Форум » Ведём исследование. Пишем диссертацию » Структура диссертации » Ответить

Структура диссертации

А.В.Хуторской: Структура диссертации - ключевой системный элемент. По оглавлению диссертации можно судить о её содержании. Требования к оглавлению таковы, чтобы в названиях глав и параграфов были отражены задачи исследования; чтобы формулировки глав и параграфов полностью раскрывали тему исследования, не выходя за её рамки; нужно терминологическое единство оглавления; в каждом названии параграфа требуется конкретное отражение специфики исследования (например, название главы "Педагогический эксперимент" ничего не говорит о специфике диссертации и т.д. Предлагаю сформулировать встречающиеся проблемы построения структуры диссертации, обсудить их на конкретных примерах.

Ответов - 2

А.В.Хуторской: Структура любой диссертации включает в себя ключевые методологические элементы. От того, насколько они обоснованы и взаимосогласованы, зависит результат всей диссертации. Все соискатели тратят много времени на то, чтобы отточить формулировки своей проблемы, цели, объекта и т.п. В помощь такой работе В.В. Краевский предлагает следующие рефлексивные вопросы исследователя к самому себе: 1. Проблема: Что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? 2. Тема: Как это назвать? 3. Актуальность: Почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? 4. Объект исследования: Что рассматривается? 5. Предмет исследования : Как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения? 6. Цель : Какой результат предполагается получить, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения? 7. Задачи : Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? 8. Гипотеза и защищаемые положения: Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? 9. Новизна : Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? 10. Значение для науки: В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание? 11. Значение для практики : Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Свитова Т. В.: Наряду с корректировкой понятий приходится и переструктурировать диссертационный материал. На данный момент складывается структура, на мой взгляд, несколько отличная от традиционной. Могут ли иметь место такие особенности распределения материала, как: - теоретическая характеристика компонентов профессиональной одаренности специалиста во второй, экспериментальной главе, хотя она входит в новизну исследования (пока совсем меня не заредактировали, еще входит ). Перенесена из первой главы, чтобы не было "разрыва" с диагностическим материалом. - анализ формирующего эксперимента ранее, чем констатирующего - констатирующий и контрольный совмещены и дается сравнительный анализ. Т.е. 1) обосновываются критерии успешной профессиональной деятельности, по которым будет проводиться диагностика, в том числе компоненты профессиональной одаренности, которые мы развиваем, 2) показывается, как это происходило в формирующем этапе экспериментальной работы, 3) дается сравнительный анализ в форме сопоставления констатирующего и контрольного этапов в одном параграфе.



полная версия страницы