Форум » Дистанционное обучение: теория, методика, практика » Как сочетать очные и дистантные формы обучения в школе » Ответить

Как сочетать очные и дистантные формы обучения в школе

А.Д.Король: Зачем нужно сочетание очных и дистанционных форм в учебном процессе? Как учителю обучать всех по-разному, используя основные службы сети Интернет и телекоммуникаций?

Ответов - 25

Плеханова Л.А.: Добрый день! Думаю, что при современном разитии образования невозможно обойтись без сочетания очных и дистанционных форм в учебном процессе, потому что объем усвоенной информации должен быть достаточно большим, а при очном обучении мы всё-таки ограничены и временными рамками и различным темпом восприятия учебного материала обучающимися, и в какой-то момент может быть и отступлениями от темы. При сочетании этих форм возможно решить эти проблемы. При очном присутствии всё-таки, по моему мнению, должно быть "нацеливание" на изучение материала и контроль изученного, а дистанционно возможно и изучение лекционного материала как в режиме видеоконференций, так и просто по электронным учебникам, и консультирование по выполнению практических, лабораторных, контрольных и по теории. Т.е. я думаю, что будущее именно за сочетанием очного и дистанционного обучения , как старшеклассников, так и студентов.

Игонина Е.М.: Плеханова Л.А. пишет: будущее именно за сочетанием очного и дистанционного обучения , как старшеклассников, так и студентов. Совершенно верно, только при совместном использовании данных форм обучения можно расширить и углубить изучаемый материал. А для меня это интересно и тем, что очное и дистанционное обучение позволяет подготовить на достаточно высоком уровне ученические творческие проекты, с которыми можно участвовать на ученических конференциях различного уровня и достигать высоких результатов. Это необходимо как ученикам, так и учителям, т.к. позволяет хорошо пополнить портфолио всех участников - в настоящее время достаточно много конкурсов, где портфолио - один из важных этапов участия.

Хожаинова Светлана: Сочетание очных и дистантных форм обучения просто необходимо для организации профильного обучения в условиях сельской школы. Количество учащихся в старших классах таких школ очень мало, организовать профильные классы и даже группы бывает невозможно, а государственные стандарты требуют профилизации. Один из выходов - организовать профильные дистанционные курсы. Причем преподавателями могут быть учителя из крупных школ, в которых уже накоплен большой опыт профильного обучения. В нашем регионе, в котором много сельских школ, рассредоточенных на большой территории, потребность в дистанционных профильных курсах уже созрела. Помогите советом, с чего начать? Наша школа - самая крупная в районе, она будет, скорее всего, ресурсным центром по этому направлению работы.


Шлякова Людмила: Сколько десятилетий программы наших школ были организованы для среднего ученика. Большее что делали учителя - это обращали внимание на слабо успевающих учеников. "Звездочки", в лучшем случае, просто ценились, а иногда, существовали в непонимании своих одноклассников и безразличии учителей. Дистанционное обучение, наконец-то, открывает путь для тех детей, которые впитывают новое как губка, которые хотят знать многое и не останавливаются на усредненном уровне наших школ. Сочетание очных и дистанционных форм в учебном процессе дает возможность понять, на какой уровень обучения стремятся наши дети, чего они хотят достичь; возможность индивидуализировать процесс обучения. А учителя сделать в этом процессе помощником, консультантом для всех уровней развивающегося сознания ребенка.

Лялюк С.В.: А.Д.Король пишет: Зачем нужно сочетание очных и дистанционных форм в учебном процессе? Как учителю обучать всех по-разному, используя основные службы сети Интернет и телекоммуникаций? Сочетание очных и дистанционных форм обучения, на мой взгляд, даёт с одной стороны, возможность обучать всех по – разному, используя дистанционные формы обучения, с другой стороны, не лишать детей опыта живого общения с учителями, одноклассниками, который они получают при очном обучении. Сочетание очных и дистанционных форм обучения может предполагать, что часть познавательной деятельности учащихся проводится на уроке под непосредственным руководством учителя, а часть выносится на дистанционную форму, где преобладают самостоятельные виды работ по индивидуальным образовательным программам. В рамках дистанционной формы обучения учитель может проводить консультации, частично контролировать деятельность учащихся, используя, к примеру, общение в чате и по электронной почте. Дистанционные профиль-классы, курсы в режиме теле- и видеоконференций и т.д. придут на помощь ученику старших классов там, где нет необходимого ему профиля, а уходить из школы, в которой он проучился 9 лет, нет желания или возможности.

gkuleshova: Коллеги! Хочу привести данные мониторинга, которые свидетельствуют, что школам необходимо переходить от использования ИКТ к сочетанию очных и дистанционных форм обучения. В социально-экономических условиях оснащения школ новейшими компьютерами, подключения к сети Интернет наблюдается новый интерес к использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и дистанционному обучению (ДО), в котором осуществляется индивидуальная деятельность учащихся. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов. По данным социологов (В.С. Собкин, Д.В. Адамчук), активное внедрение компьютерных технологий в школы произошло повсеместно во всех регионах, что свидетельствует о благоприятных условиях для освоения ДО в образовательном процессе, причем, именно учениками, так как существует противоречие между оценкой учителями и учениками позитивных эффектов, связанных с использованием компьютера на уроке. Так фактор «повышает интерес к предмету» - оценивают 49,3% учителей, но 33,5% учеников; «позволяет проверить и оценить свои способности»: 12,3% - учителя и 8,0% - ученики. Таким образом, просто применение ИКТ в учебном процессе не свидетельствует об использовании всех их дидактических возможностей для индивидуализации. В ходе опроса респонденты оценивали свою готовность к участию в дистанционном Интернет образовании. Полученные данные показывают, что подобную «готовность к участию» в данном виде образования выразил каждый пятый учитель из пилотных и контрольных регионов. Это позволяет обозначить организацию педагогического процесса в ДО как «зону ближайшего развития» проекта ИСО (Информатизация системы образо-вания).

Калинина Ирина: Вопрос о необходимости применения этого сочетания сегодня не стоит. все поняли важность. Дело затехническим решением проблемы. У нас до сих пор один выход в интернет в кабинете информатик, а там - уроки. Хотелось бы знать опыт технического переоснащения школы в связи споставленной проблемой.

Савастьянова О.Ю.: К плюсам дистанционного образования можно отнести: •Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. •Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий. •Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. •Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения. •Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. •Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. •Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого. Но существуют и очевидные минусы: •Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. •Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. •Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. •Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. •Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. •Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. •В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения. Поэтому можно сделать вывод, что очные и дистанционные курсы нужно сочетать

Лялюк С.В.: Савастьянова О.Ю. пишет: Но существуют и очевидные минусы: •Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения. Да, Ольга Юрьевна, эмоциональная окраска действительно необходима. Но это не является минусом дистанционного образования. Существуют веб-камеры, использование которых в учебном процессе даёт возможность педагогу и ученику видеть друг друга в момент общения. И в материальном плане их приобретение не является обременительным для кошелька родителей. Кроме того, средства коммуникаций позволяют сегодня педагогу и ученику одновременно вести записи на виртуальной доске. И это тоже дополнительная эмоциональная составляющая урока. Даже при общении в чате можно создать определённый эмоциональный настрой. Ну и конечно же, при дистанционном образовании индивидуальный подход это одна из основных составляющих обучения. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося А разве ученику, который обучается очно, самодисциплина не нужна? Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. А как же индивидуальная образовательная программа? Составляя её, ученик самостоятельно выбирает способы контроля и временные рамки своей учебной деятельности. Разве это не достаточно серьёзный побудительный стимул? Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Согласна. Но смотря о каком предмете идёт речь. Некоторые практические работы по технологии, биологии, геграфии, физике и химии действительно требуют специального оборудования. В данном случае сочетание очных и дистанционных форм обучения необходимо. Физическую культуру тоже должен преподавать очный педагог. А вот по остальным предметам вполне можно организовать дистанционные практические занятия. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много Вот поэтому и необходимо сотрудничество очного и дистанционного педагогов, чтобы учесть все возможные недостатки дистанционных обучающих программ и курсов. ИМХО, очное обучение необходимо, но не достаточно для современного ученика. То же самое можно сказать и о дистанционном образовании. Поэтому и нужно сочетать разные формы обучения.

Савастьянова О.Ю.: Лялюк С.В. пишет: Даже при общении в чате можно создать определённый эмоциональный настрой. Для ученика 7-10 лет это абстрактно, он нуждается в тактильных ощущениях, в живом общении. Ученик начальных классов может составить индивидуальную образовательную программу?

Лялюк С.В.: Савастьянова О.Ю. пишет: Для ученика 7-10 лет это абстрактно, он нуждается в тактильных ощущениях, в живом общении. В предыдущих постах речь шла в большей степени о сочетании очных и дистанционных форм обучения в основном и старшем звене. Однако это не значит, что в начальных классах возможна только очная форма обучения. Не думаю, что участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах и т.д. будет для ребёнка 7-10 лет чем-то абстрактным. Ученик начальных классов может составить индивидуальную образовательную программу? А почему нет?

Егошина М.В.: На мой взгляд сочетание очных и заочных форм обучения нужна для того, чтобы была не только письменная, но и словесная форма общения которая позволяет ученику выражать свои эмоции; что бы не ощущался недостаток практических занятий; можно расширить и углубить изучаемый материал.

Ганова Н.В.: Сочетание необходимо для углубленного изучения наиболее важных вопросов для обучающегося. Оперативно устанавливается обратная связь между источником информации и ее получателем. Оптимизируется процесс обучения через использование современных средств коммуникаций.

Савастьянова О.Ю.: Ганова Н.В. пишет: Сочетание необходимо для углубленного изучения наиболее важных вопросов для обучающегося. Почему для углубленного изучения и наиболее важных вопросов? Независимо от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения нельзя ограничивать себя в образовательных потребностях. Для обучающегося любой вопрос важен, если есть вопрос, значит есть движение мысли, значит его надо решить, иначе он небыл бы важным.

Титкова И.С.: Тоже считаю, что сочетание очных и дистанционных форм нужно использовать в учебном процессе. Прогресс не стоит на месте, информационные технологии развиваются и все больше входят в нашу жизнь и, соответственно, в учебный процесс тоже. Конечно, очная форма - это основа учебного процесса, а вот дистанционное образование - это полезное дополнение, которе сделает обучение более удобным и интересным! Тем более опыт использования дистанционного образования нашими учениками пригодится им и в будущем, т.к. многие университеты давно практикуют эту форму обучения. Учитель же должен знать интересы и наклонности своих учеников и соответственно направлять их в нужные разделы дистанционного образования.

Калинина Ирина: Титкова И.С. пишет: очная форма - это основа учебного процесса, а вот дистанционное образование - это полезное дополнение, Согласна с данной постановкой, т.к. как бы дети не изощрялись в освоении дистанционных форм образования, все начинается с вербального общения. А как ученики будут развитваться дальше: это уже зависит от природы, техническихбнавыков общения с компьютером, потребносями, условиями и т.д. Кто-то уже в дошкольном возрасте освоит дистанционые формы и выйдет на качественный уровень самообразования, а кто-то и в 11 классе будет относится к этому как к обязательному, но не совсем понятному стилю общения учителя с учениками. Дистанционная форма - это необходимость информационного общества. С ней надо мириться.

Лялюк С.В.: Калинина Ирина пишет: Дистанционная форма - это необходимость информационного общества. С ней надо мириться. Ирина! Ну почему же только необходимость? Почему мириться? Общение в форуме, обмен опытом - это тоже, своего рода, дистанционное обучение. Вы миритесь с этим как с суровой необходимостью? Дистанционная форма обучения это одно из преимуществ, которое есть в информационном обществе. Главное, чтобы дистанционное обучение проводилось с использованием разных форм и методов. А дети осваивают компьютерные технологии гораздо быстрее взрослых. И насколько успешным будет применение дистанционных технологий зависит в большей степени от учителя и родителей.

Калинина Ирина: Лялюк С.В. пишет: Дистанционная форма обучения это одно из преимуществ, которое есть в информационном обществе. Преимуществ по сравнению с чем? Я воспринимаю дистанционность как возможность экономить время в получении образования, информации, обмене опытом, техническом сопровождении работы. Но не допускаю мысли, что данные удобства есть преимущества над традиционными условиями обучения. Настаиваю, дистанционная форма - это необходимость, но я с ней не мирюсь, я ее поддерживаю, развиваю, т.к. осознаю ее эффективность над существующими формами общения и обучения в нынешних условиях.

Дондокова Т.В.: Хочу поделиться мыслями о дстанционном обучении исходя из собственного маленького опыта и практики. Довелось поработать в качестве локального координатора своих учеников в ходе Всероссийского дистанционного конкурса учитель года. Дети записались на пятидневный дистанционный курс и отработали так, как не приходилось, наверно, работать на уроках:здесь не отвертишься, не перенесешь выполнение домашнего задания на "потом": четкое расписание, требования жесткие (без этого никак нельзя), задания расписаны на каждый день. Пришлось перелопатить массу литературы, думать, сочинять, фантазировать и главное - в сроки высылать выполненные работы. Поле деятельности для самообразования - непаханное. Вырабатывается самоконтроль, самодисциплина. Было бы желание.В рефлексии детей отмечалось, что можно, оказывается, собраться, настроиться и получить умения и навыки со знаниями и в такой короткий срок. А в связи с бесконечными и не очень-то радужными перспективами реформ в нашем образовании дистанционное обучение для многих детей из глубинки становится альтернативой очному обучению. Ну, не хотят работать где-нибудь на далекой периферии учителя, например, иностранного языка, а он необходим при поступлении. Выходов несколько: найти в ближайшем крупном населенном пункте репетирора, потратиться на дорогу, на репетитора, а можно обучаться и получать знания дома, за компьютером, записавшись на дистанционку. Думается, многие, прошедшие школу ДО выберут именно второй вариант обучения.

Дондокова Т.В.: А.Д.Король пишет: Как учителю обучать всех по-разному, используя основные службы сети Интернет и телекоммуникаций? Все новое - это хорошо забытое старое. Путь пройти нужно будет такой же как и в традиционном обучении. Начать с составления методических пособий, программ. Причем учитывая при этом разноуровневый подход в обучении. Хотя как мне кажется в творческом, креативном обучении такой подход может и не понадобиться. Ведь задания, вопросы должны разительно отличаться от традиционных общепринятых. Такие, с которыми способны справиться все.

Калинина Ирина: Дондокова Т.В. пишет: Ведь задания, вопросы должны разительно отличаться от традиционных общепринятых. Такие, с которыми способны справиться все. Не согласна. Считаю, отход от "классики", общедоступность заданий, с которыми справятся все - это тупик.

Одинец К.А.: Калинина Ирина пишет: общедоступность заданий, с которыми справятся все - это тупик. Тупик чего? Образования? Мысли? Саморазвития? Если ученик справился с заданием, обрёл в процессе его выполнения новые знания, получил удовлетворение от проделанной работы и неудовлетворённость от понимания, что не всё ещё знает, что мог бы сделать ещё лучше - это тупик? Личностноориентированное задание не имеет верхней планки, оно создает поле для самореализации на определённом этапе развития, но может быть иначе реализовано на следующем. Оно всегда - движение вперёд и выше. У Вас же есть опыт участия в эвристических олимпиадах, и Вы можете привести немало примеров, когда одно и то же задание по-разному решается каждым из участников, а Вы могли бы его выполнить по-другому. Вернитесь к нему спустя время и увидите новые аспекты для решения.

Хингеева Ирина Иркут: "Вопрос о необходимости применения этого сочетания сегодня не стоит. все поняли важность. Дело за техническим решением проблемы. У нас до сих пор один выход в Интернет в кабинете информатики, а там - уроки. Хотелось бы знать опыт технического переоснащения школы в связи с поставленной проблемой,"- пишет Калинина Ирина. Я полностью согласна с тем, что существует такая проблема, она касается многих школ. У меня есть опыт участия моих учеников в ДО, есть результаты и есть мотивация для дальнейшего обучения. Но как, действительно, сочетать очные и дистантные формы обучения, чтобы не перегрузить учеников? Составить долгосрочную программу ДО учеников, утвердить ее и реализовать? Вот тут-то и начинаются все трудности с момента ее реализации. Кабинет информатики недоступен, там уроки до самого вечера, дети получают задания и работают дома, не у всех есть доступ в Интернет, волнение, беспокойство, что могут не успеть выполнить задания и т. д. Так что вопросы технического оснащения, создание условий для ДО должны волновать администрацию школы и весь педколлектив. Если не будет взаимопонимания, сотрудничества и соответствующего финансирования, не будет отдельного кабинета для ДО, не будет интеграции очного и дистанционного обучения, когда ДО станет частью школьной программы обучения. В одиночку эту стену не пробьешь, только командой единомышленников и только результативностью можно доказать необходимость и эффективность ДО в развитии личности учеников. А когда появятся кабинеты для ДО, кроме кабинетов информатики, компьютеры в каждом кабинете учителя? На кого надеяться? Как заработать деньги?

Трусова Н.П.: А.Д.Король пишет: Зачем нужно сочетание очных и дистанционных форм в учебном процессе? Как учителю обучать всех по-разному, используя основные службы сети Интернет и телекоммуникаций? Сочетание очных и дистанционных форм обучения - это одно из направлений развития очной школы. Это направление стало интенсивнее развиваться в нашей сельской школе благодаря не только подключению школы к сети Интернет, но большой планомерной работы ЦДО "Эйдос". Учеба, которую проходят учителя - учеба не одного года. А за учителем идет ученик. И только после 6 лет работы с дистанционными олимпиадами, мы подошли к дистанционным урокам.

Каляева Н. А.: Необходимость сочетания очных и дистантных форм обучения всем очевидна. Вопрос лишь в том как их сочетать? Поскольку я учитель информатики, то в нашей школе применение дистанционных форм обучения в учебном процессе носит индивидуальный характер в работе с одаренными детьми.



полная версия страницы