Форум » Дистанционное обучение: теория, методика, практика » Дистанционная обучающая среда. Какой ей быть? » Ответить

Дистанционная обучающая среда. Какой ей быть?

pavlovasa: Дистанционное образование - это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Каждый день на наших детей обрушивается поток информации, который нужно глубоко осмыслить, проанализировать и сделать правильные выводы. На сегодняшний день в мире существует значительное число платформ для организации электронного обучения. Одна из них свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс не требует специальных навыков. Изучая книги Центра "Эйдос", я поняла, что Вы используете для дистанционного обучения:электронную почту, форум. Уважаемый Андрей Викторович! Скажите, пожалуйста, отказ от существующих платформ принципиален? Как Вы оцениваете возможности обучающей среды Moodle? Платформы Adobe? Или возможности Skype(+интерактивные приложения, доска и т.д.) как средства обучения? Уважаемые коллеги! У кого есть опыт дистанционной работы, расскажите, что используете Вы? Какой, по-Вашему, должна быть идеальная дистанционная обучающая среда? Спасибо. P.S. Мне симпатична обучающая среда Moodle: готова рассказать о плюсах и минусах.

Ответов - 18

Тарасенко Е.В.: pavlovasa пишет: Мне симпатична обучающая среда Moodle: готова рассказать о плюсах и минусах. Ой, и мне, и мне! Интерфейс действительно очень удобный! И столько возможностей! Скажите, а Вы сравнивали с какими-то другими системами. А то я тольку одну ещё видела у одного из наших ВУЗов, называется "Прометей" - уж не знаю, сами они её разработали или нет, но система имеет гораздо меньше возможностей, чем MOODLE, и не так доступна для пользователя... А, может быть, MOODLE и объективно самая лучшая?!

pavlovasa: Про систему "Прометей" я, к сожалению, ничего не слышала, поинтересуюсь обязательно. Платформа Adobe абсолютно не похожа на Moodle, но весьма симпатична для проведения видеоконференций, семинаров и занятий в режиме on-line. Можем видеть и слышать, одновременно переписываться, отключать и подключать разные группы учащихся, показывать презентации, обмениваться файлами, рисовать на доске и т.д. Есть, правда, один существенный недостаток у платформы - она платная. А возможности Moodle мне кажутся безграничными, каждый раз открываешь для себя что-то новое, удивительное.

pavlovasa: Уважаемые педагоги! Как Вы думаете, дистанционная обучающая среда должна быть максимально похожа, то есть представляет все возможности, на школьную среду, или это должно быть, что-то совершенно иное, но имеющее конечную цель обучение? А какова конечная цель обучения в дистанционном классе? Получение образовательного продукта?


Исаева О.Ю.: Среда может быть любой. Главное условие - это умение пользоваться этой средой и учителем и обучающимися.

pavlovasa: Как преодолеть проблему отсутствия "живого" общения в дистанционном обучении?

KuzminVA: Дистанционная обучающая среда - это своеобразный аналог образовательной среды школа, ВУЗа. Она должна включать в себя все необходимые для продуктивного образовательного процесса компоненты: методические кабинеты, учительскую, виртуальные кабинеты, виртуальную библиотеку, форумы, чаты и т.д. Дистанционную среду можно организовать и оформить в должном в виде с помощью различных технических средств, коих в настоящее время существует масса, но другое дело, что не все из них одинаково хороши. Считаю, что оптимальным средством для организации дистанционной образовательной среды является LMS Moodle. Есть, конечно, и в нём ряд недостатков, но они не так существенны на начальном этапе проектирования среды. Благо, что код Moodle открыт для редактирования, требуются только знания php.

Tatarnikova_O_A: KuzminVA пишет: Считаю, что оптимальным средством для организации дистанционной образовательной среды является LMS Moodle. На мой взгляд, это серьезная программа как для ДО, так и для очного образования. Еще можно оценить по достоинству открытость кода. Но, например, существует способ так называемого адаптивного компьютерного тестирования. И, на сколько мне известно, данная программа такого типа тестирования не реализует.

KuzminVA: В чём заключается этот способ тестирования? Постараюсь ответить в результате реализует ли Moodle его.

Tatarnikova_O_A: KuzminVA пишет: В чём заключается этот способ тестирования? Если ответ правильный, то предполагается, что уровень подготовки студента выше сложности предъявленной задачи, и он способен решать задачи заданной трудности, в противном случае — неспособен. В данном случае можно использовать следующий подход. Если тестируемый успешно решил данное задание, то у него появляется желание решить более трудное задание. Если нет — то им будет сделана еще одна попытка решения задания той же трудности. Если оно также не решено, то предъявляется задача пониженной трудности. Если сразу не решено менее трудное задание, то предлагается задача еще меньшей трудности. Аналогично происходит процесс повышения трудности заданий.

KuzminVA: Данный вид тестирование реализуется Moodle в модулях "Тест" и "Лекция".

Tatarnikova_O_A: KuzminVA пишет: Данный вид тестирование реализуется Moodle в модулях "Тест" и "Лекция". Спасибо за информацию Владимир Александрович. Попробую воспользоваться такой опцией.

pavlovasa: Тесты реализуются практически в любой системе, а какие неожиданные возможности хотелось бы использовать Вам в дистанционном образовательном процессе? Давайте пофантазируем: В моем дистанционном классе обязательно будет ... В моем дистанционном классе обязательно будет дистанционный ковер-самолет, он поможет моим ученикам поймать вдохновение и свободно творить. Позволит перемещаться каждому ученику по своей образовательной траектории, не мешая другим, сверху очень любопытно наблюдать за действиями остальных.

Исаева О.Ю.: Интересная идея с дистанционным ковром-самолетом. Интересно посмотреть его в действии. Наличие такого элемента уже вызывает желание побывать у вас на курсе. В моем дистанционно классе обязательно будет создание совместного творческого продукта, разработка "вредных советов", а так же цветовые фантазии.Думаю, что возможность перевоплощать свой образ в другие формы и объекты поможет учащимся с творческим подъемом пройти дистанционный курс.

pavlovasa: Пока - это мечта, но , думаю, в скором времени удастся её воплотить. Зрительные образы и виртуальные персонажи оказывают серьезное влияние на мотивацию и позволяют усваивать материал.

Fomenko1957: Читаю ваш диалог и понимаю, что я ничего не знаю. Вы хоть на русский язык переводите, о чем речь. Потому что вопрос очень интересный, среда формирует все, и сознание и привычки, и филологическую грамотность, и патриотизм, она может негативно повлиять. Поэтому задача определения обучающей среды в ДО приоритетна. У меня возник вопрос, вы все о программах, да о программах, а ведь это только технологии, почему-то про учителя забыли. А его роль, какова в определении среды? А то заведут наших детей эти программы как Иван Сусанин поляков в болото.

pavlovasa: Естественно, что в дистанционной среде меняется и роль преподавателя. Что же должен делать преподаватель в виртуальной среде? Преподаватель перестает быть единственным источником информации. Он организует работу, контролирует среду и направляет учебный процесс в нужное русло, ставит учебные задачи. Но находится в тени, не мешает ученикам самостоятельно делать открытия. Поощряет общение между участниками, позволяет ученикам обсуждать друг с другом сложности и проблемы, возникающие в процессе подготовки, выяснять любые текущие вопросы – от решения нестандартных задачек по физике до поиска подходящей компании для похода в кино. Те, кто надеется «проскочить», просто регулярно посещая класс, не могут позволить себе этого в дист классе. Сама передача мысли путем печатания требует от ученика и размышления, и ясности.

Сибагатулина: Благодарна Павласовой за поднятую тему! Вы-молодец!Хотела бы высказать некоторые свои мысли по проблеме. Прежде всего, дистанционная обучающая среда должна быть понятной и учителю, и ученику. Не надо сводить дистанционную обучающую среду только к виртуальному общению.Дистанционная обучающая среда должна обладать различными возможностями, варияциями, прежде всего, давать возможность реализоваться каждому. Я понимаю, что пока это общие фразы, в любую проблему надо вникать. а по поводу вопроса о конечной цели дистанционного урока хотела бы сказать, что ей должна быть создание образовательного продукта. Именно он помогает понять, что усвоили учащиеся, как действовать учителю дальше, ориентируясь на индивидуальную траекторию развития ученика.

pavlovasa: Спасибо, я, Павлова Светлана Александровна Возможностей и вариантов в настоящее время уже достаточно много, но они, скорее, повторяют привычные очные формы взаимодействия на уроке, все различия сводятся к дистанции - расстоянию между преподавателем и учениками. Это, конечно, удобно, но, мне кажется, что дистанционные формы обучения могут предлагать ученику какие-то совершенно иные формы взаимодействия, задания и формы выполнения этих заданий. Обмен информацией(файлами с презентациями, текстами, таблицами и др.), средства коммуникации - форум и чат. Нам , преподавателям, что ещё жизненно необходимо в дистанционном классе?



полная версия страницы