Форум » Дистанционное обучение: теория, методика, практика » Дистанционное образование и воспитание » Ответить

Дистанционное образование и воспитание

Макарова Л.П.: Одним из ведущих условий воспитывающего влияния педагога является специальное создание множество «мягких» и «тонких» педагогических ситуаций общения с ребенком в поле продуктивной, творческой деятельности. Как это можно сделать в условиях ДО? И нужно ли это? Правильно ли вообще говорить о воспитании в ДО?

Ответов - 38

Витевская М. И.: Макарова Л.П. пишет: Правильно ли вообще говорить о воспитании в ДО? Макарова Л.П. А почему нет? Никто же не отрицает воспитывающей роли литературы, например. А ведь, читая книгу, человек не общается напрямую с ее автором, но ведь испытывает его влияние опосредованно. Продуктивная, творческая деятельность, организованная дистанционным учителем для удаленных учеников, задания, подталкивающие его к размышлению- вот один из путей оказывать воспитывающее влияниечерез ДО.

Воробьева И.Р.: ДО и воспитание - эту тему я попыталась обсудить с участниками Форума. И мне дали немало дельных советов, которые я готова применить в своей практике. Это и презентации классных часов, и психологические тесты, и ведение портфолио ученика. Проблема заключается опять же в нехватке времени - традиционном биче учителей и в неосвоенности самого метода в воспитательном процессе. Неплохо бы иметь соответствующий курс.

Лаврентьев С.Л.: Макарова Л.П. пишет: И нужно ли это? Правильно ли вообще говорить о воспитании в ДО? ДО несет воспитательную нагрузку, и все зависит от формулировок заданий, и тех целей, которые ставишь перед собой.


Макарова Л.П.: Хотелось обсудить не проблему использования ИКТ в воспитательном процессе,возможности воспитательного влияния педагога в условиях ДО.Попробую обратиться к великим педагогам-ученым,может быть,их позиция заинтересует и вызовет отклик.Учитель как специалист должен развивать своего воспитанника как субъекта жизнедеятельности,должен иметь полное представление о характеристиках ,путях и условиях формирования и развития субъектности.Иными словами,учитель сам должен быть субъектом,ибо увлечь может только сам увлеченный,научить-умеющий,обогатить духовными ценностями - имеющий их(Н.К.Сергеев).При этом важен характер взаимодействия .позиция учителя и ученика в нем,характер контакта(Е.В.Бондаревская).Или для дистанционного учителя такие цели нереалистичны?

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Иными словами,учитель сам должен быть субъектом,ибо увлечь может только сам увлеченный,научить-умеющий,обогатить духовными ценностями - имеющий их(Н.К.Сергеев).При этом важен характер взаимодействия .позиция учителя и ученика в нем,характер контакта(Е.В.Бондаревская).Или для дистанционного учителя такие цели нереалистичны? 1. Должен, но может и не быть. реальные люди тому примером. 2. Ученик и его ценности не менее важны в процессе воспитания. Вчера проверяла олимпиадные работы в городе. Один из вопросов был, какие физиологические особенности нецелесообразно иметь человеку, выбирающему профессию учителя. Большинство детей проигнорировало физиологию, отмечали просто особенности. Мне понравились два высказывания. Приведу общий смысл, поскольку дословно не записывала. "Учитель не должен быть УПЕРТЫМ, а то он начинает спорить с учеником по пустякам, теряет уважение к себе и не может выполнять работу". "Я не знаю всех качеств будущего учителя, не знаю, точно, что может помочь им стать. Я знаю одно - пусть Наталья Сергеевна будет счастлива!" Наивно? НО верно ведь... 3. Дистанционный учитель - личность... И как личность не может не соприкасаться с личностями учеников. Даже при выполнении дистанционных заданий можно проявить свою личность: внимательность к людям, их успехам и неудачам, гордыню, невнимательность и равнодушие.... 4. Препятствием может быть небольшая длительность курсов.

Макарова Л.П.: Г-жа Шулепова Т.В.,спасибо за участие в обсуждении темы.Приведенный Вами пример подтверждает,что все в нашем общении с учениками важно.Каждое наше слово,а письменное особенно,-это или поцелуй в вечность,или,извините,плевок.Мы и по своему школьному детству об этом помним.То,что написал ученик в Вашем примере-это не что иное,как рефлексия,Значит,когда мы проводим рефлексию,важно это сделать не формально.Какие вопросы сделают рефлексию при ДО успешной,интересной и воспитывающей?

Витевская М. И.: Шулепова Т.В. пишет: . Я знаю одно - пусть Наталья Сергеевна будет счастлива!" Наивно? НО верно ведь... 3. Дистанционный учитель - личность... И как личность не может не соприкасаться с личностями учеников. Даже при выполнении дистанционных заданий можно проявить свою личность На 100% с Вами согласна. Когда-то я прочитала так называемые "Правила педагогической гигиены", которые отражали мое понимание того, каким должен быть учитель. Там было и такое правило: "Кроме школы и учеников, любите кого-нибудь еще". Это про Наталью Сергеевну, которую ее ученики хотели бы видеть счастливой. Потому что счастливый учитель будет нести счастье и своим ученикам. Действительно, мы же люди и с людьми работаем - межличностные отношения очень в нашей профессии важны. И при очном и при дистанционном занятии личность учителя для ученика играет важную роль. А для учителя должна быть не менее важна и уважаема личность ученика. И еще в заключении одно правило, которому я стараюсь следовать: "Помни, что ребенок не только готовиться к своей будущей взрослой жизни - он уже живет"

Макарова Л.П.: Согласна, с последним правилом особенно.Учителю не стоит пренебрегать интонацией общения с дистанционным учеником,придется намного более тщательно подбирать слова,лаконично и четко формулировать задания,подавать материал супер систематизировано.Ощущение,что не напрасно он тратит свою жизнь на наш курс,что мы бережно и разумно относимся к его времени,что мы умеем выбрать необходимые средства помощи,когда это необходимо,что мы принимаем всегда его сторону(педагог должен оправдывать ребенка в любой ситуации,без этого невозможно быть учителем)-все это будет уроком доброжелательности и будет оценено появлением каких-то положительных эмоций,а на их фоне и черт характера у учащихся.

Шулепова Т.В.: Витевская М. И. пишет: "Помни, что ребенок не только готовится к своей будущей взрослой жизни - он уже живет" Хорошая цитата! Да, вспомнилось ещё в связи с воспитанием на ДК (курсе). Участников курсов было достаточно много, люди присылали работы в разные сроки, с запозданием. Дистанционный педагог отслеживал работы, давал краткие ремарки. Представьте, на 10-15 работе ремарки становились все короче и короче, на некоторых работах было написано: "Замечания и комментарии те же!". Как Вы думаете, будет ли воспитательная компонента полноценной, если последние работы прочитываются "по диагонали"? Бог мой, дай мне избежать подобных казусов!

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Какие вопросы сделают рефлексию при ДО успешной,интересной и воспитывающей? Думаю, что личностно значимые. Вот я обратила внимание в прошлом году на олимпиаде по биологии, в этом году на курсах "Эйдос", что используется одна и та же по сути, да и по форме рефлексия. Заметила, что она совершенно не трогает большую часть учеников (курсантов) к ней относятся как к обязанности. Можно, конечно, посетовать, на низкую внутреннюю мотивацию, на отсутствия навыка. Но меня лично не устраивала такая безликость. Считаю, чтобы рефлексия имела развивающий, воспитывающий, обучающий характер, она должна быть ориентирована на личность и на конкретное занятие. А как Вы считаете?

Макарова Л.П.: А я думаю о человеке.Все-таки личность - это лишь "портрет в социуме".Нравится нам то индивидом,то индивидуумом,то субъектом назвать ученика.А он - все это, вместе взятое.Поэтому речь о рефлексии человека.Конечно,кто же будет спорить со значимостью данного процесса.Без него никакое движение невозможно - тупик.Важно научиться рефлексировать для себя без другого(смотреться в зеркало для себя без другого почти нереально).И еще важно,чтобы это был не единичный акт,значит необходимо формировать и способность,и потребность в саморефлексии.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Все-таки личность - это лишь "портрет в социуме". Что Вы имеете в виду под этой формулировкой? Что личность нельзя отрывать от среды и потому необходим общий подход? Что приоритетно общество? Что личность лишь отпечаток общества? Макарова Л.П. пишет: Поэтому речь о рефлексии человека. Человека как части общего? Макарова Л.П. пишет: Важно научиться рефлексировать для себя без другого(смотреться в зеркало для себя без другого почти нереально). А Вы замечали, что такое рефлексирование чаще всего негативно? Что лишь ограниченное количество отдельных "отпечатков" самодовольно и самодостаточно? Неужели саморефлексия по определению негативна?

Макарова Л.П.: Мне близки идеи гуманитарно- целостного подхода,поэтому я понимаю личность как часть человека,обращенную к социуму,обществу.Но это не тождественно моему пониманию человека.Человекосообразный принцип гуманитарной парадигмы указывает на необходимость приведения всей пед деятельности в соответствие с человеческим измерением (И.А.Колесникова).Человек - это целостность.Зачем говорить о воспитании его" частей"?Нельзя,например говорить-духовное воспитание личности-это надличностный процесс,он воэможен только у человека.Никакой частью ничего человек быть не может.Согласна,что только саморефлексия опасна,она может привести к эгоцентризму,к раздуванию ЭГО.Я говорила об этом как о самом трудном ,но так же необходимом для саморазвития и особенно самосовершенствования ребенка.Да,нельзя познать себя без другого,но и другого -без понимания себя тоже.Это взаимозависимые процессы.Саморефлексия-самое трудное.Объективная самооценка почти нереальна,надо же сказать себе не только,что я делаю успешно,но и что во мне плохо А без этого никакое развитие невозможно.Самолюбование и амбиции без этого.А тут никакой перспективы,смерть духовная(известное -достигшая совершенства личность-мертвая личность).

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Объективная самооценка почти нереальна,надо же сказать себе не только,что я делаю успешно,но и что во мне плохо А без этого никакое развитие невозможно. Думаю, что рефлексия просто должна включать элементы как оценки, так и самооценки. Применение её в системе позволит более реально оценивать себя. Некоторая завышенность самооценки может считаться благом, поскольку даёт чувство уверенности в себе. А вопросы рефлексии должны быть сформулированы так, чтоб даже неуверенный в себе человек получил дополнительный заряд от своего труда. В связи с этим вопрос: "Что вызвало у Вас затруднения?", я бы заменила на: "Что Вам особенно удалось?"

Макарова Л.П.: Конечно,все мы знаем о создании ситуации успеха.Собственно, и спорить не о чем.Но перекос только в эту сторону чреват формированием самоуверенности и непогрешимости(перекос имеется в виду ).Исповедь,раскаяние в плохих поступках в православии не просто так живут 2тысячелетия.Но только самораскаяние,а не принародное признание плохого в себе.Понятно,что все самопроцессы возможны только через другого,вместе с другим.Хорошо бы этим другим заслужили быть мы.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Хорошо бы этим другим заслужили быть мы. Не верится в массовость этого. Извечная мечта учителей и извечное разочаровние. Мы думаем, что мы важны для них, а на самом деле они для нас важнее.

Макарова Л.П.: То есть опять" не в этой жизни"?А я верю,что даже при тухлой ситуации вокруг один педагог способен сделать многое.Иногда мне хочется быть классным руководителем у всех наших детей,которым не очень повезло с педагогом.7 лет вела 2 кл.руков.Вообще не вижу проблем,если влюбить успеть их в себя быстро.А дальше-общение,понимание,принятие их всякими-и больше ничего.Сами.А нужны они нам точно очень сильно.Мои вот выпустились,трагедия.Пытаюсь убеждать их,что надо перестать тосковать и открыться к новому миру.Но сама каждое утро,проходя мимо нашей ивушки,переживаю такую боль,что ничего не вернуть.Неужели ничего подобного не может быть в ДО,даже если долго быть их педагогом?Мне хочется верить.что любой способ педагогического взаимодействия устанавливает какие-то особые отношения.

Макарова Л.П.: Опыт проведенных уроков позволяет сделать вывод о том, что скорее для нас, педагогов, это имеет воспитывающий эффект.Весь короткий период общения с незнакомыми детьми старалась успеть запомниться, не разочаровать, заинтересовать, в общем пришлось постараться. Не уверена, что какое-то воспитывающее значение это имело для учеников.Хорошо бы хоть не антивоспитанием это оказалось.Как они стали нашими учениками?Был ли реально свободный выбор?

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Опыт проведенных уроков позволяет сделать вывод о том, что скорее для нас, педагогов, это имеет воспитывающий эффект.Весь короткий период общения с незнакомыми детьми старалась успеть запомниться, не разочаровать, заинтересовать, в общем пришлось постараться. Не уверена, что какое-то воспитывающее значение это имело для учеников.Хорошо бы хоть не антивоспитанием это оказалось.Как они стали нашими учениками?Был ли реально свободный выбор? Не знаю, но мне понравилось! Точно знаю что были свободные ученики.

Макарова Л.П.: Мне тоже все нравится, мы же с детьми новым делом заняты.Настоящее совместное постижение нового, только мечтать можно об этом.Дети талантливы,свободны в проявлении творческого порыва.Я о том думала, как они оказались на курсах? Подошла учительница-участница конкурса и велела быть.Это одно воспитательное влияние.Или тоже учительница-конкурсантка предлагала,убеждала,заинтриговала так,что захотелось попробовать.Сейчас,конечно,проще привлекать детей:курсы идут неделю,слух по лицею идет, возникает вопрос:"Почему я не участвую?".

Хисаметдинов А.А.: А вот как вы думаете "вредничают" ли друг другу педагоги, их ученики или нет. Вообще имеет ли это воспитывающий эффект. Например в силу того что мы ведь друг другу учеников набираем, а с другой стороны соперники. А как же "престиж" учебного заведения?! , конкретного педагога? Извините коллеги если на ночь глядя такие вопросы задаю, день был тяжелый

Макарова Л.П.: Так ведь то, какие ученики набраны нами на курсы,где являемся локальными координаторами, тоже имеет непосредственное отношение к престижу учебного учреждения. Вредничаем мы,как правило, на уровне одного района. Там вседа тяжелее всего общаться, а уж признать более высокий уровень соседней школы по какому-то вопросу - вообще невероятная вещь. Чем дальше. тем милей,это и про профессиональное сообщество тоже. Мои дети неоднократно принимали участие во Всероссийских олимпиадах и всегда привозили с собой восторженое отношение к своим соперникам, которые как-то смогли превратиться в закадычных друзей.А с местных олимпиад даже если и победой,но с непрятными ощущениями.Думаю, мы не стали бы бежать к компьютеру каждую свободную секунду, если бы испытывали желание повредничать.Организаторов хочется иногда поругать, да толку-то?

Богданов: Макарова Л.П. пишет: Какой должна (или может быть) современная модель дистанционного обучения, чтобы и медиапедагог мог решить государственные задачи? Вы собираетесь решать государственные задачи на удалении от обучаемого? Обучить скорее всего можно, но воспитать - сомневаюсь. Воспитывать надо глаза в глаза.

olga-sorokina: Воспитание "глаза в глаза" тоже может быть неэффективным. И опровергать возможность заочного воспитания тоже не стоит. Разве можно отрицать воспитательную роль личного примера жизни Л.Н. Толстого?

Иванова И.А.: Как оппонент г-на Богданова хочу сказать, что эффективность воспитания зависит не от воспитания "глаза в глаза", а от притягательности личности воспитателя, которая вполне ясно может проявляться и на растоянии. "Вначале было Слово..." Дистанционное общение - прежде всего общение словами. С уважением, Иванова И.А.

Богданов П.Е: Макарова Л.П. пишет: а Вы говорите,что дистанционный учитель не может влиять на ребенка Извините, я этого не говорил! Речь шла о воспитании и о том, что необходимо под этим понимать в дистанционном курсе. Основная моя мысль была направлена на живое общение. Еще Цицерон выделил такое качество, как уместность высказывания. В наше время - это одно из основных правил общения - правило зависимости содержания и формы высказывания от особенностей конкретной аудитории. Но в дистанционном образовании вы аудитории не видите, не чувствуете (даже Web-камера не поможет).

Литвина Т.Ю.: Макарова Л.П. пишет: Какой должна (или может быть) современная модель дистанционного обучения, чтобы и медиапедагог мог решить государственные задачи? Дистанционное обучение -это дополнение уже существующей стантартной форме обучения. Ничто не может так влиять на формирование личности ребёнка, как живое общение. Общение со сверстниками, с учитетелями. Второй год наша школы использует новые формы дистанционного обучения, в частности подготовка к ЕГЭ и частичный экстернат. И всё больше и больше убеждаешься, нетолько знания черпает ребёнок от учителя на уроках, но и получает что-то такое, что не возможно переоценить никакими современными средствами. Видимо без личности учителя не возможен современный урок, а компьютеры, мультимедийная техника, дистанционное обучение это лишь средство в работе современной школы. Дистанционное обучение это без сомнение нужная, интересная, современная школа как для учащихся так и для учителей. Но нельзя отвергать те формы и методы обучения в современной школе которые складывались годами. ДО хорошо использовать для повышения профессионального уровня педагога(конкурсы,курсы повышения). А для детей это на выходе из школы проверка своих знаний , еще один шанс пройтись по всему материалу что получил за годы обучения в школе.

Макарова Л.П.: Любая модель, чтобы превращаться в реальность, должна быть ресурсно обеспечена.Вижу, что это пока почти нереально, если ДО происходит не в рамках специально созданного для этого центра ДО. Дистанционное обучение - это индивидуальное обучение. Чтобы оно было возможно, учитель должен постоянно рядом с компьютером, если появляется вопрос у ребенка, нужно незамедлитеотно реагировать. А остальная работа?

Макарова Л.П.: Почти все мы уже имеем опыт проведения дистанционных уроков. Скоро закончится наше участие в конкурсе. Может быть попробуем оставить "свой след" созданием самой реалистичной модели ДО?! Принципы организации и функционирования.Условия создания и участия в ДО.Стратегические условия.Внешние и внутренние условияТехнологии обучения.Способы перехода от методов как способов организации деятельности детей к методам как механизмам, влияющим на движущие силы внутреннего развития.Образовательные приоритеты.Может быть, заповеди (правила,ограничения) и т.д.Общими силами сможем,как думаете?

warwara: Правила человеческого общения должны проявляться везде, пусть дистанционное образование или любое другое. Во время 1 Всероссийской конференции моя ученица встретилась с трудностями, но преодолеть их смогла благодаря деликатной помощи Лиснянской Марины , которая вдохновила девочку на решение трудной проблемы. Вежливое, деликатное, умное общение вообще всегда в цене. Это лучшее , что есть у человечества.

warwara: Мне нравиться дистанционное образование по своей сути. Сидишь дома и чем твоей душе угодно, тем и занимаешься. Приятно, что не получившееся для тебя не проблема, можно переделать несколько раз, пока до тебя не дойдет. Только занятий должно быть очень много, а стоить они должны в пределах 100 рублей, ведь не все дети имеют состоятельных родителей. Мне и моим ученикам понравилось выполнять разные задани, участвовать в конкурсах - это интересно. Думаю, что это приживется, несмотря на денежный вопрос....

Исаева О.Ю.: Андрей Викторович отмечает "человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть.". Следовательно мы педагоги, понимая, что Интернет это часть социума, должны не упустить момент, когда можно помочь сформировать определенные ценности у учеников. Вот когда учитель должен ставить воспитательные цели применяя ДО. Вот например, участие детей в форумах, требует определенной культуры, определенного соблюдения правил. Дистанционно общаясь в форуме, в блогах, учителя дают образцы поведения, модель культуры общения в Интернете.

KuzminVA: Коллеги, хотелось бы услышать Ваше мнение на этой ветке форуме по данному вопросу. - Что Вы понимаете под дистанционным обучением? - Какие средства Вы используйте при ДО? - Какие методы и модели Вы используйте при ДО? - Что по Вашему представляет дистанционный класс? - Что по Вашему представляет дистанционный урок? - Что по Вашему представляет дистанционный курс? Своё мнение я выразил в ветке этого форума по ссылке: http://khutorskoy.borda.ru/?1-17-0-00000033-000-0-0#004.001

pavlovasa: Просмотрела материалы первых, проведенных в рамках конкурса, уроков и задумалась, а чем отличается дистанционное обучение от старой системы заочного обучения? Средствами коммуникации? Вместо почтовых конвертов - электронные письма, вместо записок - форум, вместо телефона - чат? Разве роль дистанционного учителя заключается только в умении придумать задания и модули? А проведение урока, умение почувствовать, что и как, забота локального координатора? Получается, что успех урока зависит от умения локального координатора организовать очную встречу всех участников курса? Участники многих уроков - это ученики одного класса и одной школы, получается, что от учителя только задания, а локальный координатор переводит пошаговые инструкции с русского на русский и разъясняет все на пальцах. А где сам урок? Как определить, действительно ли это интересно ученику или локальный координатор заставил его выполнить задания? Почему многие ответы учащихся написаны, как под копирку? Мой, хоть и небольшой опыт дистанционной работы, совершенно иной, на мой взгляд, именно от преподавателя зависит судьба урока, именно он главный дирижер, да ещё и невидимка! Коллеги, проводившие уроки, поделитесь Вашими впечатлениями! Спасибо.

KuzminVA: Солидарен Светлане Александровне! В настоящее время большое количество организаций выдают заочное обучение за дистанционное! Это неправильно! Неправильно потому, что: - у целевой аудитории складывается мнение о ДО, как заочной форме обучения, что приводит в итоге к смешению понятий и непониманию сущности ДО, как самостоятельной ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ; - подобные организации запятнали репутацию ДО (результаты различных опросов). ДО отличается от заочной формы тем, что в ДО предусмотрено СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ проведение занятий с преподавателем, неважно в какой форме (онлайн, оффлайн т.е синхронно или асинхронно). Все зависит от выбранной модели ДО! НО! Считаю, что занятия в форумах, чатах, по электронной почте - уже "прошлый век"! В настоящее время ДО должно располагать (задействовать) всеми возможными средствами (и форумы, и чаты, и электронная почта, и Skype и т.д.), занятия же, по большинству своему должны проходить в он-лайновой форме, используя возможности виде- и голосовых конференций! Задача лабораторий же, занимающихся проблемами ДО и методистов должна сводиться к конкретным задачам! А именно к планомерному изучению возможностей всех современных средств, а также к разработке конкретных педагогических технологий и моделей ДО, использующих эти средства! Кроме того нужно определить правомерность использования тех или иных средств в конкретных моделях, наиболее эффективную совокупность этих средств для конкретных моделей и занятий! Вместо этого же одни "засели" в форумах, чатах, электронной почте и не могут "вырваться из этой устаревшей модели, другие "штампуют" диссертации, в которых рассусоливается до сих пор терминология ДО! И всё это вместо того, что бы помочь РЕАЛЬНО, НА ПРАКТИКЕ педагогам и методистам реализовать ДО!!! Наболело!

Fomenko1957: Здравствуйте! Ознакомилась с вашими высказываниями. ДЛя меня это еще добавочная информация. Столько много нового. По первому вопросу я еще не готова четко определиться. Методы и модели - только предложенные школой А.В. Хуторского. Вот по классу у меня есть соображения, ни более. Класс это возможность ученикам получать знания через интернет в любое свободное время. Я думаю те самые уроки, которые представлены сегодня на форуме - это хорошая школа для учеников, дело в том, что сами они друг друга учат гораздо доходчивее. Дистанционный урок - в принципе тоже самое, что и обычный нестандартный урок - дебаты, дискуссия, т.п. При этом можно во времени быть абсолютно свободным. Мне импонирует то, что в форуме можно развивать любую тему. И вы абсолютно правы, что урок не должен быть, особенно для удаленного во времени участника быть синхронным. асинхронность гораздо эффективнее. Либо это командная игра - тогда синхронность - основной фактор. И последнее курс ДО - это востребованные серия уроков для любого прдмета на выбор. При этом с возможностью пролонгических заданий, занятий и консультаций.

Бородавко Е.П.: Уважаемые, Коллеги! Предлагаю принять участие в обсуждении следующих вопросов: Как вы считаете, какова роль дистанционного образования на современном этапе? Как вы представляете перспективы развития дистанционного обучения? Как вы оцениваете свои собственные информационные компетентности?

Бородавко Е.П.: Скажите, как Вы считаете, почему информационные технологии станут главенствующими? Неужели нашим детям не нужно учиться что-то делать своими руками? Мастера высокой квалификации ручного труда станут не востребованными в скором будущем?



полная версия страницы