Форум » Дистанционное обучение: теория, методика, практика » Деятельность школьников в дистанционном обучении. » Ответить

Деятельность школьников в дистанционном обучении.

ася полтавская: В современной школе существует многообразие видов и форм организации учебной деятельности учащихся, результатом которой является изменение самого учащегося, а учебная деятельность в дистанционном обучении направленна на развитие у учащихся специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач. Давайте разберёмся, как может быть представленна учебная деятельность школьников в дистанционном обучении, Из каких компонентов она может состоять?

Ответов - 35

Кубышкина А.В.: Если дистанционное обучение имеет столько преимуществ перед очным: информационные, коммуникативные, педагогические, психологические, экономические и т.д. – почему же не происходит широкого внедрения данной формы обучения в современную образовательную систему?

Бережнова: Дистанционное обучение может проводиться в виде практикумов, лекций, лабораторных заданий.

Савченко: ася полтавская пишет: Из каких компонентов она может состоять? Учебный процесс основывается на современных педагогических технологиях. И если ориентироваться на гуманистическую педагогику, то выбор педагогических технологий будет отражать особенности личностно-ориентированного подхода: обучение в малых группах сотрудничества, дискуссии, мозговые атаки, ролевые игры проблемной направленности, ситуационный анализ (case-study), метод проектов, "портфель ученика". В ходе учебного процесса можно использовать коммуникационные технологии, соответствующие определённым педагогическим технологиям (форум, чат, блоги, теле- видеоконференции и др.) Формами организации дистанционного обучения школьников могут быть: лекции, консультации, семинары, проекты (курсовые работы), лабораторно-практические занятия, индивидуальные (домашние) задания, учебные научно-исследовательские работы, тестирование, экзамены, зачеты, олимпиады, курсы и др. Обучаясь дистанционно ученик создает творческий продукт с помощью компьютера, учится взаимодействовать дистанционно, овладевает необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, учится самостоятельно организовывать и управлять учебным процессом.


Хингеева И.С.Иркутск: "Давайте разберёмся, как может быть представлена учебная деятельность школьников в дистанционном обучении. Из каких компонентов она может состоять?"-спрашивает Ася Полтавская. Очень подробно, на мой взгляд, об этом сказала Савченко. Согласна, что должен осуществляться личностно-ориентированный подход и предпочтение дается работе в малых группах, что имеет воспитательное значение и развивает личность. В нашей школе (результаты опроса) ребят привлекают эвристические олимпиады и конкурсы, метод проектов, краткосрочные и долгосрочные( до 1 года), научно-практические конференции, портфолио ученика, тестирование, экзамены, курсы. Это то, в чем дети заинтересованы и пригодится им в будущем. Заинтересованы в этом не только учителя, но и родители, которые во многом определяют выбор форм ДО.

pavlovasa: Любая современная обучающая среда позволяет имитировать большинство аспектов реального «очного» учебного процесса. Обучающемуся обеспечен эффективный контакт с преподавателем, что позволяет достичь более высокого уровня индивидуальной работы с каждым учащимся, чем даже в обычном классе. Но ... Хороший дистанционный курс – это не тот, который насыщен разнообразным и разноуровневым материалом, а тот, в котором интересно этот материал находить и изучать. Самый главный вопрос - как этого добиться?

Васильева ОС: Tatarnikova_O_A пишет: Обучаясь дистанционно ученик создает творческий продукт с помощью компьютера, учится взаимодействовать дистанционно, овладевает необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет, учится самостоятельно организовывать и управлять учебным процессом. На мой взгляд школьники еще несовсем понимают, что такое ДО (опираюсь на свою практику!). Один из учеником мне сказал: "А чему меня могут научить дистанционные курсы?". Ребята должны работать с большим теоретическим материалом, нужно самостоятельно его изучить, выбрать главное из различных истоников! Наши дети привыкли к готовым знаниям и умениям, заглянул в тетрадь, выучил тему и готово! Чтобы создать свой творческий продукт надо потрудиться! Самостоятельно уметь анализировать, систематизировать, классифицировать, и в конце концов доказывать, это пока еще трудно дается! учитель должен сам подводить ребенка к этому на своих уроках, надо отходить от простых записей в тетради, больше самостоятельности, больше работы с информацией, которую еще нужно и самим найти!

маринанедумова: По-моему ачинать работу по привлечению школьников в ДО надо как можно раньше, с начальной школы, дети должны почувствовать "вкус" ДО, проникнуться пониманием того, как они могут раскрыть свои возможности, расширить общий кругозор. А победы в конкурсах и олимпиадах будут хорошим "мотиватром" участия в ДО. И роль учителя и руководителя школы подсказать эту "дорожку" продвинутым родителям, которым небзразлично будущее их детей.

Tatarnikova_O_A: маринанедумова пишет: По-моему ачинать работу по привлечению школьников в ДО надо как можно раньше, с начальной школы Это кочечно хорошо когда дети начинают развивать самостоятельность с раннего возраста, я согласно с тем, что младшие школьники активнее участвуют в новшествах, но здесь появляется другая проблема. Не думаете ли вы, дорогие коллеги, что детям нужно живое общение, настоящая реальность? От ИКТ не уйти, но во всем нужно знать меру! В младшем школьном возрасте ученики еще не осознают, что такое ДО. Работа с компьютером для них всего лишь игра, да и нахождение за компьютером долгое время не очень хорошо влияет на психическое здоровье детей. Работа в этом направлении должна проходить , но очень осторожно, т.к мы в младшем возрасте зарождаем в ребенке будущую личность.

Васильева ОС: Tatarnikova_O_A пишет: Не думаете ли вы, дорогие коллеги, что детям нужно живое общение, настоящая реальность? От ИКТ не уйти, но во всем нужно знать меру! Уважаемая Олеся Александровна! Я с вами совершенного согласна. Я даже сталкивалась с таким, младшие школьники придя в среднее звено уже ничего не хотят делать, в них так долго и усиленно пихали все новое, что мы, учителя среднего и старшего звена, сталкиваемся с уставшими, вымотаными детьми, психологически!

Исаева О.Ю.: В среднее звено приходит любознательный, стремящийся стать взрослым школьник. В данный период, если его грамотно подхватить и разумно включать в дистанционное обучение, то он очень быстро вкусит прелести дистанционного взаимодействия. Я бы все отдала чтобы видеть глаза детей в момент работы в системе Skape, когда он общается со школьниками из других городов. Сколько восторга и удовлетворения от совместной работы в Интернете. Именно такие моменты помогают помогают развивать дистанционное обучение в школе. Выпускник должен быть конкурентоспособным, а значит компетентным и в дистанционных технология, не по наслышке, а из личного опыта. Конечно учитель, самое главное связующее звено между Дистанционными технологиями и ребенком. Я считаю разумнее активно начинать дистанционное обучение в 5-6 классах, хотя очень сложно изменить стереотип, что компьютер- это игра, а не средство для получения информации и развития личности.

Васильева ОС: Уважаемая Марина! Я полностью с Вами согласна! У нас в школе ребята активно участвуют в дистанционных олимпиадах, и причем младшие школьники это делают гораздо активнее! Думаю из них получатся настоящие информационно-подкованные старшеклассники!

Крылова Н.Ю.: маринанедумова пишет: По-моему ачинать работу по привлечению школьников в ДО надо как можно раньше, с начальной школы, дети должны почувствовать "вкус" ДО, проникнуться пониманием того, как они могут раскрыть свои возможности, расширить общий кругозор. Васильева ОС пишет: младшие школьники это делают гораздо активнее! Совершенно с Вами согласна, уважаемые коллеги! Чем старше ребенок, тем труднее его чем-то заинтересовать, увлечь. Поэтому работу надо начинать с "малышами" и их родителями. Если мы сможем донести значимость ДО до родителей, если они это поймут и примут - все получится!!! Каждый родитель хочет видеть успехи своего ребенка. Помогите ему в этом!!! ...Но в этом деле, как и в любом другом, существуют свои подводные камни: один из них - финансы...

Исаева О.Ю.: Дистанционное обучение для школьника - это не только способ получения знаний, но и средство развития самоорганизации, самовоспитания, целеустремленности, требовательности к себе и умения достигать целей. На мой взгляд - это гораздо важнее. Подготовка школьника к системе вузовского обучения очень хорошо осуществляется через дистанционные формы обучения.

Лопатина Ирина : Шабанов Д.Ю пишет: Проблемы с внедрением дистанционного обучения есть. Ученики еще не представляют, что это Я думаю, что это у всех по-разному. Если учитель не внедряет ДО, то он и не представляет это, а если работает с ДО, то и учитель и ученики всё представят, надо только попробовать, только начать! ДО-это такая "штука", поробовав которую, уже никогда не откажешься, а хочется идти дальше. Исаева О.Ю. пишет: Дистанционное обучение для школьника - это не только способ получения знаний, но и средство развития самоорганизации, самовоспитания, целеустремленности, требовательности к себе и умения достигать целей. На мой взгляд - это гораздо важнее. Подготовка школьника к системе вузовского обучения очень хорошо осуществляется через дистанционные формы обучения. Абсолютно согласна с Исаевой О.Ю. и добавила бы , что ДО ещё и даёт возможности для творчества учащихся. "Дистанционка" преодолевает расстояния, расширяет наши возможности для содружества.

Шабанов Д.Ю: Ну тогда поделитесь опытом. Если не сложно.

Шабанов Д.Ю: Ну тогда поделитесь опытом. Если не сложно. Теория без практики ?

Лопатина Ирина : Шабанов Д.Ю пишет: Ну тогда поделитесь опытом. Если не сложно. Теория без практики ? Считаю, что моя практика не является очень уж большой,но: 1.Участвую в обучении учащихся дистанционно, все мои ученики обучаются дистанционно в подготовке к ЕГЭ по математике, еженедельно они получают задания, берут его через интернет и решают, есть тесты, тренинги и т.д. 2. Участвую с учащимися в городской дистанционной конференции ученических проектов (проводится в городе уже 2 года). 3.Выставляем работы на различных фестивалях через интернет. 4.Пробовали в прошлом году совместно ещё с одной школой провести дистанционные творческие конкурсы - получилось, в этом году будем проводить уже с гораздо большим количеством школ. Кстати детям очень понравилось. Отошли уже поездки из одной части города в другую для проведения КВН-ов, хотим проводить весь год - математика дистанциооно весь год. 5. Ну и "Эйдос"! Его необыкновенные олимпиады! Если что-то заинтересовало, то я отвечу.

Белая Н.И.: Шабанов Д.Ю пишет: Ну тогда поделитесь опытом. Если не сложно. Теория без практики ? Уже в 2003 году опробовали ДО.Замечательный курс по созданию Веб-сайтов. Мы вместе с учениками осваивали это дело. На выходе должен был получиться приличный сайт. Главное, чтобы были: 1. примеры, к чему стремиться; 2. четкие временные рамки для выполнения заданий; 3. постоянный анализ ошибок или творческих находок; 4. возможность общения с другими участниками ДО Навыки, полученные при данном методе обучения очень помогают до сих пор. Ищите хорошие темы и хороших учителей-кураторов в ДО, это очень важно

Шабанов Д.Ю: Проблемы с внедрением дистанционного обучения есть. Ученики еще не представляют, что это.

Исаева О.Ю.: Если ученик не знает, что такое дистанционное обучение, значит учитель сам не достаточно компетентен в этом вопросе. Научись сам, научи другого.

Амелина Н.Ю.: С интересом перечитала вашу переписку, коллеги. Мы способны научить детей только тому, что умеем сами. Если учитель сам использует интернет и ДО для самообразования, то и дети его смогут это понять и оценить, с успехом использовать. Вроде и вывод тогда напрашивается: начинать надо с учителя.

Лопатина Ирина : Амелина Н.Ю. пишет: начинать надо с учителя. Надо не бояться, участвуя в первый раз в городской дистанционной конференции, я многого не могла того, что могли дети технически, так что я училась у них и вместе у нас всё получилось.

lili197011: Доброе время суток, уважаемые коллеги. Мы занимаемся ДО уже второй год, я в качестве учителя- куратора. ДО мы используем в классно- урочной форме. Я вижу как детей увлекла данная форма (не всех правда), она заставляет всех детей работать, а не просто отсиживаться на уроках. Плюсов достаточно много, один из них- это подготовка базы для дальнейшего обучения.

Волкова О.Н.: Всего должно быть в меру. Поэтому обучение должно в себе сочетать разные формы. Ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм, но ДО продиктовано требованиями современной действительности и от него никуда не уйти. Но по-моему, в первую очередь надо исходить из готовности учеников. Это должна быть их инициатива, их желание, их возможности.

Лопатина Ирина : Волкова О.Н. пишет: Это должна быть их инициатива, их желание, их возможности Я думаю, что ученикам надо предлагать, они ведь сейчас малоактивны, они даже могут и не знать, что в этом можно участвовать. Поэтому надо подсказывать им,направлять, возможности мы им то же создадим. Ученика надо вести, двигать, тогда настанет момент, когда он сам будет бежать!

pavlovasa: Основная привлекательность дистанционного обучения в самом начале - это интерес, удивление, эффект новизны от необычной системы обучения. Огромный плюс: Дистанционная среда позволяет выстроить четкую систему, ученик четко видит, куда, к чему он идет или в начале пути куда его «ведут». Формируется адекватная самооценка, понимание причин успехов и неудач, связи результатов и возможностей, все это приводит к осознанному отношению к обучению. Появляется ответственность за результат. Самостоятельная постановка целей повышает мотивацию учащегося. Современные молодые люди легко воспринимают информацию в виде электронных таблиц, форумов и чатов. (Например, социальные сети « В контакте» и т.д.) Стремление больше узнать, радость от общения, активность – это то, чем привлекают социальные сети.Привычные формы общения, радость общения, но иные, учебные задачи. Сохранять интерес и радость общения в дистанционном обучении иногда бывает крайне трудно. Как Вы с этим справляетесь?

Сухорукова Г.А.: Деятельность школьника в дистанционном обучении - это деятельность творца, созидателя. Она предусматривает самостоятельность школьника во всем, начиная от целеполагания и заканчивая продуктом деятельности. А какова роль учителя в этом случае? Это роль терпеливого руководителя, наблюдателя, помощника в конце концов. Но не испонителя и активного участника

Исаева О.Ю.: ася полтавская пишет: В современной школе существует многообразие видов и форм организации учебной деятельности учащихся, результатом которой является изменение самого учащегося, а учебная деятельность в дистанционном обучении направленна на развитие у учащихся специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач. Давайте разберёмся, как может быть представленна учебная деятельность школьников в дистанционном обучении, Из каких компонентов она может состоять? Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва дает подробно ответ: "Учебная деятельность школьников в дистанционном обучении может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов - видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения: - познавательно-продуктивная деятельность - создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств; - коммуникативная деятельность - взаимодействие субъектов дистанционного обучения; - методолого-содержательная деятельность - управление учащимся содержанием и методами учебного процесса в дистантном режиме; - психолого-воспитательная деятельность - развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств; - техническая деятельность - овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет и др. "

Садретдинова И. Р: Существуют разные формы деятельности в дистанционном обучении. Познавательно-продуктивная деятельность учащихся это дистанционные творческие олимпиады, проекты и курсы.Основной целью такой деятельности в дистанционном обучении является приобретение и развитие учащимися умений создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций:режим e-mail телеконференция, веб-форум, веб-доска объявлений, гостевая книга, чат-уроки и чат-конференции в реальном времени. Самостоятельное управления учащимися своей познавательно-продуктивной деятельностью, развивает у учащихся умения, направленные на самоуправление своей учебной деятельностью в дистанционном режиме. Создание учащимися специфических форм веб-текстов (например, в формате html) помогает им развивать критическое мышление, чувство владения новыми технологиям.

Монастырева Л.В.: Согласна, коллеги, с вашими мнениями! но не нужно забывать и о том, что кроме традиционного ДО, существуют различные олимпиады и конкурсы. А это по сути дела - игра. Я думаю, что в игру активно будут включаться ученики, не зависимо от возраста. Они очень хорошо понимают, что это их достижения, общение, познание нового. Предлагая своим ученикам такой вид работы, пока с отказом не сталкивалась. ДО придает уч-ся уверенности в себе, жажду продвигаться вперед. появляется азарт (в положительном понимании этого слова) и в итоге мотивация к обучению.

Смирнова О.Н.: Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении. Смирнова О.Н.

Tatarnikova_O_A: ася полтавская пишет: Давайте разберёмся, как может быть представленна учебная деятельность школьников в дистанционном обучении, Из каких компонентов она может состоять? ДО школьников,на мой взгляд, должно состоять: 1. Теоритическое усвоение представленного материала. 2. Практического закрепления. 3. Рождение собственных знаний, после умозаключений и усвоения материала. 4. Рождение собственного образовательного продукта. 5. Рефлексия. Учитель при этом организует весь процесс, устанавливает сроки, следит за ходом работы, диагностирует предварительные результаты и проводит коректировку дальнейшего курса. Ученик при этом должен, на мой взгляд, должен получать какой-либо результат, необязательно положительный и делать соответствующие выводы.

Каляева Н. А.: Формы дистанционного обучения многообразны. Только современный школьник недостаточно подготовлен к дистанционному обучению. К сожалению обучающиеся привыкли получать готовые знания, а столкнувшись с проблемой самостоятельного получения и переработкой материала, многие теряют интерес. Только лишь обучающиеся с высоким уровнем мотивации и познавательной активностью способен к активной деятельности в дистанционном обучении. В такой деятельности он реализует свой познавательный и творческий потенциал.

Е.В.Шерстова: Каляева Н. А. пишет: Только современный школьник недостаточно подготовлен к дистанционному обучению. Каким образом, на Ваш взгляд, должна осуществляться подготовка школьников к дистанционному обучению и кто должен заниматься этим?

Путилова Л. М.: С моей точки зрения интерес , мотивация и организация для подготовки школьников к дистанционному обучению закладывается с 1 класса. Здесь большую помощь могут оказать родители. Ученик, который не боится в первом классе участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах, пускай даже с помощью родителей и учителя, наверняка не испугается трудностей при дистанционном обучении. Пройдёт год - два, у ученика сформируются достаточные навыки работы с компьютером. Но и здесь необходимо наставничество учителя. А ещё лучше, когда в классе есть культ творчества, тогда дети, а следом за ними и родители с готовностью откликаются на творческие проекты. Путилова Л. М.



полная версия страницы