Форум » Дистанционное обучение: теория, методика, практика » Проведение on-line уроков как способ определения индивидуальной образовательной траектории учащегося » Ответить

Проведение on-line уроков как способ определения индивидуальной образовательной траектории учащегося

zk: Уважаемые коллеги, приглашаю Вас обсудить тему "Проведение on-line уроков как способ определения индивидуальной образовательной траектории учащегося". Цели: освоение среды форума, обмен педагогическими мнениями, формулировка и разработка актуальных вопросов для круглого стола на обозначенную тематику. Вопрос 1. Что Вы понимаете под он-лайн уроками? С уважением, Зоя Олековна Книжникова

Ответов - 15

KuzminVA: Что вы понимаете под онлайн уроками? Судя по посту, общение в форуме? Так это оффлайн-уроки, а не онлайн. Да, и по правилам форума, подобные объявления делать запрещено! ;)

zk: Если запрещено, но этот форум необходимо удалить. Если нет, то я хотела бы его использовать для обсуждения данной темы. Цель - дать возможность учителям - участникам урока освоить среду форума.

А.В.Хуторской: KuzminVA пишет: Что вы понимаете под онлайн уроками? Судя по посту, общение в форуме? Так это оффлайн-уроки, а не онлайн. есть синхронное ДО, когда одновременно происходит взаимодействие учителя и учеников, а есть асинхронное - распределённого во времени, когда каждый заходит в форум в своё время. У каждой формы есть плюсы и минусы. их можно обсудить. KuzminVA пишет: Да, и по правилам форума, подобные объявления делать запрещено! ;) Я, например, не увидел здесь нарушений правил данного форума. Человек предложил тему для обсуждения: zk пишет: приглашаю Вас обсудить тему "Проведение on-line уроков как способ определения индивидуальной образовательной траектории учащегося". Вполне достойная тема. Но я бы предложил zk, если она хочет обсудить эту проблему, то для начала самой изложить своё видение по этой проблеме, да так, чтобы у других посетителей возникло желание принять участие в продолжении дискуссии.


KuzminVA: А.В.Хуторской пишет: есть синхронное ДО, когда одновременно происходит взаимодействие учителя и учеников, а есть асинхронное - распределённого во времени, когда каждый заходит в форум в своё время. Андрей Викторович, считаю, что форум - не есть подходящее средство для проведения синхронных занятий. Вот чат, да. Онлайн -аудио или видео-конференция, да. в Изначальная цель интернет-форума - проведение обсуждений в асинхронном режиме, для этого он очень удобен. Пояснение: что мешает собеседнику во время общения в форуме отлучиться покушать или еще что-то :) ? Ничто! Поэтому элемент синхронности теряется! А теперь о плюсах и минусах в первом приближении. Общий характер (для всех форумов и чатов). Асинхронные занятия в форуме. - Есть время подумать, прежде чем ответить. (+) - Если собеседники находятся в разных часовых поясах. (+) - Чётко прослеживается "траектория обсуждения" (+) - Возможность привести сообщение в "читабельный" вид, с помощью тегов форматирования текста. (+) Синхронные занятия в чате. - Теряется "траектория обсуждения", если участников несколько (-). Проблема, которая должна быть решена. Риторический вопрос: ради чего, если есть форум? - Участники чата должны общаться в одно и то же время, это для кого-то очень неудобно (тот у кого, условно говоря, "4 утра" или "12 ночи"). Но это по большей части не минус, а проблема, которая может быть решена, к примеру, "разбивки" участников чата заранее на группы. Но все-равно, если ученики, скажем в Америке, а педагог в России, это неудобно (можно найти преподавателя в Америке :) ). Частного характера (применительно к ДО) Сразу отмечу, что урок, в том числе и в дистанционной форме должен реализовать свою цель комплексом средств, форм, методов! Поэтому обсуждать плюсы и минусы только одного средства, а именно форума, как предлагает Андрей Викторович, мне не представляется правильным. Средств-то должно быть несколько! Так как разные средства будут решать разные частные цели и использовать разные методы! Форум, на мой взгляд, как средство, очень хорошо оправдывает использование таких методов, как беседа, дискуссия. Но как с помощью форума можно решить такие проблемы, как: - наглядность в ДО (использование презентаций, картинок, оформленных веб-страничек, флэш-игры и т.д.); - тестирование; - использование интерактивного учебника; - и т.д.? Считаю, что одними гиперссылками на сторонние веб-ресурсы и отсылкой материалов по электронной почте тут не обойтись! Дело в том, что мы в этом случае "разрываем" единую образовательную среду "на куски"! Это очень не удобно ни для преподавателей, ни для учеников! Форум - это всего лишь одно из средств ДО! Он не может взять на себе все функции единой образовательной среды! Поэтому предлагаю обсудить этот вопрос не "однобоко", как предлагает Андрей Викторович, а с разных сторон. Т.е. с позиции создания единого образовательного пространства для ДО (скажем в рамках одного веб-сайта). Проблема: каким комплексом средств должна обладать образовательная среда, что бы эффективно решать большинство образовательных задач? Т.е. что необходимо использовать в ДО, кроме форумов и чатов? Какие плюсы и минусы есть у форума в отдельности (при использовании его в качестве ведущего средства в ДО) и какие плюсы и минусы есть у единой образовательной среды (с форумами, чатами, автоматической системой создания тестов, встроенной виртуальной доской, с встроенным средством для аудио- видео конференций, виртуальной библиотекой, виртуальными учебниками, виртуальным методическим кабинетом и т.д.)?

А.В.Хуторской: KuzminVA пишет: Поэтому обсуждать плюсы и минусы только одного средства, а именно форума, как предлагает Андрей Викторович, мне не представляется правильным Я этого нигде не предлагал. Я написал: "У каждой формы есть плюсы и минусы. их можно обсудить". KuzminVA пишет: Поэтому предлагаю обсудить этот вопрос не "однобоко", как предлагает Андрей Викторович, а с разных сторон. Т.е. с позиции создания единого образовательного пространства для ДО (скажем в рамках одного веб-сайта). Я ничего про однобокость не предлагал. Вполне можно обсудить и образовательное пространство, но в этой ветке её автором предложена иная тема - Проведение on-line уроков как способ определения индивидуальной образовательной траектории учащегося. Логика форума, да и вообще правило любого обсуждения предполагает от участников умение держать тему. Если у вас есть соображения по обеспечению ИОТ на онлайн уроках, то это как раз то место, где вы можете их изложить.

KuzminVA: А.В.Хуторской пишет: Вполне можно обсудить и образовательное пространство, но в этой ветке её автором предложена иная тема - Проведение on-line уроков как способ определения индивидуальной образовательной траектории учащегося. Стратегия дискуссии мной задана "умышленно". Ибо в рамках единого образовательного пространства возможно проведение онлайн-уроков так, что бы их система (курс) удовлетворяла личные интересы и потребности учащегося т.е. возможно построение учащимися индивидуальной образовательной траектории.

zk: KuzminVA пишет: Да, и прежде чем продолжать обсуждение, хотелось бы услышать от автора ветки что она понимает под on-line уроками. Точнее, какие средства предполагается использовать? От этого зависит траектория нашей дискуссии. Я не зря писал о форуме, как средстве, так как в изначальном посте автора он упоминался. Уважаемые коллеги, я вижу, Вы гораздо более компетенты в вопросах ИКТ, чем автор этой ветки . Вынося эту тему на обсуждение, признаюсь, я не предполагала столь оживленной дискуссии. Изначальной целью было дать возможность учителям, которые хотели бы использовать ИКТ на своих уроках, познакомиться с тем, что такое форум и как его можно использовать в проведении уроков. Возможно, причина недопонимания между нами в различном определении он-лайн уроков. В моем изначальном представлении урок на форуме = урок он-лайн, открытый и доступный всем участникам, которые в свое урочное время (я рассматриваю эту возможность для московских школьников) могут одновременно выполнять предложенные задания и общаться друг с другом на форуме, как в чате. Время, безусловно, тут нужно задать определенное, единое для всех. По результатам такого урока, по степени проявленности того или иного ученика на уроке можно судить об индивидуальной образовательной траектории учащегося. Но я также понимаю, что это лишь один из вариантов использования форума и один из вариантов проведения урока, если говорить об этом. Согласна с Вами, что для полноценного дистанционного обучения ученика использования одного форума мало, однако именно форум гармонично дополняет процесс обучения и способствует индивидуальному проявлению личности ученика. Понимая это, я предлагаю своим ученикам индивидуальные дистанционные программы в единой информационной среде (на сайте ДО), однако для этого мне нужно сначала определить так называемую "траекторию обучения", чтобы понять куда двигаться и что развивать, и для этого я недавно открыла для себя возможности форума. Чтобы не рассуждать впустую, завтра и послезавтра я собираюсь впервые попробовать провести урок на форуме. Как все получится и насколько мое теоретическое представление об он-лайн уроках на форуме соответствует реальной практике, предлагаю обсудить несколько позднее. Уважаемый, KuzminVa, Ваше мнение мне интересно. Хотела бы продолжить дискуссию.

mityukhinaos: zk пишет: В моем изначальном представлении урок на форуме = урок он-лайн, открытый и доступный всем участникам, которые в свое урочное время (я рассматриваю эту возможность для московских школьников) могут одновременно выполнять предложенные задания и общаться друг с другом на форуме, как в чате. Время, безусловно, тут нужно задать определенное, единое для всех. По результатам такого урока, по степени проявленности того или иного ученика на уроке можно судить об индивидуальной образовательной траектории учащегося. Форум - это не урок он-лайн, скорее офф-лайн. Форум используется участниками для обсуждения предмета. Вы создаете задания, Ваши ученики их выполняют, и если появляется пункт, который остался для ученика не совсем понятным, а учитель в данный момент недоступен, то ученик задает свой вопрос на форуме. Более того в обсуждение на форуме вовлекаются и другие ученики, таким образом собирается несколько точек зрения. Также вопросы на форуме - информацию для рассуждения для учителя, возможность узнать, что еще интересует ученика. Я рада, что появляются люди, которым интересно заниматься ДО. Главное, чтобы Вы разобрались, для самой себя, что из себя представляет ДО.

KuzminVA: Хоть Ваш пост и потерял первоначальный облик и смысл, всё же продолжу обсуждение в тех рамках, которые позволительны правилами форума. :) Не считаю, что занятия в форуме - это онлайн занятия. Об этом я писал выше. Форум хорош только для проведения обсуждений и организации дискуссий. Форум, как одно из средств ДО, гармонично "вплетается" в образовательную среду и следовательно выполняет в среде только свои функции, но не в коей мере не берёт на себя более высоких функций, которые выполняет образовательная среда, как целостная система! Если говорить об образовательной траектории, то для ученика необходимо предоставить не только одно средство ДО (форум), а их гармоничную совокупность! Только лишь в этом случае смысл индивидуального обучения не теряется! Если же мы будем сводить дистанционное обучение только к использованию форума, то тем самым мы дискредитируем сущность ДО! Повторюсь! Если мы хотим сделать ДО личностным, то должны рассматривать проблему построения индивидуальной образовательной траектории с позиции построения единой образовательной среды! Конкретный пример. Ученик заходит на сайт дистанционного обучения (где создана образовательная среда) и может выбрать на свой вкус не только конкретный курс, но и конкретного преподавателя на этот курс. Обучаясь же по курсу, он может выбрать только те ресурсы, которые наиболее удовлетворяют его уровню знаний и потребностям! Так же он может выбрать очередность и частоту онлайн-занятий (через средство аудио-видео конференции, чат- "прошлый век" и у него много недостатков).

KuzminVA: Да, и прежде чем продолжать обсуждение, хотелось бы услышать от автора ветки что она понимает под on-line уроками. Точнее, какие средства предполагается использовать? От этого зависит траектория нашей дискуссии. Я не зря писал о форуме, как средстве, так как в изначальном посте автора он упоминался.

Абызова С.В.: Уважаемый В.А. Кузьмин! Скажите пожалуйста, какие образовательные среды можно использовать для проведения ДО. Почему форум не подходит для ДО. Я согласна с Вами, что если участников несколько, то теряется "траектория обсуждения". Значит надо создать сайт, а гости незарегистрированные не зайдут на урок.

KuzminVA: Абызова С.В. пишет: Скажите пожалуйста, какие образовательные среды можно использовать для проведения ДО Образовательная среда всегда одна, на то она и среда. Другой вопрос, с помощью каких технических средств она может быть создана для дистанционного обучения. В настоящее время в мировой практике широко используются так называемые LMS (системы управления контентом сайтов дистанционного обучения). Одни из таких систем платные, другие бесплатные. Одной из бесплатных систем с открытым кодом является LMS Moodle. С её помощью реально можно создать образовательную среду сайта дистанционного обучения. В ней есть и форумы, и чаты, и виртуальные доски, и встроенная система аудио и видеоконференций, автоматизированная система создания упражнений, тестов и т.д. Абызова С.В. пишет: Почему форум не подходит для ДО Я не говорил, что форум, не подходит для ДО. Это всего лишь одно из средств, выполняющее свои задачи. Абызова С.В. пишет: Значит надо создать сайт, а гости незарегистрированные не зайдут на урок. LMS Moodle это позволяет.

KuzminVA: Чуточку уточню свой предыдущий пост. какие образовательные среды можно использовать для проведения ДО Образовательная среда - это своеобразная инфраструктура отдельно взятого учебного заведения (школы, ВУЗа и т.д.) со всеми присущими для неё компонентами: системой управления, преподавателями и т.д. Для ДО можно использовать аналог любой среды. Но для этого его нужно правильно адаптировать для сети интернет.

pavlovasa: На мой взгляд, выбирая форму дистанционного обучения, надо обязательно учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, с которыми Вы предполагаете работать. Форум - это для взрослых, умеющих общаться в форумах людей, детям же нужно предоставлять возможность выбора: и форум, и чат, и режим аудиоконференции, и возможность отправки личных сообщений учителю и другим участникам. Вспомните всевозможные социальные сети, проанализируйте, чем так привлекательны они для детей, возьмите на вооружение эти формы и наполните их учебными задачами, нужным Вам содержанием. Нужно сделать так, чтобы любому ученику было комфортно на Вашем дистанционном уроке, чтобы каждый нашел что-то свое, цель у всех одна, а пути её достижения могут быть абсолютно разные, вот и будут индивидуальные образовательные траектории. Мы должны находиться в постоянном поиске новых интересных, необычных форм и методов дистанционной работы и тогда нашим ученикам захочется вновь и вновь возвращаться к нам на урок.

Архипова Т.А.: pavlovasa пишет: Вспомните всевозможные социальные сети, проанализируйте, чем так привлекательны они для детей, возьмите на вооружение эти формы и наполните их учебными задачами, нужным Вам содержанием. Коллега, а Вам удалось пообщаться в режиме социальной сети во время урока? Какие учебные задачи в рамках этой формы Вы решили, каким содержанием наполнили? Спасибо.



полная версия страницы