коллеги!



полная версия страницы