Форум » ИКТ в школе » Методика развития информационных компетентностей » Ответить

Методика развития информационных компетентностей

А.В.Хуторской: Есть ли таковая методика? Каковы результаты её применения? В чём проблемы? Давайте обсудим пусть и небольшой, но именно реальный учительский ОПЫТ.

Ответов - 7

Скрипкина Ю.В.: Можно ли поставить "знак равенства" между информационной компетентностью и информационной культурой? "Информационная культура пользователя - умение пользователя целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные компьютерные технологии".

Одинец К.А.: Скрипкина Ю.В. пишет: Можно ли поставить "знак равенства" между информационной компетентностью и информационной культурой? Думаю, что нельзя, Юлия Владимировна. Информационная культура - понятие более широкое, нежели информационная компетентность. Информационная культура интегрирует в себе ряд аспектов, характеризующих личность. Это прогностический, правовой,ценностный, коммуникативный, этический, познавательный компоненты, объединенные в целостную инфосферу. Информационная культура складывается из информационного мировоззрения и информационной компетентности. Информационная компетентность - готовность самостоятельно осуществлять различные операции по обработке информации.

Скрипкина Ю.В.: Одинец К.А. пишет: Информационная культура - понятие более широкое, нежели информационная компетентность. Вот не убедили пока, Карина Аскеровна! Вы привели цитату или свои собственные суждения? Дело в том, что я нашла несколько трактовок понятия "информационная культура" (одну - самую короткую - привела в своем первом посте), нашла и критерии оценки информационной культуры. Мнений множество. На мой взгляд, информационная культура - понятие, в основе которого лежат скорее эстетико-этические оценки качеств личности, ее деятельности (по законам социума). Положим, человек умеет составлять запросы для поисковой системы. Можно ли сказать, что он овладел элементом информационной культуры? Может быть, он таким образом ищет сомнительную информацию или делает по 10 ошибок в каждом слове? Скорее, он овладел некой технологией, которую успешно применяет для личных целей. Получается, скорее, что информационная культура входит в состав информационной компетенции? Таким образом, согласно законам логики, множество А является подмножеством В и множество В является подмножеством А тогда и только тогда когда А и В совпадают. Отсюда, тем не менее, я не делаю все-таки вывод о том, что информационная культура=информационная компетенция. Скорее, получается, что на данный момент эти 2 понятия не разграничены и часто одно подразумевает другое. Вы согласны?


Одинец К.А.: Добрый день, Юлия Владимировна! Скрипкина Ю.В. пишет: Вы привели цитату или свои собственные суждения? Это мое личное мнение. Моя позиция. Скрипкина Ю.В. пишет: получается, что на данный момент эти 2 понятия не разграничены и часто одно подразумевает другое. Вы согласны? Согласна с Вами, Юлия Владимировна, в том, что действительно понятия Информационная культура, информационная компетентность и информационная компетенция не разграничиваются, отсюда и возникает путаница. Давайте тогда разберемся в понятиях. Информационная культура является составной частью более широкого, общего понятия «культура». Как известно, существует огромное количество определений культуры. Мне близко такое: «Культура – среда, где зарождаются и циркулируют смыслы» (Е.Д.Бляхер). В данном случае я бы расширила – целостная среда. Это целостная среда, взаимодействующих между собой элементов (культура духовная, материальная, политическая, социальная, информационная, в том числе), системным ядром которой является деятельность человека. То есть все, на что направлена деятельность человека (физическая или мыслительная), называется культурой. Для культуры характерно также понятие нормы, правила. Как только человек упорядочивает свою жизнь, свою деятельность, ограничивает свои инстинкты, он приобретает человеческие черты. Итак, информационная культура, являясь частью общей культуры человека, имеет и эти общие черты, выработанные в процессе культурной деятельности человека. Роль таких общезначимых явлений, процессов, свойств играют универсалии, представляющие собой осознанные понятия, выражающие всеобщие ценности и смыслы культуры. Таким образом, информационная культура – среда, которая формируется вместе с человеком, социумом. Здесь не только навыки по обработке информации, в этой среде отражаются сущностно-значимые для социума элементы. Информационная культура, как целостная система, несет в себе особенности общей культуры, в том числе, народа, социума, времени. Информационную компетенцию, в данном контексте, я бы назвала конкретной, сиюминутной сферой применения, реализации, сформированной информационной культуры. А информационную компетентность – готовность процесса формирования информационной культуры. В предыдущем посте я говорила о мировоззрении как сущностном признаке культуры, это значит, что результатом формирования информационной культуры будет сформированная мировоззренческая позиция. Информационная компетенция – скорее инструмент. Приведу в конце этого длинного поста цитату из переписки с коллегой-культурологом: «Информационная культура и информационная компетентность, на мой взгляд, как трапеза и этикет при ней - одно более широкое понятие, а другое лишь процессуальная часть и комплекс навыков. Компетенция же в сравнении с компетентностью тоже более узкое понятие, форма реализации компетентности».

А.Д.Король: Скрипкина Ю.В. пишет: Можно ли поставить "знак равенства" между информационной компетентностью и информационной культурой? Присоединяюсь к мнению Карины Аскеровны и думаю, что нельзя здесь ставить знак равенства. Компетентность - прерогатива сугубо образовательной сферы, культура же имеет несколько отличный от образования смысл. Информационная компетентность - это синтез знаний и практических навыков в области работы с информацией, в то время как информационаня культура имеет метаобразовательный смысл, например, еще и философский, психоаналитический и др.

А.Д.Король: Коллеги! Мы опять увлекаемся и "созерцаем" в лучших традициях японских поэтов. Вопрос-то изначальный темы очень практичен: "Методика развития информационных компетентностей". Давайте думать и описывать то, что есть.

Барышева Л. В.: Тема веточки "Методика развития информационных компетентностей". По-моему методика Горячева "Информационная культура" в начальных классах очень хорошо отражает данную тему.



полная версия страницы