Форум » ИКТ в школе » Электронный учебник: каким ему быть? » Ответить

Электронный учебник: каким ему быть?

Одинец К.А.: Как создать универсальный электронный учебник, который позволит ученику и учителю чувствовать себя полноправными активными участниками образовательного процесса? Возможно ли создание такой "книги книг"?

Ответов - 18

Olik: Пока,думаю, надо работать с обычными!

А.В.Хуторской: Одинец К.А. - а что вас смущает? Берите, да создавайте вместе с учениками электронный учебник. Если это будет находиться в области целей ученика, учителя и др, то почему бы и нет? Вопрос - зачем вам надо это - чувствовать себя полноправными активными участниками образовательного процесса?

Одинец К.А.: А.В.Хуторской пишет: Вопрос - зачем вам надо это - чувствовать себя полноправными активными участниками образовательного процесса? Вероятно, для того, чтобы плодотворно работать. Без осознания свободы, самостоятельнойсти действий вряд ли возможен продуктивный процесс создания нового.


Галина Ивановна: Ваши чаяния поддерживаю. Но не понимаю, как вы собираетесь делать ученика соавтором? Это что, каждый что-нибудь напишет? Представляете, какого зверя вы создадите?

Одинец К.А.: Галина Ивановна пишет: Представляете, какого зверя вы создадите? Именно поэтому я вынесла этот вопрос на обсуждение. Не бумажную книжку мы создавать будем, где каждый что-то напишет. Принцип организации электронного учебника принципиально иной. Вероятно, это задания, придуманные учениками, их оригинальное видение определенной проблемы, творческое осмысление. Что еще? Каким образом это может буть оформлено?

Степанова: Электронные учебники должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к обычным учебникам, однако особое внимание должно уделяться разноуровневой подаче материала. Необходимо предусматривать текущий и тематический контроль, организовать тренинги по совершенствованию навыков. Формы подачи материала могут быть разнообразные: игры, проекты, презентации и т.д.

Е.А.Полякова : Занимаюсь исследованием электронных учебников по филологии, провожу семинары, знакомлю педагогов с методиками работы. Пока считаю электронные учебники "слабым звеном" наших учебных изданий! Если электронные библиотеки воспринимаются учителями,как правило, хорошо, с интересом, иногда даже с восторгом, то электронные учебные пособия - с разочарованием. Причин этому несколько: большинство электронных учебников по русскому языку посвящены орфографии и пунктуации (а это только одна сторона русского языка и, поверьте, зачастую не самая главная - в устной речи, например, она не востребована), они дают репродуктивные знания (а как быть с проблемными и проектными методами обучения?), они озвучены неартистично (таким озвучиванием детей не привлечешь к русскому языку), картинки допотопные, анимация примитивная и т.д. и т.п. Нужно хорошее исследование по экспертизе учебников! Я готова поучаствовать в нем!

Одинец К.А.: Е.А.Полякова пишет: Нужно хорошее исследование по экспертизе учебников! Я готова поучаствовать в нем! А если Вам попробовать создать достойный электронный учебник по русскому языку? Проанализировав ошибки предшествеников, учитывая запросы современной школы, а главное, современного ученика, предложить ему новый интересный учебник. Такой учебник, где были бы не только правила и тренинги по ним, но и творческие задания, возможность самому задавать уровни изучения и погружения в материал.

Г.К. Рыженко: Создание (в том числе и элекронного) учебника в соавторсве с учаниками. Имею пдобный опты (в мести с учащимися 4 класса создали электронное приложение к учебнику окружающего мира "Строение человека"), поэтому осмелюсь предложить свое видения требований к этому продукту: - учитель выступает как оргонизатор, задовая общее направление деятельности; - ученики ищут и оформляют информацию русле своего понимания; - в учебник доджна заложена проблемма которую предстоит решить будущему пользователю (самый сложный момент, кторый требует дальнейшего обдумывания). Из последнего пункта и возникает проблема - как это реализовать практически?

Одинец К.А.: Г.К. Рыженко пишет: ученики ищут и оформляют информацию русле своего понимания; Как это может быть реализовано практически с учениками 4 класса? Безусловно, ученик может быть соавтором учебника, но не в таком прямолинейном толковании. Соавторство ученика предполагает не только поиск и оформление материала на уровне своего понимания. Что же? Как быть с научностью, адаптированностью, содержательностью?

Целищева: Е.А Полякова пишет "Занимаюсь исследованием электронных учебников по филологии, провожу семинары, знакомлю педагогов с методиками работы. Пока считаю электронные учебники "слабым звеном" наших учебных изданий! Если электронные библиотеки воспринимаются учителями,как правило, хорошо, с интересом, иногда даже с восторгом, то электронные учебные пособия - с разочарованием. " Полность поддерживаю Вас, так как сама пытаюсь проводить занятия, используя электронные учебники. Очевидны слабые стороны учебника. Стандартный текст темы, малое количество видеофрагментов, интерактивных заданий. Особенно этим недостатком страдают учебники для учащихся основной школы, большинство учебников рассчитаны на старшее звено, хотя и заявляют о возможности заниматься по ним учащимся основной школы. Каждый раз при подготовке материала нет возможности просто скопировать нужный фрагмент учебника и вставить его в свой план урока. Вот и "гуляешь" по нескольким учебникам, обозначив то в одном, то в другом нужный материал на данный урок, а ребята терпеливо ждут.

Поздеева Л.С.: Опыт обучения и психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Значит, чем разнообразнее и эмоциональнее представлен подлежащий усвоению материал, тем успешнее процесс обучения. И как раз электронный учебник этому способствует. Я занимаюсь географией в 6 классе по электронному учебнику. Все хорошо: содержание изложено кратко, доступно, в четкой логической последовательности. Иллюстративный материал прекрасно подобран и содержит большую дополнительную информацию. Учебник создан с учетом необходимости дифференцированно подхода к обучению учащихся и может быть использован для классов разного уровня подготовки, с четким отбором материала учителем. Дополнительный объем информации настолько велик, что учебник может быть использован не только для объяснения материала на высоком «продвинутом» уровне, но и для ведения факультативов и кружков по географии. Но есть одна деталь и, пожалуй, самая главная. Учащиеся 6 класса слабо разбираются в основах ИТ, таких как мне надо для успешного урока А некоторые задания учебника предполагают самостоятельные действия учащихся в системе Интернет и некоторых программах. Кроме того, если мне необходима провести практическую работу или контрольное тестирование-индивидуальное, но для всех сразу учащихся, то как тут быть. Еще одна проблема-- Отсутствие техники для каждого ребенка. Как решить то или иное творческое задание если дети сидят по 4 чел за одним компьютером?

Лобанова Л.В.: Поздеева Л.С. пишет: Как решить то или иное творческое задание если дети сидят по 4 чел за одним компьютером? Можно организовать работу в группах. Учащиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают навыки поиска, анализа и отбора информации, написания и оформления работы. Поэтому обучение в группах обладает большим педогогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности.

Ивашкова Т.А.: Поздеева Л.С. пишет: есть одна деталь и, пожалуй, самая главная. Учащиеся 6 класса слабо разбираются в основах ИТ, таких как мне надо для успешного урока А некоторые задания учебника предполагают самостоятельные действия учащихся в системе Интернет и некоторых программах. Кроме того, если мне необходима провести практическую работу или контрольное тестирование-индивидуальное, но для всех сразу учащихся, то как тут быть. Еще одна проблема-- Отсутствие техники для каждого ребенка. Как решить то или иное творческое задание если дети сидят по 4 чел за одним компьютером? Несмотря на все плюсы электронного учебника, которые Вы описали есть много, значительно больших, минусов с точки зрения организации учебного процесса. Между двух зол необходимо выбирать меньшее или найти компромисс. Для этого ответьте себе на вопрос: есть ли действительная необходимость только индивидуальной работы с электронным учебником? Если всё же ДА, то попробуйте минимализировать свои проблемы: 1. Не такой уж высокий уровень знаний ИКТ необходим ученикам 6 класса, поэтому решите эту проблему с учителем информатики или научите их сами (Вы ведь в этом заинтересованы) 2. Вы пишите что возможно дифференцированное использование учебника, так и урок планируйте дифференцированно - каждый изучает материал на своём уровне и разными способами - по учебнику, ИКТ, с учителем , энциклопедия и т.д. 3. Поздеева Л.С. пишет: Иллюстративный материал прекрасно подобран этот этап урока можно демонстрировать с помощью проектора - для всех и т.д.

Cуверток Ольга: Одинец К.А. пишет: Как создать универсальный электронный учебник, который позволит ученику и учителю чувствовать себя полноправными активными участниками образовательного процесса? Возможно ли создание такой "книги книг"? На форуме прочитала идею создания "электронного конструктора учебников", которые представляли бы собой информационную базу данных + готовые шаблоны + инструментарий для проверки и оценивания. Так может это и будут "Книга книг"? Суверток О.И.

Ишемгулова И.Г.: Если мы говорим об электронном учебнике, то он должен обладать такими качествами, как: соответствие содержания учебника утвержденной учебной программе; соответствие объема материала установленным нормам; соответствие между содержанием учебника и его формой; полнота состава учебника; современность учебного материала; принятый в учебнике способ самотестирования обучаемых. Конечно, этот перечень показателей охватывает не все свойства ЭУ. Можно продолжить.

Одинец К.А.: Ишемгулова И.Г., речь идет об учебнике, который позволит ученику и учителю чувствовать себя полноправными активными участниками образовательного процесса Где в перечисленных вами качествах таятся беспредельные возможности творчества и самовыражения участников образовательного процесса? Пока я вижу электронный аналог бумажного учебника.

Гусева Е.В.: Одинец К.А., вот именно, речь идёт об УЧЕБНИКЕ! По этому учебнику мы будем учиться, а значит он должен соответствовать всем требованиям, перечисленным Ишемагуловой И.Г. Совсем не обязательно, что это будет аналог бумажному учебнику. Главное, при создании электронного учебника, не забывать его основные предназначения: облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий через включение слуховой и эмоциональной памяти, а так же побудить ученика взяться за книгу и более глубоко вникнуть в изучение уже освоенного за компьютером. А беспредельные возможности творчества и самовыражения участников образовательного процесса при создании электронного учебника таятся на каждом этапе его создания: от технического воплощения до подборки закрепляющего и контролирующего материала. Главное подойти к этому творчески. С уважением. Е.В.



полная версия страницы