Форум » Дистанционное обучение: теория, методика, практика » Дистанционная исследовательская деятельность школьников » Ответить

Дистанционная исследовательская деятельность школьников

Разумова А.Г.: Сегодня исследовательская деятельность школьников культивируется во многих, если не во всех, учебных заведениях. Организуются Научные общества учащихся. Проходят научно-практические конференции на школьном, муниципальном, региональном и даже (по многим направлениям) всероссийском уровнях. Уровень исследований очень разный. Зачастую под этой маркой представляются просто реферативные работы. В связи с этим возникает ряд вопросов: 1. Можно ли каждого ребенка обучить ведению исследовательской деятельности? 2. Что делать, если школьник хочет заниматься такой работой, а школа не может по каким-то причинам найти для него компетентного научного руководителя? 3. Каковы перспективы и условия для реализации совместной исследовательской работы школьника и удаленного (дистанционного) руководителя? 4. Какова потребность в дистанционных курсах для школьников и учителей по овладению методикой исследовательской деятельности? С уважением, Разумова Алла Григорьевна, сотрудник кафедры обществознания ЦДО "Эйдос"

Ответов - 16

М.А. Липчанская: Разумова А.Г. пишет: 1. Можно ли каждого ребенка обучить ведению исследовательской деятельности? Теоретически - можно, практически - я бы не рискнула давать такие гарантии. Дело в том, что кроме мастерства педагога и желания ребенка, нас окружает множество обстоятельств, субъективная значимость которых (для учителя или для ребенка) в один прекрасный момент может оказаться выше значимости научного творчества. Разумова А.Г. пишет: 2. Что делать, если школьник хочет заниматься такой работой, а школа не может по каким-то причинам найти для него компетентного научного руководителя? Если честно, то я не думаю, что школа ДОЛЖНА искать для каждого желающего компетентного научного руководителя. Хотя, конечно, похвально, если она это делает. . Разумова А.Г. пишет: 3. Каковы перспективы и условия для реализации совместной исследовательской работы школьника и удаленного (дистанционного) руководителя? По-моему, перспективы есть. Я сама несколько лет руковожу школьными научными проектами, причем довольно успешно: все работы - призеры областных конкурсов, почти все - участники республиканских. При этом значительная часть моего взаимодействия с детьми происходит с помощью средств ДО (в основном это электронная почта). Аналогичные методы применяю и при работе со студентами (СРС, курсовые и дипломные работы). Для меня самОй оказалось удивительным, что дистанционное взаимодействие позволяет обеспечить индивидуальный подход даже эффективнее, чем традиционное очное. Научная работа требует обстоятельности, всестороннего обсуждения рассматриваемых проблем, и найти время для регулярного обстоятельного обсуждения научных изысканий каждого ребенка часто бывает сложно. Да и дети, занимающиеся научными исследованиями, обычно более загружены, чем их "обычные" сверстники, так что под расписание "маленьких ученых" тоже надо подстраиваться . Поэтому я считаю что в области детского научного творчества у ДО - большое будущее.

Шулепова Т.В.: Разумова А.Г. пишет: 1. Можно ли каждого ребенка обучить ведению исследовательской деятельности? Считаю, что да. Только цели, задачи и качество такого исследования будут разными. Могу сравнить два случая из моей практики. При наличии одного и того же организующего начала (меня как педагога) две работы оказались совершенно разными по уровню в зависимости от качеств учеников. В первом случае ученица обладала явно выраженным интересом к предмету в школе и предмету исследования (изучалось количество хлорофилла и продуктивность пшеницы), соответственно, и задачи как она, так и я ставили серьезные, довольно тяжелые. С гордостью за нее могу сказать, что это была ее работа на 95%, что редкость. Во втором случае, как способности ребят, так и мотивация были чисто внешними, работа выбрана более простая. Интерес к научной деятельности появился в конце работы, услился после чат-защиты в проекте "Эйдос", к слову о дистанционных методах. С учащимися с низкой мотивацией такая работа, очень адаптированная должна быть направлена на практическую деятельность. Если я, как педагог, вдруг не нашла способа заинтересовать его, то найдется другой, сделающий это. Просто элементы исследования нужно вводить в школьную повседневную практику

Разумова А.Г.: Татьяна Владимировна, Вы пишете: Просто элементы исследования нужно вводить в школьную повседневную практику Каковы способы этого введения? Вы это делаете (или будете делать) на уроках или во внеурочной деятельности? И какие элементы исследовательской деятельности Вы бы предложили использовать?


Иванова Л.А.: Я бы не смогла каждого ребенка научить исследовательской деятельности. Занимаюсь исследовательскими работами с единицами учеников. Согласна, что охватываю не всех желающих. Но в рамках обычной школы не вижу других перспектив. Возможно, здесь как раз и будут уместны дистанционные курсы для школьников по овладению исследовательской деятельностью.

Разумова А.Г.: Уважаемая Иванова Л.А.! Вы пишете: Возможно, здесь как раз и будут уместны дистанционные курсы для школьников по овладению исследовательской деятельностью. Как Вы считаете, можно ли сочетать очные и дистантные формы обучения ведению исследовательской деятельности? Если да, то в каком варианте? Какова в этом случае роль очного педагога?

Радиченко Валерия: Конечно, исследовательской деятельностью способен заниматься не каждый ученик - и слава Богу! Куда бы успел укатиться наш мир, если бы каждый был Эйнштейном?! А вот насчет того, что школа не может предоставить ребенку, способному и мотивированному на исследование, условий для подобной деятельности - такого быть не должно. Зачем тогда мы нужны, если не умеем создать детям условия для раскрытия их талантов?! Не умеем помочь сами - надо найти того, кто сможет провести ребенка по миру исследований. Тем более, что сейчас это стало намного легче.

Шмаков А. Л.: Разумова А.Г. пишет: 1. Можно ли каждого ребенка обучить ведению исследовательской деятельности? Именно исследовательской, а не проектной деятельности - думаю можно. Вот у меня рядом племянник двух лет сейчас занимается исследованием устройства машинки, причём довольно активно занимается. Из из этого исследования он для себя что-то вынесет нового. Другое дело, если исследование "перерастёт" в проект или оно даст новую информацию не только исследователю, но и обществу - а вот на это способны, наверно, не все. Разумова А.Г. пишет: 2. Что делать, если школьник хочет заниматься такой работой, а школа не может по каким-то причинам найти для него компетентного научного руководителя? Это уже на городском или областном уровне необходимо создавать физико-математические, эколого-биологические и т.п. школы, либо центры, объединяющие в себе все или почти все учебные направления и реализующие углубленное изучение предметов, проекты и т.п. Но если объединять уже существующее, то это надо делать осторожно, а то можно развалить всё, что было. Если же городское или областное управление образования по каким-либо причинам, не принимает соответствующих мер, то вероятный выход - дистанционное обучение.

Бояркина В.И.: Разумова А.Г. пишет: И какие элементы исследовательской деятельности Вы бы предложили использовать Например, всестороннее исследование ресурсов (возможностей, свойств, качеств) изучаемого объекта или явления. Могут быть ресурсы времени, пространства, информации, вещества (физические , химические, биологические, эстетические, экономические и т.д.) Возможные цели исследования: найти новое практическое применение выявленных ресурсов, дать объяснение (предложить гипотезы) причин явления, предсказать дальнейшее развитие и т. д. Для достижения этих целей можно использовать инструментарий ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) и других методов активизации творческого мышления. Шмаков А. Л. пишет: Другое дело, если исследование "перерастёт" в проект или оно даст новую информацию не только исследователю, но и обществу - а вот на это способны, наверно, не все. Если направить исследование в практическое русло, то на него способны и отъявленные троечники, у них часто выявляется творческий склад ума. Но, конечно, надо им помогать в гамотном оформлении их идей.

Разумова А.Г.: Бояркина В.И. пишет: Если направить исследование в практическое русло, то на него способны и отъявленные троечники, у них часто выявляется творческий склад ума. Очень часто такие дети потому и становятся троечниками, что не вписываются со своими стремлениями к исследованию в систему традиционного обучения. Главное - пробудить у них желание не просто что-то такое сделать (практически или на уровне теоретической работы), но и получить личностно-значимый, в первую очередь для своего дальнейшего совершенствования, продукт. И тогда можно переопределить смысл их учебной деятельности.

Богданов П.Е: Для того, чтобы обучающиеся приняли участие в дистанционной исследовательской деятельности, предварительно необходимо организовать дистанционный курс, чтобы обучить проектной деятельности. Речь идет о вопросах теории. В самом начале проектной работы возникают вопросы, которые требуют ответа. Не всегда можно найти ответ. В регионах по разному подходят даже к оформлению работы.

Разумова А.Г.: Богданов П.Е пишет: Для того, чтобы обучающиеся приняли участие в дистанционной исследовательской деятельности, предварительно необходимо организовать дистанционный курс, чтобы обучить проектной деятельности. Уважаемый Павел Евграфович, действительно, теория очень нужна. И такие курсы разрабатываются в Центре "Эйдос". Здесь только важно, на мой взгляд, все-таки разграничивать собственно исследовательскую и проектную деятельность, ибо методика работы разная.

Богданов П.Е: Разумова А.Г. пишет: разграничивать собственно исследовательскую и проектную деятельность Считаю, что одна другую дополняют.

Соколова Г.А.: Много лет занимаюсь научно-исследовательской деятельностью по биологии и географии. Пользуюсь дисками Боголюбова А.С. Там подробно описаны методики работ, а практически на природе выполнить их необходимо каждому участнику по выбранной тематике работ.Мне помогли данные разработки не только начать работу, но и консультации через интернет с учеными помогает такую работу сделать действительно исследовательской. Разумеется, что все отчеты и анализ проб мы обрабатываем на компьютерею Дети работают с энтузиазмом и очень часто делают маленькие открытия.

Соколова Г.А.: Презентации своих научных изысканий , участники исследовательской работы оформляют в виде презентации, где надо поломать голову, что поставить в главное, а о чем скзать вскольз.Разрабатывая каждый слайд, учащийся как бы концентрирует свои выводы в малый объем и конечно это труднейшая работа увенчается успехом, если исследователя посетит вдохновенье.

Лобанова Л.В.: Соколова Г.А. пишет: Презентации своих научных изысканий , участники исследовательской работы оформляют в виде презентации, где надо поломать голову, что поставить в главное, а о чем скзать вскольз.Разрабатывая каждый слайд, учащийся как бы концентрирует свои выводы в малый объем и конечно это труднейшая работа увенчается успехом, если исследователя посетит вдохновенье. Презинтация- это возможность преобщения учащихся к занятиям в сфере дополнительного образования и профессиональной ориентации. Это помогает отдельным учащимся реализовать свой творческий потенциал, популяризировать различные напрвления творческой деятельности, выявлять таланты и оказывать им помощь.

М88: Богданов П.Е. пишет: чтобы обучающиеся приняли участие в дистанционной исследовательской деятельности, предварительно необходимо организовать дистанционный курс, чтобы обучить проектной деятельности. Нам бы хотелось разграничить понятия: исследовательская и проектная деятельность. Исследовательская - это изучение, анализ какого-либо явления или предмета. Исследование проводят, чтобы ответить на конкретный вопрос. Проектная - уникальная деятельность, направленная на создание определённого продукта или услуги.



полная версия страницы