Форум » Дистанционные олимпиады, курсы, проекты » Как меняется учебный процесс при включении в него дистанционных эвристических олимпиад? » Ответить

Как меняется учебный процесс при включении в него дистанционных эвристических олимпиад?

admin: Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.

Ответов - 38

Гареева А.И.: Дистанционные олимпиады( в том числе и эвристические) конечно же развивают наших учеников. Они дают возможность увидеть изучаемый предмет за рамками школьного учебника. Ребенок учится отстаивать свою точку зрения, пусть и не всегда правильную, искать рациональное зерно в своих решениях и решениях своих товарищей. При этом любая эвристическая задача охватывает одновременно несколько учебных предметов, требует углубления в них и, как результат, развивает кругозор. Но зачастую большинство из дистанционных олимпиад платные, поэтому говоря об интересе детей к конкурсам и олимпиадам, можно вести разговор не о пресыщенности эвристическими заданиями, а о недостаточности родительских денег и невозможности участия в конкурсах с финансовой точки зрения.

Николай: Участие учащихся в дистанционных олимпиадах ставит их в "позицию успешности", когда ученик реально видит свое место в стране, регионе, мире. Рейтинговая оценка - это большой плюс... И опять таки, развитие креативных способностей, когда для решения заданий "мозги выварачиваются" - сам пробовал на себе (участвовал как педагог), замечательное чувство остается после выполнения заданий! Проблемы: учащиеся начинают "пресыщаться" эвристическими заданиями: если первое время (два-три года) достаточно было довести до сведения учащихся сроки олимпиад, то сейчас уже требуется дополнительная мотивация... И все-таки, пока еще эвристические олимпиады идут как внеклассные занятия или домашние задания, интегрировать их в учебный процесс сложновато (МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ)...

Лаврентьев С.Л.: Николай пишет: И все-таки, пока еще эвристические олимпиады идут как внеклассные занятия или домашние задания, интегрировать их в учебный процесс сложновато (МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ)... Эвристические олимпиады формируют положительные эмоции, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, а также развивают технические навыки использования компьютерных программ.


Красноперова Т.В.: Следует отметить, что сама идея создания дистанционных эвристических олимпиад великолепна! Безусловно, такая форма получения дополнительных знаний имеет свои преимущества, и в последнее время зарекомендовала себя с достаточно положительной стороны. Интегративный подход в проведении дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса способствует созданию целостного видения каждой конкретной образовательной области и школьного учебного предмета. Думаю, что для педагога это весьма важный аргумент для реального изменения предметного образовательного поля. Проблему пока вижу в некоторой загруженности школьников, которые в большей степени задания выполняют после уроков или во внеурочное время, не составляют исключения выполнение работ в качестве домашнего задания. Могу утверждать, что включение в учебный процесс дистанционных эвристических олимпиад делает его намного продуктивнее и качественнее. В подтверждение этого хочу сказать о том, что в нашем образовательном учреждении отводится достаточно серьезное место и вместе с тем наблюдается ответственное отношение к проведению дистанционных эвристических олимпиад, как со стороны педагогов, так и среди учащихся. Это позволяет не только принимать участие, но и выполнять совместные проекты по различным предметам. Следует отметить, что именно интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса, способствовала созданию ряда предметных проектов. В последнее время в нашем образовательном учреждении всё больше стали разрабатываться проекты по самым различным темам, которые рассматриваются не только в рамках узкопредметных дисциплин, но и целых образовательных областей, что позволяет интегрировать полученные знания в целостные образовательные проекты. Предлагаемый вид олимпиады - эвристической , также как и сама форма эвристического обучения позволяют учителю не дробить класс на сильных и слабых, одарённых и не очень одарённых, а обучать ВСЕХ!!!Школьники получают при этом мощный мотивационный толчок, а в дальнейшем испытывают достаточную потребность к изучению самого предмета или какой-либо области знаний. И это, замечательно!!! При этом каждый ребёнок чувствует себя уверенно, считает себя равноправным членом классного коллектива и его права не ущемляются, как часто это бывает при подготовке очных предметных олимпиад. Учащийся понимает, что здесь равны ВСЕ, и он вправе высказывать свои мысли и выполнять предложенные ему задания так, как он считает и думает, независимо от уровня своей подготовленности. Наш педагогический коллектив пытается найти точки соприкосновения в том, как целесообразно включить в учебный процесс подобного рода олимпиады, чтобы при этом учебный процесс не нарушался, а только совершенствовался и вместе с тем имел реальный положительный результат, позволяющий получать учащимся дополнительные знания, а также развивать степень креативного мышления. На мой взгляд, очевидным является то, что на данном этапе назрела ситуация, когда важно проектировать модель целостного педагогического процесса как в рамках одного конкретного предмета, так и целой образовательной области, образовательного учреждения, в которую достаточно органично и последовательно будут введены подобного рода олимпиады, расширяющие образовательные модули. Для этого педагоги корректируют свои учебные планы, вносят соответствующие изменения в тематическое планирование, предусматривают данную ситуацию при составлении образовательных программ, а также программ индивидуальной ориентации на конкретную личность. Опыт показывает, что давая установку ребёнку на успешность, а главное на то, что он ТАЛАНТЛИВ, уже не вызывает у него сомнения «смогу ли, я»? Главное, такой подход является мощным двигателем на пути к победе каждого ученика, который пока ещё не знает, но уже предполагает, какой способ он будет выбирать и каким путём пойдёт….. Вместе с тем понятно одно, что каждый из них будет идти своим путём – эвристическим, известный только ему самому – властелину и хозяину своего индивидуального мира!

А.В.Хуторской: Красноперова Т.В. пишет: Следует отметить, что именно интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса, способствовала созданию ряда предметных проектов. Это очень важный результат - продолжение эвристических олимпиад в соответствующих проектах. дело в том, что форма олимпиады имеет достаточно импульсный характер. И если это импульс подхватывать, можно подводить учеников к более серьезным процессам и результатам. если же ограничиваться олимпиадной фрагментарностью, то происходит то, о чем пишет Николай : учащиеся начинают "пресыщаться" эвристическими заданиями: если первое время (два-три года) достаточно было довести до сведения учащихся сроки олимпиад, то сейчас уже требуется дополнительная мотивация... Т.е., чтобы эвристические олимпиады перешли от некоторой экзотической новинки в стадию процесса, учителю необходимо предпринимать определенные действия, а не просто ждать очередной олимпиады. Каковы эти действия, и как их осуществлять в очном общеобразовательном процессе? Вот в чем вопрос. В частности, вы пишите Красноперова Т.В. пишет: Для этого педагоги корректируют свои учебные планы, вносят соответствующие изменения в тематическое планирование, предусматривают данную ситуацию при составлении образовательных программ, а также программ индивидуальной ориентации на конкретную личность. Какие именно изменения в учебных планах и программах могут решать задачу развитя креативности учащихся?

Кулешова Г.М.: А.В.Хуторской пишет: учителю необходимо предпринимать определенные действия, а не просто ждать очередной олимпиады. Каковы эти действия, и как их осуществлять в очном общеобразовательном процессе? Вот в чем вопрос. Может быть, это появление тьюторских функций? Мне очень понравилось у Т.М. Ковалевой: три вектора тьюторской деятельности при педагогическом сопровождении: ресурсный ( как потенциал перевести в ресурс, то есть рассказать, что можно сделать и где и когда), целеполагания ( смыслы, цели-программа) и самоорганизации. По-моему, здесь есть рациональное зерно. А я его рассматриваю в связи с ИОТ ученика в дистанционной деятельности.

Богданова: Эвристическая олимпиада дает любому ученику испытать успех. Ученик любит предмет, где он успешен.

Красноперова Т.В.: Богданова пишет: Ученик любит предмет, где он успешен. Да, действительно это так: "Успех - это стимул"! Однако не в полной мере могу с Вами согласиться по первой позиции, в которой Вы утверждаете, что: Богданова пишет: Эвристическая олимпиада дает любому ученику испытать успех. Разве только успех?! Из вашего высказывания следует, что сущностное значение эвристических олимпиад сводится только к успешности. А где же личностные приращения, полученные в конкретной предметной деятельности как участника этих олимпиад? Думаю, что именно ОНИ будут и должны способствовать целеустрёмлённому движению в развитии собственной образовательной траектории каждого школьника. Иначе говоря, ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО ему всё ЭТО нужно? На данном этапе следует определиться в чём же будет заключаться смысл его дальнейшего образования? Какие цели необходимо поставить для определения его первостепенных перспектив? Считаю, что такой подход крайне необходим двум субъектам образовательного процесса как учителю, так и ученику (независимо от его возрастной категории).

Петербургская Е.А: Отличные креативные эвристические задания! Ребенок даже не заметит, что это задания-это отлично провести время, с пользой для ума ! Он воображает, говорит, пишет неоднозначно, с вариацией. У ребенка есть право выбора и это супер!

Озеркова: Богданова пишет: Ученик любит предмет, где он успешен. Это не совсем правда. Успешность сама по себе имеет целый ряд причин и может быть разная. Ученик может быть успешен в предмете: 1. Если его любит (плюс некоторые начальные данные) - то есть стрелочка не в ту сторону тоже есть 2. Если у него хорошие отношения с учителем, ведущим предмет - ох, как часто этот факт важен. Например, ученик читает много дополнительной литературы по предмету, но на уроке неизменно получает не больше четверки, программа ему не интересна и учитель не нравится (и он учителю тоже). Так любит ли он предмет или не любит? 3. Ученик получает высокие оценки на данном предмете - вне зависимости от того, по каким причинам это происходит 4. Ученик на уроке по данному предмету регулярно попадает в организованную учителем ситуацию успеха, своего личностного приращения. Ученик вполне может любить предмет, в котором он неуспешен по нескольким из этих факторов. Сама была такая в школьные годы - перешла из обычной школы (где были почти одни пятерки) в математическую (где получала первое время одни тройки и двойки). И только во втором полугодии ухитрилась получить 5 по зачету (один раз за все полугодие). Но - я научилась без учебников доказывать теоремы, только по одной формулировке. И не я одна такая была в классе. Самое странное, что начальство вовсе ничего не делало с нашим учителем математики по поводу плохой успеваемости учащихся. Вероятно, потому, что мы все с легкостью писали выпускные экзамены, а потом успешно поступали в МГУ, МФТИ и прочее в том же духе. Если судить только по оченкам, я была весьма неуспешной ученицей, но с точки зрения формирования мышления... В дистанционных олимпиадах фактора номер 2 нет вообще (если учеником не осознается тот факт, что задания к олимпиаде готовил в том числе и тот учитель, который учил его на курсах или принимал защиту творческой работы). Но зато на первый план выступает фактор номер 4. Между прочим, фактор номер три тоже влияет (хочу выиграть, стать лауреатом и призером). Становятся не все, но если честно, не сразу осознают, что это вовсе не главное. У нас в гимназии был всплеск интереса к немецкому языку после того, как учащиеся (в том числе далеко не отличники) приняли участие в олимпиаде. Теперь учителя немецкого ждут каждую следующую олимпиаду.

Мельникова Н.А.: Озеркова Мы столкнулись с тем, что не все ученики хотят участвовать в ДО эвристической направленности. Есть дети, которых раздражает отсутствие возможного конкретного ответа: открытые задания не для них. Склонность к творчеству, наверное, во многом наследуется. И развивать творческий потенциал можно тогда, когда есть для этого почва благодатная. Говорят, есть люди, которые могут сами что - то придумать, есть такие, кто может усвоить и развить придуманное другими, а есть и такие, кто не способен, к сожалению,ни ктому, ни к другому. Все - таки, высокая креативность во многом от бога. Да и в жизни нужны, не только творцы, но и грамотные исполнители. Мне кажется, не стоит сожалеть о том, что не все дети хотят участвоват ьв эвристических олимпиадах. У них есть другие возможности проявить себя.

Одинец К.А.: Мельникова Н.А. пишет: Есть дети, которых раздражает отсутствие возможного конкретного ответа: открытые задания не для них. Возможно, детей пугает не открытое задание, а пока еще огромная дистанция между знанием и незнанием. Задача педагогов помочь преодолеть это расстояние, создать ситуацию, в которой ученик увидит приближающийся горизонт знания. Так ему станет спокойнее, раздражение сменится на радость. Не верю, что есть люди, не испытывающие удовлетворения от собственной созидательной деятельности, мыследеятельности в том числе. Мельникова Н.А. пишет: высокая креативность во многом от бога Возможно. Мельникова Н.А. пишет: жизни нужны, не только творцы, но и грамотные исполнители Исполнитель может стать не только "повторятелем", но и преобразователем. Этому научить можно.

Ольга Яицкая: Как же можно оценить, талантлив ли ребенок, не дав ему раскрыться?! Заранее ставить на нем крест? Мама и папа не художники-поэты и все, до свиданья, не быть тебе талантливым и творческим?! Категорически не согласна с высказыванием, что "Говорят, есть люди, которые могут сами что - то придумать, есть такие, кто может усвоить и развить придуманное другими, а есть и такие, кто не способен, к сожалению, ни к тому, ни к другому". А как же положение педагогической психологии "любой ребенок - личность творческая, нужно только найти, в какой области"? Эйнштейн и Маяковский страдали дислексией - не умели читать, но ведь это не помешало им раскрыться!

Конькова Людмила: Озеркова пишет: Ученик любит предмет, где он успешен Я не согласна,т.к. найдется хотя бы 1-2 ученика, которым нравится предмет, но учатся по нему только на оценку 3.

Рыбкина: Что же значит понятие "успешности ученика", так широко распространенное в обыденном сознании? И почему в данной цитате оно противопоставляется понятию "формирования мышления"? Очень явно в высказывании чувствуется, что это компоненты чужеродных систем! По-моему, это абсурд. Получается, что успешный ученик, это тот, кто в системе "успевает", т.е. на языке школьной администрации получает "четверки" и "пятерки", за УСВОЕНИЕ школьной программы = СТАНДАРТА. Можно конечно расширить стереотипное, обыденное представление о понятии "успешный ученик" = не доставляющий дополнительных забот, справляющийся САМ, не подвергающий сомнению школьные ИСТИНЫ или ДОГМЫ, исправно получающий позитивные стимулы в виде формальных или неформальных позитивных санкций (похвальных листов, грамот, фото на доске почета и т.п.) Однако, на практике я заметила одну удивительную вещь - именно БЫВШИЕ "отличники", "медалисты" гораздо реже, чем менее "успешные" ученики, приходят в гости в школу (просто так, чтобы просто увидеть, вдохнуть запах школьных стен, узнать как дела у учителя, как школа - такая же замечательная, как в детстве?), перебегут через дорогу, чтобы поздороваться, случайно встретившись на улице (а не отведут глубокомысленный взгляд - якобы не узнали), и обязательно добъются ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА, т.к, как когда-то в школе они НЕ будут бояться быть "битыми", "критикуемыми", "сомневающимися", "имеющими СВОЁ видение". А в жизи именно такие люди способны добиться успеха. Так что, я считаю, что моя коллега Богданова, была в школе весьма успешна, как личность и Ученица жизни, раз шел процесс формирование мышления, раз умела задать вопрос, являясь еще школьницей, почему получая отметку "три", я могу стать студенткой МГУ? Неужели это Вуз, который набирает себе "троечников"? Занимаясь уже второй год эвристическими олимпиадами, я отметила самое главное - созданы потрясающие условия для развития мышления, для творчесва, для поиска самого себя, для проб самого себя, для расширения сознания до таких масштабов, которые позволяют ЛЕТЕТЬ, и именно поэтому после олимпиады у всех участников создается ощущение полета - потрясающее и оказывается вполне достижимое. И именно таких учеников, я бы назвала УСПЕШНЫМИ.

nataliakab: Хочу поддержать мнение Лаврентьева С.Л. и возразить Николаю. Николай пишет: И все-таки, пока еще эвристические олимпиады идут как внеклассные занятия или домашние задания, интегрировать их в учебный процесс сложновато (МОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ)... Когда в прошлом учебном году в нашей школе появился Школьный информационный центр, мы смогли впервые принять участие в эвристических олимпиадах. Это была олимпиада по математике. Задания, которые выполняли дети, и, особенно, детские ответы на столь неожиданные вопросы тогда поразили и самих детей и учителей. Педагоги с удивлением обнаружили огромные творческие и креативные возможности своих учеников (весьма талантливых, но не замеченных в столь колоссальных неординарных способностях). Некоторые даже сравнивали ребят с айсбергами: успешность ребенка в предмете была лишь его верхушкой, а огромный креативный, творческий потенциал был невидим, не смотря на различные конкурсы, олимпиады и другие мероприятия, проводимые в школе. Все дело было в том, что олимпиады такого рода не проводились раньше у нас никогда. Безграничные фантазия, вымысел, выдвижение самых нестандартных идей могли использоваться на уроках рисования, музыки, литературы. Но чтобы это касалось строгой "царицы наук " - математики?! Мне кажется, что и ребята, да и учителя окончательно и бесповоротно полюбили математику всей душой, открыли ее заново, увидели ее красоту и увлекательность. После этого открытия в школе мы периодически стали участвовать в подобных олимпиадах. Более того, для повышения качества обучения ставку стали в большей степени делать на формирование познавательной мотивации учащихся. Эвристические задания мы используем по материалам олимпиад или придумываем их сами. Во внеурочной деятельности многие педагоги используют такие задания. Но, кроме того, подобные задания стали включать и в учебные процесс урока. Правда, они должны касаться изучаемого материала и быть малозатратными по времени. Напрмер, для актуализации знаний, "вхождения" в ту или иную эпоху (по истории или литературе) или просто в качестве вознаграждения ребят за успешную работу на уроке. Спасибо "Эйдос" за то. что помогли нам увидеть нашу работу интересной! Подскажите, пожалуйста, участники форума, как вы используете эвристические задания в урочной форме?

Ольга Яицкая: Несмотря на то, что, к примеру, география изучается с 6 класса, в олимпиаде по этому предмету могут принимать участие и ученики 3-5 классов, т. к. в олимпиаде проверяется не знание предмета, а умение мыслить, мыслить творчески, используя межпредметные и надпредметные знания.

Ольга Яицкая: Эвристическая олимпиада «Эйдос» по географии прошла в феврале. До этого ни я, ни мои ученики не принимали участия в олимпиадах такого рода. Более того, само слово «олимпиада» вызывало священный трепет… Никто не ожидал, что это будет интересно, увлекательно, познавательно. Ведь задания так сказать, «классических» олимпиад городского, регионального и более высоких уровней направлены только на проверку знаний учащихся, в лучшем случае – на обоснование своей точки зрения. И все. Какое творчество? Какие эвристические задания? Контрольная работа высокой сложности. В отличие от традиционной олимпиады, эвристическая нацелена в первую очередь на развитие творческого потенциала детей. Когда я уговаривала детей участвовать в олимпиаде, основным моим аргументом было то, что здесь не может быть неправильных ответов. Согласитесь, в задании «Мое географическое название», где нужно было придумать название своему населенному пункту с учетом географических особенностей, не может быть правильного ответа! Также как и не может быть двух одинаковых ответов. А уж какой полет фантазии был при обсуждении вопросов на форуме! Или при ответах на задание «Переправа»! Соглашусь с nataliakab, «успешность ребенка в предмете была лишь его верхушкой, а огромный креативный, творческий потенциал был невидим, не смотря на различные конкурсы, олимпиады и другие мероприятия, проводимые в школе». Я «открыла» для себя и учеников, которые успевают на «отлично», и тех учеников, которые никогда не были замечены в любви к географии  Не скажу, что после проведения олимпиады резко изменила структуру и содержание проводимых мною уроков, но стала включать больше творческих заданий, акцентировать внимание на развитии того, что я называю «географическая логика». Например, детям очень нравятся задания, аналогичные заданию олимпиады, где нужно было по фотографии определить географическое место на Земле, где может проживать «человек с фотографии». И надо ли говорить, что дети, поучаствовав в олимпиаде по географии, не пропустили после этого ни одной эвристической олимпиады по другим предметам! Хотелось бы узнать у учителей, ученики которых не первый год участвуют в эвристических олимпиадах, изменилась ли самооценка детей, повысилась ли мотивация к учению на протяжении нескольких лет?

Рыбкина Т. А.: «Успешный ученик: всегда ли это гарантия состоявшегося жизненного успеха?» · «Не успевающий ученик – обязательно ли не успешный?» · «Школа без отметок: за и против» - или чем в рамках стереотипа мы будем оценивать степень успешности, если отменят школьные отметки?

Свитова Т. В.: Рыбкина Т. А. пишет: «Не успевающий ученик – обязательно ли не успешный?» Банально, но у каждого учащегося существуют индивидуальные особенности. В частности, ребенок в зависимости от темперамента, интеллектуальных характеристик может мыслить верно, своеобразно, качественно. Но медленно. Из-за этого он может не укладываться во временнЫе рамки учебной программы или выполнения определенного задания. Сколько, например, неудачных примеров с ЕГЭ, когда ученик знает ответы, но ему не хватило времени на выполнение. Как помочь не потеряться такому, на первый взгляд, неуспешному ученику? Как быть в ситуациях на уроке, когда тормозится работа класса? Как учитывать этот фактор при оценке работы ученика? И вопрос по тематике этой ветки форума: являются ли дистанционные эвристические олимпиады для неуспешного ученика способом стимуляции мышления (в том числе и его скорости), переоценки учебных ценностей? Как это возможно определить? Рыбкина Т. А. пишет: «Школа без отметок: за и против» - или чем в рамках стереотипа мы будем оценивать степень успешности, если отменят школьные отметки? Отчасти я ответила на этот вопрос на соседней ветке форума - Возможно, имеет смысл рейтинговая система, внутри которой выставляются оценки по нескольким определенным критериям – из них складывается общий уровень. Выставление системы оценок на промежуточных этапах (по критериям) удовлетворило бы стереотипные взгляды (все-таки оценки ставятся!), но по сумме определялся бы качественный результат (итоговое место). Причем, думаю, что это не количество, переходящее в качество, а качество, определяемое разными способами (ведь на промежуточном этапе эти оценки выставляются по качественным критериям). Наиболее оптимальной для этого была бы, наверное, 10-балльная система – она позволяет увидеть диапазон каждого балла (7; 6; 5 = 4+; 4; 4-) и в то же время не позволяет запутаться в тонких градациях. Какие формы оценивания могут быть еще?

Боева С.В.: Свитова Т. В. пишет: Ученик любит предмет, где он успешен Позвольте возразить. Ученик любит тот предмет, где ему интересно.

Скрипкина Ю.В.: Боева С.В. пишет: Ученик любит тот предмет, где ему интересно. Не вижу особенного противоречия. В большинстве случаев успех и интерес идут рядом. И вот эвристические олимпиады как раз и должны способствовать тому, чтобы вызвать интерес и привести к успеху. И отзывы многих детей и педагогов это подтверждают. Таким образом, возникает вопрос, который мы и обсуждаем: как такой мощный инструмент повышения мотивации гармонично внедрить в очный процесс?

Укуке: Эврестические олимпиады это круто

Укуке: Я люблю олимпиады!!! Спасибчик!!!

Симонова И. А.: У нас в лицее участие в ДЭО внесено в учебный план. Администрация, многие учителя-предметники и классные руководители интересуются успехами своих учеников, радуются за них. Доводят до сведения родителей рейтинг класса. Согласна с мнением, что интерес и успех часто идут рядом.

Белова Т. В: Такие олимпиады действительно меняют учебный процесс! Мир становится увлекательным, обычные уроки превращаются в занимательные, на которых дети не будут скучать. Предлагая ребятам участвовать в подобных олимпиадах, организаторы конкурса дают возможность показать, насколько наши дети талантливы, креативны, умны, целеустремленны, оригинальны. Это, безусловно, повышает их самооценку, помогает завоевать уважение среди своих одноклассников. А для учителей- заинтересованность в их предмете, приобретение и обновление знаний по их предмету, а также- возможность лучше узнать внутренний мир своих учеников- это высшая награда. Интересные, увлекательные и очень непростые задания олимпиады побуждают ученика на поиск, на "выворачивание мозгов наизнанку", развивают у детей творческое мышление. воображение, волю к победе!

Лебедева Т.В.: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Впервые участвовали в олимпиаде по истории. Кроме всего перечисленного коллегами, мне хочется поделиться ещё одним итогом. Очень часто родители для своих детей выбирают тот профиль, который на их взгляд более престижен, более нужен в дальнейшем обучении. В 10 классе есть ученик, которому мама запрещала участвовать в олимпиаде, считая, что математика ему нужнее, а история это просто ненужное увлечение. А он сказал « Всё равно буду!». Сейчас родительница задумалась и ждёт результатов с нетерпением. Олимпиада помогла ей лучше понять своего ребёнка, и я думаю, теперь она не будет «навязывать» математический профиль сыну.

Исаева О.Ю.: Эвристические олимпиады повышают самооценку школьника, развивают интерес к данному предмету. Интерес к олимпиадам эвристического содержания не столь велик как бы нам хотелось, так как задания требуют достаточно больших энергетических затрат от ребенка. НО как высказали мысль мои коллеги, чувство удовлетворения и вдохновенности после выполнения заданий компенсирует все. Мне интерес вопрос о критериях оценки олимпиадных работ, как оценить эвристичность баллами или интуитивно. Хотелось бы обсудить данную проблему лично с А.В Хуторским и его командой. Хочется самой разработать данный критерий оценок, но сложно определиться с чего начать.

А.В.Хуторской: Исаева О.Ю. пишет: Мне интерес вопрос о критериях оценки олимпиадных работ, как оценить эвристичность баллами или интуитивно. Хотелось бы обсудить данную проблему лично с А.В Хуторским и его командой. Что именно вы хотите обсудить, какие критерии и почему вы хотите разработать? Видимо, вам известны общие критерии оценки ответов на эвристические олимпиадные задания, которые применяются в ЦДО "Эйдос": степень новизны идеи или гипотезы, содержание и объём выполненного задания, оригинальность, логичность, аргументированность, мировоззренческая основа, применение предметных знаний, умений, компетенций и др. Эти критерии преломляются также и предметно. Данный подход, разумеется, не единственный. Предложите и обоснуйте свои критерии.

Позднякова З.Б.: Я согласна, что интерес и возможности обучения у учащихся различны. Есть ребята, которым научные закономерности даются тяжело ( им скучно ), но есть и такие, у которых идеи и гипотезы ( и желание их подтверждать ) "бьют ключом". Думаю это и есть участники эвристических олимпиад.

Сайбанова А.В: при проведении эвристических олимпиад наблюдается огромный интерес учащихся к изучаемому предмету. поэтому школам необходимо внедрять в учебный процесс эвристические олимпиады, которые позволяют повысить не только знаниевые, но и творческие спосбности учащися.

Исаева О.Ю.: Сайбанова А.В пишет: Что именно вы хотите обсудить, какие критерии и почему вы хотите разработать? Задания эвристической олимпиады очень интересны и многогранны. В прошлом году мы впервые в районе провели дистанционную олимпиаду по психологии и решили использовать разработанные мной олимпиадные задания в конкурсе ДУГ-2008. Ответы детей были настолько многогранны, что очень сложно было определить степень оригинальности, аргументированности, логичности и т.д. Если в правильно понимаю, то конкретных критериев оценки творческих работ нет. Конечно,самое главное творческий процесс. Поправьте если я , что не правильно понимаю, так как еще не до конца разобралась в тонкостях эвристического обучения. Мне очень интересно, как вы оцениваете работы учащихся.

Скрипкина Ю.В.: Исаева О.Ю. пишет: Если в правильно понимаю, то конкретных критериев оценки творческих работ нет. Почему нет? В зависимости от того, что именно Вы хотите оценить, Вы можете выбрать (или спроектировать самостоятельно) эти критерии. Начиная с формальных критериев (объем работы, величина списка литературы и т.д.), заканчивая оценкой глубины рефлексивного осмысления самим же учеником своего труда. Если Вас интересует этот вопрос более глубоко, рекомендую познакомиться с изданием Диагностика, контроль и оценка творческого обучения

Хингеева Ирина Иркут: "Пока еще эвристические олимпиады идут как внеклассные занятия или домашние задания, интегрировать их в учебный процесс сложновато,"- согласна с этим мнением. Проблема будет существовать, если не будет сотрудничества между учителями, если не будет совместных действий, если не будет результатов, если в очную урочную форму не будут внедряться элементы эвристического обучения. Когда все это будет наглядно и показательно, будут достижения в ДО, только тогда администрация школы позволит включить в учебный процесс дистанционные эвристические олимпиады в рамках отдельного предмета. А пока составляются изолированные от очного обучения программы для дистанционного образования, что, конечно, приведет к перегрузке учащихся. Поэтому вопросы интеграции очного и дистанционного образования надо решать всему пед. коллективу в школе.

М88: Хингеева Ирина Иркут пишет: "Пока еще эвристические олимпиады идут как внеклассные занятия или домашние задания, интегрировать их в учебный процесс сложновато," Для проведения дистанционных олимпиад можно выделить время в течение урока для участников, а остальные изучают программный материал. В этом мы видим реализацию индивидуального образовательного маршрута ребенка. Кроме этого, учитель имеет возможность "вкраплять" эвристические задания в классно-урочную систему.

Кирюхина Наталья Юрь: Вкрапление эвристических заданий в классно-урочную систему я расцениваю как работу с сильными или одаренными детьми, с другой стороны это дает возможность другим почувствовать вкус эвристических заданий, а мне иметь потенциальных участников последующих олимпиад. Преимущества: повышение самооценки, раскрытие своего потенциала, осознание возможностей, положительная мотивация к урокам. Анализируя рефлексию своих учеников, я вижу качественное и количественное приращение, а значит, есть продвижение каждого в своей системе координат по своей индивидуальной образовательной траектории. Есть рост, результат и чувство удовлетворения, а значит, непременно будут родные Платоны, Ньютоны и Ломоносовы!!!

Мартынова Оксана: Уважаемые педагоги, представляю на Ваше рассмотрение свои эвристические задания ( с корректировкой, по совету Е.В.Поляковой) ЗАГАДКИ О ВРЕМЕНИ Как ты представляешь себе время? Совершаются ли какие-либо действия? Придумай загадки о времени. ПОРТРЕТ УДИВИТЕЛЬНОГО ЗНАКА (восклицательный знак) Как ты думаешь, какой знак надо поставить в тетрадке , когда ты хочешь высказать удивление, радость, волнение . Объясни. Каким ты его представляешь ? Нарисуй его портрет. Почему у тебя получился такой портрет? ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ДЕРЕВЬЕВ Как ты думаешь, для чего нужны деревья? Поясни, почему ты так считаешь. Изобрази схематически, как ты это представляешь. КАК У ОГОРОДНИКА ПОЯВИЛСЯ КРОЛИК ПО ИМЕНИ МИНУС Давайте придумаем сказку об Огороднике и его кролике Минус. Почему Огородник назвал своего кролика- Минус? Придумай игру. ЛЕТЯТ ПЁРЫШКИ (пернатые) Сегодня мы поговорим об обладателях перьев: кто они, чем похожи; как их можно назвать. Как вы считаете, умеют ли пёрышки летать самостоятельно? Все ли обладатели перьев летают? Придумайте о них загадки.

Балданова Н.К.: Мне очень нравятся задания дистанционных эвристических олимпиад по английскому языку. Насколько они неожиданны, даже непредсказуемы! Они призваны раскрыть в ученике креативные неординарные способности, желание творить, общаться.Это и является неотъемлемой частью коммуникативного подхода в обучении. который подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой использования ресурсов Интернета. Я хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. Вот почему я поставила перед собой цель - способствовать формированию познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка путём участия в разнообразных дистанционных эвристических конкурсах. Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи: изучить теоретический и методический материал, формировать устойчивый познавательный интерес; создать систему методов и приёмов использования ИКТ на уроках английского языка, направленных на формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности. Благодаря участию в дистанционных эвристических конкурсах наблюдается позитивная динамика интереса к предмету, всё большее количество моих учеников принимает участие в различных творческих мероприятиях школьного и муниципального уровня. Балданова Н.К. п.Усть-Ордынский Иркутской обл.



полная версия страницы