Форум » Дистанционные олимпиады, курсы, проекты » Какие компетенции развиваются на дистанционных олимпиадах? » Ответить

Какие компетенции развиваются на дистанционных олимпиадах?

А.В.Хуторской: Хорошо бы составить подробный перечень, чтобы знать, что именно происходит с учениками, когда они участвуют в ДЭО.

Ответов - 11

Озеркова: Давайте прежде всего разграничим два отдельных случая - участие в конкретной (произвольной) олимпиаде (курсе, проекте) и регулярное участие в дистанционных мероприятиях. Во втором случае, в отличие от первого, развивается, например, ценностная компетенция, так как участник сам (а не родители и учителя, как в случае однократного участия) определяет, что ему в действительности важно.

Скрипкина Ю.В.: Озеркова пишет: Давайте прежде всего разграничим два отдельных случая Согласна с тем, что разграничивать нужно. Но, видимо, речь и идет как раз о том, чтобы проанализировать, что происходит с учениками с течением времени участия в ДЭО. Ведь компетенция не может сформироваться "вдруг", не так ли? На мой взгляд, изменения происходят в нескольких направлениях: 1. В узкопредметной области содержания конкретной олимпиады а) изменяется понимание границ самого предмета (очень многие участники олимпиад в своих рефлексиях пишут: «Я никогда про это раньше не думал…» б) изменяется представление о методах решения задач (выполнения заданий) ("Я и не знал, что могут быть такие задания!") 2. Ценностно-смысловые изменения: а) как пишет Ирина Александровна, появляются личные мотивы участия в последующих олимпиадах б) появляется заинтересованный подход к выполнению заданий (возникает потребность не «списать» у товарища, не найти готовый ответ, а именно предложить нечто свое 3. Направление, связанное с представлением результатов а) необходимость грамотно, развернуто, доказательно формулировать свой ответ даже в олимпиадах по математике, физике, информатике, химии и т.д. (а в традиционных олимпиадах часто в качестве решения достаточно предложить цепь формул и чертежей) б) необходимость правильно оформить свою работу на компьютере (даже если за ученика младших классов это делает кто-то другой, все равно мысли о необходимости компьютерных навыков у ребенка возникают) 4. Направление рефлексивного осмысления: а) в принципе появляется опыт подобной работы б) с течением времени в большинстве случаев ребенок начинает видеть многие причины своих успехов и неудач, может более-менее адекватно оценить себя и свою работу Не думаю, что мой список исчерпывающе полон.

Жандармова И.В.: Хочется добавить, что участие в ДЭО помогает многим ребята 1. взглянуть на предмет иными глазами – ценностно-смысловая компетенция. Например, Павловская Елена, 7 ”А” класс, гимназия N3, г. Иркутск в своей рефлексии по геометрии писала: … я удивилась, когда задания были совсем не похожи на те, которые мы решаем в классе. Задания были творческого плана на смекалку и сообразительность. … мне было интереснее отвечать на какие-то другие, неизвестные мне задания. 2. открывать для себя научную картину мира и творить - общекультурная компетенция и учебно-познавательная компетенция. Например, Рожнев Артём студент, ГОУ СПО Омутнинский колледж педагогики, экономики и права, г. Омутнинск: При выполнении данной олимпиады я погрузился в мир своих фантазий. У меня сразу появилось множество идей и размышлений на счёт геометрии и математики в целом. Интересно ведь то о чём я думал, до меня думали, возможно, тысячу лет назад, а может и больше. После этого появилась какая-то гордость (ну надо же). Особенно мене понравилось работать над пятым заданием, где нужно не только думать, но и использовать свои умения в области графики! 3. в самообладании, эмоциональной саморегуляции – компетенция личностного самосовершенствования. Например, Боев Никита, 11 «В» класс, лицей №2, г. Братск: В принципе, само решение подобных задач невозможно без нахождения новых идей. Лично я использовал свое воображение для реализации той или иной задачи. В ходе созерцания обнаруживались пути решения, до которых невозможно догадаться пока не встретишь их в реальной жизни. Для олимпиад нужен гибкий ум. Человек, загнанный в рамки формул и стандартов решения, банально не сможет открыть новые способы решения задач. Потому следует приобрести полное расслабление, избавиться от напряжения и искать решения, спокойно и размеренно.


Озеркова: Я бы еще добавила, что олимпиады учат практическому применению знаний, тому, что не бывает знаний бесполезных, но бывают знания, которым пока не нашлось применения.

А.Д.Король: Я бы сказал, что информационные компетенции нельзя выделять обособленно. Например, на наших олимпиадах у школьников формируются умения организовывать собственную деятельность, например, ставить цели, выбирать ту или иную олимпиаду (пусть и не всегда самостоятельно), то есть наряду с формированием информационных и коммуникативных компетенций идет овладевание школьником учебно-познавательной компетенцией. Вне зависимости от предмета олимпиады. Вот некоторые результаты анализа, осуществленные кафедрой педагогики. В эксперименте участвовали 700 младших школьников и старшеклассников, принявших участие в шести олимпиадах по разным предметам (физика, русский язык, история, обществоведение, география, философия). Результаты эксперимента показывают, что в младшей школе динамика роста количественных и качественных вышеприведенных показателей эвристической деятельности (когнитивные, креативные, методологические) растет экспоненциально, в сравнении с динамикой роста аналогичных параметров старшеклассников. К явно выраженным образовательным приращениям младших школьников можно отнести их умения аргументировать свою точку зрения, приобретать предметные знания. Полученная экспоненциальная кривая динамики образовательных приращений младших школьников свидетельствует об их эмоционально-ценностном контексте диалоговой деятельности. Участие в одной олимпиаде не приводит к существенным образовательным приращениям старших школьников. После участия в трех олимпиадах креативный параметр вырастает на 17%, когнитивный - на 14%, оргдеятельностный – 14%. Участие в шести эвристических олимпиадах приводит к возрастанию креативного параметра на 21%, когнитивного - на 19%, оргдеятельностного – на 19%.

Симонова И. А.: А.Д.Король В нашем лицее в ДЭО принимают участие много ребят, причем обычно больше учащихся начальной школы. И результативность младших школьников гораздо выше, чем у старшеклассников. И, как правило, в различных олимпиадах по разным предметам принимают участие одни и те ребята как в младшей, так и в старшей школе. Причем и классы-участники повторяются. У нас был случай, когда для участия в ДЭО мальчик вместе с мамой, конечно, приобрел энциклопедии по разным предметам. Результат оказался налицо: он стал сначала лауреатом, а потом и призером нескольних олимпиад. Естественно в этом классе высокий % участия в олимпиадах. И результаты высокие. Я считаю, что у постоянных участников ДЭО развиваются практические все виды компетентностей: и познавательная, и коммуникативная, и учебная, и информационная, и общекультурная. Кроме того, именно здесь ребята впервые учатся проводить рефлексию своей деятельности. Я давно, как локальный координатор олимпиад, собираюсь провести мониторинг участия нашего лицея в мероприятиях центра "Эйдос". Теперь я обязательно это сделаю!

А.В.Хуторской: Симонова И. А. пишет: Я давно, как локальный координатор олимпиад, собираюсь провести мониторинг участия нашего лицея в мероприятиях центра "Эйдос". Теперь я обязательно это сделаю! Ирина Андреевна, вы ставите очень важную, если не сказать ценную, задачу. В связи с этим я бы хотел узнать, как именно вы предполагаете провести мониторинг? Что вы хотите продиагностировать и как? Как собираетесь определить период образовательных изменений (я думаю, что это не должно быть только подсчёт количества лауреатов год назад и сейчас, но и содержание их образования, например)? Как вы определите, что именно участие в эвристических олимпиадах обеспечило те результаты, которые вы получите в результате?

Симонова И. А.: Андрей Викторович, спасибо, что откликнулись на мое сообщение. Честно говоря, я только осознала , что мониторинг нужно провести, т.к. наш лицей уже четыре года принимает участие в мероприятиях Вашего Центра, и причем в некоторых из них мы собираемся принять участие в ближайшем будущем. Одна я не справлюсь, поэтому считаю нужным подключить к такому анализу более компетентных людей, в частности обращусь с этим вопросом к администрации. Мы были бы Вам очень признательны, если бы Вы дали советы, как провести такую диагностику более грамотно.

Е.В.Шерстова: А.В.Хуторской пишет: Хорошо бы составить подробный перечень, чтобы знать, что именно происходит с учениками, когда они участвуют в ДЭО. Участвуя в дистанционной олимпиаде, учащийся получает опыт общения одновременно в нескольких коммуникативных ситуациях, что позволяет развивать различные умения и навыки речевого общения, формирует коммуникативную компетенцию. Различные коммуникативные ситуации позволяют школьнику занимать как активную позицию - быть участником общения, так и пассивную - быть слушателем или читателем. Какие это могут быть коммуникативные ситуации: Устное общение в разновозрастной группе школьников или среди сверстников при выполнении заданий: обсуждение заданий, обмен впечатлениями, прослушивание ответов участников олимпиады и т.д. Устное общение со знакомыми взрослыми (учителями, родителями), где инициатором диалога часто становится участник олимпиады, так как у него возникает потребность расспросить, высказать, обсудить и т.д. Устное общение с незнакомыми разновозрастными людьми при выполнении заданий коммуникативной направленности (проведение анкетирования, например); Письменное общение на заданную и свободную тему с удаленными участниками олимпиады через форум; Письменное общение с организаторами дистанционной олимпиады (при выполнении заданий, через рефлексию, где участник задает вопросы, высказывает свое мнение, чувства, пожелания и т.д.) Опыт участия в перечисленных выше коммуникативных ситуациях (думаю, что их перечень может быть дополнен) позволяет развивать у участника олимпиады умения и навыки устного и письменного общения с учетом того, с кем происходит общение, в каких условиях (очно или дистанционно) и с какой целью.

Кобелева: На мой взгляд, участие в ДЭО способствует формированию в том числе и общекультурной компетентности. Ведь нестандартная задача требует нестандартных решений, то есть учащийся видит, что наработанные на уроках навыки решения типовых задач не всегда могут быть применимы. Он вынужден взглянуть на предмет с несколько иной точки зрения, а это, в свою очередь, обогащает его опыт освоения картины мира. Человек понимает, что получаемые в образовательном учреждении знания не есть полное и исчерпывающее отражение действительности.

Курышева С.Н.: Принимаем участие в ДЭО второй год. Сначала заинтересовали предметные олимпиады как способ формирования учебно-познавательных компетенций. Но, приняв участие в олимпиадах «Медицина», «Здоровье», поняли, что они не менее интересны, важны. Благодаря участию в них происходит формирование психологической грамотности. Приобретаются навыки этической, психологической, правовой, физиолого-гигиенической культуры. Удачно подобранные задания мотивируют учащихся на неприрывное самопознание. Такие олимпиады, как «Дружба», «Семья», «Этика», «Психология общения», «Любовь», «ОБЖ» - формируют компетенции личностного самосовершенствования.



полная версия страницы