Форум » Дистанционные олимпиады, курсы, проекты » Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение очному обучению? » Ответить

Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение очному обучению?

admin: Каково место дистанционных курсов в общеобразовательном процессе?

Ответов - 72, стр: 1 2 All

Скрипкина Ю.В.: На мой взгляд, дистанционные курсы еще не заняли своего окончательного места, и, скорее всего, с течением времени их роль будет меняться. Сегодня, судя по отзывам дистанционных учеников - школьников, дистанционные курсы нужны им, как правило, для получения знаний, котрых не дает школа. Именно поэтому стабильную популярность имеют курсы по современным компьютерным технологиям. С другой стороны, абстрактные знания школьников тоже не привлекают (вернее - их родителей, которые за курсы платят). Отсюда - интерес к курсам под маркой "Готовимся к экзаменам". Есть предположение, что место курсов будет меняться. Отчасти этому может способствовать переход к профильному обучению. Могут стать востребованными элективные дистанционные курсы. И тогда ДО будет восприниматься не как дополнение к тому, что дает школа, заполнение некоторых "дыр", а как самостоятельная форма обучения, которая может быть не только альтернативой школе, а дополнением, расширением, другим способом получения знаний. Вобще, говоря о дистанционных курсах, хотелось бы, чтобы речь шла не только о получении знаний, но и о самой технологии ДО, которая ценна сама по себе.

Одинец К.А.: Скрипкина Ю.В. пишет: ...ДО будет восприниматься не как дополнение к тому, что дает школа, заполнение некоторых "дыр", а как самостоятельная форма обучения... Одна из целей ДО - доступность образования для каждого. Помимо популярных продаваемых курсов мы должны предлагать курсы разнообразные. Представив своего возможного ученика, который живет в огромной удаленности от больших городов, но жаждет получить знания в различных областях, мы просто обязаны удовлетворить эту потребность. Со временем ДО станет одной из полноправных самостоятельных форм обучения.

Кулешова Г.М.: Скрипкина Ю.В. пишет: говоря о дистанционных курсах, хотелось бы, чтобы речь шла не только о получении знаний, но и о самой технологии ДО, которая ценна сама по себе Мне кажется, что Юлия Владимировна права, говоря об этом. Технология, по опре-делению М.Полани, является «неосязаемым знанием», которое является по сути опытным и не может быть проявлено и передано с помощью языка (речи) или с помощью других средств информации. Если принять за основу технологию индивидуальной образователь-ной траектории (ИОТ), то в дистанционном курсе, создающем условия для реализации ИОТ ученика, может быть опытным путем получено и использоваться и в очной форме обучения такое неосязаемое знание. Конечно, для этого необходимо знать критерии нали-чия ИОТ, её элементы, а также уметь создавать необходимые условия. Есть смысл пого-ворить и об этом.


KuzminVA: Скрипкина Ю.В. пишет: ДО будет восприниматься не как дополнение к тому, что дает школа, заполнение некоторых "дыр", а как самостоятельная форма обучения Очень плохо, что будет сводиться к самообразованию. ДО - это НЕ САМООБРАЗОВАНИЕ! Скрипкина Ю.В. пишет: но и о самой технологии ДО ДО - это НЕ ТЕХНОЛОГИЯ! ДО - это самостоятельная ФОРМА обучения! Со своими методами, технологиями, средствами и т.д.

KuzminVA: Скрипкина Ю.В. пишет: ДО будет восприниматься не как дополнение к тому, что дает школа, заполнение некоторых "дыр", а как самостоятельная форма обучения Очень плохо, что будет сводиться к самообразованию. ДО - это НЕ САМООБРАЗОВАНИЕ! Скрипкина Ю.В. пишет: но и о самой технологии ДО ДО - это НЕ ТЕХНОЛОГИЯ! ДО - это ФОРМА обучения! Со своими методами, технологиями, средствами и т.д.

А.В.Хуторской: Коллеги, я понимаю вашу увлеченность и желание поскорее сделать ДО не менее самозначимым, чем ОО (очное обучение), а с помощью курсов удовлетворять всех, кто удален от больших городов Но вопрос всё же поставлен конкретно: Каково место дистанционных курсов в общеобразовательном процессе? Причина этого вопроса в четкой инновационной задаче: внедрить дистанционные курсы (эвристической, оргдеятельностной направленности) в общеобразовательный процесс массовой (или не совсем пока массовой) школы, т.е. школы, у которой есть доступ в Интернет. Итак, надо определить место дист.курсов - гле они могут/должны быть, почему? Какие помогут решать задачи? Как изменят/улучшат образовательный процесс? Какие есть/будут противодействующие факторы, как их учитывать/преодолевать? Давайте попробуем обсудить именно этот круг вопросов.

Кулешова Г.М.: А.В.Хуторской пишет: Причина этого вопроса в четкой инновационной задаче: внедрить дистанционные курсы (эвристической, оргдеятельностной направленности) в общеобразовательный процесс массовой (или не совсем пока массовой) школы, т.е. школы, у которой есть доступ в Интернет. Считаю, что дистанционные курсы как одну из форм ДО можно использовать для по-строения и реализации ИОТ ученика. Тогда они помогут очному учителю, который ста-вит себе цель помочь ученику в его образовательном движении. Приглашаю обсудить методику построения и реализации ИОТ ученика в условиях интеграции очных и дистанционных форм обучения.

Завьялова О.А.: Кулешова Г.М. пишет: Считаю, что дистанционные курсы как одну из форм ДО можно использовать для по-строения и реализации ИОТ ученика. Тогда они помогут очному учителю, который ста-вит себе цель помочь ученику в его образовательном движении. Из общения на очном семинаре знаю, что (Увы!) дистанционные курсы, на которых регистрируются школьники "с подачи" учителя, не всегда приносят облегчение педагогу. Не то, чтобы учителя хотели "свалить" с себя ответственность, но если ученик без помощи очного педагога не справляется с обучением на курсе, и сходит с дистанции (извините за каламбур) после 2-3 дней обучения, несмотря на потраченные родительские деньги... Это - помощь? Я не к тому, что в ИОТ трудно включить дистанционные курсы, а к тому, что дистанционные педагоги несут ответственность нисколько не меньшую, чем очные, за качество обучения.

Кулешова Г.М.: А.В.Хуторской пишет: Итак, надо определить место дист.курсов - гле они могут/должны быть, почему? Какие помогут решать задачи? Как изменят/улучшат образовательный процесс? Какие есть/будут противодействующие факторы, как их учитывать/преодолевать? Дистанционные курсы могут пронизывать весь процесс обучения (и учения): от проясне-ния смысла обучения тому или иному предмету, постановки целей, разработки програм-мы- до реализации программы в ДО (курсах)… Тогда наряду с наполнением содержания образования может отрабатываться технология, которая, «проживаясь», приводит ученика к осознанному «самодвижению». Таким образом роль дистанционных курсов становится более значимой. Противодействующими факторами может быть неготовность педагогов как дистанцион-ных, так и очных по организации и сопровождению ИОТ. Преодолевать будем при помо-щи тех же курсов по оргдеятельностной технологии и методике реализации ИОТ в дис-танционной образовательной деятельности. Готова работать на этот результат.

Завьялова О.А.: А.В.Хуторской пишет: Итак, надо определить место дист.курсов - гле они могут/должны быть, почему? Я вижу дистанционные курсы - как мощную поддержку изменений, происходящих в очном образовании, а именно внедрении профильной и предпрофильной подготовки. Очно-дистантный элективный курс вполне может вписаться в школьную систему. Разумеется, он будет не 10-дневным, а распределенным по времени: одно занятие в неделю. Комплект такого занятия должен включать методические рекомендации учителю по организации очного занятия на основе принципов эвристического обучения, учебный модуль для учеников, и эвристические задания по теме. Выскажу такую крамольную мысль, что электронные эвристические учебники, обсуждаемые но соседнем форуме не будут широко востребованы вне дистанционного обучения. Почему? Да потому что совершаемые открытия должны быть представлены миру, ими надо делиться, их надо обсуждать, они должны получить развитие... А где это возможно лучше, чем в Сети? Очно-дистантные эвристические элективные курсы обязательно должны сопровождаться конкурсами, выставками, защитами своих работ. Отлично, если на таком курсе училось бы одновременно 2-3 группы из разных школ! Открытость миру - неоспоримый плюсы для учеников, профессиональная поддержка - неоспоримй плюс для учителя. Хотелось бы услышать мнения по поводу моей "идеальной" картинки.

Лаврентьев С.Л.: А.В.Хуторской пишет: Но вопрос всё же поставлен конкретно: Каково место дистанционных курсов в общеобразовательном процессе? В системе школьного образования множество форм организации творческой деятельности школьников, среди которых выделяют научно-исследовательские проекты, предметные олимпиады, творческие конкурсы, мастер - классы. И, тем не менее, в традиционном образовании не эффективно (не эффектно) используют компьютерные технологии для раскрытия творческих способностей учащихся. У себя в колледже мы эту проблемы решили, создав компьютерный клуб «Креатив», где студенты создают мультики, трехмерные объекты, фильмы, все это подтверждается дипломами разных степеней. Но дистанционная методы работы в образовательном процессе играет позитивную роль: это возможность проявить себя на всероссийском уровне, участвовать в эвристических олимпиадах, возможность узнать, чем живут сверстники. Дистанционная форма обучения, необходима, как минимум в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.

ткебучава: Обсуждать можно много. Но привлекая тех кому дается это обучение и выслушивая предложения детей, опираясь на их идеи мы можем добится многово. Ведь многие школьники ДО умеют обращатьс с интернетом. Создавая сетивые инавационные системы связи между школами, городами, на базе тех же факультетов мы можем создать объединеную систему, как школы, так и города и т.д

Fomenko1957: А.В.Хуторской пишет: Причина этого вопроса в четкой инновационной задаче: внедрить дистанционные курсы (эвристической, оргдеятельностной направленности) в общеобразовательный процесс массовой (или не совсем пока массовой) школы, т.е. школы, у которой есть доступ в Интернет. Возможно я пессимист, но пока эвристические конкурсы и олимпиады не будут поддержены Федеральным законом и включены в перечень будет достаточно трудно убедить администрациии МОУ в инициативе. Чиновник он будет идти только от буквы закона. Чтобы начать внедрение курса, а с моей точки зрения, очень нужного современной школе, нужна государсвтенная инициатива или поддержка. Это общее предложение. Конкретно: 1. Где должны, в любом учреждение, вот вам и индивидуальное сопровождение и индивидуальная траектория, личностно-ориентированное обучение; 2. Почему? Это мотивирует, привлекает, нестандартно, формирует ИТК, исследовательские и креативные и т.д. компетенции. Сокращает расстояние для нас ДВосточников весьма серьезное препятствие, увеличивает среду общения, приобщает к интелектуальному потенциалу России, создает новую культуру отношений, т.д. 3. Образовательные задачи интерпритируются в различных источниках по-разному,возьмем за основу обучение, развитие и воспитание. я думаю, что первые две достаточно легко решаемы, а вот с воспитанием, уменя возникает противоречие. Этот процесс всегда самый сложный и в дистанционном обучение не всегда можно отреагировать верно, на те выводы, какие может сделат ум ребенка. В широком смысле ДО решает образовательные задачи: присвоение знаний, культурных ценностей, умений и навыков, в какой-то степени социализации (проблема коммуникации опять таки остается). 3. Как изменит к лучшему? Создается новое образовательное прастранство, более свободное для ученика, где роль учителя - тьютерство, фисалитаторство. 4. Мешающих факторов будет много. И связано этов первую очередь с психологией массового сознания, в начале ХХ века противоречие между развитием техническим и готовностью масс жить в новых условиях вылилось в революцию. Ноя выделю главные: социально-психологический - не готовность педагогического состава (необходима программа обучения, а ничего не сдвинется с места если чиновники не дадут этому законный ход), экономический - очень дорогой интернет (1549 в месяц - самый дешевый). Как преодолевать? Идти от учеников, выходить на школы, Управления образования, возможно как-то заинтересовать операторов связи интернет, у нас на ДВ многие перешли на китайский интернет вдвое дешевле. Если ученики будут знать об эвристической школе, им будет интересно, а им уже интересно, то они сами её найдут. Попробуйте бесплатные миниконкурсы для учеников или пробные. Это как возможный вариант.

Tashkinova S.G.: Чтобы понять, что есть ДО, мои ученики и я прошли курсы Центра "Эйдос". Я выделила несколько сторон ДО, о которых хочу сказать: 1) Содержание курсов (тематика, материалы), в принципе, можно найти в печатных вариантах, но понимание содержания быстрее приходит при общении с дистанционным педагогом и курсантами. 2) Дистанционные курсы для учеников вписались в учебный процесс (была специально подобрана тематика): ученики самостоятельно выполняли присылаемые работы, а я организовала работу с другими учащимися, то есть учитель и дистанционный педагог работали на классе одновременно. 3) Выполнение дистанционных работ требует особого умения понять другого человека (нет жестов, мимики (если не считать смайликов), поэтому нужно учиться излагать свои мысли доступно, это тоже способствует саморазвитию. 4) ДО заставляет осваивать новые технологии, а значит, будет найден общий язык во многих вопросах с продвинутой частью школы (я о детях :). 5) ДО удобно в плане распределения собственного времени. 6) ДО снимает психологический дискомфорт, который может быть при ОО. 6) Технические проблемы были, но при желании можно выкрутиться. Думаю, теперь ДО хотя бы для небольшой части моих учеников и для меня будет еще одной формой самообразования.

Tashkinova S.G.: И еще один момент. До учебы на дист. курсах меня преследовал вопрос: много говорится о работе учеников в интернете, но о педагогическом сопровождении детей в сети я ничего найти не могла. Дист. курсы для меня явились таким примером и уроком.

Е.В.Шерстова: Tashkinova S.G. пишет: Дистанционные курсы для учеников вписались в учебный процесс (была специально подобрана тематика): ученики самостоятельно выполняли присылаемые работы, а я организовала работу с другими учащимися, то есть учитель и дистанционный педагог работали на классе одновременно. Судя по высказыванию Tashkinova S.G., дистанционная форма обучения гармонично дополнила очную. И это очень важно, на мой взгляд. Дистанционные курсы представляют возможность по-новому взглянуть на изучаемый материал. И если на очном уроке не всегда хватает времени на творческую работу , то дистанционный курс прежде всего ориентирован на создание собственного образовательного продукта по изучаемой теме. Мне кажется на данном этапе дистанционные курсы являются дополнительной возможностью для самообразования для заинтересованных в том школьников и педагогов. Необходимо, на мой взгляд, как можно большее количество дистанционных предметных курсов, дополняющих и расширяющих школьную учебную программу. И если очный учитель будет включать в свое планирование и сопровождение учащихся в дистанционных курсах, это будет способствовать созданию целостной картины изучаемой темы.

А.В.Хуторской: Tashkinova S.G. пишет: много говорится о работе учеников в интернете, но о педагогическом сопровождении детей в сети я ничего найти не могла. Дист. курсы для меня явились таким примером и уроком. Да, вы правы, разговоров часто больше, чем реальных дел. Тому есть разные причины. Одна из них, например, отсутствие полноценнного рынка услуг в сфере дистанционной курсовой подготовки. Т.е. нет ещё готовности-востребованности таких услуг. Поэтому нет и соотвтетствующего предложения, научных и иных разработок в этой области. Хотя Центр дистанционного образования "Эйдос" - приятное исключение, поскольку проводит дистанционные курсы с 1998 года и знает в этом толк. Чего нельзя, к сожалению, сказать о многих других организациях, делающих кратковременные попытки что-то начать. Потом, когда становится понятно, что просто желания мало, эти организации куда-то исчезают. Сколько их уже было ... А ЦДО "Эйдос" действует и по сей день например, на первое полугодие 2006-2007 уч. года запланировано проведение более 70 дистанционных курсов для школьников и педагогов.

Bakarasova: много говорится о работе учеников в интернете, но о педагогическом сопровождении детей в сети я ничего найти не могла. Дист. курсы для меня явились таким примером и уроком. Мне кажется, во многом проблема внедрения ДК связана с преподавательским составом школ. И даже вузов. Преподаватели с действительно уникальными знаниями не всегда с компьютером знакомы в достаточной степени (ОСОБЕННО это заметно в университетах, в школы, слава богу, начали приходить молодые преподаватели ).

Николай: Bakarasova пишет: Преподаватели с действительно уникальными знаниями не всегда с компьютером знакомы в достаточной степени а кроме того, не всегда "преподаватели с уникальными знаниями" готовы осваивать новые технологии преподавания. я с этим столкнулся лично и позиция такого учителя выражается следующей фразой "Зачем я буду переделывать свои уроки под интернет-занятия или занятия в компьютерном классе, если и без этого у меня все хорошо получается"... После такого, руки опускаются...

KuzminVA: А.В.Хуторской пишет: Чего нельзя, к сожалению, сказать о многих других организациях, делающих кратковременные попытки что-то начать. Потом, когда становится понятно, что просто желания мало, эти организации куда-то исчезают. Сколько их уже было ... Наш проект (какой именно не пишу) стартовал в марте 2008 года. И, слава Богу, что пока идут дела отлично. Тьфу-тьфу... И с каждым днём всё лучше. Отлично потому, что: 1. работаем на энтузиазме; 2. получаем доход; 3. доход получают наши преподаватели; 4. внимательно знакомимся с опытом других организаций. )

Bakarasova: Нужно исправлять ситуацию Каким образом? Слышала, что были разработаны специальные предложения для педагогов, что-то вроде специальных программ, в которые нужно было только ввести лекционные текты. И это не сработало. Назначить кого-нибудь, кто бы смог взять на себя всю техническую сторону, а профессора чтобы только предоставляли информацию?

Скрипкина Ю.В.: Bakarasova пишет: Назначить кого-нибудь, кто бы смог взять на себя всю техническую сторону, а профессора чтобы только предоставляли информацию? Так не получится. Есть специфика ДО, материалы и задания для дистанционных курсов необходимо адаптировать, нельзя взять очный курс, перенести его, например, на сайт и на этом остановиться. Поэтому хотелось бы, чтобы ДО занимался тот, кто через это прошел на практике.

Лаврентьев С.Л.: dream пишет: Я согласна с Николаем. Поэтому, хочу сказать, что молодёжь, в плане современных технологий, ушла далеко от своих не менее "прекрасных", но "сидящих на месте", коллег. Нужно исправлять ситуацию Полностью согласен, моим коллегам не больше 27 и мы прекрасно работаем в образовании, есть результаты. И слава богу что есть понимание со стороны администрации.

Николай: Согласен. Специфика "электронного" занятия очень сильно отличается от "обыкновенного". Обыкновенным переносом информации здесь не ограничишься. Тем более, если материал будет подбирать учитель отдаленно знакомый с компьютерными технологиями. С точки зрения "технической стороны" никаких проблем нет. А кто будет нести ответственность за конечный продукт? техник? Он свое дело сделал! Учитель, предоставляющий материал? Получается, что ДА, но он не владеет информацией о компьютерном представлении материала... (если бы владел - сделал бы сам). Вот оно основное противоречие... Насколько мне известно, сейчас по всей стране создаются методические центры, призванные за 2 года провести компьютерный ликбез среди учителей. Может быть это хоть как-то спасет ситуацию. Хотя до "приличного" владения компьютером - этого конечно недостаточно... Эх...

Скрипкина Ю.В.: Николай пишет: А кто будет нести ответственность за конечный продукт? техник? Он свое дело сделал! Учитель, предоставляющий материал? Получается, что ДА, но он не владеет информацией о компьютерном представлении материала... На мой взгляд, ответственность как раз и должен нести дистанционный педагог. Не учитель с навыками ИТ (или без оных), а человек вполне определенной профессии. Как учитель физкультуры занимается преподаванием физкультуры, а не географии, так и дистанционные курсы должен вести специалист.

Озеркова: Дистанционный учитель не столько подбирает материал, сколько организует деятельность учащихся в рамках заявленной цели. Будь это не так, дистанционный учитель был бы вообще не нужен, можно было бы ограничиться электронными учебными пособиями, написанными специалистами-компьютерщиками по материалам педагогов-предметников. Ан нет, не получается. Вообще дистанционных учителей надо готовить специально, далеко не любой обычный учитель может им стать, да и не всем это нужно. На мой взгляд, требовать всеобщей компьютерной грамотности учителей на таком уровне, чтобы учитель мог сам сделать электронное пособие и провести дистанционный курс - затея недостижимая, даже если мы 100% всех проучим на курсах. Надо ли гнаться за галочками?

Богданова: ДО выступает альтернативой при невозможности посещать школу обучающемуся и дополнением в случае углубленного изучения какого- либо курса или его части.

Николай: Скрипкина Ю.В. пишет: Вообще дистанционных учителей надо готовить специально, далеко не любой обычный учитель может им стать, да и не всем это нужно. А вот это интересно! И если в центре Эйдос будут организованы курсы подготовки дистанционных учителей - я на них запишусь. На таких курсах желательно рассказать о методах подбора и представления материала. Богданова пишет: ДО выступает альтернативой при невозможности посещать школу обучающемуся и дополнением в случае углубленного изучения какого- либо курса или его части. А по-моему, ДО - это качественно новый шаг на пути развития образования. За ДО - будущее...

Скрипкина Ю.В.: Николай пишет: И если в центре Эйдос будут организованы курсы подготовки дистанционных учителей - я на них запишусь. В Центре "Эйдос" есть целая серия курсов для тех, кто хочет заниматься дистанционным обучением. Выбирайте - раздел 2.4. Дистанционное обучение

Bakarasova: Любая наука может преподаваться дистанционно?

Скрипкина Ю.В.: Bakarasova пишет: Любая наука может преподаваться дистанционно? Почему нет? Но, конечно, эффективность будет разной. Вы же можете заниматься, например, шейпингом "по телевизору". Другое дело, что очное занятие с тренером более безопасно для здоровья и скорее приведет к нужному результату.

Скрипкина Ю.В.: Завьялова О.А. пишет: Я бы не стала стравнивать дистанционный курс с шейпингом по "телевизору" И в мыслях не было! Просто вопрос Bakarasova поставила так, что однозначно на него ответить нельзя. Согласитесь, что дистанционно преподавать физкультуру или игру на скрипке все-таки затруднительно. Вернее, можно, но в первом случае - просто непрофессионально, учитывая возможные последствия. А вот в тех случаях, где на первый план выходит мыслительная деятельность, эффект будет зависеть не столько от формы занятий, сколько от подхода к обучению, от методов обучения. И здесь, конечно, дистанционные курсы "Эйдос", благодаря продуманной методике, профессиональным педагогам и пр. по эффективности зачастую сильно превосходят все очные аналоги.

Завьялова О.А.: Скрипкина Ю.В. пишет: И в мыслях не было! Юлия Владимировна, я так и думала. Просто как-то некорректно выглядела та фраза. Но ведь вопрос шел о науке, не о физкультуре, не технологии - о науке. А там, где речь идет о познании мира, о выборе и построении траектории такого познания, дистанционное преподавание нисколько не уступает очному. (я имею в виду Эйдосовское дистанционное обучение )

Завьялова О.А.: Скрипкина Ю.В. пишет: конечно, эффективность будет разной. Вы же можете заниматься, например, шейпингом "по телевизору". Другое дело, что очное занятие с тренером более безопасно для здоровья и скорее приведет к нужному результату. Я бы не стала стравнивать дистанционный курс с шейпингом по "телевизору" Дистанционные методические курсы Эйдоса, на мой взгляд, бывают в несколько раз эффективнее очного обучения! Парадоксально, но это так. Этому способоствуют и непривычный тип заданий, и сама обстановка учения - когда рядом нет наставника, который даст незамедлительный ответ - "делай тАк, так правильно", и появляется необходимость мыслить самостоятельно и самому искать ответы на вопросы. Многих просто захватывает сама атмосфера "пути открытий", который они прокладывают самостоятельно. Наши курсы способны менять стиль мышления, педагогическую позицию учителя! Это действительно завораживает, когда видишь по высказыниям, как человек меняется. Не просто приобретает новые знания на курсах, а получает мощный импульс для преобразования окружающего пед. пространства. Мысли начинают шевелиться!

Bakarasova: Завьялова О.А. пишет: появляется необходимость мыслить самостоятельно и самому искать ответы на вопросы Если на дистанционных курсах повышает свою квалификацию опытный педагог - согласна полностью. А что, если новичок? Это не может стать помехой? Разве можно полностью заменить личностное общение дистанционным? Кажется, это основной вопрос этого форума. И все же... мне бы хотелось узнать, есть ли рекомендации по соотношению ДО и обычных программ обучения? Мне кажется, они вместе должны сосуществовать, а не подменять друг друга.

Завьялова О.А.: Bakarasova пишет: Если на дистанционных курсах повышает свою квалификацию опытный педагог - согласна полностью. А что, если новичок? Это не может стать помехой? А вот опыт подчас играет тормозящую роль. Далека от мысли стричь всех под одну гребенку, но именно опытным, заслуженным учителям бывает невероятно трудно отказаться от своих стереотипов. А вот студенты, и молодые учителя - благодатная почва для внедрения новых взглядов на учебный процесс. Bakarasova пишет: И все же... мне бы хотелось узнать, есть ли рекомендации по соотношению ДО и обычных программ обучения? Что касается рекомендаций по соотношению ДО и очного - это настолько новая область и в практике работы, и в педагогике как науке, что каждый из нас при желании может встать у истоков ее разработки.

Svitova Tatiana: Bakarasova пишет: Если на дистанционных курсах повышает свою квалификацию опытный педагог - согласна полностью. А что, если новичок? Это не может стать помехой? Разве можно полностью заменить личностное общение дистанционным? Согласна с О. А. Завьяловой: из личных наблюдений могу сказать, что ОПЫТНЫХ преподавателей труднее "сдвинуть" с места. Такие они "асы"...Я не опытный педагог.Скорее, новичок (3 года назад закончила вуз).Я очень скептически относилась к дистанционному обучению - ну чему может научить "виртуальный" педагог, когда порой и очно не получается?!Но когда я начала принимать участие в дистанционных мероприятиях "Эйдоса", я поняла, что это далеко не так.Это обучение может действительно помочь больше, чем очные занятия!Во-первых, человек, который идет на дистанционное обучение, скорее всего понимает, что рядом реально наставника не будет и что надо работать своей головой - т.е. определенный уровень мотивации у этих людей уже есть.Аг де желание, там и возможности!!!Во-вторых, сама организация занятий такова, что даже новичок может получать свои результаты (и они для него будут более значимыми, чем небольшое продвижение опытного профессионала... P.S.И не верьте, что на курсах "для работы Вам понадобится 2-3 часа в день" - Вы будете ходить и думать все 25 часов в сутки! (если Вам интересно, конечно...)

Кремлёва Татьяна: Svitova Tatiana пишет: И не верьте, что на курсах "для работы Вам понадобится 2-3 часа в день" - Вы будете ходить и думать все 25 часов в сутки! (если Вам интересно, конечно...) Я с ней согласна. Только бы найти помощника. Не во всём могу разобраться сама.

Озеркова: Позвольте мне не согласиться с тем, что опытные педагоги заведомо хуже воспринимают новое. Более критически оценивают - да. Часто выясняется, то опытные педагог против не инноваций вообще, а против одной конкретной инновации в частности и вполне может объяснить, почему. А вот молодежь ко многому относится некритически и ее можно "повести" на что угодно. Сама в свое время долго разбиралась с методом проектов и с тем, как воспринимают его учителя. Выяснила - не нравится не столько метод проектов вообще, сколько его американская модель, в которой главная цель проекта - коммуникации (а не знания, как у нас), и не формирование способов деятельности. Как только смещаешь акценты - дело идет.

Наталия: Дело не только в том, какой педагог повышает квалификацию: молодой или опытный, а каковы его личностные характеристики, какова его мотивация к дистанционному обучению, и вообще, к обучению. И тот, и другой может активно искать, открывать для себя новые знания и, наоборот, пассивно ждать указаний, воспринимать получаемый материал и, хуже того, не самостоятельно выполнять задания (вообще не сам). Поэтому считаю, что дистанционное обучение — это дополнительная возможность получения образования, повышения квалификации для тех, кто действительно заинтересован в новых знаниях, умениях, а не только в получении сертификата (удостоверения …), кто понимает, что несёт личную ответственность за качество приобретённых компетенций.

Афанасьева И.Г.: Наталия пишет: дистанционное обучение — это дополнительная возможность получения образования, Полностью согласна с этим высказыванием. Но как учесть качество преподавания любого дистанционного курса, или это все проявится при любой сдаче экзамена , ЕГЭ или поступления в ВУЗы?

pashhenko: Афанасьева И.Г. пишет: Дело не только в том, какой педагог повышает квалификацию: молодой или опытный, а каковы его личностные характеристики, какова его мотивация к дистанционному обучению, и вообще, к обучению Совершенно согласна с вами. Дело не в возрасте и не в стаже работы, а в желании изменить наше очное образование, чтобы не было "мучительно больно...". Все педагоги понимают, что "на дворе" XXI век - век информационных технологий и хотим мы или нет, на долю дистанционных форм образования учащийся будет отводить все больше и больше времени. Наш ученик активно работает с электронной почтой, использует удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам, создает собственные сайты и участвует в дистанционных курсах и олимпиадах. Это же здорово!!! И мы, уважаемые коллеги, не можем отставать от времени и от учащихся (не смотря на то, что говорят "ученик всегда "перерастает" своего учителя"). Знаю по опыту, что дистанционные курсы прекрасно дополняют очное обучение. Со слов выпускников, которые прошли один из дистанционных курсов, те три дня, для них были самыми запоминающимися из 10 школьных лет! И скажу вам, результат был отличным!

Tashkinova S.G.: pashhenko пишет: Но как учесть качество преподавания любого дистанционного курса, или это все проявится при любой сдаче экзамена , ЕГЭ или поступления в ВУЗы? На мой взгляд, это интересный вопрос, потому что заставляет задуматься о нескольких вещах. Во-первых, если говорить о качестве преподавания как о сопровождении, то нужно оценивать: на сколько участнику курса понятны инструкции педагога, на сколько сопровождение соответствует педагогическим принципам. Во-вторых, если под качеством преподавания понимать качество содержание курса, то ответ может быть таким: если учащийся достиг своих целей, если произошло личностное приращение, то курс высокого уровня. Что касается экзаменов в той или иной форме, которые проверяют знания, то получать предметные знания можно и без ДО. Под качеством дистанционного курса в данном случае можно понимать возможность обмена мнениями, организзованную рефлексию и т.п.

pashhenko: Tashkinova S.G. пишет: Что касается экзаменов в той или иной форме, которые проверяют знания, то получать предметные знания можно и без ДО. Почему так категорично? ДО не заменяет очного образования, а дополняет его. Ведь обучение с помощью средств телекоммуникаций помогает педагогу и ученику осуществлять учебный процесс на более высоком (качественном) уровне и направлен на создание внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений субъектов образования. Иногда ДО решает вопросы очного обучения, пример - школьный образовательный сервер, на котором размещены учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети. Tashkinova S.G. пишет: если говорить о качестве преподавания как о сопровождении, то нужно оценивать: на сколько участнику курса понятны инструкции педагога, на сколько сопровождение соответствует педагогическим принципам. С этим, я согласна. Для удаленного педагога важно: четко и грамотно прописывать все инструкции, уметь "преподнести" теоретический материал в печатном виде и умело оценивать полученный результат

Волкова О.Н.: Афанасьева И.Г. пишет: цитата: дистанционное обучение — это дополнительная возможность получения образования, Полностью согласна с данным высказыванемием. Реальное общение педагога с учеником играет немаловажную роль в процессе обучения.

Скрипкина Ю.В.: Волкова О.Н. пишет: Реальное общение педагога с учеником играет немаловажную роль в процессе обучения. В чем Вы видите принципиальную разницу между "реальным" и "виртуальным" общением ученика и педагога? и именно ли вид общения - живьем или в сети - определяет успешность этого общения?

Катерина: ДО как современная технология - этоусловие для получения дополнительного образования, самообразования, повышения квалификации. Педагоги ДО, несомненно должен обладать определёнными, специальными знаниями и умениями. Содержание курса должно быть особенно качественным, и педагог не должен нести ответственности за него. Я считаю, что качество дистанционного курса - это не только возможность обмена мнениями, нот и возможность заняться самообразованием. Как проверить качество знаний, полученных во время прохождения дистанционного курса?

Tashkinova S.G.: pashhenko пишет: Почему так категорично? ДО не заменяет очного образования, а дополняет его. С этим я полностью согласна. Просто я имела в виду, что современные экзамены и по форме, и по содержанию проверяют знаниевую компоненту. Дистанционные курсы способны дать гораздо больше, этому Вы привели замечательный пример: Иногда ДО решает вопросы очного обучения, пример - школьный образовательный сервер, на котором размещены учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети. Чтобы разместить ученику свои материалы на сервере одних знаний не достаточно, нужны навыки, а главное - понимание - зачем ему это нужно.

Tashkinova S.G.: pashhenko пишет: «Почему так категорично? ДО не заменяет очного образования, а дополняет его». С этим я полностью согласна. Просто я имела в виду, что современные экзамены и по форме, и по содержанию проверяют знаниевую компоненту. Дистанционные курсы способны дать гораздо больше, этому Вы привели замечательный пример: Иногда ДО решает вопросы очного обучения, пример - школьный образовательный сервер, на котором размещены учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети. Чтобы разместить ученику свои материалы на сервере одних знаний не достаточно, нужны навыки, а главное - понимание - зачем ему это нужно.

Свитова Т. В.: Катерина пишет: Содержание курса должно быть особенно качественным, и педагог не должен нести ответственности за него. Здравствуйте, Екатерина! Мне кажется, это высказывание несет противоречие: кто же будет нести ответственность за содержание курса, как не педагог? Откуда возьмется особенно качественное содержание? Правда, может быть ситуация, что у курса есть автор, а есть ведущий его педагог, и это – два разных человека. Может ли ведущий педагог корректировать содержание курса (вносить дополнения, изменения), если в процессе проведения выясняется, что содержательные материалы курса не отвечают ожиданиям участников? Катерина пишет: Я считаю, что качество дистанционного курса - это не только возможность обмена мнениями, нот и возможность заняться самообразованием. Екатерина, а как Вы видите иерархию признаков качества дистанционного курса? Попробуйте определить значимость каждого признака Катерина пишет: Как проверить качество знаний, полученных во время прохождения дистанционного курса? Проверять качество знаний может и педагог (насколько удалось помочь участнику достичь образовательных целей?), и сам участник (что изменилось в моих знаниях?). Какие могут быть способы определения качества для каждого из этих субъектов?

Федорюк Л.В.: Катерина пишет: Содержание курса должно быть особенно качественным, и педагог не должен нести ответственности за него. КАкой -то парадокс. А кто же должен нести ответственность? Я строю урок сама, учу и не несу никакой ответственности. Дистанционный педагог такой же учитель, как и в школе(и тот , и другой учит). КАк - то обидно за школьных учителей. Реплики по поводу "дыр" в знаниях, но они могут появиться и при ДО. ДО должно помочь ученику расширить свои знания.

Новикова Е. И.: Администратор пишет: Каково место дистанционных курсов в общеобразовательном процессе? Я думаю, что дистанционные курсы успешно могут дополнить традиционное образование. С их помощью можно организовать работу с одаренными детьми, выстроить индивидуальную образовательную траекторию ученика, с учетом его интересов. Дистанционные курсы способны оказать помощь в ликвидации пробелов знаний учеников по темам школьных программ. Наконец, это эффективное средство повышения квалификации педагогов, как в индивидуальном порядке, так и в проведении дистанционных конференций, педсоветов, семинаров.

Tashkinova S.G.: pashhenko пишет: «Почему так категорично? ДО не заменяет очного образования, а дополняет его». С этим я полностью согласна. Просто я имела в виду, что современные экзамены и по форме, и по содержанию проверяют знаниевую компоненту. Дистанционные курсы способны дать гораздо больше, этому Вы привели замечательный пример: Иногда ДО решает вопросы очного обучения, пример - школьный образовательный сервер, на котором размещены учебные материалы школьников и педагогов, ссылки на другие материалы сети. Чтобы разместить ученику свои материалы на сервере одних знаний не достаточно, нужны навыки, а главное - понимание - зачем ему это нужно.

Целищева: Николай 26.08.06 пишет "Насколько мне известно, сейчас по всей стране создаются методические центры, призванные за 2 года провести компьютерный ликбез среди учителей. Может быть это хоть как-то спасет ситуацию. Хотя до "приличного" владения компьютером - этого конечно недостаточно... Эх... " У нас в Челябинске тоже организованы такие курсы для учителей. более того -т еперьучителю не присвоят высшую категорию. если он не прошел такие курсы. Но если у учителя нет дома компьютера. а на работе он, выдав 6 уроков и проверив пачки тетрадей, уже не имеет сил сидеть на компьютером, то результат, сами понимаете, аховый. Нужно создать условия для учителя, а уж затем спрашивать результат. А теперь представим себе ситуацию- все учителя грамотно работают, освоив информационные технологии. Но ведь встанет вопрос об электронных учебниках и их качестве. Неужели учителю еще надо садиться за написание учебника "под себя" и своих учащихся?

Николаева В.А.: Уважаемые коллеги, участники форума научной школы Хуторского А.В., сердечно приветствую вас! Информационные технологии – самый быстро меняющийся предмет в образовании. Хотелось бы обсудить этапы подготовки дистанционных курсов по этому предмету, методику проведения занятий на дистанционных курсах. Хотелось бы выделить моменты, на которых дистанционный педагог должен заострить свое особое внимание, чтобы сделать курс интересным, понятным, доступным и полезным для участников, чтобы сделать курс личностно ориентированным, а обучение – индивидуальным и продуктивным. Какие оригинальные решения, технологии, "изюминки" вы могли бы предложить?

Хисаметдинов А.А.: Вы задали чтолько вопросов в своем вопросе что трудно однозначно все собрать воедино, тем более что методика это закрытая информация. Проще пробежаться по соответствующим темам здесь и на форуме ЦДО "Эйдос" по крупицам и соберете все сами. Сами.... все сами...

Plotnikova: Я полагаю, дистанционные курсы очень важны в настоящее время как дополнение очному образованию. Обладая определённой базой знаний, умениями и навыками, учащийся в течение курса готовит свой оригинальный продукт, никем до него не созданный. А вот чтобы данный продукт был тем, чем курсант может гордиться - это задача разработчика и педагога курса. И чем больше будет обсуждений проблем при разработке новых и доработке старых курсов и путей их решения, тем качественнее будет преподавание. Уважаемые коллеги ЦДО "Эйдос"! Хочу поблагодарить вас за открытость изложения проблем и способов их преодоления в отношении дистанционных курсов. Вас всех можно назвать наставниками. Огромное вам спасибо. С уважением, Плотникова Наталья Ивановна, сотрудник кафедры иностранных языков ЦДО "Эйдос"

Алсаева Н.С.: Дистанционные курсы - дополнение очному обучению. Обучаясь на таких курсах мы создаём с помощью организаторов свой образовательный продукт. Чтобы его создать, мы должны владеть определёнными навыками, умениями и знаниями. Но этого мало! Надо еще иметь терпение, настойчивость, упорство! Ведь что греха таить, иногда бывает желание всё бросить. В такой момент огромна роль руководителя курсов, который своими советами, наставлениями, а главное, верой в тебя, такую хорошую и замечательную, двигает тебя вперёд. За 30 лет педагогической работы я бывала неоднократно на курсах повышения квалификации при ИПКРО. Что печально бывает на таких курсах? Наши преподаватели могут одни и те же лекции читать многие годы - и через 5 лет, и через 10 одно и то же, несмотря на то, что образование движется вперёд. И в этом случае я считаю, что дистанционное образование является альтернативой очному. Может, я не права, поправьте меня. С уважением, учитель начальных классов Наталья Сергеевна.

Лебедева Т.В.: Алсаева Н.С. пишет: Надо еще иметь терпение, настойчивость, упорство! Ведь что греха таить, иногда бывает желание всё бросить. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Бросить уже не удасться! ДО - требование времени. Особенно для сельских школ.

Исаева Т.С.: Добрый день! Я думаю, что дистанционные курсы должны войти в ОО как средство или форма (в зависимости от предмета) для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании. Мне кажется это позволит развить в учащемся различные виды компетенций.

Шишкина Н.И.: Здраствуйте! Все таки дистанционные курсы - это не альтернатива, это дополнение к очному обучению. Я согласна, что для творческих детей умеющих себя контролировать, способных самостоятельно решать поставленные цели -это выход, но не все дети такие. Есть дети, которым необходим контроль и дистанционное обучение для них станет проблемой, поэтому необходимо сочетать две эти формы для обучения детей.

Chernova Svetlana: Мне кажется, дистанционное обучение дает воэможность всем желаюшим получить образование.Особенно это важно для тех, у кого есть какие-то проблемы со здоровьем. В прощлом году я побывала в США в Ричланд колледже. У них система дистанционного обучения давно и успешно развивается. Несомненно, это подразумевает хорошее современное техническое оснащение и подготовленность преподавателей. У них даже иностранный язык преподается дистанционно.

irinaivanova: Дистанционное обучение - это здорово! Думаю что это очень облегчает жизнь педагогам (повышение квалификации) и учащимся (проблема со здоровьем).

маринанедумова: Чтобы полноценно судить о преимуществах ДО, надо шире его внедрить. А то, что общение в сети намного облегчило нам жизнь и сэкономило время, это бесспорно.

Абзалова Н.И: Добрый день. Что такое ДО в наши дни, да еще и в наших глубинках? Дистанционное образование -это огромный ресурс для самообразования педагогов, без которого невозможно полноценное осуществление своих профессиональных обязанностей. Дистанциооное образование - это ворота, пройдя через которые, педагог может достигнуть успеха, если , конечно, он готов к тем новшестам и перспективам, котрые открываются за ними, и не свернет обратно, испугавшись нового и неизвестного.

KuzminVA: Абзалова Н.И пишет: Дистанционное образование -это огромный ресурс для самообразования педагогов Образование - это не ресурс, даже дистанционное! У каждого термина есть своё определение! И тем более ДО - это не самообразование! Самообразование не предусматривает присутствия одного из компонентов обучения - учителя! Поэтому любой дистанционный урок, дистанционный курс не сводится к самообразованию!

Fomenko1957: Каково место дистанционных курсов в общеобразовательном процесctadmin пишет: Думаю, что ДО - это будущее элективных курсов по профилю. Сегодня в школах в 9 классах эти курсы ведут учителя предметники - они входят в обязательный компонент образования, как предпрофильная и профильная подготовка. Вот если бы ДО предложило эти курсы ученикам, то я думаю это и сетевая школа, и широчайший выдор и действительно профильное обучение.

KuzminVA: Fomenko1957 пишет: Сегодня в школах в 9 классах эти курсы ведут учителя предметники Вот если бы эти курсы, в том числе и в дистанционной форме вели не учителя-предметники, а специалисты данного профиля, то это было бы действительно профильное обучение!

Колотеева С.В.: Я тоже свойственна ничего нового категорино не отвергать. В сфере образования не место консервативности. Поэтому всему свое место!

Бородавко Е.П.: Анализ возможностей дистанционного обучения позволяет выделить такие преимущества: - охват - одновременное обращение большого количесва обучающихся ко многим источникам учебной информации; - экономичность - по средним подсчетам дистанционное образование на 40-30% дешевле очного; - технологичность - использование новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий; - социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности; - стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели. Как Вы считаете, какие еще возможности могут быть в дистанционном обучении?

KuzminVA: Бородавко Е.П. пишет: Анализ возможностей дистанционного обучения позволяет выделить такие преимущества: Вы сами проводили этот анализ? :) Дайте, пожалуйста, ссылку на компетентный источник. Бородавко Е.П. пишет: экономичность - по средним подсчетам дистанционное образование на 40-30% дешевле очного С этим в корне не согласен! Подготовка к дистанционным занятиям требует определенных компетенций со стороны преподавателя (обучение преподавателей - это деньги), затрат времени (время - деньги)! Если же говорить о дистанционных курсах, как системе дистанционных занятий, то на первых порах это требует больших затрат, а следовательно качественный курс будет стоить дорого (средства должны окупиться), в дальнейшем же с учётом анализа рынка стоимость может быть занижена, но это опять же плохо (демпинговая война)!

Иванова Т.Н.: Афанасьева И.Г. пишет: ДО выступает альтернативой при невозможности посещать школу обучающемуся и дополнением в случае углубленного изучения какого- либо курса или его части. Здравствуйте, коллеги! Только начинаю вникать в технологию ДО. Пролистала и прочитала материалы дистанционных олимпиад. Много вопросов.Ни все принимаю, может это и не мое. Связано это со спецификой моего предмета - это изостудия. Можно , конечно, составить вопросы, связанные с теорией рисования, с историей искусства. Но в творчестве , я считаю, лучше "живое рисование". Это мое мнение. Может, кто-то выскажет свое мнение по этому вопросу. А за ДО будущее в образовании особенно для детей с ограниченными способностями, что сейчас начинают активно реализовывать в регионах в рамках приоритетного проекта "Образование". Ну и ,конечно, для школьников в отдаленных областях очень удобно.



полная версия страницы