Форум » Ведём исследование. Пишем диссертацию » Определение понятий в исследовании » Ответить

Определение понятий в исследовании

А.В.Хуторской: Одна из задач исследования - определение понятий, особено тех, которые входят в формулировку тему исследования, проблему, гипотезу и т.п. При этом исследователь, как правило, изучает дефиниции понятия, которые предлагаются другими учёными, уточняет их или корректирует. Но важный момент здесь следующий. Содержание понятий (практически любых) определяется той концепцией (идеологией, мировоззрением), которая лежит в основе исследовательской позиции. Например, даже понятие "человек" имеет различное содержание в разных теориях. Понятие "образование" также можно трактовать по-разному. Например, мы трактуем его как "образовЫВание" человека. Другие же могут его трактовать как "процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков". Отсюда понятие "образование человека" получает такое содержание, которое потом должно отражаться в формах, методах, системе контроля результатов. Т.е. в зависимости от исходных позиций и концепций содержание ВСЕХ педагогических понятий будет особым.

Ответов - 1

А.В.Хуторской: А.В.Хуторской пишет: Получил письмо от аспиранта, на которое отвечаю: Здравствуйте, Андрей Викторович!!! Нашел в Интернете адрес электронной почты, по которому с вами предлагалось связаться! Понимаю, что Вы можете быть очень заняты, сразу же задам главные вопросы, на которые очень хочется получить ответ именно от Вас. Потом, если посчитаете возможным и интересным для себя – небольшое пояснение, откуда появились эти вопросы… Насколько получилось выяснить, область Ваших научных интересов связана с информационными процессами, технологиями. Напишите, пожалуйста, используете ли Вы в своих научных работах термин информационно-педагогическая поддержка? Если да, то, как вы ее определяете, или чьим определением пользуетесь? Встречался ли Вам в принципе такой термин? Какой контекст более уместен при употреблении данного термина? Все, что ниже – имеет пояснительный характер. Я аспирант из СПб. Мы с научным руководителем пишем диссертацию по теме «Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения». На этапе рецензирования один из рецензентов предложил обратиться к ряду исследователей, среди которых и Вы. Необходимость обратиться к обозначенным авторам рецензент мотивировал тем, что термин, «информационно-педагогическая поддержка», который мы предлагаем использовать в педагогике, уже определен. Однако нам не удалось встретить этот термин в научных трудах. «СПОРНОСТИ» (в хорошем смысле, понимании этого слова) добавил и контекст использования нами этого термина в нашей работе. Мы не привязываем информационно-педагогическую поддержку к «машине» (компьютеру). Конечно, мы не «выкидываем машину вовсе», мы понимаем ценность всех благ современной компьютерной индустрии, однако во главу стола «машину» в нашей работе не сажаем… Во главу же стола мы сажаем «информацию» как таковую… потом мы уже выбираем ту информацию, которая необходима для учащихся, виды деятельности с информацией и т.д. и т.п. Как нам видится – контекст совершенно смещен с «машины» изначально… Нам будет ОЧЕНЬ интересно узнать Ваше мнение о случившемся «споре», как мнение эксперта в данной области!!! Заранее спасибо!!! -- С уважением, Бровин Александр Санкт-Петербург Уважаемый Александр! Понятие «Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения» вы вправе определить самостоятельно. Это определение зависит от того, что вы понимаете под профильным обучением, педагогической поддержкой, информацией и т.п. В нашей Научной школе содержание подобных понятий исходит из принципа человекосообразности образования и других наших основоположений - http://khutorskoy.ru/science/index.htm Наш подход иной, чем тот, который используют многие другие учёные. Разницу можно посмотреть, например, в этих заметках - "Куда ты мчишься, информатика? Что ради чего: информатизация для человека, или человек для информатизации" - http://khutorskoy.ru/be/2006/0530/index.htm Понятие «Информационно-педагогическая поддержка» - это совсем другое понятие, поскольку неясно, что именно поддерживается.



полная версия страницы