Форум » ИКТ в школе » Работа с информацией: этому нужно учить современного школьника » Ответить

Работа с информацией: этому нужно учить современного школьника

Васильева ОС: Уважаемые коллеги! Почитав много тем, пришла к выводу, что все сводится к информации, и в ДО, и в традиционном обучении! Вспомните, ведь согласно "Новейшему философскому словарю", ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Перевод очень точен - это то чем мы занимаемся! В современном мире так важно владеть информацией, а для этого её нужно быстро находить! И из такого информационного моря выделить нужное для себя! И ясно всем, что информации одного или двух учебников уже мало, как для учителя, так и для ученика. Но ребята в основном пугаются большого объема информации, а ведь это хорошо, когда много - можно выбрать лучшее и нужное, просто они не умеют с ней работать! У нас в школе практикуются интегрированные недели, в которых есть информационно-коммуникационное направление деятельности. Я сама стараюсь начинать урок не только с целеполагания, но и с источников информации, которые можно использовать при подготовке к теме дома. Поделитесь мнениями, уважаемые коллеги! Как научить ученика работать не только с его тетрадью и учебником!?

Ответов - 30

zoya: К сожалению,сложно бывает не только старшеклассникам,но и студентам и даже учителям.Я с вами совершенно согласна,коллега,что учить мы должны работать с информацией,начиная с начальной школы.Все педагоги образовательного учреждения должны разработать какую-то единую систему,но ведь не секрет,что работать по новым технологиям могут и согласны не все по разным причинам.Лично мне повезло,что я историк и могу работать по поиску информации с детьми ,начиная с пятого класса.Отвожу время работы с информацией - 7 минут (работа в группах) и на высказывание - 2 минуты 9представитель группы).Это я применяю как в пятом,так и в 11 классах.Результат отличный везде.Правда в 5-х классах предлагаю пока информацию по теме,которую выбрала сама.

Сибагатулина: Лично столкнулась с аналогичной проблемой: как научить работать с информацией, обрабатывать ее и доносить до адресата. Если вы думаете, что в системе среднего профессионального образования дело обстоит иначе, то ошибаетесь. Студент-первокурсник часто не выдерживает и семестра, покидая учебное заведение. Действительно, важно учить работать с информацией еще в школе, тогда, возможно, и результаты обучения станут выше, а общество действительно будет получать фундаментально подготовленного специалиста. На своем основном предмете (иностранный язык) на первом курсе я использую такой прием: раздаю газетные заметки или распечатки с сайтов по проблеме урока. Предварительно раздаю таблицу, которую они должны заполнять по ходу работы: я знаю по этой теме, я узнал по этой теме..., хочу узнать из других источников. Этот прием учит не только работе с информацией, но и выстраивает дальнейшую перспективу работы над темой. попробуйте, тем более, что ваш предмет дает такую возможность!

маринанедумова: Наш ЦО сотрудничает с несколькими школами Москвы и Подмсковья. Мы привлекаем учителей к совместным публикациям, редактируем их статьи, организуем их участие в конференциях, печатаемся. С нами сотрудничает Л.А. Чернышова. Представленная здесь статья была предложена нами на конференцию "Педагогические основы креативности" в МГПИ в апреле 2009. В статье педагог нагядно показывает приемы организации работы школьников с информацией. Чернышова Людмила Александровна МОУ физико-математический лицей № 5 Г. Долгопрудный Активизация познавательного интереса и креативности учащихся путем использования проектного метода на уроках информатики при изучении поисковой системы Яндекс и программы Microsoft PowerPoint. Современному обществу нужен не просто знающий человек, но умеющий добывать эти знания, делающий это целенаправленно по мере возникновения у него потребности в этих знаниях при решении стоящих перед ним задач. Этих целей позволяет достичь проектный метод обучения. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в США в сельскохозяйственных школах и основывался на концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был Джон Дьюи. В нашей стране к этому методу педагогика обратилась в конце 20-х – начале 30-х годов, но он не прижился в силу многих причин и был надолго забыт. В настоящее время проектный метод вновь взят на вооружение педагогами. Существует множество споров о том, что можно считать проектом, а что нельзя. Например, решение задач по математике, физике информатике предлагается считать не проектом, а операцией, текущим повторяющимся процессом. Повторяющиеся операции требуют использования уже имеющихся знаний и умений и представляют собой «отработку», а работа над проектом активно заставляет учащихся вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем, соизмерять собственные силы с поставленными целями и взаимодействовать с другими участниками проекта. Основные отличия заключаются в том, что процессы носят повторяющийся, циклический характер, а проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки. К методу учебных проектов в своей работе на уроках информатики я обращалась неоднократно. Этот опыт представлен мною в материалах XIX международной конференции «Новые технологии в образовании», проходившей в г. Троицке в июне 2008 года. В своей статье хочу поделиться опытом использования проектного метода на конкретном уроке информатики в 7 классе при знакомстве с работой поисковой системы Яндекс. К этому времени дети уже были знакомы с программой Microsoft PowerPoint и имели достаточный навык в создании презентаций с использованием этой программы. После короткого объяснения того, как пользоваться поисковой системой, как правильно составлять запросы, как «скачивать» информацию, как копировать и вставлять фотографии и картинки, учащимся было дано задание: создать презентацию с использованием сведений, полученных в сети интернет. Каждому учащемуся было выделено по 10 Мб трафика (хватило с избытком) и дано время приблизительно 40 минут для создания презентации на 5 – 7 слайдов. Тема была определена спонтанно, для удобства сравнения и оценивания – одинаковая для всех. Взята тема была из того же интернета. Урок проходил 10 февраля. В этот день страна отмечала День дипломатического работника. Дети сначала очень удивились, некоторые даже возмутились, дескать, а мы ничего не знаем по этой теме, давайте мы сделаем про футбол, про 23 февраля, мы про это знаем и нам это делать легче. А на что же тогда поисковая система? А в жизни всегда ли будет только желаемое? Приступили к работе. Очень интересно было наблюдать за их деятельностью. Вот поднимается рука: «А я указал в запросе слово дипломат, а у меня в картинках какие-то чемоданы…» Пришлось еще вспомнить на информатике и про слова-синонимы. По истечении этой работы ученики представили на общий суд свои творческие проекты, иначе назвать нельзя. Оказалось, что среди девяти работ нет ни одной повторяющейся. В какой-то работе рассказывалось об указе Ивана Грозного по созданию Посольского приказа, где-то представлены дипломаты современности, у кого-то учебные заведения, где обучают дипломатов, кто-то поведал трагическую историю алмаза «Шах», которым иранский правитель откупился за убийство Александра Грибоедова, бывшего послом России в Персии. С урока все ушли, исполненные гордости за содеянное. Как ученики, так и учитель. Про оценки не спрашивали: настолько увлекло творчество, что оценка оказалась не так уж и важной. Положительный опыт, полученный при проведении занятий в такой форме, дал возможность методическому объединению учителей информатики лицея выступить с инициативой: провести на базе лицея городской конкурс «Блиц-турнир ИНТЕРНЕТ+ПРЕЗЕНТАЦИЯ».


Васильева ОС: маринанедумова пишет: изучении поисковой системы Яндекс и программы Microsoft PowerPoint Уважаемая Марина Александровна!Это конечно хорошо, но уже, извините, старо! А на счет информатики у меня вообще спорное мнение. Дети плохо сдают ЕГЭ по этому предмету, они много не умеют делать элементарных вещей, работа с электронной почтой, со скайпом! Они применяют знания, зачастую в своих играх! Microsoft PowerPoint - это уже стало панацеей от всего, мы прикрываем MS ИКТ, подразумеваем просто презентацию, сделаную не потребованиям (многие и не знают как делать), просто перелистывать слайды - это не поиск информации, и не работа с ней! Мы говорим, как приучить детей работать самостоятельно, если для этого используются только проекты, то это

БабуринаС.Н.: Работу с информацией нужно начинать с начальных классов. В своем классе я часто выдаю учащимся статьи объемом в 2-3 печатных листа. Дома они должны прочитать и выбрать из статьи только самое важное и интересное, сократив объем до трех абзацев. Очень трудно дается это им, но результат, хоть небольшой, но есть.

Исаева О.Ю.: Васильева ОС пишет: Но ребята в основном пугаются большого объема информации, а ведь это хорошо, когда много - можно выбрать лучшее и нужное, просто они не умеют с ней работать! Очень важно научить правильно работать с источниками информации. Очень удобно применять прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён) Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер.

Сухорукова Г.А.: Здравствуйте, коллеги! Внимательно перечитала вашу переписку, появилось желание высказаться. Наши дети могу все, но чаще не могут элементарного - не умеют работать с текстом. Этим умением обладают единицы. Им легче освоить компьютер, но понять и осознать прочитанное сложнее, чем нам с вами. Причин много, одна из них, и, пожалуй, главная, нежелание читать. Это можно легко откорректировать, существует технология РКМЧП (развитие критического мышления), которая является, благодаря своим методам и приёмам, удобной для всех учебных предметов. Она развивает буквально все: и мышление, и память, и речь, и внимание. Но главное приучает работе со словом. Великолепная технология, без её применения невозможно научить ребенка работать с информационными источниками.

Васильева ОС: Я ознакомилась с теорией критического мышления, но почему-то практика показывает применение ее в начальной школе?! Я на своих уроках работаю, с таблицами, схемами, кластерами, учу детей "читать" схемы, составлять их самостоятельно работая с текстом, чтобы качественнее запомнить главное. Составить самостоятельно таблицу по результатам своей деятельности, достаточно трудная задача, ребята не знаю какие критерии выбрать, что брать за основу. А это облегчает работу с новым материалои ускоряет процесс запоминания.

Першикова А. В.: Оксана Сергеевна!ВЫ не очень внимательно читали (или знакомились )с технологией развития критического мышления.Одна из основных целей этой технологии-научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать,структурировать и передавать информацию,чтобы другие узнали о том,что новое он открыл для себя.Критическое мышление означает, что ученик использует исследовательские методы в обучении. ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем,а не с ответов на вопросы преподавателя.Эта технология применима от 1 до 11 класса!( и даже на любом предмете:математике,литературе и биологии) А приемы :"Знаю,хочу знать, узнал","Чтение с остановками"-помогут ученикам легче справиться с заданием.

Смирнова О.Н.: Идеального источника знаний (информации), который можно было бы найти и на этом успокоится, не существует. Все существующие источники способны иногда приводить нас к ошибкам. Исходя из этого положения Карл Поппер предлагает вообще отказаться от вопроса об источнике знаний и заменить его вопросом нахождения и поиска ошибок. Всякое знание, согласно Попперу является человеческим знанием. Это знание всегда смешано с нашими ошибками, предубеждениями, мечтами и надеждами. Единственное, что может делать человек, это искать истину путем поиска и устранения ошибок. Поиск и устранение ошибок происходит посредством критики теорий и догадок. Исходя из этого Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. У меня на таких уроках создается атмосфера свободного обмена мнениями, способствующая активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки. Доверие и уважение друг к другу помогают в воспитании культуры общения и формировании гибкости мышления. Поэтому согласна с Першиковой А.В., которая пишет: Эта технология (критического мышления) применима от 1 до 11 класса!( и даже на любом предмете:математике,литературе и биологии) Смирнова О.Н.

mikhailka: Информация (от лат. Informatio – осведомление, разъяснение, изложение, от лат. Informare – придавать форму) – в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста». Существует куда больше определений: В федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информацией понимается «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Норберт Винер под информацией понимал информацию, а не энергию или материю. «Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». «Информация – сведения об окружающем нас мире, о протекающих в нем процессах, которые воспринимают живые организмы, управляющие машины и другие информационные системы». «Информация – это сведения об объектах или явлениях окружающей среды, которые мы запрашиваем в случае возникновения необходимости в них… Информация в электронной сфере – это число, которое всегда фиксировано… Информация – это любые сведения, которые интересуют конкретного человека в конкретной ситуации». Понятие «информация» используется в различных науках: в биологии информация связывается с ДНК и генетической памятью, которая передается по наследству. В философии под информацией понимается «взаимодействие, отражение, познание». В кибернетике «информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи» Слово информация происходит от латинского informatio «представление (о чем-л.)». В английском слово информировать – inform, где in- – внутри, а -form – форма или формировать, придавать форму, т. е. информировать – формировать внутренний мир или сознание человека. На мой взгляд, информация является субстанцией развития личности. Отчетливо это можно увидеть в морфологическом анализе.

Соловьёва О.Г.: Васильева ОС пишет: И ясно всем, что информации одного или дух учебников уже мало, как для учителя, так и для ученика. Но ребята в основном пугаются большого объема информации, Умето находить необходимую информацию - это уже компетентностный подход в обучении. Действительно, в связи с развитием сети Интернет, ежегодным приращением объёма знаний, нужно уметь отобрать необходимую. Это достигается также, как и в любом виде учебной деятельности, посредством упражнений, внерения этого вида деятельности в сам процесс обучения. Например, ученик, который вчера тольео начал работать в поисковой системе, ищет материал о птицах, занесенных в Красную книгу области. Он вполне может допустить ошибку, начав с поиска материала о птицах области. Другой же ученик, который имеет навык работы в сети Интернет, сразу пойдет по другому пути и выйдет на сайт, в которм размещен материал о птицах, занесенных в Красную книгу области. Развивать навыки работы по поиску информации является необходимостью нашего времени. Полученные навыки потом пригодятся в жизни(компетентность). Востребованы такие специалисты, которые могут найти необходимую информацию.

Сухорукова Г.А.: Доброе время суток! Оксана Сергеевна, возможно, вы первоначально использовали слишком много приёмов технологии РКМЧП. Там их, действительно, масса. Мне кажется, первоначально, работая с текстом, можно выбрать в качестве основного приём "чтение с остановками" (здесь всё зависит от удачно подобранного текста). Прием великолепный, его стоит изучить подробно. Затем удачно впишутся составление двойного дневника, кластер, синквейн, смысловая схема. Отработка этих приемов на уроках чтения уже даст определенный результат. Выбор приёмов должен быть избирательным, отработанным и интересным для детей.

Соловьёва О.Г.: Васильева ОС пишет: В современном мире так важно владеть информацией, а для этого её нужно быстро находить! И из такого информационного моря выделить нужное для себя! И ясно всем, что информации одного или дух учебников уже мало, как для учителя, так и для ученика. Объём информации действительно растёт из года в год, т.к. общество развивается, накапливает знания, появляются новые сведеня. Поэтому задача педагога научить ученика отбирать нужную информацию. Вразных текстах одного объёма различных источников может содержаться разная по значимости информация. Уметь отобрать по содержанию важно. Этот навык нужно развивать в ученике. А это достигается, если поиск информации осушествляется не одноразово, а в системе. Кроме того, нужно дать ориентиры о нахождении информации. Зависит это от изучаемого предмета. Например, это могут быть справочники, энциклопедии, наиболее подходящие по содержанию. Поработав с этими источниками ученики постепенно осваивают алгоритм действий.

belochka757: Векшина Н.З. Найти информацию по определенной теме это может сегодня сделать любой школьник, начиная с начальной школы.А сложность наступает тогда, когда учитель просит выступитьученика, отводя для этого 1-2 минуты, дополнить то, что не сказал предыдущий выступающий, тезисно изложить основное содержание найденного материала, графически представить найденную информацию и т.д. А когда дело доходит до выступления , на которое отводится строго фиксированное время- это верх сложности для всех, в том числе и старшеклассников. И всему этому нам нужно учить своих учеников в школе.

Казымова Е.Н.: Полностью согласна с тем, что проблема работы с информацией является актуальной. Дети не умеют искать информацию, не умеют ее обрабатывать. •Очень часто на научно-практических конференциях учащиеся выступают с совершенно неинформативными презентациями. •Иногда приходится читать рефераты, в которых много о чем написано и в то же время ни о чем. Все это является результатом неумения работать с информацией. Для решения проблемы на своих уроках я использую следующие методы: 1. Написать реферат. Согласна с тем, что это обычная задача. Но есть одно важное требование – объем должен составлять одну страницу, не больше, и в тоже время в одну страницу необходимо вместить максимальное количество информации. Как показывает практика, это очень непростая задача. Оказалось, составить реферат из 10 страниц проще, чем из одной. 2. Составить конспект. Требования к конспекту предъявляются очень серьезные: краткость и содержательность, наглядность, наличие схем, графиков и др. На практике только единицы способны сделать с первого раза качественный конспект. На мой взгляд, такие формы работы помогают научить ребят не только искать информацию, а искать нужную и полезную информацию, а так же уметь обрабатывать ее и представлять в наглядной форме.

Крылова Н.Ю.: Казымова Е.Н. пишет: Написать реферат. Согласна с тем, что это обычная задача. Но есть одно важное требование – объем должен составлять одну страницу, не больше, и в тоже время в одну страницу необходимо вместить максимальное количество информации. Как показывает практика, это очень непростая задача. Оказалось, составить реферат из 10 страниц проще, чем из одной. Я прошу прощения, но разве одна страница - может называться рефератом?

Исаева О.Ю.: Казымова Е.Н. пишет: •Иногда приходится читать рефераты, в которых много о чем написано и в то же время ни о чем. Основные требования к написанию реферата Основные требования к написанию реферата должны сообщаться детям. Это: 1 Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.) 2 Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности. 3 Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов 4. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

Афанасенкова Л.М.: На вопрос Крыловой Н.Ю.: "Реферат– это форма работы с учащимися в школе или вузе. Реферат представляет собой письменную работу, состоящую из нескольких глав, на определенную тему. По содержанию реферат – краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников. Еще одно значение слова «реферат» – краткое изложение научной работы, результатов изучения какой-либо проблемы." Если взять во внимание слово "краткое", то может быть и может реферат состоять из одной страницы. Но я думаю, что Казымова Е.Н. требует написать реферат на одной странице только для того, чтобы научить детей правильно писать рефераты. И наверное, давая такое задание, она не предполагает переработку нескольких больших трудов.

Казымова Е.Н.: Совершенно правильно поняла меня коллега Афанасенкова Л.М.

Волкова О.Н.: Васильева ОС пишет: Как научить ученика работать не только с его тетрадью и учебником!? Добрый вечер, уважаемые коллеги! А по-моему начинать нужно именно с тетради и учебника, а уже затем переходить к другим источникам информации. А при работе с ними никогда не забывать про авторское право, учить детей цитировать, а не выдавать за свои чужие мысли.

Скрипкина Ю.В.: Волкова О.Н. пишет: А по-моему начинать нужно именно с тетради и учебника, а уже затем переходить к другим источникам информации. Информация не ограничивается отнюдь тетрадями-учебниками, ребенок получает информацию отовсюду, зачем такой искусственный отбор источников, только тех, что важны учителю? 5 минут перемены - какую информацию дети получили за это время (каждый ребенок - свою, разумеется), по дороге в школу - что важного и полезного ребенок узнал; вечерний семейный чай - что из этого события может ребенок вычленить? Слушать и слышать, смотреть и видеть, осязать, унюхивать :-), воспринимать на интуитивном уровне, критически относиться к информации (вот уж с этим проблема!) - все это можно и стоит развивать еще до конкретных приемов работы с текстом и тетрадью (или параллельно, но уж никак не после).

mikhailka: Нашел очень интересное определение в дополнение к вышесказанному. "Информация - атрибут масс-энергетической реальности обусловленный/обуславливающий упорядоченностью, разнообразием, коммуникативностью и репрезентативностью пространственно-временной развернутости Бытия" http://www.omgtu.ru/d/files/all/NICH/vestnik/archive/%E2%84%96%202%20%2854%29%20%202007%20Obschestvo%20Istoriya%20Sovremennost/86-119%20Filosofskie%20nauki.pdf

Одинец К.А.: Михаил Михайлович, спасибо за интересную цитату. Как данное определение информации может быть развёрнуто в педагогическом аспекте и применимо в методике развития информационных компетентностей?

фахреева А.И.: Коллега из Краснокаменска пишет: "Нашел очень интересное определение в дополнение к вышесказанному. "Информация - атрибут масс-энергетической реальности обусловленный/обуславливающий упорядоченностью, разнообразием, коммуникативностью и репрезентативностью пространственно-временной развернутости Бытия". Это цитата из философской статьи Кадочникова В.П. Применительно к педагогической деятельности: информация - свойство мира, в котором мы живем, где происходит взаимообмен, взаимообогащение интеллектуальным и эмоциональным содержанием, меняющимся вместе с нами. Информация постоянно меняется, научить критически ориентироваться в потоке информации - наша работа. В той же статье интересная цитата, характеризующая информацию: " Вектор порядка и многообразия ("стрела времени") в эволюции Метагалактики в целом, частях и элементах ".

Кокшарова Т.А.: Возможно, я немножко отклоняюсь от предложенной к обсуждению темы, но всё же... Васильева ОС пишет: В современном мире так важно владеть информацией, а для этого её нужно быстро находить! И из такого информационного моря выделить нужное для себя! Прекрасно, но ведь этого мало! Есть ещё очень важный момент, и очень актуальный: оценка достоверности информации, полученной из различных источников. Васильева ОС пишет: Как научить ученика работать не только с его тетрадью и учебником!? Для тех ребят, кто действительно учится в школе, работы с учебником и тетрадью, конечно, не достаточно. Поэтому многие и без нашей помощи прекрасно осваивают другие источники информации, в т.ч. интернет. А вот как их научить оценивать достоверность этой информации? Именно этот вопрос сейчас для меня более актуален. Оказалось не так легко учить детей этому.

Смирнова Т.А.: Соглашусь с Кокшаровой Т.А., но добавлю - важно учить оценивать не только достоверность, но и ценность (кпд) той информации, которая появлетсяв поле зрения обучающегося. Скорости обмена и восприятия инфомации (плезной и бесполезной) огромные по сравнению с не таким давним временем, и учить правильно распределять время на получение и обработку информации тоже важно.

Новикова Г.Г.: Смирнова Т.А. пишет: А по-моему начинать нужно именно с тетради и учебника, а уже затем переходить к другим источникам информации. Да я согласна, что начинать необходимо с учебника и тетради, но при этом четко информировать ученика, что главное, и выстраивать логическую цепочку. Дополнительных источников много необходимо правильно выбрать нужную информацию и важность информации для ученика, что он узнал и как её донёс для своих одноклассников, при этом не добавил своего. Важность ещё и в обязательном указывать первоисточник и авторов.

brilliantsss: Достоверность информации-это не проблема детей, не умеющих её добывать. Это проблема вообще, потому что информационное поле насыщено, но достоверный источник информации - это скорее дело выбора, нежели объективной оценки, что она таковая.

Татьяна Макаровна: Добрый день, уважаемые коллеги. Умение работать с информацией всегда было и будет одним из основных условий для успешного развития личности., к моему сожалению мы сейчас только стали обращать внимание на данный аспект.



полная версия страницы