Форум » Ведём исследование. Пишем диссертацию » Тема диссертации - как сформулировать? » Ответить

Тема диссертации - как сформулировать?

admin: Как в теме диссертации отразить её предмет? Чем название книги отличается от названия диссертации? Примеры удачных формулировок диссертаций. Диссертация по педагогике. Общедоступная группа // Научная школа А.В. Хуторского. Аккаунт в социальной сети Фейсбук. URL: https://www.facebook.com/groups/eidos.dissertation/ Набор на курсы соискателей: степень кандидата наук: URL: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-Course-Candidate.pdf степень доктора наук: URL: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-Course-Doctoral.pdf

Ответов - 94, стр: 1 2 3 All

Alink-Alink: Добрый день! Вот моя тема: "Языческая культура славян в культурологическом образовании школьников". Объектом в данном случае выступает культурологическое образование, которое по сути в реальности не осуществляется, это лишь теоретическая модель (но это не так суть важно). Предметом же выступает языческая культура славян, изучать которую с моей точки зрения необходимо с культурологических позиций это раз, и вообще изучать нужно (сегодня это белое пятно в содержании образования). Более того, у меня разработан элективный курс на 32 часа, который я бы хотела опробировать (сама в школе не работаю, но хотела бы по возможности предложить его школе), чтобы иметь хоть какие-то результаты и опору для дальнейшего исследования. При таком раскладе, можете ли вы что-то посоветовать или как-то прокомментировать мое положение? Заранее спасибо, Алина

А.В.Хуторской: Alink-Alink пишет: Вот моя тема: "Языческая культура славян в культурологическом образовании школьников". Аналогично можно назвать: "Греческая культура в культурологическом образовании школьников" "Римская культура .. и ещё десятки культур. Прчём, в каждом случае возможно обоснование подобно вашему. Чувствуете, что что-то не то? Не то здесь то, что вы идёте не от образования детей, а от внешней культуры к детям. Вам надо в качестве пребмета исследования выделить РЕАЛЬНУЮ проблему образования детей, которую вы предлагаете решить с помощью славянской культуры. А не просто "втюхивать" им всё что вы считаете для себя важным. Я, кстати, 2 года разрабатывал и одновременно вёл курс славянской мифологии в 5-6 классах. Мне это направление интересно, но его надо правильно сформулировать.

А.В.Хуторской: Алина, предмет не может выходить за рамки объекта. Т.е. предметом может быть, например, та часть языческой культуры славян (взятая в педагогическом контексте!), которая относится к культурологическому образованию. Отсюда и тема должна быть изменена, например: "Методические основы культурологического образования школьников при изучении языческой культуры славян" (это, разумеется, только структура формулировки темы). P.S. Как направление - данное исследование мне достаточно близко и интересно. Когда-то - в 1992-97 гг. я разрабатывал и одновременно вёл с учениками 1-2, 5-7 классов метапредмет "Культура", где славянское язычество было отдельным разделом. Использовал в качестве учебных текстов Велесову книгу, Русские Веды. Познакомился с их автором Асовым. К сожалению, не завершил эту работу публикацией программы и методики, захватили другие дела. Но материалы остались.


Alink-Alink: Добрый день снова =0) Спасибо за ответ и за совет, но как тогда мне быть, если тема утверждена заседаниями двух кафедр, на которы присутствовала вся наша профессура, в том числе и руководитель нашей кафедры Любовь Михайловна Мосолова (называю, потому что вероятно, вы ее знаете). Честно говоря, мне тоже не до конца было понятно (тему мне помогли сформулировать мой научный руководитель и мой ... как назвать-то даже не знаю - вобщем мой идейный вдохновитель, что ли =) заведующий кафедрой теории и методики философско-культурологического образования Токарев Сергей Николаевич). Но потом привыклось. Но думаю, вы правы в том, что предметом необходимо сделать именно методику, ведь ей я и занимаюсь, а вот на счет темы ... еще надо подумать, но ваше замечание действительно для меня очень ценно. Ведь кафедральные - все, что называется, свои, да и когда нас много - внимание "замыливается", а вы - свежий взгляд со стороны. Скажите, пожалуйста, не хочу показаться навязчивой, какие материалы у вас остались? Есть ли там какая-то статистика, вроде "до и после", что это за школа (или она в Москве?) с вашего позволения, я хотела бы попробовать включить ваш опыт как пример в свое исследование. И последнее - посоветуйте, как опытный специалист, могу я как-то опробировать свой курс? Что для этого необходимо? Я имею ввиду: должна ли я просто придти в школу и предложить его, или же необходимо его "оформление" как электива или что-то в этом роде? Да и будет ли он вообще интересен? Как вы считаете? Заранее и вообще большое вам спасибо

А.В.Хуторской: В чём недостаток подобной формы темы: "Языческая культура славян в культурологическом образовании школьников"? В том, что это отражение типичного предметного лоббизма, когда, например, узкие специалисты (в физике, математике, культурологии и т.п.) считают, что вправе делегировать свой предмет в сферу образования. На самом деле, в эту сферу делегировать что-либо может только педагогика. Методика - это педагогическая дисциплина, а не физическая, культурологическая или т.п. Что касается темы диссертации, то она всегда может быть изменена и переутверждена, например, за 2-3 месяца до защиты. О моих материалах могу назвать только небольшие старые статьи: Хуторской А. Песни птицы Гамаюн. Как мы изучаем славянскую мифологию // Учительская газета, 1995. - № 8. - 28 февраля. - С.7. Хуторской А.В. Земля былинная // Литература в школе. - 1993. - № 4. - С. 76-78. Хуторской А.В. Русская культура // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть 5. - Черноголовка, 1993. - С. 3-16. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9. Хуторской А. СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО В КУРСЕ МИРОВЕДЕНИЯ (опубликовано в УГ декабрь 96). Фрагмент оттуда: "Мироведение - интегрированный курс философской ориентации, в котором ученики овладевают универсальными способами познания мира и знаний о нем. Курс объединяет естественнонаучные и гуманитарные подходы к изучению метапредметных (внепредметных) универсальных основ - первосмыслов. Такими первосмыслами выступают философские категории, символы природы и культуры, фундаментальные понятия и проблемы, стихии мира и царства природы, культурно-исторические события и ритмы. Курс мироведения родился в Школе свободного развития как прообраз эвристического типа образования - образования, ориентированного на личное открытие каждым учеником собственного пути во всех образовательных областях. О методике эвристического обучения, разрабатываемой под руководством кандидата педагогических наук А.В.Хуторского “Учительская газета” уже сообщала своим читателям (2 апреля 1996г., с.9; 3 сентября 1996 г.)...". Конечно, ваш курс должен быть реализован на практике (с одновременной его разработкой), в противном случае, это всё никому не нужно. Лучший способ - предложить его соответствующей школе в качестве электива, предмета по выбору - и провести самой. Одновременно - найти учителей-единомышленников из разных школ и попросить их подключиться к эксперименту. Неплохо кроме отдельного курса разработать отдельные темы для таких базовых предметов, как история, литература, МХК. Сами школы культурологической ориентации надо поискать, там где вы живете и в др.городах.

oven: Добрый день! Тема моего диссертационного исследования "Развитие профессиональной компетентности учителя при формировании системности знаний школьников". Пожалуйста, прокомментируйте тему и предложите свои советы. Заранее спасибо.

А.В.Хуторской: oven пишет: Тема моего диссертационного исследования "Развитие профессиональной компетентности учителя при формировании системности знаний школьников". Как можно развивать компетентность учителя при формировании системности знаний? Какую именно компетентность? И т. д. и т.п. Тема никуда не годится. Вам надо понять, чем вы хотите помочь учителю, что ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно, какая проблема есть при этом и т.д., а не гоняться за модными словами.

oven: Добрый день! Спасибо за Ваш комментарий. Правда, тему диссертации придумал не я, а научный руководитель. Помогите ее правильно сформулировать. Я работаю над тем, что нужно делать учителю, чтобы знания учащихся были системные, как сформировать системные знания.

лилия: Добрый день! С большим удовольствием прочитала комментарии по поводу тем диссертаций. Тема моего исследования:"Педагогические условия формирования у учащихся начальной школы готовности к совершению нравственного выбора". Была бы очень признательна за комментарий темы и совет.

А.В.Хуторской: лилия пишет: Тема моего исследования:"Педагогические условия формирования у учащихся начальной школы готовности к совершению нравственного выбора". На мой взгляд, совершение нравственного выбора учениками начальной школы - это несколько противоестественно возрасту младшеклассников. Можно, конечно, поставить такую задачу и для ясельной группы ;-) Весь вопрос в её природо- и социо-сообразности. Вот если оставить в теме просто "к совершению выбора", имея в виду формирование навыка выбора в целом, это было бы понятнее и не возникало бы вопросов, насколько внимание к этому качеству ("готовности к совершению нравственного выбора") соответствует данному возрасту.

O.Volkova: Добрый день! Определяю тему диссертационного исследования Формулировка " Управление развитием информационной компетентости студентов торгово-экономического колледжа" приемлема ли? Завранее благодарю за комментарии

А.В.Хуторской: Уважаемая O.Volkova! Скажите, у вас наверняка имеются различные личные качества, например, знания, речь, вкус и т.д. Они ваши. И если кто-то снаружи захочет ими управлять, как вам это покажется? Наверное, не очень понравится. Так же и с компетентностими. Управлять ими - это внедряться в личности людей, т.е. не слишком гуманно.

Елизавета Борунова: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень нужен ваш совет. У меня два педагогических образования - химическое и лингвистическое(английский язык), более 10 лет преподаю английский для студентов-химиков. Всегда интересовалась инновациями в обучении - хотелось использовать их таким образом, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого студента. У меня много собственных наработок в плане изучения "химического" английского. Планировала сделать кандидатскую диссертацию по методике преподавания иностранных языков, чтобы обобщить свой опыт. Но не смогла найти себе руководителя. Сейчас учусь в заочной аспирантуре по методике преподавания химии, параллельно разрабатываю два направления: 1. Методика организации вариативного тестового контроля по химии ( с использованием опыта проведения экзаменов в школах стран ЕС). 2. Методические подходы к проведению интегрированных уроков "химия - иностранный язык" в средней школе. Оба направления для меня привлекательны, есть много идей. Некоторые материалы уже публиковала, готовлю другие. Выскажите, пожалуйста, ваше мнение - какое из двух направлений сейчас важнее и интереснее для учителей школ? Тему диссертации пока не конкретизировала - тут тоже для меня будет проблема выбора, так как я вижу по 3-4 темы внутри каждого направления, которые(темы) хотелось бы разрабатывать подробно. Может возникнуть впечатление, что я "распыляюсь", но на самом деле мою работу можно рассматривать в разных аспектах - и исходя из этого выбирать тему диссертации. Заранее спасибо всем, кто откликнется на мою просьбу.

А.В.Хуторской: Елизавета Борунова пишет: Всегда интересовалась инновациями в обучении - хотелось использовать их таким образом, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого студента. Елизавета, мне представляется, что надо исходить их этой Вашей доминанты - раскрыть потенциал каждого студента. Потенциал - это объект вашего исследования. Теперь предмет - взгляд на объект. Тестовый контроль, на мой взгляд, сухо и неинтересно. Интегрированные уроки - это форма, не более. Нужно найти ДЕЙСТВИТЕЛЬНО АКТУАЛЬНЫЙ РАКУРС. Наверняка в ваших 3-4 темах внутри каждого направления такой ракурс можно найти. Например: Методика использования иноязычного содержания образования в процессе изучения химии как средство самореализации учащихся (общеобразовательной школы). Или: Раскрытие творческого потенциала учащихся на основе межпредметных связей химии и английского языка..

Белова Е. Н.: Добрый день! Будет ли корректныи обсуждать тему докторской диссертации. Или это не разговор для форума?

А.В.Хуторской: Заголовок этой темы "Тема диссертации - как сформулировать?". Т.е. обсуждаютсяы темы любых диссертаций, в том числе и докторских.

Яна29: С наступающим

Белова Е. Н.: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Удивительно! Наверное только здесь можно совершенно открыто обсуждать тему (и получать совет профессионала!) относительно такой тонкой темы, как тема диссертации. Меня интересует гендерный аспект педагогики. Понимаю, что тема архисложная, неоднозначно трактуемая и не вполне признанная. Но тем интереснее... Варианта два: первый исторический аспект темы, второй- теоретический. Вне сомнения и тот идругой вариант связаны, речь идет о приоритете исследования. Два варианта темы докторской диссертации: 1) Теоретические основы реализации гендерного подхода в педагогике. 2) История гендерной педагогики в отечественном образовании. Уважаемый Андрей Викторович! Уважаемые коллеги! Насколько, по-вашему, эта область возможна для диссертационного исследования (докторского уровня)? Насколько корректно сформулирована? И пр... Может, стоит отказаться от мысли о диссертации в этой области? Работать просто в собственное удовольствие? С уважением, сотрудник кафедры русского языка и литературы ЦДО "Эйдос" Белова Елена Николаевна.

А.В.Хуторской: Белова Е. Н. пишет: Два варианта темы докторской диссертации: 1) Теоретические основы реализации гендерного подхода в педагогике. 2) История гендерной педагогики в отечественном образовании. Лично мне, например, обе темы неинтересны, поскольку в них нет актуальности и востребованности, т.е. не звучит проблема, которой следует посвятить время, силы и т.п. Для чего? Чтобы пополнить склады ещё одной диссертацией? Чтобы остепениться более высокой чем есть степенью? Для сегодняшнего дня и для практикующего учителя (каковым вы являетесь), подобные формулировки явно ведут к классической проблеме отчуждения. Когда диссертация отчуждена от того, чем реально занимается человек. В этом случае, обычно, очень трудно заставить себя отдавать силы "параллельной" с основной деятельностью теме, с вытекающими последствиями. Я убеждён в том, что делать диссертацию надо по тому, ЧЕМ ЗАНИМАЕШЬСЯ! Заниметесь обучением мальчиков и девочек - и видите (или хотите найти и проверить) способы учёта их различий - вот на эту тему и надо вести диссертацию. Только тему тогда так и надо сформулировать: ... (думайте сами). Белова Е. Н. пишет: Может, стоит отказаться от мысли о диссертации в этой области? Работать просто в собственное удовольствие? Отказаться - это не подход исследователя. Это подход, простите, обычной училки. Так что самоопределяйтесь. А в удовольствие хорошо бы, конечно, всё время работать. Но удовольствие - штука не непрерывная. Иногда требуется и волю применять, заставлять себя. Зато когда получается достичь цель - вот это и есть удовольствие.

Белова Е. Н.: Уважаемый Андрей Викторович! Ваша категоричность меня не перестает удивлять. В моем представлении ученый с большим именем всегда смотрит на вещи неоднозначно. Может, я ошибаюсь, а может, это некий ход? А.В.Хуторской пишет: Лично мне, например, обе темы неинтересны, поскольку в них нет актуальности и востребованности, т.е. не звучит проблема, которой следует посвятить время, силы Никак не могу с Вами согласиться. Сегодня, на мой взгляд, именно в теоретической области гендерной педагогики "зарыта собака". Сводятся ли гендерные различия к различиям мальчиков и девочек? Что значит "учитывать особенности мальчиков и девочек"? Преодолевать традиции, поддерживать их (прежде всего, стереотипы)? А потом и как это делать? А.В.Хуторской пишет: Я убеждён в том, что делать диссертацию надо по тому, ЧЕМ ЗАНИМАЕШЬСЯ! Заниметесь обучением мальчиков и девочек - и видите (или хотите найти и проверить) способы учёта их различий Вы правы на 1000%. Я хочу обратиться к тому, чем занимаюсь. Поиск ответа на многие вопросы об обучении мальчиков и девочек и привел меня к темам. Слово "способ" может и из ряда ключевых. В любом случае, спасибо! А.В.Хуторской пишет: Только тему тогда так и надо сформулировать: ... (думайте сами). Обязательно буду думать над тем, как сформулировать. С уважением, Елена Белова.

oven: Добрый день! Спасибо за Ваш комментарий. Правда, тему диссертации придумал не я, а научный руководитель. Помогите ее правильно сформулировать. Я работаю над тем, что нужно делать учителю, чтобы знания учащихся были системные, как сформировать системные знания.

А.В.Хуторской: oven , вам нужно сформулировать несколько вариантов темы своего исследования, отразив в них предмет и проблему. К ним потом можно будет отнестись. Но формулировать надо вам, это же ваше исследование.

Никуличева Н.В.: Андрей Викторович, здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста, меня по такой теме - "Дидактические основы разработки и применения дистанционного курса в учебном процессе". Главная идея в том, что у меня есть курс повышения квалификации на 72 часа "Организация дистаницонного обучения в образовательном учреждении", который я провожу как в очной форме (когда слушатели приезжают в Москву на 10 дней), так и дистанционно (от 2 до 3 месяцев). Это длится уже 2 года, в течение которых я поняла, что мой дист. курс более эффективен, чем очный. Разработана модель дист. курса, этапы реализации курса, методика проведения курса. С уважением, Наталия Викторовна Никуличева, победитель ДУГ-2001

А.В.Хуторской: Уважаемая Наталия Викторовна! Ваш вопрос серьёзный и нуждается в соответствующей консультации на платной основе - см.: http://eidos.ru/services/consultation/index.htm

Куличева Светлана: Темы диссертаций должны нести в себе проблему исследования, тем самым будет отражен её предмет.Например, психологические барьеры в профессиональной деятельности педагога,Отношение к будущему как фактор успешности обучения в вузе и т.д.

Cольвейг: Здравствуйте! Тема моей диссертации- "Формирование читательской компетенции учащихся начальных классов средствами рабочей тетради по литературному чтению". Прокомментируйте, пожалуйста. Я автор рабочих тетрадей, методических пособий по литературному чтению для начальной школы в системе Л.В.Занкова. Опыт работы- школа (11 лет), лектор-методист в Федеральном центре им. Занкова (6 лет). Спасибо!!!

А.В.Хуторской: Cольвейг пишет: Тема моей диссертации- "Формирование читательской компетенции учащихся начальных классов средствами рабочей тетради по литературному чтению". Прокомментируйте, пожалуйста. "Формирование" - в этом термине акцент на насильственном воздействии. Придание формы есть лепка. С точки зрения такой терминологии ученик - это пластилин. Лично моё педагогическое мировоззрение базируется на образе "ученик - семя неизвестного растения". А растение не столько формируется (хотя и это возможно), сколько растёт сообразно своему потенциалу. И второе. Из вашей формулировки сразу видно, что у вас есть рабочая тетрадь и вы хотите её применить. Но это опять-таки, ВАШЕ желание, а не реальная проблема учеников, которую вы предлагаете решить с помощью вашей тетради. Такой проблемой вы хотите считать читательскую компетенцию (кстати, с позиций нашей научной школы - это не компетенция, а компетентность). Но для меня, например, неочевидно, что это есть проблема. Это просто замыленный термин, которые многие используют без разбору. Лучше найти более конкретный предмет исследования, например, одну из составляющих читательской компетентности.

Cольвейг: Добрый вечер! Спасибо, что ошеломляюще быстро реагируете! А.В.Хуторской пишет: "Формирование" - в этом термине акцент на насильственном воздействии. Согласна, значит, лучше говорить о развитии, а не формировании. Не о "компетенции" , а о "компетентности", т.к. речь идет о характеристике ученика- это тоже понятно. А.В.Хуторской пишет: Лучше найти более конкретный предмет исследования, например, одну из составляющих читательской компетентности. Вот за это отдельное спасибо. Я тоже уже (уже через полгода работы;)поняла, что все компоненты компетентности не охватить - будет поверхностно. Сейчас разрабатываю модель читат. компет. по технологии А.В.Хуторского.Трудно, не с кем пообщаться на эту тему. Здорово, что есть этот форум. Когда обнаружила- онемела от счастья. У меня прекрасный научный руководитель, потрясающий специалист по методике. Но слово "компетентностный" для нее ругательное.Не жалуюсь- констатирую.

А.В.Хуторской: Cольвейг пишет: Трудно, не с кем пообщаться на эту тему. Здорово, что есть этот форум. Когда обнаружила- онемела от счастья. У нас просто огромное количество мероприятий и иных возможностей для тех, кого интересует компетентностный подход - одно из направлений нашей Научной школы. Не далее чем сегодня днём я выступал на очно-дистантной конференции о внедренческом аспекте компетентностного подхода - вот эта конференция - http://eidos.ru/edu/themes/60257/index.htm Сегодня в ней с помощью IP-трансляции участвовало около 30 человек из разных городов. Два доклада были сделаны теми, кто находился не в Москве. Такие конференции мы проводим каждую пятницу в нашем ФПК на Тверской в Москве. Очередная конференция по компетентностному подходу - 24 сентября 2010 г. - http://eidos.ru/edu/schedule/index.htm Кроме того ЦДО "Эйдос" проводит около десятка дистанционных курсов по компетенциям, есть научно-методические услуги педагогам, соискателям - http://eidos.ru/science/support/aspirant.htm Так что ищущий да найдёт ...

Cольвейг: Обязательно приму участие в мероприятиях Вашей школы, когда буду готова к продуктивному общению!

Olgakas: Уважаемые коллеги! буду рада Вашим комментариям по формулировке темы "Модульно-рейтинговая технология обучения иностранным языкам как средство повышения самостоятельности студентов неязыковых специальностей".

saz: Добрый день! Ищу выход из сложившейся ситуации: 19 мая назначена защита, 19 апреля последний день рассылки. Два дня назад науч. руководитель сообщил, что на заседании Дис. Совета тема моего исследования вызвала всеобщее возмущение (тема звучала так: "Проектное обучение как условие формирования музыкально-художественной компетентности подростков (на примере музыкально-театральных проектов)"), а точнее, использование термина "компетентность" применительно к школьному образованию. Сказали "Какая может быть компетентность подростков?!", компетентность-это прерогатива профессионального образования, и что в ВАКе тема не пройдет!". На мои попытки сослаться на ФГОС (основная школа) и исследования ученых "(Спасибо Вам, Андрей Викторович!) реакции не было никакой... Дали совет - если хочу защититься, то надо "вывести компетентность" из названия диссертации... Я поняла бы любую причину ("скучно","затасканность новомодных словечек" :-) или отсутствие проблемы),но такого, честно говоря, совсем не ожидала...Возникает только один вопрос, где все были раньше, когда тему утверждали? Лить слезы некогда, надо принимать решение! Пока отчаянно пытаюсь отстоять свою точку зрения, но, боюсь, все бесполезно... придется смириться... Поэтому прошу совета: как можно наиболее удачно заменить "компетентность" на что-нибудь близкое по смыслу, а потом в самой диссертации плавно подвести и выйти на компетентность?. У меня "крутится" вариант "... как условие формирования готовности подростков к самостоятельной художественно-продуктивной деятельности" (или просто "...творческой деятельности"),но сомнения не оставляют, понимаю, что это не совсем То. Спасибо! С уважением, Светлана.

А.В.Хуторской: saz пишет: Сказали "Какая может быть компетентность подростков?!", компетентность-это прерогатива профессионального образования, и что в ВАКе тема не пройдет!". На мои попытки сослаться на ФГОС (основная школа) и исследования ученых "(Спасибо Вам, Андрей Викторович!) реакции не было никакой... Дали совет - если хочу защититься, то надо "вывести компетентность" из названия диссертации... Уважаемый соискатель! Причина возникшей проблемы с мнением Дис. совета - это именно в вашей недоработке. Каждый Дис.совет - это в определённой степени своя научная школа, у неё есть свои особенности, позиции, в том числе и предрассудки. И любой соискатель, который хочет защищаться в данном совете, должен изучить и учесть эту школу. Ведь он, по сути, хочет стать выпускником данного совета. Соискателю нужно было заранее обсудить своё исследование, хотя бы кратко, с каждым (или почти с каждым членом совета). Тогда такой проблемы можно было бы избежать. Второй момент - собственно компетентностный подход. А вы как хотели? Хотели взять модный, раскрученный, я бы сказал, местами "затасканный" термин, и на его как бы новизне пройти в кандидаты наук?! Вам жизнь и подбросила ситуацию чисто внедренческую - доказать, что компетенции бывают не только профессиональные, но и общеобразовательные. А что вы делаете вместо этого? Пытаетесь быстренько заменить непонравившийся кому-то термин, вместо того, чтобы его обосновывать. Это, на мой, взгляд, не позиция учёного, а позиция того, кто хочет поскорее получить учёную степень. Есть и третий аспект. Может быть у вас в исследовании действительно не столько компетентности фигурируют, а нечто иное. В любом случае нужно смотреть всю работу. Считайте, что жизнь вам даёт возможность защищать свои позиции и результаты. Это и есть суть защиты.

Гиляна: Тема моего исследования "Формирование готовности к самообразованию будущих экономистов в процессе математической подготовки" (на материалах ССУЗа). Как вы думаете данная тема является ли актуальной?

А.В.Хуторской: Гиляна пишет: Тема моего исследования "Формирование готовности к самообразованию будущих экономистов в процессе математической подготовки" (на материалах ССУЗа). Такая формулировка никуда не годится. У вас 6 предметов исследования: 1. Формирование готовности 2. Готовность самообразованию 3. Самообразование 4. Будущих экономистов 5. Процесс математической подготовки 6. На материалах ССУЗа

Гиляна: Добрый день! Спасибо за комментирование темы. Подскажите пожалуйста, как можно сформулировать подобную тему исследования? Заранее благодарна.

А.В.Хуторской: Гиляна пишет: Подскажите пожалуйста, как можно сформулировать подобную тему исследования? Уважаемая Гиляна, тема исследования не появляется откуда-то просто так. Это отдельный процесс. И этот процесс имеет технологию. Необходимо пройти все её этапы, прежде чем появятся варианты формулировок тем. У некоторых соискателей время на формулирование темы диссертации занимает около года. Потому что тема не есть нечто отдельное, она связана со всеми остальными методологическими характеристиками исследования: проблемой, гипотезой, целями, ожидаемой новизной и т.д. Иногда тему даёт научный руководитель, у которого уже есть образ будущей диссертации. В любом случае тема - это, можно сказать, уже диссертация, её голова. Я могу только посоветовать вам обратиться за системными консультациями в наш Институт образования человека. Сначала - консультации по направлению исследования, затем - по обоснованию темы. После того, как обоснование будет сделано, его можно обсудить на Учёном совете, в том числе дистанционно - http://eidos-institute.ru/science/index.htm

Иляна: Добрый день! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу формулировки темы канд. диссертации и рекомендации (если это возможно!). Заранее спасибо! тема:"Система эвристических методов как средство развития вычислительной культуры будущих экономистов в ссузе" ( если рассматривать по категориям: 1. кто- будущие экономисты; 2. что- вычислительная культура; 3. как- система эвристических методов). или еще один из вариантов: "Формирование вычислительной культуры будущих экономистов посредством системы эвристических методов в ссузе"

А.В.Хуторской: Иляна пишет: "Система эвристических методов как средство развития вычислительной культуры будущих экономистов в ссузе" Как вы думаете, можно ли вместо эвристических методов написать любые другие? Например, вот вам ещё несколько подобных "диссертаций": "Система логических методов как средство развития вычислительной культуры будущих экономистов в ссузе" "Система статистических методов как средство развития вычислительной культуры будущих экономистов в ссузе" "Система математических методов как средство развития вычислительной культуры будущих экономистов в ссузе" "Система когнитивных методов как средство развития вычислительной культуры будущих экономистов в ссузе" Вместо методов можно подставить формы, способы, приёмы, компетентности и т.п. Чувствуете, что что-то не то? Что так не должно быть? А не то здесь то, что вы при формулировке темы идёте не от реальной и актуальной проблемы, которую надо решить, а просто от перебора слов. Формулирование темы - есть результат определённой системы действий, а не просто подбор нужных слов. В правильно организованном исследовании тема появляется сама как элемент этого исследования. Поэтому вам надо прежде всего организовать свои действия, которые и приведут к правильной для вас теме.

Иляна: Очень признательна Вам за консультацию.



полная версия страницы