Форум » Ведём исследование. Пишем диссертацию » Диссертация по компетенциям » Ответить

Диссертация по компетенциям

А.В.Хуторской: Какова специфика такой диссертации? Как выполнить исследование, чтобы в нём были не только "модные" слова?

Ответов - 15

А.В.Хуторской: Компетентностная тема диссертации появляется не сама по себе, а из определённой - реально существующей проблемы. Диссертации по компетентностям нужны не из-за того, что их вставили в стандарты.

Свитова Т. В.: Не побоюсь начать излагать свои мысли с банальной фразы: чтобы убрать «налет модности», исследование должно быть направлено на решение практических проблем и начинаться с их выявления. Следовательно, предварять это исследование должен диагностический этап, обязательно включающий помимо ключевых, предметные особенности. Ибо реальное формирование конкретных компетенций происходит на предметном материале. Необходимо выявить круг актуальных компетенций для данной предметной сферы (на основе ключевых), исходя из выявленных проблем-противоречий в конкретной деятельности (образовательные стандарты зачастую мало дают, так как объективны и не значимы личностно – можно сказать «прописные истины» на бумаге). Думаю, прежде всего, это должны быть компетенции, позволяющие решать задачи в «экстремальных», непредвиденных ситуациях, адаптироваться к новым условиям, расширять поле деятельности. Возможно, это компетенции организационные, коммуникативные, интеграционно-предметные.

Котова Г.Л.: Как говорит моя руководитель: "Не люблю я модные слова! Но раз тебе это близко, пробуй! Только давай сделаем это так, чтобы педагогика наша не была бездетной! Давай свяжем всё с реальной практической деятельностью!" Так что, Свитова Т. В. я абсолютно согласна с Вами, что решение практических проблем должно быть во главе!


А.В.Хуторской: Ну, а дальше что? Выявили практическую проблему (например, дети изучают русский язык, а сориентироваться в вывесках-указателях, например, на вокзале, затрудняются); определили предметные компетенции (например, ориентация в надписях, выполненных разными шрифтами, цветами и размерами). Как после этого сформулировать цель, проблему, гипотезу исследования? Давайте попробуем смоделировать структуру диссертации, реально решающей компетентностную проблему.

Семич С.В.: Я думаю гипотеза может быть по поводу средств, с помощью которых формируются те или иные компетентности, или условий. Отнеситесь пожалуйста к формирулировкам: "Внеурочные формы работы с учащимися в современой школе как средство формирования коммуникативной компетентности" "Олимпиады как средство формирования образовательной компетенции" Мне не очень нравится "Олимпиады", так как обычно они понимаются очень узко и не предполагают межпредметности. (Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности)

Терешихина Юлия: Андрей Викторович, я хотела бы узнать. Вы предлагаете смоделировать структуру диссертации по данному направлени, но я думаю, что она может быть разной в зависимости от того, представлено ли данное пониятие в теме (и соответствующе в цели и т.д.) или это один из аспектов исследования, например, показатель эффективности какой-либо программы или используемых методов (технологий).

Передериева Е.В.: По - моему, специфика такой диссертации будет состоять в: поиске объектов исследования; проведении мониторинга до начала исследования и определения целей и задач; обзора литературы; создания условий для формирования интересующих нас компетенций; описания проведения исследования; повторного проведения мониторинга по результатам исследования; оформления результатов; презентации творческого продукта; оформления выводов; использования в системе результатов исследования.

Тарасенко Е.В.: А.В.Хуторской пишет: Какова специфика такой диссертации? Передериева Е.В. пишет: По - моему, специфика такой диссертации будет состоять в: поиске объектов исследования; проведении мониторинга до начала исследования и определения целей и задач; обзора литературы; создания условий для формирования интересующих нас компетенций; описания проведения исследования; повторного проведения мониторинга по результатам исследования; оформления результатов; презентации творческого продукта; оформления выводов; использования в системе результатов исследования. Наверное, спецификой, то есть отличительным компонентом содержания диссертации, в этом случае будет авторское изложение структуры той или иной компетенции - составляющих её знаний, умений, навыков, способов деятельности и их системы, авторская шкала уровней сформированности соответствующей компетентности и соответствующие этой шкале измерительные материалы...

Терешихина Юлия: Я соласна с коллегами, что исследование компетенций должно предполагать выявление показателей доступных для их изучения.Необходимо определить условия, при которых данные компетенции могут быть сформированы в рамках данного учебного предмета (или комплекса учебных предметов). До проведения педэксперимента, связанного с формированием компетенций, необходим диагностический этап. Повторный срез делается после проведения педэксперимента.

mikhailka: Терешихина Юлия пишет: Необходимо определить условия, при которых данные компетенции могут быть сформированы в рамках данного учебного предмета ( Необходимо условия не только определять, но и создавать. Создание условий или среды будет влиять на конечный результат.

А.В.Хуторской: Компетентностная тема диссертации появляется не сама по себе, а из определённой - реально существующей проблемы. Диссертации по компетентностям нужны не из-за того, что их вставили в стандарты.

А.В.Хуторской: Компетентностная тема диссертации появляется не сама по себе, а из определённой - реально существующей проблемы. Диссертации по компетенциям нужны не из-за того, что компетенции вставили в стандарты.

А.В.Хуторской: Компетентностная тема диссертации появляется не сама по себе, а из определённой - реально существующей проблемы. Диссертации по компетенциям нужны не из-за того, что компетенции вставили в стандарты.

А.В.Хуторской: Компетентностная тема диссертации появляется не сама по себе, а из определённой - реально существующей проблемы. Диссертации по компетенциям нужны не из-за того, что компетенции вставили в стандарты.

А.В.Хуторской: Компетентностная тема диссертации появляется не сама по себе, а из определённой - реально существующей проблемы. Диссертации по компетенциям нужны не из-за того, что компетенции вставили в стандарты.



полная версия страницы